СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кинезиологические упражнения для детей с сдвг

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1.  Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  • не давайте ребенку категорических указаний , избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

—   уделяйте ребенку достаточно внимания, проводите досуг всей семьей;

  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3.  Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­дание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  • организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, недолжно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  • объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры;

  — прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

  • чернильная точка на запястье ребенка («черная мет­ка»), которая может быть обменена на 10-минутное сиде­ние на «скамей! е штрафников»;
  • холдинг, или простое удержание в «железных объ­ятиях»;
  • внеочередное дежурство по кухне и т.д.

  Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выгово­рами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

—   если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жиз­ни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

  • если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс­нится с соседом и предложит искупить свою вину, напри­ мер ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребе­нок будет знать, что ответственность за принятое им реше­ние несет только он сам;
  • если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно тре­бовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуж­дена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздей­ствие.
  • если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следу­ющий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необхо­димо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «при­нятия». В коррекции поведения ребенка большую роль иг­рает методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном  поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка роди­телями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения ги­перактивности, импульсивности и невнимательности за не­сколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсив­ность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрос­лой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперак­тивности — это патология, требующая своевременной ди­агностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— /10 лет.

Просмотр содержимого документа
«Кинезиологические упражнения для детей с сдвг»

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СДВГ

1.Колпак мой треуголь­ный» (старинная игра).

Цель: развитие концентрации вни­мания и двигательного контроля, элиминация импульсивнос­ти. Участники садятся вокруг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не тре­угольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова, слово «колпак» (легкий хлопок ла­дошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение тре­угольника руками).



2. «Чайничек с крышечкой».
Цель, развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее определенными мануальными жестами:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ла­доней)!

На чайничке — крышечка (левая рука склады­вается в кулак, правая — ладонью делает круго­вые движения над кулаком). На крышечке — шишечка (вертикальные дви­жения кулаками).

В шишечке —дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки) Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочки,

Дырочка в шишечке,

Шишечка на крышечке,

Крышечка на чайничке».

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:

«Гу-гу-гу!

На чайничке — крышечка и т. д.».

  1. «Руки—ноги».

Цель: раз­витие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания про­граммы.

И.п. — стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями рука­ми и ногами.

Ноги вместе — руки врозь.

Ноги врозь — руки вместе.

Ноги вместе — руки вместе.

Ноги врозь — руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Затем можно поменять движения, например,

И.п. — стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями рука­ми и ногами.

Ноги вправо — руки влево.

Ноги влево — руки вправо.

Ноги вправо — руки вправо.

Ноги влево — руки влево.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

4.«Буратино».

Цель: разви­тие концентрации внимания и двигательного контроля, эли­минация импульсивности, развитие навыков у держания прог­раммы.

И.п. — стоя.

Правая рука вверх + прыжок на левой ноге. Левая рука вверх + прыжок на правой ноге. Правая рука вверх + прыжок на правой ноге. Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

5.«Парад».

Цель :развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

И.п. — стоя. Марширование на счет «Раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором — на счет «два», в третьем — на счет «три», в чет­вертом — на счет «четыре».

Раз (хлопок)-два-три-четыре.

Раз-два (хлопок)-три-четыре,

Раз-два-три (хлопок)-четыре.

Раз-два-три-четыре (хлопок).

Повторить несколько раз.

  1. упражнение «Мельница».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

И.п. — стоя. Предложите ребенку делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой, левой рукой и правой ногой, правой рукой и
левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновремен­но с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание про­извольное.



7Дыхательное упражнение. И. п. — сидя на полу (На стуле, или стоя). Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдо­хе представлять, как с воздухом «золотисто-серебристая энергия» проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выды­хать левой. Циклы повторить по 3 раза.



8.«Что слышно?».

Цель: раз­витие концентрации внимания.

И.п. — сидя на полу (На стуле, или стоя). Учитель предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит в комнате, за дверью, на улице. Затем он про­сит рассказать, какие звуки они слышали. Можно подсчи­тать услышанные звуки и выбрать победителя.


9Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу (На стуле, или стоя). Глубоко вдохнуть. Руки медленно поднять через стороны вверх. За­держать дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а. Руки медленно опустить. Вдохнуть. Руки мед­ленно поднять до уровня плеч через стороны. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком о-о-о,
обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко дохнуть. Руки поднять до уровня груди. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком у-у-у. Руки опустить вниз, голову на грудь.


