Учитель: | Ведерникова Ирина Владимировна |
Место работы: | МАОУ «Лицей №142» |
Должность: | Учитель химии |
Предмет: | Химия |
Класс: | 8-3 |
Тема: | «Кислоты. Серная кислота» |
УМК: | Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2019 |
Цель урока: | Выявить родство двух наук химии и литературы, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений Показать уникальность произведения Ж.Г. Верна «Таинственный остров» с точки зрения правдоподобности осуществления химических процессов путем анализа текста романа, описания химических реакций с точки зрения современного исследователя. Воспитание отношения к химии и литературе как одним из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры |
Тип урока: | Интегрированный |
Формы работы учащихся: | фронтальная экспериментальная работа; индивидуальная работа; групповая работа. |
Планируемые результаты: | Личностные: развитие познавательного интереса к предмету, умения работать в группах (парах) Предметные: усвоение понятий и формул, получения и применения «серная кислота» Метапредметные: формирование у обучающихся умения действовать по плану, сравнивать, работать с учебной и справочной литературой, делать выводы. |
Ресурсы урока: | ПК и видеопроектор; Карточки с заданиями Лабораторное оборудование и реактивы для учащихся: лоток, подставка для пробирок, две пробирки, серная кислота (раствор), гидроксид натрия (раствор), индикатор - лакмус |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Организационный | Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Химию называют “индустрией чудесных превращений”. Она повсюду: одежда, пища, самолеты, заводы, машины… А книги с самого детства – наши лучшие друзья. Казалось бы, химия и литература – совершенно разные предметы, и соприкосновения найти невозможно. Мы постараемся ответить на этот вопрос в ходе нашего маленького исследования. Объектом нашего исследования являются произведения зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях. | Здороваются с учителем, присаживаются на свои места. | |
II. Актуализация знаний | Задание №1 На столе у каждого ученика лежит карточка, в которой записан ряд веществ: H2, O2,Cl2, P4, H2SO4, Na, Cu, Au, S, К. Ваше задание ответить на вопросы: Какие вещества называются простыми? Какие вещества называются сложными? У нас на карточке не случайно только одно сложное вещество - H2SO4 – серная кислота и это вещество мы сегодня изучим Итак, сегодня мы приступаем к изучению нового сложного вещества. Как вы думаете, какого? Открываем тетрадь, записываем число, классная работа и тему урока «Кислоты. Серная кислота» | Простые вещества - вещества, состоящие из одного химического элемента: H2, O2,Cl2, P4, Na, Cu, Au, S, К Сложные вещества – вещества, состоящие из двух и более элементов: H2SO4. H2SO4 – это серная кислота Открывают тетрадь и записывают число, тему урока «Кислоты. Серная кислота» | Регулятивные -целеполагание; -умение выполнять задание в соответствии с целью; - умение проводить самопроверку; Познавательные. -умение находить сходство и различие между объектами; -умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах и таблицах; Коммуникативные -умение работать в парах; - умение аргументировать свой ответ, отстаивать свою точку зрения |
III. Постановка учебной задачи | Что вы хотите узнать о кислотах? - Попробуйте сформулировать цели нашего урока - более подробно познакомиться с отдельными представителями кислот – серная кислота; - Узнать из каких веществ в произведении Ж.Г. Верна «Таинственный остров» получали серную кислоту - узнать, как действуют кислоты на индикаторы; | Нам предстоит: Узнать формулу серной кислоты Из каких химических элементов состоит серная кислота Посчитать относительную молекулярную массу серной кислоты Посчитать массовую долю серы в серной кислоте | Регулятивные -прогнозирование; -умение выполнять задание в соответствии с целью; Познавательные -умение анализировать, делать выводы; -умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения заданий; Коммуникативные -умение работать в группах, -планирование учебного сотрудничества; -определение функций участников; -умение точно и ясно выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи; |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний | Итак, из каких же химических элементов состоят серная кислота? Сколько атомов каждого элемента? Задание №2 посчитать относительную молекулярную массу серной кислоты w(элемента) = (n· Ar(элемента) · 100%) / Mr(вещества) Богаты описаниями химических терминов и химических процессов художественные произведении в прозе. «Таинственный остров»- роман-робинзонада французского писателя Ж.Г. Верна. Является продолжением известных произведений Ж.