СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час ( 11 класс) «Моя малая Родина» "Край любимый! Моя Родина, мой мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час о  Родине, о малой Родине  интересна тем, кто живет в Забайкалье, тем, кого интересует история родного края. ( Гонготское соглашение) 

Цель:

формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;

создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине; расширить круг знаний и представлений об истории России и родного города, села

развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;

воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему,

стремление быть соучастниками и созидателями будущего.

Просмотр содержимого документа
«Классный час ( 11 класс) «Моя малая Родина» "Край любимый! Моя Родина, мой мир"»

Классный час ( 11 класс) «Моя малая Родина» "Край любимый! Моя Родина, мой мир" Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. ст. Гонгота Остапенко Наталья Олеговна

Цель:

формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;

создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине; расширить круг знаний и представлений об истории России и родного города, села

развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;

воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему,

стремление быть соучастниками и созидателями будущего.

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
/С.Есенин/

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
/С.Синицын/

Я люблю свою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь.
Где тайга стоит стеной,
Снег лежит сплошной волной.
Это все моя Сибирь,
Моя Родина, мой мир!

Тема урока (на доске):

Кр_й л_б_м_й!
М_я Р_д_н_,
м_й м_р!

  1. Вступительное слово

Учитель: Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом РОДИНА. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Учитель: У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

Как называется то место, где вы родились и выросли?

  1. Беседа о значении слова «Родина», о названии нашего государства

Учитель: А как называется наша общая, большая Родина?

(Русь, Россия)

Учитель – Ч то значит загадочное слово “Русь”? Я считаю, что слово “Русь” объёмное и многозначное. Послушайте, как звучат слова: Русь, русские, Россия, россияне. Может быть, им родственны такие слова:

Русло – ложе реки, по которому она течёт.

Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

Роса – и производная от него росяница – обильная роса, лежащая по утру на травах и деревьях.

Сообщение учащегося:  А вот что о слове “Русь” говорит писатель Романовский. Отрывок.

“Есть у слова “Русь” ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному… Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Николаевна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

  • Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.

  • На русь? – ахнул я.

  • На русь, – подтвердила хозяйка…

  • Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?... Русь – светлое место! Русь – страна света”.

Учитель: не случайно на Руси рождались великие талантливые люди с ясным взглядом, чистой душой, светлыми помыслами: учёные, поэты, писатели, художники. Все они очень любили свою Родину, Россию.

Вот слова А.С. Пушкина: “ Служить Родине, отдавать ей всё лучшее, на что человек способен, – высшее его назначение”.

Константин Бальмонт писал: “ Я рад, что я родился русским и никем иным быть бы я не хотел. Люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее её. Верю в неё – и жду”.

Что же такое обозначает слово Родина?

Сообщение учащегося: слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Родить – значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса…), родит почва, земля.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

Есть ещё много слов с корнем род – : народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.

Учитель:

Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.

  1. Чтение стихотворения наизусть

Учащийся читает наизусть стихотворение С. Васильева “Россия”

…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы, 
Прозрачный звон твоих вершин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом “Русь”!

Учитель: Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! А сердце её – это Москва. По данным последней переписи населения население России составляет около 143 миллионов человек.

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 180 национальностей и народностей.

Учитель: Не возможно не любить родную землю, места, где ты родился и вырос, где похоронены твои предки, и где жить потомкам. Счастлив тот, кто благоговейно и трепетно относится к истории родного края, к своей деревне, селу, городу, с которым связана его жизненная судьба.

Как у человека, у каждого селения, города, завода также есть своя история, своя судьба. Независимо от того, молод ли город, край или имеет ли многовековую историю.

Город красив и интересен тогда, когда красивы его улицы, дома, площади, интересны исторические памятники, а жители добры и отзывчивы. В каждой области есть и особые города, где по-доброму встречают приезжих, гостей и с любовью рассказывают о его истории, о людях, чьими руками он создан, и где однажды побывавшие гости предпочитают остаться жить.

История города Читы ( презентация)

Из множества маленьких уголков состоит наша общая, великая Родина.

  1. Гонгота – моё село

Сообщение об истории села:

Гонготское соглашение — соглашение, подписанное 17 июля 1920 года на станции Гонгота японским генералом Юи Мицуэ и представителями Дальневосточной республики Александром Краснощёковым и Генрихом Эйхе.

