Классный час - лекция: Всероссийский День правовой помощи детям. Классный руководитель: Пелеванюк Елена Николаевна
Цель:
обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
развитие гражданско-правового образования учащихся ;
воспитывать понимание того, что ребёнок является наивысшей ценностью государства, не только объектом заботы и опеки, но и субъектом права;
сделать доступной для детей информацию о правовой помощи.
Задачи:
расширять представления учащихся о правах и обязанностях детей, прививать навыки правовой культуры, стимулировать правовое самообразование школьников.
План мероприятия:
Вступительное слово.
Ознакомление с правовой информацией
Заключительное слово.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя:
Добрый день друзья. Сегодня наш классный час посвящен Всероссийскому Дню правовой помощи детям. Начать наш классный час я хочу с небольшого экскурса в историю.
20 ноября исполняется 24 года со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций обязательной для исполнения государствами Конвенции о правах ребенка. Она была единогласна принята 20 ноября 1989 года, а 2 сентября 1990 года вступила в силу во всем мире. Принятие Конвенции о правах ребенка- это добровольный акт признание того, что для выживания и развития человечеству необходимо защищать права детей. Конвенция о правах ребенка провозгласила, что ребенок является самостоятельным субъектом права, обладает всеми правами человека и требует особой защиты и заботы государства в силу его уязвимости и психической, физической и социальной незрелости. В нашей стране придается огромное значение защите детей, социально-правовой защите каждого ребенка.
На заседании Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» принято решение о проведении 20 ноября 2013 года на территории всей страны всероссийского Дня правовой помощи детям.
Ознакомление с правовой информацией
Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
Конституция Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Федеральный закон об образовании
Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации
Учитель: Хочу ознакомить вас с некоторыми статьями Федерального Закона:
Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.
Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости
В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
Существует ещё ряд статей, о которых вам следует знать:
Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление
Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию
Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
3. Заключительное слово.
Судьба каждой семьи, каждого ребенка требует бережного, ответственного и добросердечного отношения. Здесь недопустим подход с неким единым, универсальным, шаблонным бюрократическим лекалом к судьбам людей. Необходимо тщательно разбираться с каждым конкретным случаем неблаго-получия на основе принципа презумпции добропорядочности.