Классицизм и сентиментализм в литературе
Введение. XIIIV век – начало новой русской литературы. Классицизм в русской литературе. Реформа стихосложения. Теория трех штилей
Цель:
- познакомить учащихся с литературой русского классицизма, дать представление о реформе стихосложения и теории трех штилей;
- развивать мышление, память, речь, аналитические способности;
- воспитывать культуру чтения, высокую читательскую требовательность на основе знания теории литературы и знакомства с лучшими произведениями.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Беседа
- Какие жанры средневековой литературы Западной Европы вы знаете? Охарактеризуйте их.
- Вспомните особенности древнерусской литературы.
- Что такое летопись? Как называется древнейший летописный памятник Древней Руси?
- В чем заключается политическое и художественное значение «Слова о полку Игореве»?
- Какие произведения Древней Руси связаны с житийной традицией?
- Как проявилось влияние фольклора на древнерусскую литературу на протяжении всего развития: с X по XVII век? Приведите примеры из произведений.
- Какие новые литературные жанры появились в Древней Руси в XVII веке?
- Назовите главные темы и мотивы шекспировских трагедий.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Слово учителя
Классици́зм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.
- В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с рационалистической философией Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Классицизм придаёт огромное значение общественно-воспитательной роли искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Искусство классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея), средние (высокая комедия, дидактическая поэзия, любовные и философские стихи) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Первым писателем-классицистом в России был Антиох Кантемир. Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове. Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.). В начале XIX века классицизм со свойственной ему тяжеловесностью стал отмирать, а на смену ему пришло новое направление - романтизм.
2. Работа с учебником
Учащиеся читают статью учебника на стр. 85-90, готовят (по группам) презентацию классицизма как нового литературного стиля XVII века.
1 группа: возникновение и развитие классицизма в европейской и русской литературе.
2 группа: характеристика высоких жанров классицизма.
3 группа: характеристика средних жанров.
4 группа: характеристика низких жанров.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Презентации
Учащиеся проводят презентации классицизма (по группам), стараются показать преимущества этого литературного направления перед средневековой литературой.
2. Словарная работа
Учащиеся находят в словарях объяснение понятий рационализм, классицизм, эпопея, ода, экспозиция и записывают их в литературоведческий словарь.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Прочитать статью учебника на стр. 85-90.
2. Ответить на вопросы 21-25 на стр. 91.
3. Индивидуальные задания: прочитать статью учебника на стр. 94-98, подготовить сообщения о реформе русского стихосложения.
VI. Этап рефлексии