СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Правление Александра I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые КИМы помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки вы­полнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уро­вень подготовки к предстоящему экзамену.

 

Просмотр содержимого документа
«КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Правление Александра I"»

Тест: «Правление Александра I». Вариант 1.

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Совет в Филях; 2) Указ о вольных хлебопашцах;

3) Свержение Наполеона.

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События

Годы

А) Присоединение к России Восточной Грузии.

1) 1815

Б) Фридрихсгамский мир со Швецией.

2) 1810

В) Создание Государственного совета.

3) 1809

Г) Дарование конституции Царству Польскому.

4 1801


5) 1807

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям  периода правления Александра I. 1) мировые судьи; 2) народники;  3) вольные хлебопашцы; 4) Отечественная война; 5) Негласный комитет; 6) министерства.  Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Система организации войск в России в 1810-1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего, сельскохозяйственным.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями)и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы (явления, события)

Факты

А) Совершенствование системы государственного управления.

1) Подписание Гюлистанского мирного договора.

Б) Развитие высшего образования.

2) Открытие университетов в ряде городов России (в Казани, Харькове , Дерпте и др.).

В) Решение крестьянского вопроса.

3) Проведение консервативных реформ.

Г) Расширение территории страны.

4) Принятие Указа «О вольных хлебопашцах».


5) Создание министерств вместо коллегий.


6)З

апрет на ввоз иностранной литературы.

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

Фрагменты источников

Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ. В великой сложности сих отношений и законов, от них возникающих, необходимо нужно постановить главные их разделения.

Общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе. Нельзя основать правление на законе если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении. Из троякого порядка государственных сил возникает троякий порядок сих установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое-в исполнении, третье - в части судной. Разум всех сих установлений может быть различен.

Б) Объявляем через сие, что по взаимному соглашению между Нами и его величеством королем шведским обоюдными полномочными Нашими вследствие данных им надлежащих полномочий заключен и подписан в Фридрихсгаме 5/17 сентября сего года мирный договор, который от слова до слова гласит тако: Во имя Пресвятыя и нераздельныя Троицы. Ст. I. Мир, дружба и доброе согласие пребудет отныне между Его Величеством Императором Всероссийским и его величеством королем шведским; Высокие договаривающиеся стороны приложат все свое старание о сохранении совершенного согласия между ними, их государствами и подданными,

Тест: «Правление Александра I». Вариант 2.

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу

1) Указ «о вольных хлебопашцах» 2) присоединение к России Царства Польского

3) Бородинское сражение

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Событие

Годы

А) Бо­ро­дин­ская битва

1) 1813

Б) «битва народов»

2) 1825

В) учре­жде­ние пер­вых министерств

3) 1812

Г) вос­ста­ние декабристов

4) 1802


5) 1804

3. Ниже приведён пе­ре­чень понятий, терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям Александра I. 1) вольные хлебопашцы; 2) мировой посредник; 3) министерства; 4) земства; 5) во­ен­ные поселения. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4.Запишите термин, о котором идёт речь.  «Неофициальный совещательный орган при Александре I, состоявший из его ближних друзей (П. А. Строганова,В. П. Кочу-бея, Н. Н. Новосильцева, А. Чарторыйского) и ставший центром подготовки проектов реформ начала царствования».

5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Исторические деятели

События

А) Ф.С. Лагарпт

1) создание военных поселений

Б) М.М. Сперанский

2) воспитание Александра 1 в духе просветительских идей

В) А.А. Аракчеев

3) работа над проектом «Уставная грамота Российской Империи»

Г) Н.Н. Новосельцев

4) план государственного переустройства (проект первой российской Конституции)


