СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация сложноподчиненных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классификация сложноподчиненных предложений»

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: «Классификация сложноподчиненных предложений»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: Систематизация знаний о сложноподчиненном предложении

Планируемые результаты обучения:

личностные: - способствовать формированию интереса к чтению;

-умению правильно употреблять сложноподчиненные предложения в речи;

предметные:

-знание понятия «сложноподчиненное предложение», цели использования сложноподчиненных предложений в тексте.

-умение отличать в контексте разные виды сложных предложений;

-применение новых знаний в жизненных ситуациях.


метапредметные:


владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди других видов предложений.)

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.



Техника и технологии: компьютер, мультимедийный проектор; развивающее обучение.



Задачи:

  1. Закрепление учащимися знаний о классификации СПП.

  2. Формирование умения отличать СПП от других видов предложений, разграничивать части ССП, задавать вопрос, определять средства связи.

  3. Продолжать формировать пунктуационные навыки.

Ход урока:

  1. Приветствие

Покажите, какое у вас сейчас настроение: улыбнитесь друг другу.


II.Актуализация знаний.

Мы продолжаем изучать синтаксис русского языка и рассматривать сложные предложения разных типов. Вспомните:

  • Что такое СП?

  • Какие средства связи частей в СП существуют? (Интонация, союзы, союзные слова)

  • Какой вид СП мы уже подробно изучили?

  • Так какая же связь между частями ССП? (сочинительная) Какая связь между частями СПП ?

  • Какие три вида сочинительных союзов вы знаете? (соединительные, противительные, разделительные)

Я вам предлагаю игру «Правда или ложь»: я буду зачитывать утверждение, а вы должны определить, правдиво оно или ложно.

Утверждения:

  1. Части СПП соединяются с помощью сочинительных союзов (ложь)

  2. В СПП подчинительная связь (правда)

  3. Придаточная часть СПП может находиться в любом месте: в начале, середине или конце (правда)

  4. Части СПП равноправны (ложь)

  5. Придаточная часть СПП может сообщать дополнительную информацию, указывать на различные обстоятельства событий и явлений, о которых говорится в главной части (правда)

  6. Средствами связи между частями СПП могут служить интонация, подчинительные союзы или союзные слова (правда)

  7. Если придаточная часть стоит в середине главной, она выделяется запятыми с обеих сторон (правда)

  8. В СПП может быть только одна придаточная часть (ложь)





  1. Конструирование СПП


- Постройте СПП, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное. Запишите, расставляя знаки препинания.


На доске:


Главные части: трава была сочная; на пустыре разбили сад; поездку на пикник пришлось отложить; в лесу было тепло; мы надеялись; я зайду к тебе.


Придаточные части: если у меня будет свободное время; потому что в мае шли дожди; что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах; так как на море разыгрался сильный шторм; хотя в тенистых местах ещё лежал снег; который был перед школой.


- Прочитаем и запишем получившиеся предложения.

- В каждом предложении подчеркните ГО, покажите смысловую и грамматическую связь частей. (Уч-ся задают вопросы и указывают союзы или союзные слова).


  1. Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.

  2. На пустыре разбили сад, который был перед школой.

  3. Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.

  4. В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.

  5. Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.

  6. Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.


  1. Изучение новой темы

А) Постановка целей урока.

- Когда изучали ССП, мы узнали, что они делятся на три группы. Назовите эти группы, в зависимости от чего происходит их деление?

(Три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами. Делятся в зависимости от отношений между частями сложного предложения и союзов, их соединяющих)


- Предложения, которые сейчас сконструировали, тоже разные. Сформулируйте цель нашего урока.

(Узнать, какие виды СПП выделяются, от чего зависит их деление.)


- Эти знания проверяются на экзамене в задании В8.


Б) Наблюдение-анализ-вывод.

- Каждая группа получает ряд предложений для анализа.

Задание:

в предложениях подчеркните ГО, определите, какое слово, словосочетание или всю предикативную часть поясняет придаточная. Обратите внимание на то, какой частью речи является слово, от которого вы задаёте вопрос. Отметьте средства связи частей СПП (союзы, союзные слова, указательные слова).

Расставьте знаки препинания. На вопросы каких второстепенных членов отвечают придаточные части ССП?


1 группа

  1. Солнце уже освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. (М.Лермонтов)

  2. Ноздрёв захохотал тем звонким смехом каким заливается только свежий здоровый человек. (Н.Гоголь)

  3. В небольшой комнате куда я вошёл было довольно темно. (И.Тургенев)

  4. Они ушли в комнату откуда под аккомпанемент гитары звучала шофёрская песня. (В.Панова)

  5. За стеной маленькой гостиной где они сидели слышались музыка и шорох платев.

(А.Н.Толстой)

6. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелестные сказки. (К.Паустовский)


2 группа

  1. Левинсон распорядился чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. (А.Фадеев)

  1. Теперь Леонтьеву стало ясно о чём он будет писать. (К.Паустовский)

  2. Он охотно соглашался со всем что говорил капитан. (К.Паустовский)

  3. Солдаты не видели противника и не знали куда нужно идти. (А.Н.Толстой)

  4. Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне. (А.Пушкин)

  5. Я хотел узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов)


3 группа

  1. Ученик всё сделал так как требовал мастер.

  2. Алексей пополз туда куда ушёл самолёт. (Б.Полевой)

  3. Когда я выбрался на луговую дорогу то увидел далеко впереди трёх девочек. (К.Паустовский)

  4. Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком. (К.Паустовский)

  5. Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. (Д.Мамин-Сибиряк)

  6. Все молчали чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)


Проверка выполнения задания.

- Расскажите, на какие вопросы отвечают придаточные вашей группы. От слов, какой части речи их задавали. Назовите средства связи.

- Какие второстепенные члены отвечают на те же вопросы и зависят от этой же части речи?


  1. Вопросы определения задавали от им сущ. (Такие предложения называются ССП с придаточными определительными)

  2. Вопросы косвенных падежей задавали от глаголов. (СПП с придаточными изъяснительными)

  3. Вопросы обстоятельства задавали от глаголов. (ССП с придаточными обстоятельственными)


- Какие выводы можете сделать? Как определить вид СПП?

(Вид СПП можно определить по вопросу, союзу/союзному слову, по синтаксической роли указательного слова)





  1. Закрепление

Закончить предложения, отвечая на предложенный вопрос.


Продолжите предложения, добавив в них придаточные. Определите вид придаточных

Я убежден… Могу с уверенностью сказать… Мне кажется…

Знания и умения, которыми вы сегодня должны были овладеть:

знать структурные особенности сложноподчиненных предложений;

различать виды придаточных предложений, используя алгоритм определения вида придаточного предложения;

уметь правильно ставить знаки препинания.



  1. Итог урока, выводы, отметки, д/з упр. 85, табл. выучить

- Как определить вид СПП?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!