Наименование образовательной организации
Нижневская средняя общеобразовательная школа
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Классный час
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Подготовила и провела: |
Пономарева Надежда Викторовна |
учитель начальных классов |
-2022-
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Ф.И.О учителя: | Пономарева Надежда Викторовна |
Должность / звание: | Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория |
Класс: | 2 класс |
Дата: | 15.01.2022 |
Место проведения: | Нижневская СОШ |
Тема урока / занятия: | ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ |
Место и роль урока/занятия в изучаемой теме: | Дополнительный материал к серии уроков по дисциплине «Окружающий мир», посвященные роли животных (птиц) в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным (птицам). |
Направление воспитательной работы по ПВ1: | модуль «Классное руководство» – работа с классным коллективом: проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающихся, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. |
Предмет: | - |
Тип урока/занятия: | классный час (тематическое занятие) |
Форма урока: | занятие-беседа |
Форма контроля: | беседа, готовая поделка «Голубь» в технике оригами |
Продолжительность: | 30-45 мин |
Опорные понятия / термины: |
Зимующие птицы (воробей, поползень, ворона, щегол, синица, глухарь, снегирь, голубь), кормушка, полезный и вредный корм для птиц, помощь птицам зимой. |
ТДЦ2урока / занятия: |
Образовательная: | расширить представление о зимующих птицах, их особенностях жизни и взаимодействии с человеком; |
Развивающая: | развивать навыки связной речи; пополнение активного словарного запаса; навыков самоконтроля; причинно-следственных связей; развивать внимательность и творческие способности; развивать мелкую моторику и внимательность. |
Воспитательная: | воспитывать нравственные качества (любовь и сострадание к объектам живой природы); понимание того, что человек является частью природы и ее защитником. |
Ценностные ориентиры и установки по ООП3: |
1)Формирование психологических условий развития общения, сотрудничествана основе: |
уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; |
2) Развитие ценностно-смысловой сферы личностина основе: |
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения. |
3) Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: |
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. |
4) Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализации: |
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результат. |
Планируемые результаты: |
Личностные (личностные УУД): |
самоопределение (готовность и способность обучающихся к саморазвитию; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения); смыслообразование (мотивация учебно-познавательной деятельности, повышение самооценки). |
Метапредметные («soft skills»): |
А. Познавательные УУД4: |
общеучебные (умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности); информационные (поиск и выделение необходимой информации в тексте, рисунке; анализ информации); знаково-символические (использовать схемы для решения задач); логические (построение рассуждения, обобщения; синтез). |
Б. Регулятивные УУД: |
прогнозирование (предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи); контроль и самоконтроль(сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него); оценка (выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему еще нужно усвоить). |
В. Коммуникативные УУД: |
взаимодействие (формулирование собственного мнения и позиции); управление коммуникацией (аргументировать свою позицию); инициативное сотрудничество (предлагать помощь и сотрудничество). |
Предметные: |
(связь с предметом «Окружающий мир») Человек и природа. Животные и их разнообразие. Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Роль животных (птиц) в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным (птицам). Животные родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений. |
Ресурсы урока/занятия (в том числе и УМК): |
Презентация «Зимующие птицы» (.pptx, а также в .pdf); Технологическая карта (Приложение 1); Стихотворения о зимующих птицах (Приложение 2); Чем кормить птиц зимой (Приложение 3); Загадки про зимующих птиц (Приложение 4); Голуби (Приложение 5); Схема-инструкция по изготовлению голубя в технике оригами (.png). |
Учебно-методическое и информационное обеспечение: |