Общая политическая ситуация

В конце декабря 1919 года к югу от Верхнеудинска начало разворачиваться красное партизанское движение. К концу января 1920 года партизаны контролировали территорию между реками Селенга и Чика. Японские и семёновские гарнизоны удерживали только Верхнеудинск, Троицкосавск и железнодорожные станции. 25 января в селе Бичура был созван съезд «восставшего трудового народа Западного Забайкалья», который избрал Центральный исполком Советов Прибайкалья. В феврале сформированная в Иркутске Забайкальская группа войск Восточно-Сибирской советской армии достигла восточного побережья Байкала и, соединившись с формировавшейся здесь 7-й Забайкальской дивизией, двинулась на восток. Белые отошли в Читу, а западно-забайкальские партизаны 18 февраля заняли город Троицкосавск. Объединившись, партизанские силы и части Красной армии приступили к овладению Верхнеудинском.

В Западном Забайкалье японские гарнизоны держали нейтралитет, а 9 марта начали эвакуацию в Читу. Ко 2 марта немногочисленные части белых под командованием Верховного главнокомандующего Г. М. Семёнова отступили за Яблоновый хребет, и Западная группа красных заняла Верхнеудинск. Семёнов не смог усилить войска, оборонявшиеся в Западном Забайкалье, так как его силы были скованы восточно-забайкальскими партизанами, пытавшимися взять Сретенск, а прибывшие с запада части под командованием С. Н. Войцеховского нуждались в отдыхе и переформировке. Кроме того, обострились отношения семёновцев с чехословаками и американскими воинскими контингентами, едва не дошедшие до широкомасштабных столкновений. Эвакуируясь на восток, чехословаки в Верхнеудинске разоружили семёновский гарнизон, и вернули ему оружие только по требованию японцев. Семёновцы опасались нападения чехов и американцев на Читу для установления там эсеровского режима по типу иркутского Политцентра.

Образование Дальневосточной республики

Открывшийся 28 марта в Верхнеудинске съезд трудящихся Западного Забайкалья 6 апреля провозгласил создание независимой Дальневосточной республики (ДВР). Так как на съезде не присутствовало ни одного представителя других областей Дальнего Востока, то появление ДВР встретили отрицательно даже восточно-забайкальские партизаны. Состоявшийся 20-21 апреля II фронтовой съезд восточно-забайкальских партизан отказался обсуждать вопрос о признании буферного государства, заявив о приверженности советской власти. Большевикам пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить партизан в необходимости создания ДВР как не подлежащего обсуждению требования Москвы.

Чтобы объединить Забайкалье и области Дальнего Востока под своей властью, правительству ДВР было необходимо устранить «Читинскую пробку», созданную войсками японцев, частями Семёнова и остатками Русской армии Колчака. Действуя на основе последнего указа А. В. Колчака, назначившего Г. М. Семёнова всей «военной и гражданской властью на всей территории Российской Восточной Окраины», 16 января 1920 года объявил в Чите о создании «Правительства Российской Восточной окраины» во главе с кадетом С. А. Таскиным. Правительство ДВР не скрывало желания силой оружия, опираясь на помощь Советской России, ликвидировать государственное образование Г. М. Семёнова, однако, учитывая курс Москвы на избежание конфликта с Японией, правительство ДВР, стараясь не раздражать японцев, параллельно с наращиванием мощи Народно-революционной армии, развернуло широкую агитацию за «мирное освобождение» Забайкалья и Дальнего Востока.

В апреле 1920 года начались бои между войсками ДВР и Восточной окраины в районе Читы, в ходе которых белым войскам удалось отбить два наступления красных войск.

Первые переговоры между ДВР и японцами

14 мая 1920 года командующий японскими войсками на Дальнем Востоке генерал Юи Мицуэ объявил о согласии вести переговоры с ДВР. Японцы предложили создать западнее Читы нейтральную зону, которая бы отделила части НРА от японских и русских войск. 24 мая на станции Гонгота начались официальные переговоры ДВР и японского командования. Как предварительное условие было принято, что «НРА и экспедиционные силы японской империи не вели и не ведут войну, случаи столкновения, вызванные взаимным непониманием, должны рассматриваться как печальные недоразумения».

Делегация ДВР стремилась увязать заключение перемирия с тремя условиями:

  1. Эвакуацией японцев с территории ДВР,

  2. Отказом японцев от поддержки Г. М. Семёнова,

  3. Достижением перемирия на всех фронтах, включая партизанские.

