СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кислотно-щелочное равновесие

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультив для учеников (1-4 классов).

Данный факультатив посвящен уроку "химии", где ученики с легкостью могут провести несложные опыты.

Просмотр содержимого документа
«Кислотно-щелочное равновесие»

Внеклассное мероприятие

Для учащихся 1-4 классов


Учитель начальных классов:

Горяченкова Ольга Николаевна

Гимназия №33 г. Кострома


Цель: Развитие познавательного интереса к изучению предмета «химия»

Тема: «Кислотно-щелочное равновесие»

Дидактический материал: Индикаторные полоски, химический стакан, вода питьевая, жидкое мыло, лимонная кислота пищевая, стеклянная палочка, плакат с цветовой шкалой рН, распечатанные цветовые шкалы рН на столы для учеников.


Химия - очень древняя наука. С помощью химии человек создает вещества, а из них производят продукты питания, одежду, обувь, технику, транспорт, современные средства связи.

Куда не посмотришь, чтобы ты не взял в руки везде ты встретишь химию. Цветная одежда, краски для рисования, пластилин для лепки, клей, зубная паста, шампуни, пена для ванны, мыло для рук, красивые картинки в книгах, раскрасках, все это и многое другое химия, с которой мы тесно живем.

Все мы с Вами моем голову, чтобы наши волосы были чистыми и шелковистыми, но делаем это с Вами с закрытыми глазами. А если нечаянно откроем, то пена от шампуня начинает щипать нам глаза.

А если взглянем на маленьких малышей, мама их моет практически таким же шампунем, а они сидят с открытыми глазками и улыбаются и им совсем пенка не щиплет глазки.

Так в чем же дело?

(учитель должен выслушать разные варианты учеников)

Сегодня мы с Вами познакомимся с таким показателем, который играет огромную роль в жизни человека, это рН (пш).

Вспомним вкус щавеля? Какой он? Кислый. Так вот в щавеле рН-кислый.

Вспомним вкус простой воды? Какой он? Никакой. Так вот в обычной воде рН-нейтральный.

А кому нибудь попадало мыло в рот? И какой вкус? Так вот мыло имеет рН-щелочное.

Возвращаясь к вопросу шампуня. Шампуни с рН нейтральным не щиплют глазки, вот и ответ мамочка, мыла ребенка шампунем у которого рН нейтральное. А когда нам попадет шампунь в глаза и наши глаза начнут чесаться, то рН этого шампуня чаще щелочное. Поэтому, когда Вы соберетесь в магазин с родителями за шампунем, выбирайте шампунь с рН нейтральным. Это можно прочитать на этикетке любого шампуня.

Это далеко не все где используется показатель рН.

Рассмотрим фрукты, овощи.

Вспомним вкус лимона? Какой он? Кислый…..

А вкус огурца? Какой он? Не кислый и не щелочной нейтральный……

Это мы с Вами определили с помощью нашего языка, такое определение в науке называется органолептическое.

Но мы же с Вами химики, а как у любого химика должны быть специальные средства измерения рН. В лабораториях, где день и ночь трудятся люди с химическим образованием, для того чтобы нашу жизнь сделать более совершенной, используют в своих анализах специальные приборы называются рН-метры или индикаторные полоски.

А как Вы думайте, почему химики не используют язык для определения рН?

(учитель должен выслушать разные варианты учеников)

Совершенно верно это опасно. Это могут быть опасные для здоровья вещества от которых можно повредить язык, желудок.

Поэтому дети, придя в лабораторию (лаборатория – это комплекс помещений где хранятся реактивы и где ученики изучают предмет химия. Проводят опыты, используя настоящие опасные для здоровья реактивы. Реактивы – вещества, участвующие в химических реакциях) обязательно соблюдать технику безопасности. Ни в коем случае нельзя брать в рот реактивы, это опасно для здоровья.

На столах у ребят должно быть: индикаторные полоски, три химических стакана, пронумерованные 1, 2, 3, бутылка с водой питьевой на 1,5 л, лимонная кислота в пакетике пищевая, жидкое мыло, стеклянная палочка)

Так вот в отсутствие приборов рН-метров, химики используют индикаторные полоски. Эти полоски у Вас лежат на столах вместе с цветовой шкалой.


Шкала состоит от 1 о 14. Найдем середину. Какое это значение? Правильно это цифра 7. Так вот ребята, цифра 7 означает, что реакция нейтральная.

Меньше 7 (это влево, значения от 1 до 7) означает, что рН кислая.

Больше 7 (это вправо от 7 до 14) означает, что рН-щелочная.

На столах стоят три стакана пронумерованные 1, 2, 3 наполненные водой питьевой из бутылки.

Опыт 1: Опустите индикаторную полоску в стакан 1 с водой на несколько секунд и сравните полученный цвет со шкалой, что мы видим? (Мы должны увидеть, что индикаторная полоска поменяла свой желтый цвет на цвет, схожий по цвету с цифрой 7). Вывод вода имеет нейтральный рН.

Опыт 2: в стакан 2 высыпьте из пакета лимонную кислоту, размешайте стеклянной палочкой, опустите индикаторную полоску в стакан на несколько секунд и сравните полученный цвет со шкалой, что мы видим? (Мы должны увидеть, что индикаторная полоска поменяла свой желтый цвет на цвет, схожий по цвету с цифрой 6 или 5)

Вывод вода с кислотой имеет рН кислый.

Опыт 3: в стакан 3 налейте несколько капель жидкого мыла, размешайте стеклянной палочкой, опустите индикаторную полоску в стакан на несколько секунд и сравните полученный цвет со шкалой, что мы видим? (Мы должны увидеть, что индикаторная полоска поменяла свой желтый цвет на цвет, схожий по цвету с цифрой 8 или 9).

Вывод мыльная вода имеет рН щелочной.


Можно много рассуждать где еще используется кислотно-щелочное равновесие, но никак нельзя оставить область это медицина.

В медицине очень широко используется в определении такой показатель как рН.

Вспомним, наш организм на 80 % состоит из воды и как правило рН должно быть нейтральным, тогда мы себя очень хорошо чувствуем у нас нет чувства изжоги или взудости. Но как только рН изменилось либо оно стало кислым или щелочным, это свидетельствует, что у человека что-то болит, и ему обязательно назначают, такой анализ, как анализ мочи. Сам анализ включает себя определение рН.

Лечащий врач обязательно по рН назначит необходимые таблетки для восстановления рН до нейтрального и особое питание, в котором исключит продукты, которые могут как-то изменить наш с Вами рН.


Заключение: Сегодня мы с Вами познакомились с важным показателем рН, мы каждый день с ним в повседневной жизни с ним сталкиваемся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!