СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час 4 класс россия гражданин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час 4 класс россия гражданин»

Шаблон конспекта планирования внеклассного мероприятия


ФИО участника экзамена

 

Тема мероприятия

 Я-гражданин россии

Цель мероприятия

 создание условий для формирования представлений о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

Задачи мероприятия

1.     Формировать знания обучающихся об основных правах и обязанностей гражданина РФ, о Конституции и государственных символах РФ;

2.     Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

3.     Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине.


Форма(ы) мероприятия

 беседа, игра.

Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии

 словесные, наглядные и практические методы.




 

Ход внеклассного мероприятия


Этап планируемого мероприятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

Подготовительный этап

 - Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на нашем классном часе! Прежде чем определить его тему, послушайте стихотворение:

Над тобою солнце светит,

Родина моя.

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя.

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озёра и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину

Радуга-дуга.

Нам откроет сто тропинок

Синяя тайга.

Вновь настанет время спелых ягод,

А потом опять на землю лягут

Белые, огромные, роскошные снега,

как будто праздник.

Обняла весна цветная

Ширь твоих степей.

У тебя, страна, я знаю,

Солнечно в судьбе.

Нет тебе конца и нет начала,

И текут светло и величаво

Реки необъятные, как песня о тебе,

как будто праздник!

- О чём это стихотворение?

- Ребята, а как называется ваша Родина?

- Как вы думаете о чём пойдет речь сегодня на занятии?

- Вставьте пропущенное слово, чтобы назвать тему занятия

(На слайде : Я – гражданин…)

- Тема нашего классного часа «Я – гражданин России».
- Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности.

- Поднимите руки те, кто хотя бы раз задумывался над вопросом «Кто я?»

- Кем мы являемся в повседневной жизни? ( дочь, внучка, сын, одноклассник и т.д.)

- Но самое главное вы не назвали.

- Прочитает нам выразительно стихотворение «Маша», а мы все внимательно слушаем

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре – зритель,

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он – мечтатель в дни весны,

Он – защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду –

ГРАЖДАНИН своей страны!

(Р. Сеф)

- Вы прослушали стихотворение, не зависимо сколько нам лет, от времени суток и социального статуса, мы всегда являемся?

- Верно, ребята, сегодня у нас очень важный для каждого из нас классный час, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательными активными, и что бы каждый из вас открыл для себя что – то новое и интересное.

-Подумайте, какая будет тема нашего занятия: «Я – гражданин России!»

-Какой будет цель нашего занятия? (Узнать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности)

 Приветствие.

 

 

 

 

 

 

Прослушивают стихотворение.

 

 

 

Анализируют, отвечают на вопрос.

 

Формулируют тему, цель и план урока.














-о Родине.

-Россия.



























-гражданином своей страны

Основной этап

Беседа

В моих руках вы видите игрушку. Я любому из вас буду ее бросать, а тот, кто поймал заканчивает фразу одним словом: Родина - это ...

- Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Родина - это место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Родина - это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?

- Почему я связала ассоциации к слову Родина с клубом путешественников? (потому что каждый назвал разные ассоциации, для каждого Родина по-разному воспринимается)

-А теперь послушаем стихотворение Россия (В. Гудимов)

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Работа в парах

- Верно, ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю поработать вам в парах. Отразите на отдельных листах на парте ваши представления о гражданине, о тех качествах, которыми он должен обладать.

Фронтальная проверка.

- Гражданин – это житель страны, который признает ее законы, он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой. У него есть обязанности. А Родина защищает его права.

– Что такое Родина? Что для вас означает малая Родина?

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

-Вы постоянно живёте в России? Вы её любите, гордитесь?

-Значит вы маленькие граждане большой страны, ее будущее.


Государственная символика РФ

А раз вы являетесь гражданами России, вы должны знать символику своей страны.

- Что относится к символам любой страны?

1. Флаг

- Флаг является символом объединения. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
- Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
- В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.


2. Гимн

Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна,

Гражданин, отбросив все,

Стоя слушает её!

- Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.  Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь. (прослушивание)

3. Герб

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй.

- «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду». Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
- У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

- В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции  указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.
- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Слайд)
- Когда появился первый российский герб?
- Что держит орел в своих лапах на гербе России?
- Что такое скипетр? А держава?
- А что за всадник изображен на груди орла?

- К государственным символам любой страны относятся: …


Конституция РФ

- Верно, какой самый главный документ для гражданина РФ? В каком документе прописаны права и обязанности гражданина?

- Каждый гражданин РФ имеет права и обязанности, закреплённые в Конституции РФ.


Просмотр видеоролика «Права и обязанности граждан Российской Федерации»
- Какими правами обладает каждый из вас?
- Какие обязанности есть у каждого из вас?
- Какой праздник мы отмечаем 12 декабря?
12 декабря – день Конституции – один из главных праздников России.


-Сейчас посмотрим, как вы понимаете права гражданина РФ. 

Физкультминутка для всех «Да! Нет!»
- Поиграем. Я задаю вопрос, а вы, если ответ «да» - встаёте и поднимаете руки вверх, если ответ «Нет» - приседаете, обхватывая голову руками. Ответы такие, если прочитанное мной в пользу человека – говорим «Да!». Если это противоречит закону, говорим «Нет!».
– Россия – наша страна? – Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище другого человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом? – Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

 

- Молодцы, ребята!

 Работа в группах с карточками.

- Перед вами различные права. Ваша задача убрать лишнее, по вашему мнению и обосновать свой ответ.

(Право на образование. Право на безопасность и защиту. Право на драки. Право на отдых. Право обратиться к учителю за помощью. Право на разговоры на уроке. Право на удовлетворение своих потребностей по физической культуре и спорту. Право на участие в школьных мероприятиях. Право на наказание.)

-Ребята, скажите, а человек только правами обладает? А какими обязанностями обладают школьники?

(Прилежно учиться, выполнять правила школьников, бережно относиться к школьному имуществу, уважать права других)

 

 -Итак, ребята, вы как полноправные члены нашего государства имеете право на отдых, досуг и культурную жизнь. Многие из вас реализуют это право, занимаясь в различных кружках.


 

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу в парах. По очереди зачитывают получившийся результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают отрывки, анализируют, делают правильные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

Повторяют движения за учителем.

 

 

 

 

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Решают тесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Вспоминают известные им пословицы.

Заключительный этап

Итог.

- Наше мероприятие подходит к концу. Подведём итоги.

- Вспомним, какая тема?

- Какую цель мы поставили?

- Если мы достигли поставленной цели-поднимите правую руку.

- Если мы выполнили намеченный план, то поднимите левую руку.

Рефлексия.

- Вспомните о чем мы говорили.

-Что есть у каждого гражданина России?

-Какие у нас государственные символы?

-Отлично, вы молодцы! Стремление каждого гражданина улучшать благосостояние своей страны. Только когда люди объединяются все вместе, добиваются больших результатов. Именно люди делают Родину славной и великой. Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.

Рефлексия.

-Давайте оценим себя. У вас на столах пустой лист бумаги, с помощью цветных карандашей нарисуйте флаг своей страны. Поднимите флаг вверх, если вы довольны своей работой. Или положите его на край стола и покажите посадкой, кто не совсем доволен своей работой.

-Спасибо работу! Я закончила!

Подводят итоги занятия.

Отвечают на вопросы.

Оце



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!