Японцы отказались от эвакуации войск, ссылаясь на угрозу Корее и Маньчжурии, потребовали признать Семёнова за равноправную сторону при переговорах об объединении дальневосточных областных властей, и стремились ограничиться лишь соглашением с НРА, чтобы разгромить восточно-забайкальских партизан. В начале июня переговоры прервались из-за отказа делегации ДВР признать «правительство Российской Восточной окраины» как равноправную сторону на будущих переговорах об объединении областных правительств.

Возобновление переговоров и подписание соглашения

В результате переговоров на разъезде Алеур между японскими властями и партизанами, 2 июля было заключено перемирие между японскими войсками и партизанскими силами в районе правого берега реки Шилка, а 10 июля — для левого берега. 3 июля японское командование опубликовало декларацию об эвакуации своих войск из Забайкалья.

10 июля возобновились переговоры между японцами и делегацией ДВР на станции Гонгота. 16 июля стороны обменялись нотами, в которых, идя на уступки японцам, ДВР брала на себя обязательство, что «буферное государство не положит коммунизм в основу своей социальной системы», что не допустит на свою территорию советские войска и гарантирует «в сфере своего влияния личную неприкосновенность японских граждан и уважение прав». 17 июля было подписано соглашение о нейтральной зоне от станции Гонгота до станции Сохондо с границей по меридиану 113 градусов 30 минут восточной долготы. 25 июля 1920 года началась эвакуация японских войск из Забайкалья, окончившаяся 15 октября.

Последствия соглашения

Белые понимали невозможность после эвакуации японцев собственными силами удержать ранее занимаемую территорию. На совещании командующего Дальневосточной армией генерал-лейтенанта Н. А. Лохвицкого с командирами трёх корпусов было намечено сосредоточить главную массу войск южнее реки Онон с базированием на станцию Маньчжурия. Белые планировали, пока будет позволять обстановка, удерживать Читу небольшим арьергардом. Этот план был доложен Г. М. Семёнову и не встретил возражений.

31 июля белые ушли из Сретенска, 5 августа — из Нерчинска. К 13 августа в Нерчинске осталось до тысячи японцев, объявивших об эвакуации в двухнедельный срок. 17 августа делегаты Нерчинска и Сретенска, прибыв на станцию Зилово, объявили о признании власти ДВР. С уходом японцев в эти города постепенно мирно вошли партизаны.

Так как действия НРА сковывались Гонготским соглашением, то центр тяжести борьбы красных и белых переместился в Восточное Забайкалье. В конце июля состоялся III фронтовой съезд восточно-забайкальских партизан, принявший решение о преобразовании партизанских отрядов в регулярные части НРА по штатам Красной армии. За август переформирование было завершено, Восточно-Забайкальский фронт был переименован в Амурский. Под видом никому не подчиняющихся «особых крестьянских» отрядов части Амурского фронта начали продвижение за линию Алеурского соглашения. В свою очередь, к 23 сентября каждое соединение НРА сформировало по партизанскому отряду, чтобы наступать на Читу под видом восточно-забайкальских партизан.

15 сентября в Нерчинске открылся съезд трудящихся Восточного Забайкалья, который принял декларацию о признании ДВР и избрал Областной народно-революционный комитет. Когда японцы попытались 13 октября проконтролировать выполнение Алеурских соглашений, им было заявлено: «Нерчинский облнарревком, представляющий всё население Восточного Забайкалья, ни с кем пока мирных условий не заключал, поэтому нечего и проверять».

Когда 15 октября завершилась эвакуация японских войск из Читы, Военный совет Амурского фронта потребовал капитуляции Читинского гарнизона. После получения отказа началось третье наступление красной армии на Читу. 21 октября началась эвакуация Читы белыми, и утром 22 октября части НРА вступили в Читу, причём ряд пунктов города был уже занят боевыми дружинами большевистского подполья. Чтобы не дать повода японцам обвинить правительство ДВР в нарушении Гонготского соглашения, было сообщено, что Чита была освобождена партизанскими отрядами под командованием Старика. Со станции Маньчжурия японская военная миссия полковника Идзомэ заявила протест ДВР о нарушении временной неприкосновенности Читы, на что из Верхнеудинска ответили, что напали партизаны, а власти ДВР ни при чём. Это не помешало правительству ДВР уже 25 октября переехать в Читу.

  1. Подведение итогов

Учитель: Итак, Россию мы называем Родиной - это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая Родина. Малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями. Прочитаем стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя Родина» и каждый подумает над вопросом: «Что для меня Родина?»

Чтение стихотворения Н.РУБЦОВА «Тихая моя Родина»
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.


С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!