СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификации сказок А.И. Куприна

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классификации сказок А.И. Куприна»

Михайлова В. П.


Классификации сказок А.И. Куприна


На протяжении всего своего творческого пути А.И.Куприн обращается к жанру сказки. Писатель любит фантастические и сказочные истории. Современники Куприна называли его «романтиком и поэтом под маской реалиста», «странным и старинным человеком, который еще верит в чудеса»

[1, с.440]. С помощью сказки писатель пытался показать свой взгляд на окружающую действительность и подкрепить веру читателя в героическое и прекрасное начало. Он «использовал привлекательный жанр сказки как жизнеспособный и фантастический одновременно, в котором можно легко создать конфликтную ситуацию, раскрывающую способности героя, подчеркнуть ценностную шкалу, опирающуюся на глубокую веру в победе добра над злом» [1, с.440].

К жанру сказки Куприн сам относит свои произведения, вынося в название жанровое определение «сказка»: «Жизнь. Рождественская сказка» (1895), «Сказка» (1896), «Счастье. Сказка» (1906), «Сказочки. I. О Думе. II. О конституции» (1907), «Лавры. Сказочка» (1909), «Сказка о затоптанном цветке» (1910), «Сказка» (1920), «Звериный урок. Сказка» (1927). К сказочному жанру также можно отнести следующие произведения: «Печальный рассказ (О Комаре, Слоне и Верблюде…)» (1912), «Козлиная жизнь» (1917), «Синяя звезда» (1925), «Воробьиный царь» (1921-1928).

Не все названные произведения можно однозначно отнести к сказочному жанру, в некоторых присутствуют сказочные элементы, но они представляют собой синтез нескольких жанров, в других сказка является вставным элементом. Указанные произведения исследователи также определяют
по-разному, называя их то сказкой, то притчей, то легендой, что также говорит о сложности и неоднозначности жанрового определения прозы Куприна.

Раннее произведение писателя «Жизнь. Рождественская сказка» (1895) своим подзаголовком настраивает читателя на жанровое ожидание сказки и указывает на время описываемых событий. Рождественская сказка предполагает праздник, радость и чудо. В основе самого жанра лежит идея преображения и проповедь любви и добра [2, с. 138.].

Пространство, описанное в произведении, реальное, действие происходит в лесу, но героями являются наделенные голосами и сознанием деревья: молодая красивая елочка и «уродливая» сосна. Текст данной сказки состоит на пяти небольших частей.

Первая часть является своеобразным прологом или вступлением, в котором обозначаются главные герои. Здесь описание двух деревьев представлено на контрасте. В дремучем лесу, на самом крае болота, в мрачном и сыром месте растет неприглядная сосна: «Лишенная с детства живительного света и тепла, всегда окутанная ядовитыми испарениями, она выросла уродливым деревом, с искривленным корявым стволом, с пожелтевшей, иссыхающей хвоей» [3,Т.3,с.305]. Поэтому не случайно в ее скрипе слышатся жалоба: «Как скучно, как страшно жить!» [3,Т.3,с.306].

Вторая же героиня – красивая зеленая елочка, растущая на опушке леса, рядом с прохладным ручьем, у дороги. Стройной елочке здесь живется весело и привольно. Она искренне радуется этой жизни и шепчет: «О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!» [3,Т.3,с.306]. Даже само описание окружающего пространства позволяет понять и внешний облик двух героинь, и отношение к ним, и их восприятие жизни. Образ корявой сосны связан с темой гибели и смерти, рядом с ней практически не бывает солнца, вокруг ядовитые испарения болота, сырость, и блуждают голодные волки. Елочка же обозначает тему радости жизни – вокруг нее солнце, рядом живительная вода ручья, порхают птицы, нашедшие приют в ее кроне, красота самого деревца, радующая глаз.

Вторая часть сказки повествует о взаимоотношениях между деревьями и людьми. Так под раскидистыми ветвями елочки странствующий богомолец спасается от жары, рядом с ней он находит прохладную воду в ручье, и у корней спокойный сон. Или сердца и чувства влюбленной пары, спрятавшейся у ствола елочки, сливаются для нее в единую гармонию. Тогда как в чащу леса мимо корявой сосны пробираются такие уродливые в своей душе люди: воры, бандиты.

