Тема проекта: Классная сотка как область аккумуляции предпринимательской и экономической деятельности учащихся.
Авторы проекта: Тимофеева А., Семенов Н.- учащиеся МОУ «Нюрбинский технический лицей».
I. Анализ социокультурной ситуации
Республика Саха (Якутия)- это самый крупный в России субъект Федерации и одна из ее богатейших «природных кладовых». Стабильное и динамичное развитие Якутии имеет ключевое значение, как для Дальневосточного округа, так и для всей России.
Более трети населения Якутии живет в сельской местности, уровень жизни сельских жителей Якутии не соответствует требованиям современности ни по базисным показателям, ни по условиям жизни. По исследованиям социологической лаборатории финансово-экономического института размер заработной платы сельских жителей в 3 раза меньше, чем у горожан. Средние доходы сельчан в 2 раза меньше прожиточного минимума.
II. Проблематика проекта
Очевидно, что улучшить положение дел в республике можно, через качественные изменения в модернизации общего среднего образования. Это мы видим в формировании у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Важное место мотивации экономической деятельности человека занимает психологические факторы. Люди должны научиться получать свои доходы и надо этому учить со школьной скамьи.
Подготовка школьников к предпринимательской деятельности происходит успешнее при соблюдении психолого-педагогических условий, которые предоставляют учащимся максимальную самостоятельность, когда они могут проявить деловую активность и творческий подход, участвуя в коллективных формах организации трудового процесса, обеспечивающих сотрудничество, общение, взаимопомощь, общественную направленность предпринимательской деятельности. Таким образом, возникла потребность в выращивании картофеля на 4 сотках для развития способностей предприимчивости и предпринимательской деятельности учащихся.
Это и обусловило выбор темы: «Классная сотка-основа предпринимательской деятельности».
III. Философские основания
III.1. Основная идея проекта
Анализ социокультурной ситуации в регионе, неизбежно выводит на идею перехода от традиционных методов и форм использования пришкольного участка в учебно-воспитательном процессе к инновационному процессу его преобразования в учебно-исследовательскую мониторинговую площадку. Экономическая подготовка подрастающего поколения - важнейшее звено школьного образования, структурным элементом которой является коллективная предпринимательская деятельность учащихся. В ней проявляется творческое, созидательное отношение к окружающему миру и трудовой деятельности человека, преобразовывающего этот мир благодаря деловой активности, предприимчивости, взаимодействию с партнерами.
III.2. Образовательные цели и задачи проекта
Цель исследования: Обучение детей предпринимательским навыкам через привлечение их в социально-экономические отношения на примере выращивания картофеля.
Задачи исследования:
Привлечь большое количество детей и подростков, а также их родителей к социально-экономическим отношениям;
Ознакомить учащихся с производственной и предпринимательской деятельностью, где необходимы ответственность, дисциплинированность, творчество, целеустремленность
Узнать желание и наличие способностей у учащихся для осуществления производственной деятельности;
Объединить в едином пространстве всех участников рабочего процесса
Выявить степень предрасположенности учащихся к предпринимательской деятельности.
IV. Психологическая концепция
IV.1. Психолого-педагогические основания предлагаемой системы
Предпринимательская деятельность – это образ мышления и стиль жизни, поэтому подготовка к ведению бизнеса должна начинаться со школьной скамьи. Только при таком подходе в обществе сформируется положительное отношение к предпринимательской деятельности, и будет создан благоприятный климат для развития бизнеса. Сегодня на рынке образовательных услуг в центре нашей страны широко представлены образовательные учреждения различных форм собственности, оказывающие услуги по подготовке кадров именно для малого бизнеса. Уровень подготовки в этих учреждениях существенно отличается и зависит от направленности подготовки, количества читаемых часов, набора преподаваемых дисциплин, квалификации преподавателей.
Отказ от прежних командно-административных установок, ориентированных на формирование будущего специалиста всего лишь как исполнителя своих функций в государственной системе, означает сегодня создание условий для проявления творческой инициативы, самостоятельности в выборе решений, деловой активности - всех тех качеств, которые говорят о наличии "предпринимательской жилки" труженика.
