СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Класс Однодольные. Семейство Лилейные».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Класс Однодольные. Семейство Лилейные».»

Тема урока: «Класс Однодольные. Семейство Лилейные».


Цели и задачи:

  1. Развивать память учащихся, их кругозор, познавательный интерес к биологии.

  2. Воспитывать бережное отношение к растениям, осуществлять экологическое воспитание.

  3. Коррекционно-образовательная: способствовать формированию у учащихся целостного представления об общих признаках семейства лилейных.

  4. Коррекционно-развивающая: расширять активный словарный запас и кругозор учащихся.

  5. Коррекционно-воспитательная: прививать интерес к изучаемой теме, желание узнать новое.


Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок-сотрудничество

Виды учебной деятельности:

  1. Индивидуальная самостоятельная работа с дидактическим материалом

  2. Фронтальная работа

  3. Составление опорного конспекта, заполнение таблицы

  4. Поисковая деятельность в парах по определению растений

  5. Выполнение тестового задания


Ход урока.

1. Организационный момент


Здравствуйте, ребята! Я призываю вас к сотрудничеству

«разогрев», включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку»

-«руки вверх»-тянемся к знаниям;

-«руки назад»-оставляем позади неудачи;

-«рывком вперед»- забираем накопившийся опыт;

-«пожимаем руки друг другу»-делимся своими знаниями, опытом;

На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.

Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать.

Наш урок пройдет под девизом:

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

А сердце добрым будет.


2. Биологическая разминка

-второй хлеб, представитель семейства пасленовые – картофель;

- первые цветы - подснежник;

-растения, обитающие в воде – водоросли;


- Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делятся на однодольные и двудольные)

Прием «Закончи фразу»

Растение, которое имеет одну семядолю …. Учащиеся:- …. - это однодольное растение.

Растение, которое имеет две семядоли …. Учащиеся:- …. – это двудольное растение.



Повторение

Однодольные и двудольные – это 2 основные группы покрытосеменных растений. Покрытосеменные растения ещё называют цветковыми. У них образуются цветки. Позднее из цветков развиваются плоды с семенами.


Вспомним различительные признаки классов двудольных и однодольных

Перед вами таблицы, работаем по ним

Двудольные

Однодольные

2 семядоли

1 семядоля

Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система

Сетчатое жилкование листа(перистое, пальчатое)

Дуговое или параллельное жилкование листа

Двойной околоцветник

Простой околоцветник

Количество частей цветка кратно четырем или пяти

Количество частей цветка кратно трем


Основные признаки однодольных растений: одна семядоля в семени, мочковатая корневая система, параллельное или дуговое жилкование листьев.



3.Ориентировачно-мотивационный этап.

На сегодняшнем уроке я приглашаю вас в мир растений, которые встречаются по всему земному шару, про эти растения сложено немало песен и стихотворений. Эти растения самыми первыми зацветают на наших клумбах цветников и радуют нас, первыми появляются в дикой природе и на наших огородах, являясь источниками витаминов. Что же это за растения?

На экране демонстрируются разные представители семейства лилейные


Луковка на макушке православной церкви, лилия в гербе королевской династии во Франции, тюльпан – символ весенней степи, нарцисс – образ самолюбивого человека. Все это – растения семейства Лилейных.

Проблемный вопрос

Как вы думаете, что привлекает внимание человека к Лилейным и почему?


Попытаемся сформулировать цель урока: Мы будем открывать для себя что-то новое, неизвестное о семействе лилейных. -Рассмотрим характеристику семейства Лилейные.


Мы с вами откроем новую страницу в изучении семейств цветковых растений и сделаем ряд открытий.

У каждого из вас на столах Карточки открытий, они заменят вам рабочие тетради, вы будете работать на них в течении урока.


Слайд Тема: Класс Однольные. Семейство Лилейные. (записываем в карточку открытий)


А теперь рассмотрим характеристику семейства Лилейные.

Характеристика.

Семейство Лилейных, насчитывает около 4 тыс видов, произрастающих по всему земному шару. Перед вами карта поисхождения видов культурных растений

Семейство лилейные — многолетние травы с корневищами, луковицами, клубнелуковицами, реже древовидные растения (драцена, алоэ, юкка).

Главным образом многолетние травянистые растения. Это их жизненная форма-запишите в карточке.

Чтобы узнать следующие растения, относящиеся к лилейным, отгадаем загадки:

А за луковицы этого растения в 1634 г. в Амстердаме были куплены два каменных дома. В Голландии 1944-45г.г. луковицы этого же цветкового растения спасли народ от голода.

Их варили вместе с морковкой и свеклой. В луковицах оказались те самые спасительные калории, которые помогли людям выстоять и победить смерть! Голод кончился, однако голландцы надолго запомнили, как тюльпаны спасли их от смерти.


