Классификация расстройств голоса:
1 по проявлениям
* истерический мутизм - мгновенно наступившая потеря голоса;
* афония - полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь;
* дисфония - нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления: голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий, монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий.
* фонастения - голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса;
* патологическая мутация ;
* нарушение голоса после ларингоэктомии
(операции на гортани)
2 по этиопатогенетическим механизмам.
Выделяют две группы нарушений голоса:
органические и функциональные.
Функциональные нарушения голоса.
Основной признак: не связаны с анатомическими изменениями
в голосовом аппарате, носящие временный переходящий
характер. Основным симптомом при заболеваниях гортани у
детей является функциональное нарушение голоса – афония
или дисфония различной степени выраженности (от легкой
охриплости до резкого изменения тембра голоса).
Среди функциональных нарушений голоса выделяют две группы расстройств:
*центральные и *периферические.
Центральные функциональные нарушения голоса.
Относится функциональная или психогенная
афония-безгласие , обусловленное функциональной
недостаточностью голосовых мышц центрального
происхождения. Ребенок может общаться только
шепотной речью, при этом сохранными остаются
безусловные рефлексы: смех, плач, кашель. Голос
может, как внезапно исчезать, так и спонтанно
появляться.
Периферические функциональные нарушения голоса чаще всего это результат перенапряжения голосовой функции. Невротический фон отсутствует. Характерно: *часто резко возрастает двигательная функция гортани, может наблюдаться дискоординация между речевым дыханием, голосообразованием и артикуляцией; *могут быть нарушения сенсорной функции (чувствительности в голосовом аппарате), возникать неприятные ощущения в гортани (першение).
Классификация функциональных нарушений голоса:
Гипотонусная дисфония - нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок.
Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.
Гипертонусная дисфония – нарушение голоса, характеризующееся повышением тонуса мышц голосовых складок. Встречается реже, чем гипотонусная, преимущественно у мужчин. Сочетается с напряжением мускулатуры лица, шеи, набуханием вен шеи. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук.
Фонастения - расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне невротической предрасположенности.
В последнее время возросло число детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями не утратила своей актуальности и в настоящее время.
Органические нарушения голоса:
*острый и хронический профессиональный ларингит.
*узелки и полипы голосовых складок.
*папилломатоз гортани Доброкачественная опухоль гортани у детей; нарушение голоса в виде дисфонии, патологического крика, афонии и хрипящего дыхательного стридора.
*парезы и параличи гортани
Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание.
Логопедический аспект классификации называет и вскрывает сущность того или иного расстройства голоса.
Основные нозологические единицы -- афония, дисфония, ложносвязочный голос, ринолалия и ринофония. Каждая из форм нарушений голоса своеобразно проявляется в виде расстройства высоты, силы, модуляций голоса и ритмико-мелодико-интонаци-онной стороны речи
Психологический аспект классификации учитывает влияние расстройства голоса на коммуникативную функцию речи ребенка, на особенности его личности. Наблюдается снижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями общения при отсутствии или нарушении голоса. Дети стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой, жестами, иногда задания учителя выполняют только в письменной форме. Появляются и отклонения в эмоционально-волевой сфере -- своеобразные черты характера: неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, негативизм и т.д.
В дальнейшем эти характерологические особенности накладывают отпечаток на трудовую и личную жизнь больных.
- При каких заболеваниях возникает нарушение голоса у детей:
- Клиническая классификация (в основе лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности):
- Дисфония - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
- Проявляется в виде отсутствия фонации (афония) либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).
- Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
- Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
- Заикание (логоневроз) - нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
- Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
- Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата.
- Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. Страдает не только звукопроизношение, но и темп, выразительность, модуляция.
- Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).
- Афазия - полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения.
Спасибо за внимание!