Воробьишка-хвастунишка (1981). URL: https://yandex.ru/video/preview/10967531902608325979(дата обращения: 27.12.2021). Загадка про воробья. URL: https://pro-zagadki.ru/vorobei(дата обращения: 27.12.2021). Загадка про ворону. URL: https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-voronu-s-otvetami/(дата обращения: 27.12.2021). Загадки про голубя. URL: https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-golubya.html(дата обращения: 27.12.2021). Загадки про птиц. URL: https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/zagadki_pro_ptic/ (дата обращения: 27.12.2021). Загадки про синицу для детей: 27 лучших / Мама может всё! URL: Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-siniczu-dlya-detej-27-luchshih.html(дата обращения: 27.12.2021). Загадки про снегиря для детей: 25 лучших / Мама может всё! URL: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-snegirya-dlya-detej-25-luchshix.html(дата обращения: 27.12.2021). Занимательная информация о диких и городских голубях / Литбро.ру. URL: https://litbro.ru/interesnoe/o-dikih-i-gorodskih-golubyah (дата обращения: 27.12.2021). Зимующие птицы. Голоса птиц. URL: https://yandex.ru/video/preview/3169895293988890209(дата обращения: 27.12.2021). Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15). URL: https://fgosreestr.ru (дата обращения: 27.12.2021). Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20). URL: https://fgosreestr.ru (дата обращения: 27.12.2021). Проектирование урока в условиях формирования универсальных учебных действий: материалы участника личностно-ориентированного модуля / А.М. Соломатин, С.Н. Ямшинина, Г.В. Янычева, Н.М. Лаврова, И.В. Карпеева; под ред. Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига / Учебник, 2017. 56 с. (Переподготовка и повышение квалификации работников образования). Снегирь (1983). URL: https://yandex.ru/video/preview/875704922058628885(дата обращения: 27.12.2021). Стихи про зимующих птиц для детей / Детские стихи. URL: https://detskiystih.ru/collection/stihi-pro-zimuyushhih-ptits-dlya-detej.html (дата обращения: 27.12.2021). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. от 22.09.2011 № 2357). URL: https://fgos.ru (дата обращения: 27.12.2021). Фиксики. Сезон 3. Серия 22 «Кормушка» URL: https://yandex.ru/video/preview/1518903931854254532(дата обращения: 27.12.2021). Чем подкармливать птиц зимой: 6 полезных угощений // ТинькоффЖурнал. URL: https://journal.tinkoff.ru/short/bird-feeder/ (дата обращения: 27.12.2021). |
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока (занятия) / образовательная задача | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты |
| Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися УУД5 (softskills) | Личностные результаты |
Деятельность учителя (с указанием ресурса)6 | Деятельность обучающихся (с указанием ФОУД)7 | Предметные результаты | познавательные | регулятивные | коммуникативные | Личностные УУД |
1. Организационный (мотивация) - вовлечь воспитанников в беседу; ввести в тему занятия; | Читает стихотворение Евгения Авдиенко «Зима»8 (ПРС2): Вышел на просторы Погулять мороз. Белые узоры В косах у берез. Снежные тропинки, Голые кусты. Падают снежинки Тихо с высоты. В белые метели, Утром до зари В рощу прилетели Стайкой снегири. | (Ф) Слушают стихотворение. | | | | | |
- активировать чувство сострадания и ответственности за братьев наших меньших. | Задает вопросы по тексту произведения: Какую погоду описывает автор? Какое это время года? Каких птиц увидел автор? А каких птиц зимой видели вы? Как называют птиц, которые остаются зимовать у нас, а не улетают в теплые края осенью? | (Ф) Отвечают на вопросы. | Человек и природа. Животные и их разнообразие. Птицы. Зимующие и перелетные птицы | Поиск и выделение необходимой информации в тексте, рисунке;анализ информации. | | Формулирование собственного мнения и позиции; аргументировать свою позицию. | |
2. Задание № 1 «Что ел на завтрак воробей?» - организовать работу по обсуждению; - активировать на высказывание своей обоснованной точки зрения. | (ПРС2) Что не хватает птичкам зимой? В чем они нуждаются? (ПРС3-7) Подобрать из списка (5 видов блюд), которые подходят для кормления зимующих птиц: 1. Вареная каша с мясом или грибами; 2. Десерт (сладкий торт); 3. Морепродукты с лимоном и зеленью; 4. Салат с овощами и майонезом; 5. Свой вариант (ПРС8) Подводит итог обсуждения. Зимующих птиц необходимо кормить только полезной для них едой, чтобы у них не болели животики, и они пережили зиму, встретив весну (П3): Семечки и орехи –сырые семена подсолнуха или тыквы, сырой фундук, грецкий орех или кешью – все без соли. Семечки чистить не нужно, а вот орехи лучше давать без скорлупы; Крупы и зерна – подойдет практически любая сырая крупа, кроме пшена: гречка, овес, ячмень, просо. В такой подкормке много витаминов и минеральных веществ: клетчатки, железа, кальция; Фрукты и ягоды –например, свиристели и снегири едят сухофрукты с удовольствием; Сливочное масло и сало – сало особенно любят синицы, поползни и дятлы. Главное, чтобы оно было без соли и специй; Травяные гранулы – Измельченная прессованная трава. Можно купить в зоомагазинах; Специальный корм– готовая смесь подсолнечника, льна, овса и проса. Точно понравится любым городским и лесным обитателям. Его можно купить в зоомагазинах. | Приходят к выводу, что зимующим птицам необходимо помогать и обеспечить их кровом и питанием. (Ф) Обсуждают все блюда и приходят к мнению, что у птиц должна быть своя специальная и безопасная еда, «не человеческая». | | Построение рассуждения, обобщения; синтез. | | | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