Третья, центральная часть посвящена новым впечатлениям и событиям в жизни уродливой сосны: она слышит оживленные веселые звуки, незнакомые ей ранее, топот и ржанье лошадей, звонкий лай собак. Она ждет чего-то хорошего, светлого. И ожидание сосны, кажется, оправдано – «из лесной чащи выскочил олень, прекрасное животное на длинных, стройных ногах»
[3, Т.3,с.307]. Однако красивое и благородное животное лишь нашло свою смерть у ее корней от рук человека. А к вечеру по кровавым следам к сосне пришли голодные волки. Вновь раздается жалобный стон сосны: «Как скучно, как страшно жить!» [3,Т.1,с.308].

Четвертая и завершающая пятая части сказки посвящены в основном судьбе елочки. Главным рождественским чудом становится появление в ее жизни детского праздника. Чудесное деревце, радующее людей в своей жизни, после удара топора снова радостно: «Вечером она очнулась в роскошном двухсветном зале. Гигантские люстры и бесчисленные канделябры бросали от себя потоки света. Елочка стояла посредине всего этого блеска, украшенная сотнями свечей, золотыми и серебряными лентами, сверкающими погремушками, дорогими подарками, китайскими фонариками и целой коллекцией плюшевых птиц, жуков из фольги, стрекоз, пестрых бабочек и рыбок» [3, Т.1,с.308]. В тоже время история корявой сосны заканчивается безрадостно: «на ней покончил свою жизнь «безвестный скиталец», и место, где она росла, стали называть проклятым» [4,с.73].

Хотя Куприн и называет свое произведение сказкой, здесь ничего сверхъестественного не происходит. К сказочному элементу здесь относится лишь то, что деревья одушевлены: каждое из них наделено своими размышлениями, словами и судьбами.

Это произведение относится к жанру литературной сказки-притчи, в нем есть чудесное событие и повод к размышлению. Почему так сложились судьбы деревьев? Почему сосне уготовано было родиться на болоте, а елочке у дороги? Почему, казалось бы, даже после своей смерти елочка продолжает радоваться жизни, а на ее месте вырастают молодые свежие побеги? Сказка Куприна идет в разрез с андерсеновской традицией. В его сказке елочка до конца сохраняет ощущение радости и гармонии [4,с.74].

Рассказ «Сказка» (1896) – это история семьи художника Ивана Тимофеевича Холщевникова. В сюжет рассказа вставлена сказка, которую Холщевников рассказывает перед сном своему семилетнему сыну. В ней присутствуют сказочные герои: король с королевой, принцы, прекрасная фея, превратившаяся в прекрасную принцессу. Сказка волшебная, с добрым концом: «принц со своей прекрасной принцессой стали жить да поживать, да добра наживать» [3,Т.2,с.48]. В этой сказке художник раскрывает историю своей жизни: его неверие в свои силы и встречу с чудесной девушкой, сумевшей поддержать, полюбить его и стать ему женой. Но счастливый конец оказывается только в сказке. После того, как Холщевников уложил сына, он видит поцелуй жены и своего ученика, тогда и «Сказка окончилась…» [3,Т2,с.49]. Любящий и счастливый еще совсем недавно, он переживает острую боль от предательства близких и дорогих ему людей. В данном случае перед нами рассказ со встроенным сказочным сюжетом.

Рассказ «Счастье» (1906) Куприн также называет сказкой. Сюжет строится с использованием распространенного мотива: к царю приводят соискателей на руку принцессы, которые должны исполнить те или иные задания, в противном случае их ждет смерть. Жестокий царь задает вопрос: «В чем счастье?». От пришедших к властелину поэтов и мудрецов он выслушивает различные ответы: «в богатстве», «в здоровье», «в творчестве», «в любви», «в сытости» [3,Т4, с.259-260]. Ни один ответ его не устраивает, и он приказывает каждый раз казнить или по-другому наказать ответившего. Только один мудрец сумел противостоять царю даже после года заточения в темнице. Этот истинный мудрец счастлив тем, что дает ему смысл: «Мысль бессмертна» [3,Т4,с.261]. В сказке затронута важная проблема: что же такое счастье? По жанру произведение более подходит к легенде и притчи, так как в ней виден поучительный смысл.

«Сказочки. I. О Думе. II. О конституции» (1907) написаны Куприным под влиянием революционного подъема в России1905-1907 гг.В них заключен иносказательный смысл. Сказочки созданы в духе политической сатиры, где объектом сатирического обличения у Куприна стали самодержавные устои и воспитанные ими души рабов. К сказочному жанру их отнести довольно сложно, от него сохранилось лишь присутствие сказочных формул в конце «I. О Думе»: «Сказка еще впереди» и в начале «II. О конституции»: «Жил – был мальчик. И жила – была большая дворовая собака» [3,Т4,с.382].

