СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока для 8 класса «Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение» к  учебнику Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.: ил.

Просмотр содержимого документа
««Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение»»

Урок №9 8 класс _______

Тема. Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.

Цель урока. Конкретизировать знания о химическом эле­менте и простом веществе.

Задачи урока: сформировать знания об Кислороде как химическом элементе и кислороде как простое вещество; познакомить учащихся с физическими свойствами, нахождением в природе и получением кислорода; развивать умение составлять план характеристики химических элементов, строить диаграммы по данным таблицы; развивать умение анализировать данные, познавательную активность; способствовать экологическому воспитанию учащихся.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь различать понятия «химический эле­мент» и «простое вещество» на примере кислорода. Уметь ха­рактеризовать физические свойства и способы собирания кис­лорода.

Метапредметные. Развивать умения работать по плану, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель­ность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументи­ровать и отстаивать своё мнение.

Личностные. Формировать ответственное отношение к уче­нию, готовность к самообразованию.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; на доске опорная таблица «Распространение Кислорода в природе»; на столах учащихся — карточки с упражнением «Гронирование» и с планом характеристики химического элемента и простого вещества.

Тип урока: усвоение новых знаний.


Ход урока

I. Организационный этап (2 мин.)

Подготовка учащихся к работе на уроке.


II. Актуализация опорных знаний (3 мин.)

Фронтальная беседа с классом.

Учитель. У нас есть большое количество разнообразных химических веществ, которые имеют свои свойства.

1. Какие свойства веществ мы знаем? (Физические и химические)

2. Чем вещества отличаются по свойствам? (Разным составом)

3. По составу молекул на какие две группы делятся вещества? (Простые и сложные)

4. Простые вещества по свойствам также делятся на две группы это? (Металлы и неметаллы)


III. Мотивация опорных знаний и умений учащихся (2 мин.)

Учитель. Сегодня мы будем изучать наиболее распространенный химический элемент, простое вещество которого имеет большое значение для жизни.

Этот элемент известен всем - и взрослым и малым,

Если названия кто-то не знает, по подсказке угадает…

В состоянии свободном 

Газом он бывает,

С водородом и азотом

Воздух составляет.

Дышат птицы им и звери,

Люди и растения.

Его много в атмосфере,

В этом нет сомнения.


• Что это за химический элемент? (Оксиген)

IV. Изучение нового материала (30 мин.)

Сообщение темы урока, а учащиеся формулируют цели

Учитель. Пользуясь Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева дадим полную характеристику Кислорода по карте с планом. (Два ученика работают у доски, а класс – в тетрадях, после окончания работы учитель предлагает проверить правильность ответов)


1. ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ «Элемента и простого вещества»

1. Химический символ элемента — O.

2. Относительная атомная масса Ar(О) = 16

3. Валентность элемента в соединениях — равняется есть двум.

4. Распространение в природе

5. Химическая формула простой — O2.

6. Относительная молекулярная масса — Mr(O2) = 32.

7. Молярная масса — M(O2) = 32 г/моль.


2. Распространение в природе

Учитель. Используя опорную таблицу «Распространение Кислорода в природе» постройте круговую диаграмму «Содержание Кислорода в воздухе, земной коре, организме человека, Биосфере, Гидросфере в %». (По завершению работы учитель предлагает прокомментировать диаграмму)

Таблица 1. «Распространение Кислорода в природе»


Организм человека

Гидросфера

Воздуха

Биосфера


Земная кора

хим. элемент

массовая %

хим. элемент

массовая %

хим. элемент

массовая %

хим. элемент

массовая %

хим. элемент


массовая %

O

62

O

85,89

N

75,50

O

70

O

47,4

C

21

H

10,80

O

23,10

C

18

Si

27,6

H

10

Cl

1,90

Ar

1,286

H

10,5

Al

8,2

N

30,5

Na

1,05

C

0, 0151

Ca

0,5

Fe

4,1

Ca

2

Mg

0,12

Ne

0,0013

K

0,3

Ca

4,1

P

1,1

S

0,09

Kr

0,00029

N

0,3

Na

2,3

K

0,35

Ca

0,04

гідроген

0,000076

Si

0,2

Mg

2,3

S

0,25

K

0,04

He

0,000072

Fe

0,01

K

2,1





озон

0,000003





Желаемый результат: диаграмма «Содержание Кислорода в воздухе, земной коре, организме человека, Биосфере, Гидросфере в %».

3. История открытия кислорода. Получение

Учитель. Простое вещество кислород — одно из важнейших веществ для жизни на нашей планете, но в повседневной жизни мы его не замечаем и потому не задумываемся о его существовании. В этом причина, что кислород был открыт сравнительно недавно.

Китайский ученый VIII века. Мао–Хоа установил наличие в составе воздуха двух газов, один из которых имел свойство поддерживать дыхание и горение.