| А чем нельзя кормить птиц? Белый хлеб, пшено, соленая, жирная и жареная пища – под запретом. Сороки, галки, вороны и некоторые другие птицы считаются всеядными, но даже им от такого фастфуда может стать плохо. | (Ф) Дети отвечают на вопрос, аргументируя свои предположения или озвучивают то, что они уже знают из опыта. | Бережное отношение человека к животным (птицам). | Построение рассуждения, обобщения. | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. | Формулирование собственного мнения и позиции; аргументировать свою позицию. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
3. Задание № 2 «Угадай птичку» | Читает загадки (П4). ПРС9-10 – воробей; ПРС11-12 – поползень ПРС13-14 – ворона; ПРС15-16 – щегол; ПРС17-18 – синица; ПРС19-20 – глухарь. ПРС21-22 – снегирь; ПРС23-24 – голубь. | (Ф) Дети отгадывают названия птиц. | Зимующие птицы. Животные родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | Умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности | Сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. | Формулирование собственного мнения и позиции. | |
4. Инфо-бокс «Голубь – птица мира» | (ПРС25) Рассказывает об особенностях голубей, их роли в жизнь человека (П5). Почему голубям возведено много памятников по всему миру? Кто является главным врагом голубей? Чему мы можем научиться у голубей? | (Ф) Дети слушают рассказ педагога. (Ф) дети отвечают на вопросы по тексту (рассказу). | Роль животных (птиц) в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным (птицам). | Поиск и выделение необходимой информации в тексте, рисунке; анализ информации. | | Формулирование собственного мнения и позиции; аргументировать свою позицию. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. |
5. Мастер-класс «Голубь в технике оригами» - организовать практическую работу по изготовлению голубя в технике оригами. | Объясняет, как изготовить из бумаги (лист бумаги 10х10 см) символ мира – голубя – в технике оригами (ПРС26). Выполняет все этапы совместно с детьми. | (И) Выполняют все приемы работы с бумагой для изготовления голубя. | | Использовать схемы для решения задач. | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. | Предлагать помощь и сотрудничество. | |
3. Рефлексия. Подведение итогов занятия - организовать обратную связь на основе обсуждения эмоций и выводов, которые сделали воспитанники. | Организует мини-выставку (мини-презентацию) работ детей. Организует обратную связь по занятию. Что интересного вы узнали о голубях? Какие птицы остаются зимовать? Чем мы можем покормить зимующих птиц, не навредив их здоровью? Чем кормить птиц нельзя? Почему? Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека? Какую помощь мы можем им оказать? | (Ф) Дети презентуют свои работы. Отвечают на вопросы. | | Построение рассуждения, обобщения; синтез. | Выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему еще нужно усвоить. | Формулирование собственного мнения и позиции; аргументировать свою позицию. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; мотивация учебно-познавательной деятельности, повышение самооценки. |
4. Планирование самостоятельной работы - представить индивидуальный план работы (домашнее задание по выбору) по теме занятия. | Озвучивает домашнее задание: Посмотреть мультипликационный фильм про зимующих птиц (на выбор) и сделать к нему рисунок: Фиксики. Сезон 3. Серия 22 «Кормушка» https://yandex.ru/video/preview/1518903931854254532 Снегирь (1983). https://yandex.ru/video/preview/875704922058628885 Воробьишка-хвастунишка (1981). https://yandex.ru/video/preview/10967531902608325979 | (И) Выбирают по желанию. | | | | Формулирование собственного мнения и позиции. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. |
Приложение 2
Стихотворения о зимующих птицах9
Трудно птицам зимовать
А. Чепуров
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Спозаранок скачут птицы
Ю. Синицын
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!
Е. Авдиенко
Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки,
Голые кусты.
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели,
Утром до зари
В рощу прилетели
Стайкой снегири.
Покормите птиц
А. Яшин
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Приложение 3
Чем кормить птиц зимой10
Семечки и орехи
Выбирайте сырые семена подсолнуха или тыквы, сырой фундук, грецкий орех или кешью – все без соли. Семечки чистить не нужно, а вот орехи лучше давать без скорлупы.
