- МБОУ Школа №26 г.Нижнего- Новгорода учитель начальных классов Соколова Светлана Михайловна 2018 г.
мышление становится доминирующей функцией.
- Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности.
- Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает решение логических задач.
различные формы работы над задачей:
- 1 . Работа над решенной задачей.
- 2. Решение задач различными способами .
- 3. Правильно организованный способ анализа задачи
- 4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").
- 5. Самостоятельное составление задач учащимися.
Составить задачу:
используя слова: больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше, на столько меньше;
решаемую в 1, 2, 3 действия;
по данному ее плану решения, действиям и ответу;
по выражению.
- 6. Решение задач с недостающими данными.
- 7 . Изменение вопроса задачи .
- 8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
- 9. Объяснение готового решения задачи.
- 10. Использование приема сравнения задач и их решений.
- 11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.
- 12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
- 13. Закончить решение задачи .
- 14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
- 15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
- 16. Решение обратных задач.
Задания на развитие мышления
… 5 7 9…
Даны числа: 1, 10, 6. Какое число лишнее?
… 5 6 9 10 …
… .21 17 13 ….
1 4 7 …..
6 12 18……
Задания на развитие мышления
… 5 7 9…
Даны числа: 1, 10, 6. Какое число лишнее?
(Ответ: 1,3,5, 7, 9, 11, 13).
… 5 6 9 10 …
Лишним может быть число 1, так как это нечетное число, а 10 и 6 четное.
( Ответ: 1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14).
Даже лишним может быть число 10, так как оно двузначное, а 1 и 6 однозначные.
Да и число 6 может быть лишним, так как для написания двух других использована единица.
… .21 17 13 ….
(Ответ: 29, 25, 21, 17, 13, 9).
1 4 7 …..
(Ответ:1, 4, 7, 10, 13, 16,….).
6 12 18……
( Ответ: 6, 12,18, 24, 30, 36,…).
Задание на классификацию
- Найди лишнее число и объясни, почему оно лишнее:
- Какое выражение можно назвать лишним?
135, 450, 258, 63, 711.
Сколько вариантов решения?
1 + 3 + 2, 1 + 5, 7- 1, 2 + 4,
6 –4, 3 +3.
Задание на классификацию
- Какое выражение можно назвать лишним?
- Найди лишнее число и объясни, почему оно лишнее:
135, 450, 258, 63, 711.
1 + 3 + 2, 1 + 5, 7- 1, 2 + 4, 6 –4, 3 +3.
Сколько вариантов решения?
Ответ:
Ответ:
450 – лишнее число, так как оно круглое;
1+3+2 – больше действий;
63 – лишнее число, так как оно двузначное;
711 – лишнее число, так как для записи этого числа используется цифра 1, которая повторяется 2 раза;
6 – 4 так как результат равен 2;
258 – лишнее число, так как в остальных числах сумма цифр числа равна 9
а в остальных выражениях 6;
3 + 3 – сумма состоит из одинаковых слагаемых.
Продолжи ряд:
- 107, 118, 130, 143, …, …, …,
Продолжи ряд:
(Ответ: 10, 13, 16, 19, 22….);
(Ответ: последовательно увеличивается количество цифр 7 на одну);
(Ответ: 8, 10, 11, 13,14, 16….)
(Ответ: 456, 567, 678, 789.)
- 107, 118, 130, 143, …, …, …,
(Ответ: 157, 172, 188, 205… Вначале второе число увеличивается на 11, следующее на 12, затем на 13, потом на 14 и т.д.)
Исключи лишнее:
- дуб, дерево, ольха, ясень;
- горький, горячий, кислый, солёный, сладкий;
- сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание;
- минута, секунда, час, вечер
Исключи лишнее:
- дуб, дерево, ольха, ясень;
Ответ: дерево лишнее слово – остальные обозначают название деревьев.
- горький, горячий, кислый, солёный, сладкий;
Ответ: горячий.
- сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание;
Ответ: слагаемое – это лишнее слово, так как оно обозначает компонент действия, а остальные слова сами действия
- минута, секунда, час, вечер
Ответ: вечер – лишнее слово
разбить на две группы
- По какому признаку можно разбить на две группы данные числа?
Сколько вариантов возможно предложить?
35, 44, 45, 531, 333, 540, 242.
разбить на две группы
- По какому признаку можно разбить на две группы данные числа?
Сколько вариантов возможно предложить?
35, 44, 45, 531, 333, 540, 242.
Ответ:
35, 44, 45 – двузначные,
531, 333, 540, 242 – трёхзначные числа;
44, 333- цифры в записи числа повторяются,
35,45, 531, 540, 242- цифры в записи числа не повторяются;
35, 44, 242 – сумма цифр числа равна 8,
45, 531, 333, 540 – сумма цифр чисел равна 9;
44, 540, 242 – чётные числа,
35, 45, 531, 333- нечётные числа
перекладывание палочек с целью видоизменения фигуры.
- Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок.
- Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк.
перекладывание палочек с целью видоизменения фигуры.
- Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок.
- Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк.
Занимательные задачи со сказочным сюжетом
- Задача. Красная Шапочка идет к бабушке.
Красная Шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, грибами и капустой. Пирожков с капустой наибольшее количество. Причем их вдвое больше, чем пирожков с мясом. А пирожков с мясом меньше, чем пирожков с грибами. Сколько пирожков с грибами?
Занимательные задачи со сказочным сюжетом
- Задача. Красная Шапочка идет к бабушке.
Красная Шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, грибами и капустой. Пирожков с капустой наибольшее количество. Причем их вдвое больше, чем пирожков с мясом. А пирожков с мясом меньше, чем пирожков с грибами. Сколько пирожков с грибами?
Ответ: Красная Шапочка несла 5 пирожков с грибами.
Пусть пирожков с мясом 2, тогда с капустой 2× 2= 4. Значит, с грибами 14 – (2 +4) = 8. Но в этом случае пирожков с капустой не наибольшее количество.
Пусть пирожков с мясом 3, тогда с капустой 3 × 2=6. Значит, с грибами 14 – 3 – 6= 5. Этот результат соответствует условию задачи.
Логические задачи 1 класс.
- В магазине было 3 холодильника. Продали меньше, чем осталось. Сколько холодильников продали?
- Брат и сестра пришли в школу одновременно. Брат шёл быстрее. Кто из них вышел раньше?
- Аркадий – сын Романа, Роман – сын Василия. Кем приходится Аркадий Василию, а Василий Аркадию?
- Росли три вербы, на каждой вербе – по 2 ветки. На каждой ветке – по 2 груши. Сколько всего груш?
- Летела стая уток. Охотник выстрелил и одну убил. Сколько уток осталось?
- На верёвку завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?
- Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех? Можно ли сказать, какая рыба поймана позже всех?
Логические задачи 1 класс.
- В магазине было 3 холодильника. Продали меньше, чем осталось. Сколько холодильников продали? (Ответ: Продали 1 холодильник, осталось – 2.)
- Брат и сестра пришли в школу одновременно. Брат шёл быстрее. Кто из них вышел раньше? ( Ответ: раньше вышел брат.)
- Аркадий – сын Романа, Роман – сын Василия. Кем приходится Аркадий Василию, а Василий Аркадию? (Ответ : Василий – дед, а Аркадий – внук.)
- Росли три вербы, на каждой вербе – по 2 ветки. На каждой ветке – по 2 груши. Сколько всего груш? (Ответ: На вербе груши не растут )
- Летела стая уток. Охотник выстрелил и одну убил. Сколько уток осталось? (Ответ: так как все утки улетели, то не осталось ни одной)
- На верёвку завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку? (Ответ: на 6частей.)
- Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех? Можно ли сказать, какая рыба поймана позже всех? (Ответ: Раньше всех поймали щуку. При ответе на второй вопрос возможны два варианта: 1. Щука, ёрш, окунь. 2. Щука, окунь, ёрш.)
Логические задачи 2 класс.
