СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы для уроков русского языка в 6 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно - измерительные материалы для уроков русского языка в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«КИМы для уроков русского языка в 6 классе.»

Контрольная работа-тест №1 по теме: «Лексика. Фразеологии и культура речи».

Вариант 1

1. Найдите верный ответ: ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА - ЭТО:

А) словарный запас языка;

Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;

В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

Г) новые слова, возникшие в языке;

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.



2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка



3. Какое слово является неологизмом?

А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл



4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.

Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.

В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.

Г) В марте в лесу появились первые проталины.



5. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) лисий след Б) кухонный нож В) корабельный кок Г) морская вода



6. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?

А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы

Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза



7. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк



8. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы

Б) С еловой ветки мне на голову упал снег

В) В чистой воде озера хорошо было рыбам

Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули



9. В каком предложении есть синонимы?

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников

Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

В) В каждой бочке меда есть ложка дегтя.

Г) Яблоки не кислые, а сладкие.



10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Начало – конец Холод – жара Свет – тьма



11. Объясните значения фразеологических оборотов:

Кожа да кости –

На всех парусах –

Рукой подать –

Не покладая рук –

Чуть свет –



12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.



13. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.



Вариант 2.

1. Найдите верный ответ: ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - ЭТО:

А) словарный запас языка;

Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;

В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

Г) новые слова, возникшие в языке;

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.



2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) оброк Б) боярин В) кольчуга Г) глас



3. Какое слово является неологизмом?

А) обоз Б) сканер В) космос Г) теплоход



4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) Особенно хорошо клюет рыба на утренней зорьке.

Б) Переходить улицу на красный свет строго запрещено.

В) На негативе фотографии трудно узнать даже себя.

Г) Одет он был в теплую шубу, на ногах – пимы.



5. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) орфоэпические нормы Б) сладкое печенье В) заячьи следы Г) гранитная набережная



6. Какой фразеологизм имеет значение «сделать посильный вклад»?

А) поставить на место В) внести лепту

Б) подложить свинью Г) втирать очки



7. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) барщина



8. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Коля легок на подъем, вскоре мы уже встретились на остановке.

Б) Не успел я намылить шею, как вода в кране кончилась.

В) Бабушка обвила нитку вокруг пальца и завязала аккуратный узелок.

Г) Я набрал в рот воды и начал полоскать зубы.





9. В каком предложении есть синонимы?

А) Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.

Б) Сова спит днем, а охотится ночью

В) В поэтической речи глаза часто называют очами.

Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.



10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Пурга - метель, бросать – швырять, караулить – сторожить



11. Объясните значения фразеологических оборотов:

Из рук валится –

Сидеть сложа руки –

Не видно ни зги –

Жить как кошка с собакой –

Видимо-невидимо –



12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.



13. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.


Ключи

Вариант 1.

1-в

2-б

3-г

4-а

5-в

6-в

7-г

8-г

9-б

10-антонимы


2 вариант

1-б

2-г

3-б

4-г

5-г

6-в

7-г

8-в

9-в

10 – синонимы









Контрольный тест №2 по разделу «Словообразование и орфография»

ВАРИАНТ 1

1. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

  1) сг..рела, к..сается

  2) к..снулся, соприк..саться

  3) дог..рал, прик..снуться

  4) выг..рела, доприк..саться

  Ответ: 3.

2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква

  1) пр..вышать (скорость), пр..строчить (рукав)

  2) пр..увеличить, пр..зидент

  3) пр..думать, пр..одолеть

  4) пр..увеличить, пр..украсить

Ответ: 2.

 3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах пишется Е

  А. Пыл..сос   Б. Пеш..ход   В. Сух..груз   Г. Тепл..воз

  1) А, Г

  2) В, Г

  3) А, В

  4) А, Б

Ответ: 4.

 4. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах пишется Ы

  А. Без..мянный   Б. Меж..нститутский   В. Пред..стория   Г. Пред..юльский

  1) А, В, Г

  2) Б

  3) В, Г

  4) Б, В

  Ответ: 1.

 5. Укажите ряд, в котором на месте всех пропусков пишется одна и та же буква

  1) ц..па, лекц..я

  2) без..нициативный, ц..линдр

  3) ц..ферблат, сестриц..н

  4) медиц..на, сверх..нтересный

  Ответ: 4.

6. Укажите слово, образованное сложением слов

  1) диван-кровать

  2) суходол

  3) пешеход

  4) НИИ

  Ответ: 1.

7. Укажите неверное утверждение

  1) в слове сверхизбыточный выделенная часть является приставкой

  2) в слове цирк есть окончание

  3) в слове деловой выделенная часть является основой

  4) в слове сухогруз два корня

Ответ: 2.



8. Укажите ошибку в согласовании сложносокращённого слова с глаголом

  1) ГИБДД дала указание

  2) ПТУ объявил

  3) ГАБТ открылся

  4) РТС подготовила

Ответ: 2. РТС - Российская телекоммуникационная сеть.

 

Прочитайте текст и выполните задания В1 - В3. 

  (1) Литература - это храм, куда можно входить и прикасаться к её святыням лишь людям с чистой совестью и благородными стремлениями. (2) Приходить в этот храм людям с мелкими честолюбивыми стремлениями, корыстолюбивыми целями и со склонностью ко лжи - это великое преступление, совершаемое против народа.