Рассказ «Лавры»(1909) автор называет сказочкой. «Лавры» - это сказочка о жизни человеческой с ироническим подтекстом. Ее героем является лавровый лист, находящийся в помойной яме и рассказывающий о своем происхождении и своей нелегкой жизни от «большой зеленой кадки» до помойки. Пространство сказочки реальное, но присутствуют сказочные элементы: древний шагреневый переплет, старый башмак, грецкая губка беседуют друг с другом, а их истории выслушивает бурая мудрая крыса. История лаврового листа проходит на фоне истории страны, человеческих жизней: сначала богатого вельможи, потом великого актера. Горькая ирония сказки: лавровый венок, который должен венчать великих людей, он и удостоился такой чести в своей разнообразной жизни, заканчивает свою жизнь в кипящем супе и в итоге – на помойке. Повествование лаврового листа завершается фразой: «Все проходит в этом мире…» [3,Т.5,с.135].Основная мысль сказочки сведена к пониманию того, что слава хрупка и преходяща. Куприн использует в сказочке различные сатирические приемы: пародийное заострение (хоть лавровый лист и находится в помойной яме, но слог его высокопарны), комические положения, пародийное повторение схожих ситуаций, тонкая ирония [1,с.444].

Рассказ «Лавры» относитсяк жанру пародийной сказки или аллегорической побасенки, так как в ней присутствует иносказательный смысл с воплощением отвлеченной идеи в материальном образе.

«Сказка о затоптанном цветке» (1910)- это повествование о горькой женской доле. В начале повествования сказкиавтор пародирует сказочную форму: «Не в некотором царстве, а также и не в некотором государстве, а в моем воображении жила однажды…» [3,Т.5,с.190]. Художественное пространство сказки реальное, героиня ласковая «прекрасная девушка». Она выходит замуж, но супруг губит ее, обращает в кухарку и оскверняет ее душу. Она умирает. Остаются только светлые воспоминания, даже ее «очаровательная тень» заслуживает бессмертие. В этом рассказе Куприна нет ничего чудесного и волшебного. «Сказку о затоптанном цветке» можно отнести к жанру пародийной сказки и сказочки – притчи.

К сказочкам – притчам относится и «Печальный рассказ (О Комаре, Слоне и Верблюде…)» (1912). Это лукавая сказка с печальным концом, которую также можно отнести и к басенному жанру. Художественное пространство сказочное – одна из улиц Главного Верблюда, герои традиционные для сказок - Старый Слон, Комар. В сказке печальный конец: случайно погибает Комар. Здесь Куприн использует форму сказки, а для морального урока обращается к миру животных. Этопроизведение поучает быть всегда внимательным в кругу друзей.

Рассказ «Козлиная жизнь» (1917) начинается встиле русской народной сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Далее автор пародирует сказочную форму: «Не в каком ином, как в нашем царстве, в собственном государстве, давным-давно жили-были дед да баба»[3, Т.7,с.116]. Пространство реальное с признаками сказочного: царство, дед да баба, кошка Машка, собачка Патрашка, скворец Василий Иванович. Птицы и звери наделены сказочным свойством – все они говорящие. В сказке повествуется о похождениях попавшему к деду с бабой козлику, который рос у них «не по дням, а по часам» и превратился в козла. В конце своих похождений козел поступил на военную службу, а бабе постоянно чудится, что «милая козинька» возвратилась домой [3,Т.7,с.123]. Это произведение можно отнести к сказке о животных.

В«Сказке» (1920) повествуется о том, как глубокой зимней ночью семья услышала доносящийся издалека «протяжный, отчаянный вопль»:
«Спа-си-те!». Мужчина и ребенок стали беспокоиться о попавшем в беду незнакомце. «Жалко живую душу», – говорит мужчина. Его жена отвечает: «Лежи, дурак… Не наше дело…» [3,Т.7,с.270]. Ей страшно, и она не хочет помочь человеку. Проснувшийся дедушка оказался таким же черствым, равнодушным, эгоистичным, как и женщина. Он рад, что у его семьи крепкие замки, высокие заборы. Он не проявляет милосердия и советует женщине, чтобы успокоить ребенка, рассказать сказку. Перед нами опять описание реальной обстановки, чудесный, сказочный элемент в рассказе отсутствует. Но писатель называет свое произведение «Сказка». Возможно, потому что в нем звучит вставная сказка, которую начинает рассказывать мать, чтобы отвлечь ребенка от завывания ветра и криков о помощи. Мать рассказывать сказку о сильных и гордых людях с голубой кровью, которые никого не боялись, всех презирали и уважали только самих себя. Женщина относит себя и свою семью к этим людям, считает себя лучше других, поэтому так хладнокровна и равнодушна к окружающим. Она не желает делать что-либо для других. Сказка – упрек.