10.Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу (На стуле, или стоя). Голова фиксирована. Выполнять движения глаз по траекто­рии лежащей восьмерки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и раз­нонаправленных движений языка:

  • глаза и язык вправо по траектории лежащей восьмер­ки: вдох — пауза — в исходное положение — выдох — па­уза;

  • глаза и язык влево по траектории лежащей восьмерки:
    вдох — пауза — в исходное положение — выдох — пауза;

  • глаза вправо по траектории лежащей восьмерки, язык
    влево: вдох — пауза — в исходное положение — выдох —
    пауза;

  • глаза влево по траектории лежащей восьмерки, язык
    вправо: вдох — пауза — в исходное положение — выдох —
    пауза;



11.«Считалочки-бормоталочки».

Цель: развитие концентрации внимания.

И.п. — сидя на полу ( на стуле). Учитель просит детей повторить фразу: «Идет бычок, качается». Они должны несколько раз подряд про­изнести эту фразу. В первый раз они произносят вслух все три слова, во второй раз они произносят вслух только слова «идет бычок», а слово «качается» произносят про себя, хло­пая при этом один раз в ладоши. В третий раз они произно­сят вслух только слово «идет», а слова «бычок, качается» произносят про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз дети произносят все три слова про себя, заменяя их тремя хлопками.

Итак, это выглядит следующим образом:

  1. Идет бычок, качается.

  2. Идет бычок (хлопок).

  3. Идет (хлопок) — (хлопок).

  4. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

Возможные варианты считалочек-бормоталочек:

  1. Ехал грека через реку.

  2. Ехал грека через (хлопок).

  3. Ехал грека (хлопок) — (хлопок).

  4. Ехал (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  5. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хло­пок).



  1. Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — сапожек.

  2. Подарил — утенку — ежик — пару — кожа­ных — (хлопок).

  3. Подарил — утенку — ежик — пару — (хло­пок) — (хлопок).

  4. Подарил — утенку — ежик — (хлопок) —
    (хлопок) — (хлопок).

  5. Подарил — утенку — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  6. Подарил — (хлопок) — (хлопок) — (хло­пок) — (хлопок) — (хлопок).

  7. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хло­
    пок) — (хлопок) — (хлопок).

  8. Дыхательное упражнение «Очищающее дыхание».

Учитель: «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смот­рели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. А ког­да вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т.д.). Можно выдыхать свое беспо­койство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверен­ность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к
ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

  • не давайте ребенку категорических указаний , избегайте слов «нет» и «нельзя»;

  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребенку достаточно внимания, проводите досуг всей семьей;

  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­дание, не отвлекаясь;

  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

  • избегайте по возможности больших скоплений людей;

  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

  • организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
    Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля;

  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, недолжно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

  • объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

  • запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры;

— прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

  • чернильная точка на запястье ребенка («черная мет­ка»), которая может быть обменена на 10-минутное сиде­ние на «скамей! е штрафников»;

  • холдинг, или простое удержание в «железных объ­ятиях»;

  • внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выгово­рами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

— если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жиз­ни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

  • если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс­нится с соседом и предложит искупить свою вину, напри­
    мер ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребе­нок будет знать, что ответственность за принятое им реше­ние несет только он сам;

  • если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно тре­бовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуж­дена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздей­ствие.

  • если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следу­ющий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необхо­димо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «при­нятия». В коррекции поведения ребенка большую роль иг­рает методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка роди­телями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения ги­перактивности, импульсивности и невнимательности за не­сколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсив­ность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрос­лой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперак­тивности — это патология, требующая своевременной ди­агностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— /10 лет.

Практические рекомендации учителям гиперактивного ре­бенка. Школьная программа коррекции гиперактивных де­тей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:

  • изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

  • работу с гиперактивным ребенком стройте индивиду­ально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

  • оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в сред­нем ряду.

  • измените режим урока с включением физкультминуток;

  • разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

  • предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения;

  • направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

  • введите знаковую систему оценивания;

  • чаще хвалите ребенка;

  • расписание уроков должно быть постоянным;

  • избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;


  • вводите проблемное обучение;

  • используйте на уроке элементы игры и соревнования:

  • давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

  • большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое из них;

  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний;

  • научите ребенка компенсировать нарушенные функ­ции за счет сохранных;

  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте по­зитивные;

  • стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

  • помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

  • способствуйте элиминации агрессии;

  • обучайте необходимым социальным нормам и навы­кам общения;

  • регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

  • объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

  • объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального ле­чения и коррекции, но и от спокойного и последовательно­го отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стиму­лятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперименте прикосновением в своем классе, ко­торый подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и по­ощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все уча­щиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домаш­ними работами.

Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть по-ставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Ги­перактивный ребенок имеет нейрофизиологические пробле­мы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дис­циплинарные меры воздействия в виде постоянных наказа­ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучше­нию поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффектив­ные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к кото­рым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ

ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

При взаимодействии с гиперактивными детьми в школе и дома нередко возникают конфликтные ситуации и стрес­совые состояния как у самих детей, так и у взрослых людей (учителей, воспитателей, родителей). По этой причине в данном разделе книги кратко описаны механизмы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния.

Конфликтная ситуация. Конечно, желательно не допус­кать и своевременно предотвращать конфликтные ситуации. Для этого необходимо научить детей взаимодействовать друг с другом и разрешать конфликты гуманным и конструктив­ным способом. Однако если конфликтная ситуация возникла, то всегда следует помнить о динамике ее протекания. По результа­там исследования американского психолога Л. Уолтера, динамика конфликтной ситуации складывается из трех ос­новных стадий:

  • стадия первая — нарастание;

  • стадия вторая — реализация;

  • стадия третья — затухание.

Наиболее успешно блокировать развитие конфликт­ной ситуации можно на стадии первой (нарастание). Для этого необходимо перевести конфликт из плоскости ком­муникативных взаимодействий в предметно- деятельностную плоскость. Например, во время нарастания напря­женности между двумя гиперактивными детьми можно поручить им выполнение какого-нибудь совместного за­дания. Очень важно, чтобы оно было связано с физичес­ким трудом или спортивным состязанием (уборка клас­сной комнаты, чистка снега, футбольный матч, соревно­вание по бегу и т. д.). Мышечные нагрузки помогут вып­леснуть «отрицательную» энергию и сгладят конфликтную ситуацию.

Если конфликтная ситуация все же перешла во ворую стадию (реализация), то подавить ее уже два ли удастся. Участники конфликта будут возбуждены и не пойдут на примирение. На этой стадии «отрицательная» энергия на­ходит выражение в силовых приемах (вербальных, телесных и т. д.). Воспитательные мероприятия на этой стадии не принесут успеха.

На третьей стадии (затухание), когда конфликтная си­туация исчерпана и участники конфликта выплеснули «от­рицательную» энергию, происходит разрядка напряжения. У детей возникает чувство вины, сожаления и раскаяния. Участники конфликта хотят стать лучше и готовы к пози­тивным переменам. На этой стадии уже будут эффективны воспитательные беседы, анализ причин возникновения кон­фликтной ситуации, совместное моделирование других спо­собов выхода из нее.

Для того чтобы подготовиться к беседе с участниками конфликта, учителю (родителю) необходимо самому сбро­сить напряжение и раздражение. Для этого можно сделать несколько простых упражнений из системы телесной тера­пии В. Райха.

  1. Дыхание. Перед беседой с трудным ребенком глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погаси­те» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь Пред­ставьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие
    ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их — с глаз, губ, шеи и груди. После этого начинайте беседу!

  2. Массирование. Возможно, вам подойдет другой способ снятия напряжения. Перед началом беседы с учеником до­троньтесь кончиками пальцев до своих век, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, «снимая» старую маску. Этот жест, на который у вас уйдет 1—1,5 секунды.

Нередко учителю приходится выполнять посредничес­кую функцию в решении конфликтной ситуации. Эффек­тивную методику посредничества учителя в конфликте, со­стоящую из четырех шагов, предлагает Н.В Самоукина.1

1-й шаг: «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о вре­мени и месте переговоров. При этом должны выполняться следующие условия:

а) разговор должен быть длительным (2—4 часа);

б) помещение выбирается так, чтобы исключались любые помехи (телефонные разговоры, открывание двери и т д ), ( Самоукина Н В Игры, в которые играют Дубна, 2002)

в) время разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников никуда не спешил.

Когда вы договариваетесь о переговорах, для участни­ков необходимо сформулировать два главных правила-зап­рета. Первое: если переговоры начались, запрещается вы­ходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, «хлопая дверью», нельзя говорить фразы типа: «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!» Второе: запрещается использо­вать «силовые приемы» (заставлять другого человека усту­пать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.

2-й шаг: «Спланируйте организацию». В самом начале раз­говора важно его правильно «запустить». Установка, кото­рую учитель осуществляет на переговорах, заключается в том, чтобы не заставлять ни одного из учеников полностью от­казаться от собственной позиции. Вместе с учениками не­обходимо выработать новую позицию, в которой будут уч­тены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Никто не должен быть обижен! Переговоры будут успеш­ными в том случае, если ребята уйдут уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались при разработке общего соглашения.

