СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация и симптоматика нарушений голоса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классификация и симптоматика нарушений голоса»

 Классификация расстройств голоса:  1 по проявлениям * истерический мутизм - мгновенно наступившая потеря голоса; * афония - полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь; * дисфония - нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления: голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий, монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий. * фонастения - голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса; * патологическая мутация ; * нарушение голоса после ларингоэктомии (операции на гортани)

Классификация расстройств голоса:

1 по проявлениям

* истерический мутизм - мгновенно наступившая потеря голоса;

* афония - полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь;

* дисфония - нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления: голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий, монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий.

* фонастения - голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса;

* патологическая мутация ;

* нарушение голоса после ларингоэктомии

(операции на гортани)

2 по этиопатогенетическим механизмам. Выделяют две группы нарушений голоса: органические и функциональные.  Функциональные нарушения голоса. Основной признак: не связаны с анатомическими изменениями в голосовом аппарате, носящие временный переходящий характер. Основным симптомом при заболеваниях гортани у детей является функциональное нарушение голоса – афония или дисфония различной степени выраженности (от легкой охриплости до резкого изменения тембра голоса). Среди функциональных нарушений голоса выделяют две группы расстройств:  *центральные и *периферические. Центральные функциональные нарушения голоса.

2 по этиопатогенетическим механизмам.

Выделяют две группы нарушений голоса:

органические и функциональные.

Функциональные нарушения голоса.

Основной признак: не связаны с анатомическими изменениями

в голосовом аппарате, носящие временный переходящий

характер. Основным симптомом при заболеваниях гортани у

детей является функциональное нарушение голоса – афония

или дисфония различной степени выраженности (от легкой

охриплости до резкого изменения тембра голоса).

Среди функциональных нарушений голоса выделяют две группы расстройств:

*центральные и *периферические.

Центральные функциональные нарушения голоса.

 Относится функциональная или психогенная афония-безгласие , обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения. Ребенок может общаться только шепотной речью, при этом сохранными остаются безусловные рефлексы: смех, плач, кашель. Голос может, как внезапно исчезать, так и спонтанно появляться.

Относится функциональная или психогенная

афония-безгласие , обусловленное функциональной

недостаточностью голосовых мышц центрального

происхождения. Ребенок может общаться только

шепотной речью, при этом сохранными остаются

безусловные рефлексы: смех, плач, кашель. Голос

может, как внезапно исчезать, так и спонтанно

появляться.

Периферические функциональные нарушения голоса чаще всего это результат перенапряжения голосовой функции. Невротический фон отсутствует. Характерно: *часто резко возрастает двигательная функция гортани, может наблюдаться дискоординация между речевым дыханием, голосообразованием и артикуляцией; *могут быть нарушения сенсорной функции (чувствительности в голосовом аппарате), возникать неприятные ощущения в гортани (першение).

Периферические функциональные нарушения голоса чаще всего это результат перенапряжения голосовой функции. Невротический фон отсутствует. Характерно: *часто резко возрастает двигательная функция гортани, может наблюдаться дискоординация между речевым дыханием, голосообразованием и артикуляцией; *могут быть нарушения сенсорной функции (чувствительности в голосовом аппарате), возникать неприятные ощущения в гортани (першение).

Классификация функциональных нарушений голоса: Гипотонусная дисфония - нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.  Гипертонусная дисфония – нарушение голоса, характеризующееся повышением тонуса мышц голосовых складок. Встречается реже, чем гипотонусная, преимущественно у мужчин. Сочетается с напряжением мускулатуры лица, шеи, набуханием вен шеи. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Фонастения - расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне невротической предрасположенности.

Классификация функциональных нарушений голоса:

Гипотонусная дисфония - нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок.

Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Гипертонусная дисфония – нарушение голоса, характеризующееся повышением тонуса мышц голосовых складок. Встречается реже, чем гипотонусная, преимущественно у мужчин. Сочетается с напряжением мускулатуры лица, шеи, набуханием вен шеи. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук.

Фонастения - расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне невротической предрасположенности.

В последнее время возросло число детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями не утратила своей актуальности и в настоящее время.

В последнее время возросло число детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Органические нарушения голоса: *острый и хронический профессиональный ларингит. *узелки и полипы голосовых складок. *папилломатоз гортани Доброкачественная опухоль гортани у детей; нарушение голоса в виде дисфонии, патологического крика, афонии и хрипящего дыхательного стридора. *парезы и параличи гортани Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание.

Органические нарушения голоса:

*острый и хронический профессиональный ларингит.

*узелки и полипы голосовых складок.

*папилломатоз гортани Доброкачественная опухоль гортани у детей; нарушение голоса в виде дисфонии, патологического крика, афонии и хрипящего дыхательного стридора.

*парезы и параличи гортани

Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание.

Логопедический аспект классификации называет и вскрывает сущность того или иного расстройства голоса. Основные нозологические единицы -- афония, дисфония, ложносвязочный голос, ринолалия и ринофония. Каждая из форм нарушений голоса своеобразно проявляется в виде расстройства высоты, силы, модуляций голоса и ритмико-мелодико-интонаци-онной стороны речи Психологический аспект классификации учитывает влияние расстройства голоса на коммуникативную функцию речи ребенка, на особенности его личности. Наблюдается снижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями общения при отсутствии или нарушении голоса. Дети стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой, жестами, иногда задания учителя выполняют только в письменной форме. Появляются и отклонения в эмоционально-волевой сфере -- своеобразные черты характера: неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, негативизм и т.д. В дальнейшем эти характерологические особенности накладывают отпечаток на трудовую и личную жизнь больных.

Логопедический аспект классификации называет и вскрывает сущность того или иного расстройства голоса.

Основные нозологические единицы -- афония, дисфония, ложносвязочный голос, ринолалия и ринофония. Каждая из форм нарушений голоса своеобразно проявляется в виде расстройства высоты, силы, модуляций голоса и ритмико-мелодико-интонаци-онной стороны речи

Психологический аспект классификации учитывает влияние расстройства голоса на коммуникативную функцию речи ребенка, на особенности его личности. Наблюдается снижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями общения при отсутствии или нарушении голоса. Дети стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой, жестами, иногда задания учителя выполняют только в письменной форме. Появляются и отклонения в эмоционально-волевой сфере -- своеобразные черты характера: неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, негативизм и т.д.

В дальнейшем эти характерологические особенности накладывают отпечаток на трудовую и личную жизнь больных.

  • При каких заболеваниях возникает нарушение голоса у детей:
  • Клиническая классификация (в основе лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности):
  • Дисфония - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
  • Проявляется в виде отсутствия фонации (афония) либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).
  • Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
  • Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
  • Заикание (логоневроз) - нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  • Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
  • Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата.
  • Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. Страдает не только звукопроизношение, но и темп, выразительность, модуляция.
  • Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).
  • Афазия - полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!