Г. Верна «20 000 льё под водой» и «Дети капитана Гранта». В книге повествуется о событиях, происходящих на вымышленном острове, где остановился капитан Немо на своей подводной лодке «Наутилус». Основными персонажами являются пятеро американцев, которые оказываются на необитаемом острове в Южном полушарии. Задание №3 На карточке у каждого ряд лежит отрывок из произведения Ж.Г. Верна «Таинственный остров», в котором рассказывается, как пятеро американцев использовали дары острова, для получения серной кислоты. Задание: прочитать отрывок и один учащийся с каждого ряда нам его перескажет. 1 ряд - учащийся расскажет, какие минералы нашли американцы на необитаемом острове 2 ряд - учащийся расскажет, как была приготовлена серная кислота 3 ряд - учащийся расскажет, как была взорвана скала Давайте же посмотрим на отрывок из произведения, где герои романа на острове нашли минералы для получения серной кислоты и как же взорвалась скала. | Водород, сера, кислород 2 атома водорода, 1 атом серы, 4 атома кислорода Mr(H2SO4)=98 w(S)=32,65% Читают отрывок из романа и пересказывают сера, сернистый водород, железо, серный колчедан | Регулятивные -умение использовать метод прогнозирования при выполнении задания; -умение выполнять задание в соответствии с целью; -коррекция знаний Познавательные -умение анализировать, сравнивать, делать выводы; -выбор наиболее эффективных способов решения задач; -построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные -умение работать в группах, планирование учебного сотрудничества -умение точно и ясно выражать свои мысли; -осуществление взаимоконтроля и самоконтроля. |
V. Первичное закрепление новых знаний | Кислоту не так просто определить среди ряда других веществ. У вас на столе стоит штатив с пробирками, в них содержаться растворы: щелочи и серная кислота. Скажите, эти растворы визуально отличаются друг от друга? Наша задача найти в пробирках кислоту, для этого используем таблицу «Действие индикаторов на среду» Индикатор | Цвет индикатора в кислоте | Цвет индикатора в щелочи | | Лакмус | красный | синий | | Индикаторы — вещества, изменяющие свой цвет в присутствии тех или иных химических соединений в исследуемом растворе | Нет | Регулятивные -умение использовать метод прогнозирования при выполнении задания; -умение выполнять задание в соответствии с целью; -коррекция знаний Познавательные -умение анализировать, сравнивать, делать выводы; -выбор наиболее эффективных способов решения задач; -построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные -умение работать в группах, планирование учебного сотрудничества -умение точно и ясно выражать свои мысли; -осуществление взаимоконтроля и самоконтроля |
VI. Включение новых знаний в систему учебных действий | Добавляем лакмусовую бумагу в каждую из пробирок. В пробирке, где будет кислота лакмус проявит красный цвет | Во второй пробирке кислота, тк лакмус окрасился в красный цвет | Регулятивные -умение использовать метод прогнозирования при выполнении задания; -умение выполнять задание в соответствии с целью; -коррекция знаний Познавательные -умение анализировать, сравнивать, делать выводы; -выбор наиболее эффективных способов решения задач; -построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные -умение работать в группах, планирование учебного сотрудничества -умение точно и ясно выражать свои мысли; -осуществление взаимоконтроля и самоконтроля |
VII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | Подготовить сообщение на тему: «Какие кислоты используются в домашних условиях и из применение в жизни» | | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов урока | Если вы согласны с утверждением поднимаем 2 руки вверх руку, если нет, то поднимаем одну руку 1) Кислота, формула которой H2SO4 – серная кислота 2) В кислой среде лакмус меняет окраску на красный. 3) Относительная молекулярная масса серной кислоты 97? 4) Массовая доля серы 32,65? В романе Ж.Верна «Таинственный остров» герои получили соляную кислоту? Химия для писателей и поэтов всегда представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях. Надеемся, что художественное слово на уроке химии создало у вас положительный эмоциональный настрой. И что мы смогли ответить на наш главный проблемный вопрос “Есть ли точки соприкосновения между литературой и химией?” | + + - + - | Регулятивные -прогнозирование; -умение выполнять задание в соответствии с целью; Познавательные -умение анализировать, делать выводы; -умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения заданий; Коммуникативные -умение работать в группах, -планирование учебного сотрудничества; -определение функций участников; -умение точно и ясно выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи; |