Крупы и зерна
Подойдет практически любая сырая крупа, кроме пшена: гречка, овес, ячмень, просо. В такой подкормке много витаминов и минеральных веществ: клетчатки, железа, кальция.
Фрукты и ягоды
Вариант для пернатых гурманов – например, свиристелей и снегирей. Сухофрукты птицы тоже едят с удовольствием.
Сливочное масло и сало
Жиры – важная часть птичьего рациона. Сало особенно уважают синицы, поползни и дятлы. Главное, чтобы оно было без соли и специй.
Травяные гранулы
Измельченная прессованная трава – отличная добавка к птичьему питанию. Заказывайте на маркетплейсах или ищите в зоомагазинах.
Специальный корм
Беспроигрышный вариант – готовая смесь подсолнечника, льна, овса и проса. Точно понравится любым городским и лесным обитателям. Его можно купить в зоомагазинах или маркетплейсах.
Чем не кормить
Белый хлеб, пшено, соленая, жирная и жареная пища – под запретом. Сороки, галки, вороны и некоторые другие птицы считаются всеядными, но даже им от такого фастфуда может стать плохо.
Приложение 4
Загадки про зимующих птиц
Воробей11
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Поползень12
Черненькая бровка,
Рыженький бочок,
Меж синиц и дятлов
Кружит как волчок,
По стволам вниз головой
–Угадайте, кто такой?
Ворона13
Эта птица серовата
И на выдумки богата.
Знает, где еду добыть,
Чтоб зимой холодной жить.
Любит по двору гулять,
«Кар-кар-кар!» всё повторять.
Щегол12
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая ... (щегол)
Синица14
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня … (синичка)
Глухарь12
У него хороший слух,
Но когда токует, - глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками … (глухаря)
Снегирь15
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?
Голубь16
И.Брушевский
Птица Мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица – почтальон,
Не собьется с курса он.
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал...
Птицу эту кто узнал?..
Приложение 5
Голуби17
! Прочитайте текст и перескажите детям только ту информацию, которую считаете нужной и подходящей для их возраста и уровня развития.
Доказано, что глаз голубя способен распознавать до 75 кадров в секунду (для сравнения: глаз человека – только 24). А еще из этих птиц получаются замечательные отцы: если вдруг самочка оставит птенцов, о них позаботится папа
Голуби – умные птицы. Они способны запоминать 800–1200 комбинаций картинок с разными изображениями и цветами. Причем у самцов интеллект выше.
Они запоминают отношение к себе людей. Птица узнает своего обидчика даже по прошествии большого количества времени и навсегда остается верной заботливому хозяину
Голуби всегда находят дом, в котором живут.
Эти птицы любят общество. Ученые в Оксфорде заметили, что два голубя предпочитают пролетать часть пути вместе, если это возможно. Причем подобные передвижения оказываются более эффективными.
Голуби редко сидят на деревьях – они предпочитают крыши и карнизы зданий, бордюры, сооружения из бетона, землю. Объясняют эту интересную особенность по-разному: одни вспоминают, что птицы раньше играли роль почтальонов и всегда возвращались к нужному дому. Отсюда особая любовь к зданиям. Мешало пернатым садиться на ветку и письмо на лапке.Другие ссылаются на то, что дикие голуби чаще селятся на степных просторах, на скалах, по берегам рек и гораздо реже (в основном это вяхири, зеленые и тропические голуби) в лесах. Получается, даже рядом с человеком эти пернатые стараются выбрать место для проживания, которое напоминает естественную среду.
Еще эти птицы, в отличие от многих других, не любят сидеть на проводах. Ток голубям не страшен. Возможно, причина в том, что эти пернатые летают прямолинейно, и им требуется пространство для совершения маневров, в том числе при посадке и взлете.
Голуби способны на длительные перелеты. Они без труда развивают скорость 60–75 км/ч. время нахождения в полете – около 8 часов.
Высота, на которую могут подняться птицы, – 1,5 км. Голуби набирают разреженный воздух в специальные мешки и дышат через раз.
Эти птицы с успехом преодолевали расстояние от Рима до Брюсселя (через Альпы), равное 1100 км. Но самые выносливые представители способны пролетать до 2000 км и развивать скорость до 150 км/ч.
В городе, где часто живут голуби, можно наблюдать интересную картину. Птица активно машет крыльями, но не летит. Оставаться на месте ей помогает распушенный хвост
Выражение «голубь-почтальон» никого не удивляет. На протяжении тысячелетий эти птицы успешно справлялись с подобным заданием, чем пользовались в свое время Чингисхан, Цезарь и многие другие правители. Феномен прост: птиц отправляли с посланием в те места, где был их дом. Использовали для этого особей, которые уже сформировали пару.
