СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориального устройства. Различия федеративных государств

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

актуализировать и углубить знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства; формировать умение характеризовать основные формы государственного устройства, политические системы стран; развивать умение оценивать политико географическое положение стран, пользуясь политической картой мира; воспитывать геополитическое и аналитическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориального устройства. Различия федеративных государств»

Урок 3

Тема: Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориального устройства. Различия федеративных государств.

Цель: актуализировать и углубить знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства; формировать умение характеризовать основные формы государственного устройства, политические системы стран; развивать умение оценивать политико географическое положение стран, пользуясь политической картой мира; воспитывать геополитическое и аналитическое мышление.

Оборудование: политическая карта мира, атласы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

• Что отражено на политической карте мира?

• Чем отличаются между собой понятия «страна» и «государство»?

• Какие периоды выделяют в формировании политической карты мира?

• Приведите примеры количественных и качественных изменений, которые произошли на политической карте мира в последнее время.

• Приведите примеры политических и военных конфликтов, которые происходят в современном мире.

III. Мотивация учебной деятельности.

Политическую карту мира иногда образно называют «политическим портретом мира», который меняется во времени в результате присоединения открытых земель, территориального разделения или объединения государств и тому подобное. Чтобы раскрыть особенности этого «портрета», нужно узнать об общественно-политических характеристики государств, их политические и экономические системы, место на политической карте мира.

IV. Изучение нового материала.

1. Государственный строй стран мира

Основные формы государственного правления в мире - это республика и монархия.

Задача 1 (работа в парах). Назовите главные признаки республики и монархии. Используя карты атласа, приведите примеры стран - республик и монархий.

Республика - это форма правления, при которой все высшие органы власти избираются населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламента). Различают парламентские (Германия, Италия, Индия, Швейцария), президентские (США, Бразилия, Мексика) и смешанные (Франция, Польша, Португалия, Ирландия) республики. Большинство современных государств являются республиками.

Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху и передается по наследству. Если власть монарха не ограничена, монархия называется абсолютной (Оман, Катар, ОАЭ), если ограничена - конституционным (большинство современных монархий: Великобритания, Япония, Швеция и др.). В конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству. Если монарх одновременно является главой церкви, то форма правления в государстве называется теократической монархии (Ватикан, Саудовская Аравия).

Особую форму правления имеют некоторые страны, входящие в состав Содружества, объединяющий Великобританию и ее бывшие владения. Главой государства в них по традиции считается королева Великобритании, хотя практически все эти страны - Австралия, Новая Зеландия, Канада, а также небольшие островные страны в Америке и Океании - являются суверенными.

Единственная страна в мире - Ливия провозгласила принцип прямого народовластия с участием всего населения страны в государственной жизни и без введения таких институтов, как президент, парламент, правительство и партии. Такая форма правления получила названия Джамахирия, что в переводе с арабского означает «государство народных масс».

Задание 2. Назовите основные формы территориального разделения стран. Используя карты атласа, приведите примеры стран, которые являются унитарными или федеративными.

По административно-территориальному устройству большинство государств мира являются унитарными. На всей их территории функционируют единые законы и органы власти (Франция, Украина, Израиль).

Более 20 стран мира принадлежат к федерациям. Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой территория страны имеет в своем составе относительно самостоятельные образования (республики, штаты, земли, провинции) на основе единого конституционного союза.

Основные принципы федерального разделения:

• национально-этнический (Россия, Бельгия, Нигерия)

• историко-географический (США, Канада, Мексика, Бразилия).

2. Политические системы современных государств

Политическая система - это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, средствами которых осуществляется власть и управление обществом.

В зависимости от политического режима различают авторитарные, тоталитарные, демократические политические системы.

Задание 3. Сформулируйте основные признаки авторитарных, тоталитарных и демократических политических систем.

Авторитарная политическая система характеризуется сосредоточением власти в руках одной личности или их ограниченной группы, сужением политических прав и свобод граждан, жестким принуждением к выполнению законов (режимы 70-80-х годов XX в. В Испании, Чили; современный режим Северной Кореи). Авторитарным есть прямое президентское правление, которое объявляется в чрезвычайных ситуациях. Крайнее проявление авторитаризма - военная диктатура или хунта.

Тоталитаризм - это политический режим, который характеризуется полным контролем государства над всеми сферами человеческой жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Демократия - это такая форма организации и функционирования политической системы, при которой существуют равные возможности для осуществления прав и свобод каждого члена общества.

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Примером закрытой политическая система советского типа, для которой была присуща отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символ этой закрытости - существование «железного занавеса» в отношениях между СССР и странами Запада.

3. Экономические системы современных государств

Экономическая система - совокупность принципов, правил и норм, которые в конкретной стране определяют способы организации хозяйственной жизни. Она выполняет несколько функций: производство, распределение и обмен, потребление общественного продукта, регулирования как самой системы в целом, так ее составляющих.

По уровню развития технологических способов производства выделяют такие экономические системы:

• доиндустриальные (большая часть трудоспособного населения занята в сельском хозяйстве, распространены в наиболее отсталых странах Азии и Африки)

• индустриальные (большая часть трудоспособного населения занята в сфере материального производства, распространенные в большинстве постсоциалистических стран, Китае, странах Латинской Америки)

• постиндустриальные (большая часть трудоспособного населения занята в сфере услуг).

За отношениями собственности на основные производственные ресурсы различают страны с рыночной и плановой (централизованной) экономикой. Основные принципы рыночной экономики: ресурсы распределяются с помощью рынка, частная собственность и материальные ресурсы, свобода предпринимательства, конкуренция. Основные принципы плановой экономики: весь объем ресурсов распределяется органами централизованного управления, общественная собственность на материальные ресурсы, отсутствие конкуренции, ограниченность материальных и духовных свобод человека. После распада социалистической системы стран с плановой экономикой в ​​мире осталось немного - КНДР, Куба. В Китае и Вьетнаме наряду с принципами плановой экономики одновременно внедряются и рыночные. Постсоветские страны относят к странам с переходной экономикой.

V. Закрепление изученного материала.

• Почему на Земле до сих пор существуют колонии?

• Какая форма правления - республиканская или монархическая - эффективнее?

• Почему республиканская форма правления доминирует в современном мире?

• Какой государством легче управлять - унитарным или федеративным?

• Какую цель могут иметь государства, объединяются в конфедерацию?

• Какая экономическая система - плановая или рыночная - более прогрессивной?

VI. Итог урока.

• По политико-территориальным признакам на Земле различают суверенные государства, страны, территории.

• По форме государственного правления страны мира делятся на республики и монархии.

• В административно-территориальном отношении страна может быть унитарным, федеративным или конфедеративной.

• В зависимости от политического режима различают авторитарные, тоталитарные, демократические политические системы, а по характеру взаимодействия с внешней средой - открытые и закрытые политические системы.

• По вопросам собственности различают рыночную, плановую, переходную экономические системы.

VII. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!