СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Беслан."

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час,посвященный жертвам в школе Беслана.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Беслан."»

Цель: воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей рождения символа «Голубь мира» и с историей жизни Саманты Смит, Вити Черевичкина.

  2. Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их.

  3. Воспитывать чувство интернационализма и патриотизма, уважительного отношения к народам, населяющим нашу планету.

  4. Учить заботится о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;

  5. Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, лекала бумажных голубей, ножницы, карандаши, воздушные шары.


Ход классного часа:

1.Организационный момент.

- Прошло лето. Вот и стали вы на год взрослей. Прозвенел звонок на урок. Начинаются будни. Мы ещё поговорим о том, как вы провели лето. Я думаю, вы стали мудрее, набрались опыта, как - никак мы уже во 2 классе.

2. Объявление темы урока.

- Сегодня – наш первый урок и говорить мы будем об очень серьезных и важных вещах. Тему нашего урока вы сами определите, после того, как я прочитаю стихотворение.


Звучит «Реквием» А.Моцарта


“Детям Беслана посвящается...” – Шмырева Н.Г.

В первый сентябрьский погожий денек
Дети Беслана отправились в школу,
После каникул и летних забот.

Встретить друзей и увидеться вновь.


Многие дети пришли первый раз.

В школу учиться читать и писать
Их провожали родные и близкие,
Все были счастливы, всё было искренне.


Всё началось хорошо и красиво – 
Всюду цветы и заливистый смех,
Дети одеты в форму, все мило…
Радость и счастье в глазах у всех…
Но, словно черная, мрачная туча,
Всё заслонила, закрыла весь свет – 
Банда ужасных злых террористов
Вдруг прервала детский радостный смех.


Земля рыдала от бессилия и горя.

И кровью детей была залита вся.
Бандиты прикрывались малышами, 
Как загражденья их на окна выставляли.


Страшные были часы и минуты, 
Ужас в глазах у ребят, матерей…
Остановитесь! Вы что же не люди?
Вы ведь в заложники взяли ДЕТЕЙ!


Как вы посмели, подлые твари,
Руку поднять на святое страны! 
Нет, террористы – дьявола дети.
Вас ненавидят все люди Земли!


Мы не забудем, тех, кто не с нами, 
Тех, кто погиб от руки палача.
Будем стремиться жить только в мире, 
И не допустим насилья и зла!


Какая же тема нашего классного часа? Чему посвящено это стихотворение?

– Да, ребята, тема нашего урока “Миру мир!” и пройдет он под девизом “Мир под чистым небом, ярким солнцем и созвездием добра!”

3. Минута молчания.

– А сейчас, ребята, давайте вспомним всех тех, кто погиб 7 лет назад (1.09.2004 года) в Беслане и почтим их память минутой молчания.

Было ясное сентябрьское утро. Дети в парадной форме с цветами и их близкие собирались на традиционные линейки, посвященные началу нового учебного года. В это время на территорию школы №1 г. Беслана в Северной Осетии въехала на трех машинах вооруженная банда из 32 человек. Захватив в заложники более 1300 взрослых и детей, они усадили их на пол в спортивном зале и заминировали школу. С 1 по 3 сентября люди не получали ни воду, ни питание. В их адрес раздавались постоянные угрозы. Они понимали, что это террористический акт, но свято верили, что их спасут, что все они останутся живы.

Любые попытки вести переговоры с террористами в конструктивном русле, и решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. 3 сентября была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. Днем 3 сентября в школе прогремел взрыв. Началась паника… Многие из заложников пытались бежать, боевики открыли по убегавшим огонь. На их защиту встали войска спецназа. Своими телами они закрывали детей и взрослых от пуль, сами, погибая при этом. На сегодняшний день огромны жертвы этого теракта, установлено 394 человека. Остальные заложники (более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок. Им пришлось проходить лечение в больницах России. Убит 31 террорист.
Здание школы после операции освобождения, и в результате подрыва имевшейся у террористов взрывчатки, оказалось практически полностью разрушенным. Год спустя после этого трагического события на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника “Древо скорби”.

4. Основная часть

- Ребята, а что является символом мира? 

Загадка:

Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге.
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет. (голубь)


- И не просто голубь, а белый голубь.


Почему именно голубь?

Сейчас уже не так-то просто установить, почему и как голуби стали символом мира у большинства народов планеты.


- Известно, что с очень давних времен в странах Востока голуби считались священными птицами, добрыми вестниками богов.

Существует также легенда о том, как голубки богини любви Венеры свили свое гнездо в шлеме бога войны Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.

Древние славяне верили, что в голубя превращается душа умершего.


А у христиан эта птица служила символом Святого Духа. Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ни чем семейный лад.

У славянских народов есть поверье, что человеку, выпустившему в небо птицу, сопутствует удача и счастье в жизни и голубь лучше всего подходит для этого.


-Поэтому в небо торжественно выпускают голубей дети на праздниках, выпускники школ, молодожены. Во многих городах нашей планеты есть памятники голубям мира. А художники посвящают им свои работы.


-Памятник девочке с голубем в руках можно увидеть в Америке. Эта девочка ваша сверстница, первая посланница мира из Америки в Советский Союз.


Итак, мы переносимся в 1983 год в далекую Америку.


Ученик 1:

Две великие сверхдержавы Советский Союз и Америка находились в состоянии холодной войны (постоянное соперничество, гонка вооружений), которая в любой момент могла перерасти в самую настоящую «горячую», кровопролитную войну. Простые люди этих двух стран ничего не знали друг о друге, поездки за границу в то время в Советском Союзе можно сказать были запрещены.