3-й шаг- «Выговорись». На этом этапе перед участниками конфликта и перед посредником стоит задача: выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайте участни­кам конфликта выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию всех участников. При фор­мулировании проблемы необходимо научить детей быть доброжелательными друг к другу, показать, что надо уважать достоинство друг друга.

4-й шаг «Соглашение». В разговоре наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу». Они пси­хологически готовы к примирению Они успокаиваются, снижается напряженность. Им самим надоело ссориться или они просто устали. Но, в любом случае, наступает момент для составления соглашения.

Приготовьте бумагу и ручки. Текст документа должен содержать решение переговоров и описание того, что, как и когда должны делать каждая из конфликтующих сторон для осуществления принятия решения. Пусть каждый участник напишет свой текст: чего он ждет от своих партнеров и что он мог бы сделать сам. Затем необходимо организовать об­суждение, в котором тексты будут совмещены в общий еди­ный текст. Полезно повесить соглашение в классе, чтобы все его видели. Через некоторое время можно организовать вторичное обсуждение: как выполняется решение, сформу­лированное в соглашении.

Стрессовое состояние. Дети в школе пребывают в состо­янии хронического эмоционального, информационного, сенсомоторного, нейро-вегетативного и психогенного стрес­са. Возникновению стресса способствует обучение, не со­ответствующее возрастным этапам развития головного мозга и не учитывающее психофизиологические особенности ког­нитивной сферы детей. К стрессовым факторам можно от­нести постоянную угрозу наказания за ошибочные ответы и действия. Кроме того, психофизиологический механизм гиперактивности ребенка максимально приближен к состо­янию стресса.

Эволюционное значение стресса (нарушение межполушарного взаимодействия) заключается в том, чтобы физио­логически подготовить человека к самозащите на уровне тела и мгновенных бессознательных реакций (правое полушарие). Высвобождение левого полушария исключает сознательное и долговременное принятие решения в стрессовой ситуации. Правое полушарие, стволовые структуры мозга и симпати­ческая нервная система активизируют защитные рефлексы, направленные на выживание. Повышается чувствительность, усиливается кровоток, мьшечные сокращения и т. д.

Многочисленные исследования показали, что хроничес­кое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребенка. Во время стресса развитие нервных путей происхо­дит только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в коре головного мозга ограничивается.

Постоянное действие стресса приводит к тому, что не­рвная активность сосредотачивается в основном в симпа­тической нервной системе, правом полушарии и стволе мозга. Остальные области мозга, особенно лобная доля ле­вого полушария, могут быть частично блокированы. Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкефа-лины), необходимые для уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, особенно лимбической сис­темы, непосредственно участвующей в обучении и запоми­нании. Еще пример. Адреналин, который выделяется во время стресса, активизирует организм на борьбу и бегство, что фасадно проявляется в гиперактивности и неусидчиво­сти детей.

В эмоционально-стрессовой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия увеличивается для максимального контроля над простран­ством вокруг. В состоянии постоянного стресса внешние мышцы глаз становятся сильнее, а внутренние слабеют и растягиваются. Этот рефлекс периферического зрения сфор­мирован в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности. Движения глаз ребенка являются значи­мым фактором развития. Если слежение глазами за паль­цем происходит скачками и вызывает боль, то такой ребе­нок обязательно будет испытывать трудности во время чте­ния и понимания прочитанного. Развитие и упражнение глазных мышц способствует развитию нервных сетей цент­рального зрительного поля и моторного слежения.

Кроме того, информационные и эмоциональные стрес­сы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной и камбаловидной мышц, вынуждая человека «ходить на полусогнутых» ногах. Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя время на сокращение мышц. Однако напряжение спи­ны в течение длительного времени приводит к снижению притока спинномозговой жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность. Хроническое сокращение икроножных мышц может привести к ходьбе на носочках или постоянному бегу вместо ходьбы. Многие коррекцион-ные упражнения для гиперактивных детей направлены на то, чтобы расслабить мышцы ног и нейтрализовать рефлекс защиты ахиллова сухожилия.

В стрессовой ситуации нарушается проводимость мозо­листого тела, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое полушарие блокируется. Нарушается интеграция работы полушарий. Нарушается пространствен­ная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не мо­жет читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одним из основных условий для успешной элиминации стрессового состояния является развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.

Антистрессовые кинезиологические упражнения для учителей, родителей и детей

. Учитывая, что стресс является психофизиологическим состоянием, сопровождающимся нарушением межполушарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, элиминировать его последствия возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений. Кинезиологический комплекс рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут вдень. Упражнения следует выполнять сидя. Иногда для экстренной помощи при стрессе достаточно выполнения одного упражнения, например «Фронтально-акцепитальной коррекции», «Дыхательно­го упражнения Эверли» или «Постукивания».