Важное значение для решения проблемы имеют труды:
В. И. Ленин (российской предприимчивости)
А.С. Макаренко (классовый подход в воспитании, воздействие личности на коллектив и наоборот)
Л.С.Выготский (основная закономерность психического развития ребенка)
А. А. Ухтомский (возбуждение интереса к учебному процессу)
И.П.Павлов (конфликт, возникающий в результате насилия над личностью)
IV.2. Описание школьного уклада
В выращивании картофеля задействованы классный руководитель и учащиеся 9 «Б» класса НТЛ (26 человек). Учащиеся ухаживают за рассадой посевного картофеля в своих квартирах с мая, в начале июня сажают картофель на 4 сотках с классным руководителем, через 10 дней убирают сорняки и идет первое окучивание. За лето ребята окучивают 2-3 раза картофель. В сентябре происходит сбор урожая.
Подготовка проходила в два этапа. На первом - школьники включались в совместную работу, обучались способам построения и осуществления совместной деятельности, осваивали теорию предпринимательства и ее прикладные аспекты по учебникам нового поколения. В этот же период проводилось тестирование для выявления степени предрасположенности ребенка к предпринимательской деятельности.
На втором этапе осуществлялась практическая отработка навыков совместной деятельности во время выращивания картофеля.
V. Содержание образования
Описание способа (механизма) реализации проекта
Основные направления\
Психолого-педагогические основы включения школьника в предпринимательскую деятельность
1.Образовательная часть:
Провести курс лекций по основам рыночной экономики:
-Изучение основ менеджмента
-Изучение маркетинга
-Проведение тестирования для изучения наличия способностей у учащихся для осуществления предпринимательской деятельности
- Изучение основ агротехники
2Научить составлению бизнес-плана
II. .Практическая часть:
1.Подбор и подготовка посевного картофеля
2.Запашка и посадка участка
3. Уборка сорняков и окучивание картофеля (2-3 раза)
4. Изучение спроса населения г. Нюрба
5. Сбор и реализация урожая
Механизм реализации проекта:
№ | Основные направления | Кол-во часов | Срок выполнения | Примечание |
1. | Психолого-педагогические основы включения школьника в предпринимательскую деятельность | | | |
1 | .Образовательная часть: .Провести курс лекций по основам рыночной экономики: | 13 | Февраль-май | |
| Изучение основ менеджмента | 5 | февраль | Лекция учителя |
| Изучение маркетинга | 5 | март | Лекция учителя |
| Проведение тестирования для изучения наличия способностей у учащихся для осуществления предпринимательской деятельности | 2 | апрель | Авторы проекта |
| Изучение основ агротехники | 3 | май | Лекция родителя |
2 | Научить составлению бизнес-плана | 2 | май | Учитель |
II. | Практическая часть: | | С весны до осени | |
| Подбор и подготовка посевного картофеля | 1 | В начале мая | Родители с детьми |
| .Запашка и посадка участка | 2 | В конце мая-начале июня | Коллектив |
| Уборка сорняков и окучивание картофеля | (2-3 раза) | После дождей | Коллектив |
| Изучение спроса населения г. Нюрба | 10 | В течение августа | Коллектив |
| Сбор и реализация урожая | 4 | сентябрь | Коллектив |
VI. Этапы реализации проекта
Проведение тестирования для изучения наличия способностей у учащихся для осуществления предпринимательской деятельности
Проведение исследование рейтинга причины отсутствия мотивации на предпринимательство.
Составление бизнес-плана
Анализ посевного материала, посев картофеля, выращивание
Изучение и анализ спроса населения
сбыт урожая
оформление проекта и его презентация.
VII. Предполагаемые результаты
Привлечение большого количества детей и также их родителей к социально-экономическим отношениям;
Получение ежегодного собственного заработанного дохода класса;
Объединение в едином пространстве всех участников рабочего процесса
Знакомство учащихся с производственной и предпринимательской деятельностью;
Выявление степени предрасположенности учащихся к предпринимательской деятельности.