5) присоединение к России Царства Польского

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

Фрагменты источников

А) «[Александр I] сознавал, что ему не­воз­мож­но вы­ска­зать свои чув­ства от­кро­вен­но и про­яв­лять их перед обществом, столь мало под­го­тов­лен­ным для вос­при­я­тия этих идей. Чтобы до из­вест­ной сте­пе­ни смяг­чить это пе­чаль­ное про­ти­во­ре­чие с самим собою, Алек­сандр об­ра­зо­вал род комитета, со­став­лен­но­го из лиц, ко­то­рых он счи­тал сво­и­ми лич­ны­ми друзьями, раз­де­ляв­ши­ми его взгля­ды и убеждения... Каж­дый нёс туда свои мысли, свои работы, свои со­об­ще­ния о те­ку­щем ходе пра­ви­тель­ствен­ных дел и о за­ме­чен­ных зло­упо­треб­ле­ни­ях власти. Им­пе­ра­тор впол­не от­кро­вен­но рас­кры­вал перед нами свои мысли и свои ис­тин­ные чувства. Не было ни од­но­го внут­рен­не­го улучшения, ни одной по­лез­ной реформы, на­ме­чен­ной или проведённой в Рос­сии в цар­ство­ва­ние Александра, ко­то­рые не за­ро­ди­лись на этих имен­но тай­ных совещаниях».

Б) «Все из присутствовавших были готовы действовать, все были восторженны, все надеялись на успех, и только один из всех поразил меня совершенным самоотвержением; он спросил меня наедине: можно ли положиться наверно на содействие 1-го и 2-го батальонов нашего полка; и когда я представил ему все препятствия, затруднения, почти невозможность, то он с особенным выражением в лице и в голосе сказал мне: "Да, мало видов на успех, но всё-таки надо, всё- таки надо начать; начало и пример принесут плоды". Ещё теперь слышу звуки, интонацию - "всё-таки надо", - то сказал мне Кондратий Фёдорович Рылеев».

Характеристики: 1) При дан­ном пра­ви­те­ле на­ча­лось дви­же­ние декабристов. 2) Этот пра­ви­тель же­сто­ко по­да­вил вы­ступ­ле­ние на Се­нат­ской площади. 3) В отрывке описана ситуация, сложившаяся в период междуцарствия. 4) В документе речь идёт об императоре Павле I. 5) Этот пра­ви­тель сыг­рал боль­шую роль в со­зда­нии «священного союза» 6) Автор воспоминаний - участник тайной революционной организации

Фрагмент «А»

Фраг­мент «Б»





7. Выберите из списка три события, произошедшие в 1825 году. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) восстание декабристов 2) смерть Александра I, междуцарствие 3) отречение от престола Петра III 4) создание III отделения императорской канцелярии

5) восшествие на престол Александра II 6) присяга Сената Николаю I

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 А) После окончания войны с Наполеоном к России была присоединена территория ………….. Б) Во главе Южного общества декабристов стоял ……………. В) Боль-шую роль в победе над Наполеоном сыграл …………..  

Пропущенные элементы: 1) Польша 2) Барклай-де-Толли 3) П.А. Румянцев

4) К. Рылеев 5) П. Пестель 6) Финляндия

9. Прочтите отрывок из воспоминаний российского императора.

 «Мы были в ожидании ответа Константина Павловича на присягу. В сие время прибыл Михаил Павлович. Ему вручил Константин Павлович свой ответ в письме к матушке и несколько слов ко мне. Матушка заперлась с Михаилом Павловичем; я ожидал в другом покое - и точно ожидал решения своей участи. Минута неизъяснимая! Наконец дверь отперлась, и матушка мне сказала: - Ну, , преклонитесь пред вашим братом: он заслуживает почтения и высок в своём неизменном решении предоставить вам трон. Признаюсь, мне слова сии было тяжело слушать, и я в том винюсь; но я себя спрашивал, кто большую приносит из нас двух жертву: тот ли, который отвергает наследство отцовское под предлогом своей неспособности и который, раз на сие решившись, повторяет только свою неизменную волю и остаётся в том положении, которое сам себе создал сходно всем своим желаниям, или тот, который, вовсе не готовившийся на звание, на которое по порядку природы не имел никакого права, которому воля братняя была всегда тайной и который неожиданно, в самое тяжёлое время и в ужасных обстоятельствах должен был жертвовать всем, что ему было дорого, дабы покориться воле другого? Участь страшная, и смею думать и ныне, после десяти лет, что жертва моя была в моральном, в справедливом смысле гораздо тягче».

Выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) Автором данных воспоминаний является император Александр I. 2) Описанные в отрывке события относятся к периоду междуцарствия. 3) Современниками событий, описанных в отрывке, были А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин. 4) Данные записи были сделаны в 1820-х гг. 5) Автор воспоминаний пишет о том, что не готовил себя к роли императора. 6) Упоминаемый в отрывке Константин Павлович отрёкся от престола, так как открыто выражал свои республиканские взгляды.


избегая рачительно того, что могло бы поколебать впредь соединение, счастливо ныне восстановляемое. Ст. V. Море Аландское (Alandshaff), залив Ботнический и реки Торнео и Муонио будут впредь служить границей между Империей Российской и Королевством Шведским. В равном расстоянии от берегов, ближайшие острова к твердой земле Аландской и Финляндской будут принадлежать России, а прилежащие к берегам Швеции, будут принадлежать ей.

Характеристики: 1) Война, по окончании которой был подписан документ, велась одновременно с войной против Ирана. 2) Автор документа выступал за незыблемость самодержавной власти. 3) Автор данного документа был сослан в 1812 году. 4) Договор был невыгоден России. 5) По данному мирному договору Россия значительно расширяла свои территории на северо-западе. 6) По проекту, изложенному в данном документе, реализовано было лишь создание Государственного совета.

Фрагмент «А»

Фраг­мент «Б»





7. Что из перечисленного относится к положениям  Указа о «вольных хлебопашцах»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Освобождение крестьян с землёй было обязательным для всех помещиков. 2) Крестьяне могли выплачивать долг за землю в течение определённого времени, указанного в договоре. 3) Поме-щики получали право предоставлять своим крестьянам свободу и землю за деньги. 4) Стоимость выкупа земли помещик определял самостоятельно. 5) Крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском банке. 6) Крестьяне были обязаны выплатить сразу полную сумму, иначе снова становились крепостными.

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 А) После окончания войны с Наполеоном был созван ……., на котором определялись границы государств, а также разрабатывалась система восстановления монархий.

Б) Переправа остатков наполеоновской армии происходила через реку…………….

В) Большую роль в создании военных поселений сыграл …………..  

Пропущенные элементы: 1) Священный союз. 2) Неман. 3) Венский конгресс. 4) Н.Н. Новосильцев. 5) Березина. 6) А.А. Аракчеев.

9. Прочтите отрывок из документа. «Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих. Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотой чувств и помышлений наших, единственным ведущим к Нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излиеннные на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами и прекратя брани и битвы, ниспошлет к нам побед победу, желанный мир и тишину. Дан в Вильне в 25-ый день Декабря в лето от Рождества Христова 1812-го, Царствования же Нашего во второе надесять.»

 Выберите в приведённом списке три верных суждения:  1) Документ означал обращение к народу в первые дни войны с врагом. 2) Война, о которой идёт речь в документе, длилась чуть более полугода. 3) Автор документа - Главнокомандующий русских войск, назначенный незадолго до одной из главных битв в данной войне. 4) Автор документа - император, в чьё правление Россия разгромила Наполеона. 5) Война длилась несколько лет. 6) Война, о которой идёт речь в документе, вошла в историю как Отечественная.


Ключ к тесту «Правление Александра I»


Вариант 1

Вариант 2

балл

1

213

132

1

2

4321

3142

2

3

12

24

2

4

военные поселения

негласный комитет

1

5

5241

2413

2

6

36 51

15 36

2

7

346

126

2

8

356

152

2

9

246

235

2


«5» - 15-16 баллов

«4» - 12-14 баллов

«3» - 8-11 баллов

«2» - 7 и менее баллов













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!