В то время в одноэтажном домике на окраине города Манчестера (штат Мэн) вместе с родителями жила американская 10-летняя девочка Саманта Смит. Девочка как девочка, ничем не отличалась от своих подруг. Но однажды она узнала про то, что если на ее город упадет атомная бомба, то все погибнет вокруг, а жизнь остановится. И такая угроза исходит из СССР. Ей стало страшно. Ее мучил вопрос: "Почему русские хотят напасть на Америку?" Об этом она ни раз слышала по телевизору и радио. Немного подумав, она села за стол, взяла ручку и тетрадь, и начала свое письмо:

"Мистер Советский Президент!

Мне 10 лет. Я обеспокоена, будет ли война...

Вы за войну или нет? Если вы против, пожалуйста, напишите, как вы собираетесь не допустить войну?"

Идею девочки поддержали ее родители, хотя сами мало верили, что их дочь получит ответ из Москвы. Письмо отправилось за океан - в Советский Союз.

Саманта ждала, и ответ пришел. Не веря своим глазам, она начала читать:

"Здравствуй, дорогая Саманта!...

Мне кажется, что ты смелая и честная девочка, похожая на Беки, подружку Тома Сойера.

Твой вопрос - самый главный. Отвечу на него честно и серьезно. Советские дети хорошо знают, сколь ужасна и разрушительна война...

У Америки и у нас есть ядерное оружие - страшное оружие, которое может в один миг погубить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно было пущено в ход. Мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле.

Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта. "

- А еще Советский президент пригласил Саманту вместе с ее родителями в гости в Россию. Они приехали и побывали в Москве, в Санкт-Петербурге, в детском лагере “Артек” на берегу Черного моря. Везде ей были рады, везде ее встречали как родную. Саманта теперь точно знала, что наши люди не хотят войны. Так весь мир узнал об американской девочке.

Саманта побывала в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где ей показали пожелтевшие странички из дневника Тани Савичевой. Переводчик прочитал их на английском языке. Тогда Саманта поняла, как ужасна война, что люди, пережившие такое, никогда не начнут ее первыми.

Уезжая домой, Саманта сказала: “Люди здесь кажутся мне такими же, как мои соседи. Они похожи на меня больше, чем я думала. Это самое важное, что я поняла”.

К сожалению, 13-летняя Саманта погибла 25 августа 1985 года вместе со своим отцом в крушении небольшого пассажирского самолета при посадке в аэропорту города Оберн в американском штате Мэн.

Но ее до сих пор помнят в России как маленького американского посла мира.

В 1986 г. в г. Огаста — столице штата Мэн (США) был торжественно открыт памятник Саманте Смит. Автор памятника изобразил Саманту в полный рост, выпускающую из рук «голубя мира». К её ногам прижимается медвежонок — покровитель штата Мэн.



Ученик 3:

В Ростове-на-Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал все. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиком, стали бойцами-разведчиками. Они несли в расположение советских войск сведения из города. Однажды фашисты узнали об этом. Мальчика схватили.

Все решили, что Витю застрелят прямо в сарае с голубями. Но он откинул косяк, загораживающий леток, и голуби выпорхнули на улицу. Они расселись рядом, на крыше. Тогда немец повел Витю в штаб. Там его и расстреляли. Голуби улетели в тот же день. Дотемна они сидели на крыше сарая, а утром их уже не было. О Вите рассказывали на Нюрнбергском процессе, судившем нацистских преступников, к делу была приложена фотография убитого мальчика, с голубем в руке…. Фотография доказывающая, что это всё не вымысел, а факт реального мира. Его убили, но память о нем живет и поныне. И у многих сегодняшних мальчишек нашей страны любимое увлечение — голуби.

В Ростове Вите Черевичкину поставили памятник в парке его имени. Памятник представляет собой мальчика с голубем, которого он крепко прижимает к груди.



Учитель:

Ребята, запомните эти имена: Саманта Смит, Витя Черевичкин. Это дети, которые так и остались в своем детстве. Они никогда не станут взрослыми. Зло, совершаемое в мире, не позволило им жить на Земле. Глядя на нас с неба, они требуют, чтобы сегодня мальчики и девочки были счастливее их, жили под мирным небом, творили добро каждый день. Только тогда зло будет повержено, а дети смогут вырасти и стать взрослыми. Сегодня много задач стоит перед людьми.

Но главная задача – сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу маленькую по масштабам Вселенной планету, которая из космоса выглядит голубым и прекрасным шаром.

- Ребята, что означает слово МИР?

  1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара. 

  2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; 
    тишина, покой; соглашение о прекращении войны.).

  3. Мир  — человечество, мировое сообщество

  4. Мир — спокойствие, отсутствие войны, покой.


 Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.


5.Работа в парах.

А сейчас вы поработаете в группах, чтобы собрать пословицы о мире.

  1. Худой мир лучше доброй драки.

  2. В мире жить — с миром жить.

  3. Кто умеет беситься, тому ни с кем не ужиться.

  4. Дружно за мир стоять - войне не бывать.

  5. Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

  6. Мир - дело великое.

Звучит мелодия



  1. Практическая работа

Сегодня, ребята, мы с вами сделаем голубей. Голубь является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слёз. На каждом голубе вы напишите свое пожелание мира для всех людей нашей большой планеты. Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войн.

Изготовление голубей, написание пожеланий. Прикрепление к воздушному шару и запуск в небо.

Звучит мелодия



7. Итог урока.

Дорогие ребята! За два года, что вы учитесь в школе, мы стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете. Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войн.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!