Интересно! У голубей хорошо развиты зрительная память и обоняние. Эти качества «работают» вкупе и наделяют этих птиц уникальными способностями.
Появились голуби очень давно – исследователи считают их потомками вымершей птицы додо. И практически всегда они жили рядом с людьми. Тот факт, что голубь играл и играет важную роль в жизни человека, подтверждают следующие интересные факты:
Изображение птиц обнаружили в письменах на глиняных табличках. Написали их в Месопотамии еще больше 5 тысяч лет назад.
Вавилон предположительно посвятили голубям. А Семирамида, по легенде, даже превратилась в голубку.
В наше время во многих странах мира (не меньше 30) установлены памятники этим пернатым.
Такое отношение людей к голубям оправдано.
В годы Первой мировой войны они успешно переносили письма. Есть рассказ о том, как раненая птица доставила по назначению сообщение, в результате чего удалось спасти жизнь 194 военным. А во время Великой Отечественной даже объявляли голубиную мобилизацию.
В Англии пернатых использовали, чтобы передавать кровь в лечебные учреждения.
До появления квадракоптеров фотосъемки на высоте вели голуби: камеру фиксировали на их груди.
Мясо этих птиц издавна употребляют в пищу. Оно в 6 раз жирнее и питательнее куриного. Особенно вкусным считается мясо птиц, которых в течение 3 дней кормили семенами укропа или ягодами можжевельника. Во многих ресторанах мира блюдо из него считается деликатесом. Так, именно употребление в пищу человеком стало одной из причин полного исчезновения странствующего голубя в Америке.
Многие птицы – их называют перелетными – улетают на юг, а голуби – нет. Привычный современному человеку городской сизарь всегда живет там, где родился. Однако ответ на вопрос, улетают ли эти птицы зимой, еще полтора века назад мог быть иным: американцы в зимнее время часто наблюдали, как огромными стаями летят странствующие голуби.
1 ПВ – Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20). URL: https://fgosreestr.ru(дата обращения: -27.12.2021).
2 ТДЦ – триединая дидактическая цель
3 ООП – Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15). URL: https://fgosreestr.ru(дата обращения: 27.12.2021).
4 УУД – универсальные учебные действия
5 УУД – универсальные учебные действия
6 ПРС – презентация с номером слайда, Р – номер ресурса к занятию; П – номер приложения, ПТ – приложение с номером таблицы (если их более одной), ВФ – видео с указанием времени начала и окончания фрагмента (если используется фрагмент) или с указанием продолжительности фрагмента, АФ – аудиодорожка с указанием продолжительности фрагмента, У(У) – учебник с указанием страницы и номера задания (упражнения) при наличии (например, У12 – учебник, страница 12 или У12У5 – учебник, страница 12, упражнение 5), РТУ – рабочая тетрадь с указанием номера задания (упражнения).
7 ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
8 Авдиенко Е. Зима // Стихи про зимующих птиц для детей / Детские стихи. URL: https://detskiystih.ru/collection/stihi-pro-zimuyushhih-ptits-dlya-detej.html(дата обращения: 27.12.2021).
9Стихи про зимующих птиц для детей / Детские стихи. URL: https://detskiystih.ru/collection/stihi-pro-zimuyushhih-ptits-dlya-detej.html(дата обращения: 27.12.2021).
10
11 Загадка про воробья. URL: https://pro-zagadki.ru/vorobei (дата обращения: 27.12.2021).
12Загадки про птиц.URL: https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/zagadki_pro_ptic/ (дата обращения: 27.12.2021).
13 Загадка про ворону. URL: https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-voronu-s-otvetami/ (дата обращения: 27.12.2021).
14 Загадки про синицу для детей: 27 лучших / Мама может всё! URL: Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-siniczu-dlya-detej-27-luchshih.html(дата обращения: 27.12.2021).
15 Загадки про снегиря для детей: 25 лучших / Мама может всё! URL: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-snegirya-dlya-detej-25-luchshix.html(дата обращения: 27.12.2021).
16 Загадки про голубя. URL: https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-golubya.html (дата обращения: 27.12.2021).
17Занимательная информация о диких и городских голубях / Литбро.ру. URL: https://litbro.ru/interesnoe/o-dikih-i-gorodskih-golubyah (дата обращения: 27.12.2021).