СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классицизм и сентиментализм в литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- познакомить учащихся с литературой русского классицизма, дать представление о реформе стихосложения и теории трех штилей;

- развивать мышление, память, речь, аналитические способности;

- воспитывать культуру чтения, высокую читательскую требовательность на основе знания теории литературы и знакомства с лучшими произведениями.

Просмотр содержимого документа
«Классицизм и сентиментализм в литературе»

Классицизм и сентиментализм в литературе

Введение. XIIIV век – начало новой русской литературы. Классицизм в русской литературе. Реформа стихосложения. Теория трех штилей


Цель:

- познакомить учащихся с литературой русского классицизма, дать представление о реформе стихосложения и теории трех штилей;

- развивать мышление, память, речь, аналитические способности;

- воспитывать культуру чтения, высокую читательскую требовательность на основе знания теории литературы и знакомства с лучшими произведениями.


Ход урока

I. Организационный этап


II. Актуализация

1. Беседа

- Какие жанры средневековой литературы Западной Европы вы знаете? Охарактеризуйте их.

- Вспомните особенности древнерусской литературы.

- Что такое летопись? Как называется древнейший летописный памятник Древней Руси?

- В чем заключается политическое и художественное значение «Слова о полку Игореве»?

- Какие произведения Древней Руси связаны с житийной традицией?

- Как проявилось влияние фольклора на древнерусскую литературу на протяжении всего развития: с X по XVII век? Приведите примеры из произведений.

- Какие новые литературные жанры появились в Древней Руси в XVII веке?

- Назовите главные темы и мотивы шекспировских трагедий.


III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Слово учителя

Классици́зм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

- В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с рационалистической философией Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Классицизм придаёт огромное значение общественно-воспитательной роли искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Искусство классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея), средние (высокая комедия, дидактическая поэзия, любовные и философские стихи) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Первым писателем-классицистом в России был Антиох Кантемир. Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове. Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.). В начале XIX века классицизм со свойственной ему тяжеловесностью стал отмирать, а на смену ему пришло новое направление - романтизм.


2. Работа с учебником

Учащиеся читают статью учебника на стр. 85-90, готовят (по группам) презентацию классицизма как нового литературного стиля XVII века.

1 группа: возникновение и развитие классицизма в европейской и русской литературе.

2 группа: характеристика высоких жанров классицизма.

3 группа: характеристика средних жанров.

4 группа: характеристика низких жанров.


IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Презентации

Учащиеся проводят презентации классицизма (по группам), стараются показать преимущества этого литературного направления перед средневековой литературой.


2. Словарная работа

Учащиеся находят в словарях объяснение понятий рационализм, классицизм, эпопея, ода, экспозиция и записывают их в литературоведческий словарь.



V. Этап информации о домашнем задании

1. Прочитать статью учебника на стр. 85-90.

2. Ответить на вопросы 21-25 на стр. 91.

3. Индивидуальные задания: прочитать статью учебника на стр. 94-98, подготовить сообщения о реформе русского стихосложения.


VI. Этап рефлексии




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!