- Таня выше Светы, но ниже Наташи. Наташа ниже Кати, а Света выше Иры. Кто выше: Таня или Катя? Катя или Ира? Кто ниже: Ира или Таня
- В корзине меньше 10 яблок. Эти яблоки можно поровну разделить между двумя или тремя девочками. Сколько яблок в корзине?
- Вот Игорь и Илюша. Фамилии у ребят Колосков и Лазарев. Какую фамилию имеет каждый, если Игорь на 2 года моложе Лазарева?
- У Лены, Оли и Веры дома живут любимцы. У одной кошка, у другой собака, у третьей попугай. У кого какое животное, если у Лены не попугай и не кошка, а у Оли не кошка?
- Три первых урока были: математика, русский язык и чтение. Математика – не первый, чтение – не первый и не третий. Какой порядок уроков?
Логические задачи 2 класс.
- Таня выше Светы, но ниже Наташи. Наташа ниже Кати, а Света выше Иры. Кто выше: Таня или Катя? Катя или Ира? Кто ниже: Ира или Таня? (Ответ: 1. Катя выше, чем Таня. 2. Катя выше, чем Ира.3. Ира ниже Тани.)
- В корзине меньше 10 яблок. Эти яблоки можно поровну разделить между двумя или тремя девочками. Сколько яблок в корзине? (Ответ: 6 яблок.)
- Вот Игорь и Илюша. Фамилии у ребят Колосков и Лазарев. Какую фамилию имеет каждый, если Игорь на 2 года моложе Лазарева? (Ответ: Игорь Колесников, Илюша Лазарев.)
- У Лены, Оли и Веры дома живут любимцы. У одной кошка, у другой собака, у третьей попугай. У кого какое животное, если у Лены не попугай и не кошка, а у Оли не кошка? (Ответ: У Лены собака, у Оли попугай, у Веры кошка.)
- Три первых урока были: математика, русский язык и чтение. Математика – не первый, чтение – не первый и не третий. Какой порядок уроков? (Ответ: чтение второй, математика третий, русский язык первый.)
Задачки в стихах.
В чащу леса он зашёл,
Кукол всех своих считала.
Повстречались ему здесь: заяц, волк , лиса, медведь. Звери все до одного Убежали от него.
Три матрёшки - на окошке,
Сосчитайте всех зверей
Две Маринки - на перинке,
И как можно побыстрей!
Пупсик с Катей, Буратино
И Петрушка в колпачке- На зелёном сундучке.
Я считала, я трудилась,
Но потом со счета сбилась,
Помогите мне опять. Кукол всех пересчитать.
Задачки в стихах.
В чащу леса он зашёл,
Кукол всех своих считала.
Повстречались ему здесь: Заяц, волк ,.лиса, медведь. Звери все до одного Убежали от него.
Три матрёшки - на окошке,
Сосчитайте всех зверей
Две Маринки - на перинке,
И как можно побыстрей! (4)
Пупсик с Катей, Буратино
И Петрушка в колпачке- На зелёном сундучке.
Я считала, я трудилась,
Но потом со счета сбилась,
Помогите мне опять. Кукол всех пересчитать.(9)
выводы:
- Разработанная система упражнений для учащихся по развитию умения строить дедуктивные умозаключения при решении задач, обеспечивает достаточную глубину усвоения основных математических понятий.
- Предложенная система заданий содействует более полному раскрытию связей между различными темами учебного материала.
- Используемые задания позволяют активизировать творческие способности учащихся при решении математических задач.
- Рекомендуемые задания позволяют научить детей решать логические задачи, строить дедуктивные умозаключения, разрешать проблемные ситуации и добиваться оригинальности решений.
Информационные источники:
- http://www.nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/obuchenie-postroeniyu-deduktivnykh-umozaklyuchenii-pri-reshenii-za
- http://bibliofond.ru/view.aspx?id=96364
- Сборник заданий на развитие мышления: методическое пособие. Авт.-сост.: И.А.Хайдукова. - Ленинск-Кузнецкий, 2010. - 49 с.