  1. «Фронтально-акцепитальная (лобно-затылочная) кор­рекция».

Цель: активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, ритмирование правого по­лушария, энергетизация мозга, визуализация позитивной си­туации. Одну ладонь расположить на затылке, другую по­ложить на лоб. Закрыть глаза и подумать о любой негатив­ной ситуации. Сделать глубокий «вдох—пауза—выдох-пауза». Мысленно представить себе ситуацию еще раз, но
только в положительном аспекте. Обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После по­явления синхронной «пульсации» между затылочной и лоб­ной частью самокоррекция завершается глубоким «вдо­хом—паузой—выдохом—паузой». Упражнение выполнять от 30 секунд до 10 минут до возникновения синхронной пульсации в ладонях.

  1. «Растяжка ахиллова сухожилия».

  2. Цель: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.

1-й вариант. Легко ущипнуть одноименными руками оба ахиллова сухожилия (над пяткой), затем подколенные су­хожилия. Мягко погладить их несколько раз, «сбрасывая» в стороны и наружу.

2-й вариант. Стоя, держаться руками за спинку стула. Располо­жить одну ногу впереди корпуса тела, а другую сзади. Делать выпады на колено ноги, выставлен­ной вперед. Нога, распо­ложенная сзади, должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повто­рить то же для другой ноги. 3-й вариант. В позиции сидя положите лодыжку на дру­гое колено. Найдите руками напряженные места в икро­ножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите то же для другой ноги.

  1. «Маятник». Цель: снятие рефлекса периферическогозрения, ритмирование правого полушария, активизация ство­ловых структур мозга и межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения
    глазами по четырем основным (вверх, вниз, направо, на­лево) и четырем вспомогательным направлениям (по диа­гоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необхо­димо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха де­лайте движения глазами, затем удерживайте глаза в край­
    нем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождайте пассивным выдохом. Упражнение выполняйте с подключением одно­
    направленных движений языка (глаза и язык вправо — вдох, пауза, в исходное положение — выдох, пауза, глаза и язык влево — вдох, пауза, в исходное положение — выдох, пауза и т. д.). .

4«Постукивание». Цель: энергетизация мозга, активи­зация нейрогуморальной регуляции. Сделайте массаж в области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого постукивания 10—20 раз круговыми движениями слева на­право.

5. Дыхательное упражнение. Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.

1-й вариант. Вдох, пауза, выдох, пауза. При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнитель­но использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

2-й вариант. Дыхание только через левую, а потом толь­ко через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноз­дри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри приме­няют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успоко­ению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

3-й вариант. Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произ­носить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На вы­дохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

4-й вариант. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделать выдох спокойно, не торопясь» сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение повторить пять раз. Выпол­нение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

  1. Дыхательное упражнение Эверли (Everly G.S.).

Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, снятие мышеч­ного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, снижение частоты сердечных сокращений. Регулярное систематичное (1—2 недели) выполнение данного упражнения сформиру­ет своего рода антистрессовую установку. Последующие стрессовые ситуации будут переживаться более спокойно и менее разрушительно для вас. Закрыть глаза, положить ле­вую руку на пупок, а правую руку сверху так, как вам удоб­но. Вообразить внутри себя надувной резиновый шарик (ви­зуализация). На вдохе представлять, как воздух входит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения ша­рика воздухом руки будут подниматься вверх. Надувание шарика в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю часть трудной клетки. Продолжительность вдоха должна составлять 2 секунды. По мере совершенствования
навыка ее можно увеличить до 3 секунд. Задержать дыхание (не более 2 секунд). Повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно». Медленно начать выдох. Продолжать повторять
про себя фразу: «Мое тело спокойно». Продолжительность выдоха должна длиться не менее 3—4 секунд. Повторить это четырех фазовое упражнение не более 3—5 раз. При головокружении необходимо прекратить упражнение, а в сле­дующий раз сократить продолжительность вдоха, паузы и выдоха. Упражнение можно выполнять утром, днем и вече­ром, а также в стрессовой ситуации.

  1. Методика стирания стрессовой информации из памяти (визуализация). Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Пред­
    ставьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, каран­
    даши, стирательную резинку. Мысленно нарисуйте на лис­
    те негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это
    может быть реальная картинка, образная ассоциация, сим­
    вол и т.д. Мысленно возьмите стирательную резинку и на­
    чинайте последовательно «стирать» с листа бумаги создан­
    ную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стара­тельную резинку и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и акти­визируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофи­зиологический выход из нее.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!