Из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха!
Меж цветов он “знатный” пан
Колпачком цветет ….. (Тюльпан)


Работать мы будем по знакомому нам плану (план изучения признаков растений на доске)

  1. Определите корневую систему тюльпана по слайду. (Корневая система мочковатая)

  2. Семя содержит одну семядолю.

  3. Видоизменённый побег - луковица

  4. Посмотрите на стебли тюльпанов. Что вы можете сказать о них? (Стебель прямостоячий)

  5. Рассмотрите листья у тюльпанов. Что вы можете сказать о них? (У тюльпана дуговое жилкование листьев).

  6. Типы соцветий. Обратите внимание на тюльпаны: у них на одном цветоносном побеге – один цветок. У многих  лилейных цветы собраны в соцветия. У ландыша соцветие кисть.

  7. Строение цветка

  8. Плоды у лилейных растений ягода (например, у ландыша) или коробочка (у тюльпана).


Давайте рассмотрим корневую систему лилии

Работать мы будем по знакомому нам плану (план изучения признаков растений на доске)


Карточка открытий

Дата:_______________________________________________________

Тема урока: Класс Однольные. Семейство Лилейные.



ПРИЗНАКИ

ОПИСАНИЕ

Количество видов

4000

Распространение

По всему земному шару

Жизненная форма

Многолетние травянистые растения

Число семядолей в зародыше семени

Одна семядоля

Корневая система

Мочковатая

Побег

Луковицы, корневища

Стебель

Прямостоячий

Тип жилкования листа

Параллельное или дуговое

Строение цветка


6 лепестков, расположенных в 2 ряда; 6 тычинок, 1 пестик

Соцветие

Одиночные цветки, кисть

Плод


Сухой - коробочка (тюльпан),

сочный – ягода (ландыш)


Вывод: лилейные растения являются однодольными, так как имеют мочковатую корневую систему, параллельное или дуговое жилкование листьев, семя содержит одну семядолю.



Слайды

Лилейные первоцветы - Но, к сожалению, с каждым годом первоцветов остается все меньше и меньше. Люди, придя в лес, рвут первоцветы целыми охапками, не задумываясь о том, что они недолговечны, и поникнут еще до возвращения людей из леса, или простоят в вазочке совсем немного времени и будут выброшены в мусорное ведро.


Лилейные декоративные

Лилейные лекарственные

Лилейные комнатные


Задание: В кабинете много цветов, найти в кабинете цветы: Хлорофитум, Аспидистра, Сансевьера

Учёные рассчитали, что для комнаты площадью 15-25м2 достаточно 5-7 хорошо развитых растений.

Используя эти данные, сделаем вывод: в кабинете достаточно нужных растений.

Хлорофитум


Чтобы узнать следующие растение, относящиеся к лилейным, отгадаем загадку:


1. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко.
Путь – дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (Ландыш.)

Я вам хочу рассказать одну историю. Однажды весной ребята собрались в поход. Придя в лес, они наткнулись на опушку леса, где росли прекрасные цветы – ландыши. Девчонки очень обрадовались. Каждая хотела хотя бы несколько цветочков принести в подарок маме. Но только ни одна девочка этого не сделала. Почему?(Дети высказывают своё мнение). Правильно! Это растение редкое, занесенное  в Красную книгу. Поэтому их надо охранять!

К лилейным растениям относятся и ценные овощные культуры.


Итак, мы выяснили особенности строения, а теперь давайте узнаем, какое значение имеют лилейные в нашей жизни


Значение

Представители

1. Декоративные

Лилия, тюльпан

2. Овощные

Спаржа, репчатый лук, чеснок

3. Ядовитые

Вороний глаз, ландыш майский

4. Лекарственные

Вороний глаз, ландыш майский



Верны ли утверждения: проставьте плюс или минус

1.Относятся к классу Двудольные?

-

2.Имеют мочковатую корневую систему

+

3.Число тычинок кратно 3

+

4.Стебель-соломина

-

5.Типичны луковицы или корневища

+

6.Околоцветник простой

+

7.Плод -зерновка

-

8.Плод-ягода или коробочка

+

9.Жилкование листьев параллельное или дуговое

+

Рефлексивно-оценочный этап

- Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, удалось ли вам открыть для себя какое-нибудь открытие?


Подведем итоги урока по типу незаконченного предложения

- Главным для меня на уроке было…

- Меня поразило на уроке….

- Теперь я буду знать, что…

- Меня огорчило, что….

- Я рад, что…

- Я хотела(а) бы, чтобы…

- Сегодня на уроке самым познавательным для меня было…

Прием «Букет настроения»

Учитель: - Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе цветынарциссы, если не понравилось, - розу.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!