Это произведение также можно отнести к жанру сказки-притчи со встроенным сказочным сюжетом и с поучительным смыслом.

«Синюю звезду» (1925) относят к жанру литературной сказки, в основу которой автор положил распространенный в Западной Европе сюжет о некрасивой принцессе (первое название «Принцесса – дурнушка»). Текст произведения Куприна обладает всеми признаками сказки, в нем есть и зачин, и сказочные образы (добрый король, сказочная принцесса, которая «…росла по дням и дурнела по часам» [3,Т7,с.317]), и сказочные мотивы (указ короля об уничтожении всех зеркал, предсказание), и сказочные элементы (королевский замок), и тайна, и переживания, и приключения, и принц с принцессой, и любовь, и счастливый конец.

В сказке присутствует элемент поучения: быть некрасивым среди красивых и чувствовать любовь окружающих может лишь тот, у кого душа красивая; понятие красоты относительно, счастлив тот, кто добр и благороден. Но это и сказка-перевертыш, в конце рассказанной историизвучитавторская ирония.

Сказка «Звериный урок» (1927)– это короткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Сказкой его называет сам автор. Здесь Куприн использует форму сказки и для морального урока прибегает к миру животных. В рассказе действующие лица –слоны и муравей – условные басенные звери. Герои наделены сказочным свойством - они разговаривают. В сказке слоненок на звериной тропе чуть не наступил на муравья «тянущего на себе обломок прошлогодней веточки» [3,Т.7,с.375]. Его мать – слониха заставила своего сына извиниться и уступить дорогу работяге – муравью: «Он тащил на себе такую тяжесть, что если бы ее увеличить во столько раз, во сколько ты больше, тяжелее и глупее муравья, да положить эту тяжесть на тебя. То она расплющит тебя…» [3,Т.7,с.376]. Рассказ можно отнести как к басенному жанру, так и к сказочкам – притчам. К нему подходит мораль: поучая хорошим манерам, сам не совершай недобрых поступков.

Рассказ «Воробьиный царь» (1921-1928) относится к жанру литературной сказки о животных. В ней переплетаются реальные и нереальные события. Литературное произведение начинается со слов: «Жил-был на свете поэт» [3,Т.8,с.563]. Пространство в нем реальное с признаками сказочного, герои: поэт, волшебник Воробьиный Царь, много птиц. В рассказе происходят чудеса: поэт превращается в маленького человечка, по волшебству он оказывается на высоком дереве в клетке, он начинает понимать язык птиц и разговаривать с ними. Поэт ощущает всю «прелесть» нахождения в неволе, «как птица в клетке». В завершении рассказа происходит чудесное возвращение поэта на землю. Сказка - назидание. Оказавшись на свободе, он отпускает всех птиц, находящихся у него в клетках на волю.

Таким образом, в сказочном жанре Куприна можно выделить следующие группы сказок:

  1. Собственно литературные сказки: сказки о животных («Козлиная жизнь», «Воробьиный царь»);

  2. Сказки синтетического характера: сказки-притчи («Жизнь. Рождественская сказка»; «Собачье счастье»);

  3. Вставные сказки («Сказка», 1896, «Лесная глушь»);

  4. Сатирические сказки (О Думе…).



Список литературы


  1. Кайманова Т. А. Золотое яблоко в чаше из сардоникса (А. И. Куприн и фольклор) // А.И. Куприн. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т.4. Повесть. Рассказы. Очерки. – М.: Воскресенье, 2006. – С. 439-480.

  2. Козина Т.Н. Жанровое своеобразие рождественского и святочного рассказов //Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования,науки и культуры. –2017. –Т. 23, – № 4 (168). –С. 137-144.

  3. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9-ти томах. – М.: «Художественная литература», 1973.

  4. Жиркова М.А. Рождественские сказки Х.К. Андерсена «Ель» и А.И.Куприна «Жизнь» в историко-литературном диалоге //Litera. – 2020. –№5 – С. 68-78.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!