В Европе кислород одновременно открыли два выдающихся химика второй половины XVIII века. – швед Карл Шееле (1771) и англичанин Джозеф Д Пристли (1774) . Однако К. Шееле опубликовал свое открытие позже, чем Дж. Пристли.

Антуан Лавуазье (1775 г) установил, что кислород – составная часть воздуха, а Кислород входит в состав многих кислот и других веществ. Ученый исследовал кислород и создал кислородную теорию горения, которая пришла на смену теории флогистона.


ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА В ЛАБОРАТОРИИ

В лаборатории кислород получают в небольших количествах. Для этого используют легкоразлагающиеся с выделением кислорода ве­щества независимо от того, встречаются ли они в природе или полу­чены искусственно. Для получения кислорода в лаборатории исполь­зуют термически неустойчивые оксиды, соли и другие вещества.

A) РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ. Рассказ учителя.

Разложение перманганата калия происходит при нагревании:

2КМnО4 ——К2МnО4 + МnО2 + О2.

Б) РАЗЛОЖЕНИЕ ОКСИДОВ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ. Рассказ учителя.

Оксиды тяжелых металлов разлагаются при нагревании с образо­ванием металлов и кислорода: 2HgO —2Hg + O2 .

B) РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА Рассказ учителя.

Перекись водорода разлагается при обычных условиях на воду и кислород. При нагревании этот процесс идет быстрее, но ощутимо быстрее разложение перекиси водорода происходит в присутствии оксида марганца (IV): 2Н2O2Мп02=2Н2O + O2 .

Демонстрация.

В пробирку наливается небольшое количество (2—3 мл) 3—5 %-го раствора перекиси водорода. При комнатных условиях из раствора пероксида водорода медленно выделяется кислород. Затем при тех же условиях демонстрируется действие катализатора: в пробирку помещается небольшое количество оксида марганца (IV). При этом наблюдается обильное выделение кислорода, что можно определить с помощью тлеющей лучинки.

С помощью дополнительного эксперимента (повторное использо­вание той же порции оксида марганца для разложения перекиси) можно доказать, что катализатор в процессе реакции не расходуется.

Рассказ учителя.

Вещества, которые изменяют скорость реакции (увеличивают или уменьшают ее), но сами при этом не расходуются, называются ка­тализаторами .

Г) РАЗЛОЖЕНИЕ ИНДИЙСКОЙ (ИЛИ ЧИЛИЙСКОЙ) СЕЛИТРЫ. Рассказ учителя.

Кислород выделяется при разложении селитры: 2КNO3 = 2KNO2 + O2


ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Д) РАЗЛОЖЕНИЕ ВОДЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ (ЭЛЕКТРОЛИЗ).

Рассказ учителя.

Вода является устойчивым веществом, однако под действием та­кого сильного фактора, как электрический ток, она разлагается на простые вещества: 2Н2O —эл-ток2 + O2.


4. Физические свойства кислорода

Учитель. Давайте определим физические свойства кислорода с помощью учебника -

выполняем упражнение «Гронирование» (дети используют карточки)


















О твет к упражнению «Гронирование»



















V. Обобщение и систематизация знаний . (3 мин.)

Учитель. Выполните упражнение "Сенкан" это краткое» стихотворение", состоящее:

1-я строка —существительное, например; Газ

2-я строка — два прилагательных (описание темы); Бесцветный, жидкий

3-я строка — три глагола (действие, относительно темы); Строит, разрушает, окисляет

4-я строка — фраза, раскрывающая тему и состоит из 4-х слов;

Жизненно важное простое вещество

5-я строка — новое существительное, собственное отношение к теме, или вывод. Кислород

(Учащиеся выполняют упражнение «Сенкан» и зачитывают свои ответы)

VI. Подведение итогов урока (3 мин.).

1. Оценивание учителем работы класса и отдельных учащихся

2. Аргументация выставленных оценок

VIІ. Домашнее задание (3 мин.) Проработать соответствующий параграф, написать сказку по данной теме.

VIІІ. Рефлексия

Использованная литература

1. Бабак Т. П., Водород и водород// Химия. Школьный мир. – 2004.-№26 (74), 09. -С.12-13.

2. Котолок Л. Использование интерактивных методов при изучении химии// Химия. Школьный мир. – 2005. - № 7 (403), февраль -С. 8-10.

3. Пометун О., Пироженко л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения. — К.: АСК, 2005. – 207 с.

4. Северин Л. Интерактивные технологии обучения.// Химия. Школьный мир. – 2006. - № 13 (481), май -С. 9-12.

5. Химия. Программы для общеобразовательных учебных заведений. 5-12кл. – К.: Перун Ирпень, 2005


Приложение 1

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Химический символ элемента —

2. Относительная атомная масса

3. Валентность элемента в соединениях —

4. Распространение в природе

5. Химическая формула простого —

6. Относительная молекулярная масса —

7. Молярная масса —



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!