СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кинематограф как инструмент профилактики конфликтов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кинематограф как инструмент профилактики конфликтов»

КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ

«Королева бензоколонки»

«Королева бензоколонки» – советский фильм 1962 года. Фильм иллюстрирует не только повседневные личные конфликты между людьми, но и конфликты, возникающие между людьми на рабочем месте, в частности, между руководителем и подчиненным.

Людмила Добрый вечер – Активная, открытая, находчивая, уверенная в себе, молодая девушка, которая после окончания школы хотела стать диктором на телевидении, стюардессой, артисткой балета на льду, но не смогла реализовать свои желания – везде находили причины, чтобы отказать. Тогда она устроилась работать заправщицей.

Панас Петрович – начальник автозаправки. 17 лет работает на одном месте, консерватор.

Рогнеда Карповна – буфетчица автозаправки, грубая, ревнивая, демонстративная и эмоциональная женщина. Сразу не взлюбила Людмилу, т.к. посчитала ее своей конкуренткой.

Начав работать на заправке, у Людмилы возникали проблемы при общением с клиентами и выполнением своих непосредственных обязанностей. Когда она захотела уйти, Панас Петрович ее не отпустил, т.к. у Людмилы был долг, и «надо было найти замену». Тогда Людмила по совету Рогнеды начала грубить клиентам, разводить волокиту, но и это в силу характера у нее не получилось. Как следствие, у Людмилы произошла смена приоритетов, и она решила наладить работу бензоколонки, сделав ее не только лучшей автозаправкой, но и местом отдыха.

Конфликт между Людмилой и Панас Петровичем произошел в тот момент, когда Людмила заявила Панасу Петровичу о своих намерениях и попросила помощи в реализации плана.

Субъекты: Панас Петрович (начальник) и Людмила Добрый вечер (подчиненный).

Объект: Отношения между Людмилой и Панас Петровичем

Предмет: Идея о нововведениях, предложенная Людмилой, которая не заразила Панаса Петровича.

Мотивация: у Людмилы сначала – просто отработать положенные две недели, затем появилась мотивация улучшить работу бензоколонки, создать комфортные условия для водителей. У Панаса Петровича– получить результат работы Людмилы, но при этом не прикладывать к этому никаких усилий и избежать ответственности.

Стратегия: Людмила – создать отличные условия для клиентов, повысить уровень сервиса. Панас Петрович –продолжать работать так же, как и раньше.

Тактика: Людмила – постепенно самостоятельно вносить изменения: разбить клумбу, прибить почтовый ящик, поставить детскую площадку, организовать самообслуживание, объявлять отправление автобусов и т.д. Панас Петрович – предоставить Людмиле полную свободу действий с расчетом, что она откажется от своих планов.

Информационная модель конфликтной ситуации. С обеих сторон можно наблюдать характерные искажения:

1) Себя самого. – Панас Петрович считает себя хорошим начальником без недостатков и необходимости изменений. («Я 17 лет на этой бензоколонке и, кроме благодарности, никаких взысканий не имею»). Людмила – считает себя способной самостоятельно воплотить свои планы в жизнь.

2) Оппонента. – Панас Петрович недооценивает оппонента, считает Людмилу наивной и не способной осуществить задуманное. Людмила – предлагая улучшить сервис, переоценивает оппонента, думая, что заразит его своим энтузиазмом.

3) Всей ситуации. – Панас Петрович ведет себя как консервативный начальник, безучастный, не клиентоориентированный. Людмила – переоценивает ситуацию, полагая, что такие нововведения крайне необходимы.

Социальное окружение – посетители бензоколонки и работающая там буфетчица Рогнеда Карповна. У Панаса есть группа поддержки в лице Рогнеды и, несмотря на то, что она не участвовала в самом конфликте, Рогнеда Карповна была влюблена в Панаса Петровича, поддерживала его, надеясь на увольнение Людмилы. У Людмилы в данном конфликте группой поддержки выступали все посетители бензоколонки.

Причины: 1. Организационно-управленческие. Личностно-функциональные – у Панаса Петровича не полное соответствие занимаемой должности, слабые навыки руководства подчиненными, невнимание к клиентам и предложениям сотрудников. У Людмилы – молодой возраст, отсутствие каких-либо профессиональных навыков, психологическая неготовность к работе заправщицей, высокий уровень притязаний.

2. Социально-психологические: нечетко выстроенное ролевое взаимодействие, несовпадение формального и неформального лидера.

3. Индивидуально-личностные: субъективная оценка поведения оппонента как недопустимого. У Людмилы – повышенная самооценка, у Панаса Петровича – неготовность к изменениям

Функции конфликта - В данном случае конфликт носит исключительно конструктивный характер: полностью устранено противоречие, снижено психологическое напряжение, повышен авторитет Людмилы, налажено взаимодействие, виден результат работы Людмилы (а именно лучшая автозаправка, на которую стремятся попасть все водители). Кроме того, конфликт позволил оценить оппонентам личностные качества друг друга.

По типологии – конфликт является социальным межличностным. Описанный конфликт не является долгосрочным. Он завершился сразу после того, как Панас Петрович начал видеть результаты работы Людмилы и переосмыслил важность еѐ предложений. Несмотря на то, что действие происходит на советской автозаправке, эта ситуация – яркий пример конфликтных ситуаций между начальником и подчиненным, которые можно наблюдать в настоящее время в крупных компаниях. Причинами таких конфликтов, как и здесь, является невнимание руководителя к необходимым организационным изменениям, нежелание выслушать предложения, низкий уровень клиентоориентированности; а со стороны сотрудника – чрезмерная инициативность и неумение держать дистанцию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!