(По С.Г. Шаумяну) 

9. Выпишите из предложения 2 слова, состоящие из двух корней.

Ответ: честолюбивыми, корыстолюбивыми.

 

10. Выпишите из предложения слово, правописание приставки в котором определяется её значением: "приближение".

Ответ: приходить.



11. Выпишите из предложения 1 слово с чередующейся гласной в корне.

Ответ: прикасаться.



 12. Как вы понимаете слова С.Г. Шаумяна: "Литература - это храм, куда можно входить ...лишь с чистой совестью и благородными стремлениями"?



Контрольный диктант №3 по теме «Словообразование»

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант – отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.








Контрольная работа №4 по разделу «Имя существительное»

Вариант I

1.Укажите способ образования выделенного в предложении имени существительного.

Остались свидетельства того, что в глубокой древности человек пересекал океан.

1. сложение

2. приставочный

3. суффиксальный

4. приставочно-суффиксальный.

2.В каком ряду оба слова образованы приставочным способом?

1. подснежник, подбородок

2. подоконник, наколенник

3.собеседник, подзаголовок

4.беспорядок, привкус

3. Укажите имя существительное, строение которого соответствует схеме: «корень + 2 суффикса».

1. учитель

2. задание

3. задачник

4. математика

4. Укажите имя существительное, строение которого соответствует схеме: приставка + корень + 2 суффикса + окончание.

1. баянист

2. бережливость

3. выдыхание

4. завоеватель

5. В каком примере имя существительное имеет мужской род?

1. шерстян..  кашне

2. черн..  рояль

3. сер.. мышь

4. длинн..  речь

6. В каком ряду оба слова являются существительными женского рода?

1. бандероль, гармонь

2. шампунь, девушка

3. вода, занавес

4. армия, погон

7. Какое существительное имеет форму только множественного числа?

1. зубы

2. поляны

3. ножницы

4. директора

8. Укажите, в роли какого члена предложения употреблено выделенное в данном предложении имя существительное.

Свистящим шепотом перекликались между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

1. дополнение

2. подлежащее

3. определение

4. обстоятельство

9. В каком ряду оба существительных пишутся слитно?

1. (пол)пути, (юго)запад

2. (лесо)руб, (пол)страны

3. (зоо)магазин, (пол)лимона

4. (полу)станок, (пол)Антарктиды

10. В каком ряду оба существительные пишутся через дефис?

1. (пол)листа, (полу)автомат

2. (универ)маг, (северо)запад

3. (пол)озера, (Санкт)Петербург

4. (пол)Азии, (пол)реки

11. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1. пузыреч..к

2. кусоч..к

3. ореш..к

4. кирпич..к

12. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1. замоч..к

2. мяч..к

3. глаз..к

4. нос..к

13. Укажите предложение, в котором НЕ с выделенным именем существительным пишется слитно.

1. (Не)место красит человека, а человек место. (Пословица)

2. Она была далеко (не)красавица. (М. Лермонтов)

3. (Не)видимкою луна освещает снег летучий. (А. Пушкин)

4. Добро по указу — (не)добро. (И. Тургенев)

14. Укажите предложение, в котором НЕ с выделенным именем существительным пишется раздельно.

1. Всю ночь читаешь (не)былицы, и вот плоды от этих книг. (А. Грибоедов)

2. Глаза Сени выражали (не)преклонность и готовность защищаться. (Г. Троепольский)

3. Я просил милости, а (не)правосудия. (А. Пушкин)

4. (Не)вежество хуже темной ночи. (Пословица)


Вариант II

1. Укажите способ образования выделенного в предложении имени существительного.

Финикийцы славились своим мастерством мореходов.

1. сложение

2. приставочный

3. суффиксальный

4. бессуффиксный

  1. В каком ряду оба слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1. признак, предвкушение

2. переносица, подсвечник

3. правнук, наконечник

4. недруг, распорядок

3. Укажите имя существительное, строение которого соответствует схеме: «корень + 2 суффикса».

1. подросток

2. уравнение

3. рассуждение

4. образованность

4. Укажите имя существительное, строение которого соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + окончание.

1. задолженность

2. извозчик

3. кипение

4. насмешка

5. В каком примере дано имя существительное мужского рода?

1. вкусн..  фасоль

2. трехцветн..  знамя

3. горяч.. картофель

4. безрезультатн..  беготня

6. В каком ряду оба слова являются существительными женского рода?

1. путь, ночь

2. бандероль, кровля

3. щупальце, грач

4. конопля, рельс

7. Какое существительное имеет форму только множественного числа?

1. ночи

2. редакторы

3. стога

4. грабли

8. Укажите, в роли какого члена предложения употреблено выделенное в данном предложении имя существительное.

Огнедышащие горы с незапамятных времен обожествлялись людьми. (В. Мезенцев)

1. дополнение

2. обстоятельство

3. определение

4. подлежащее

9. В каком ряду оба существительных пишутся через дефис?

1. (био)сфера, (пол)ложки

2. (пол)круга, (пол)игры

3. (юго)восток, (пол)апельсина

4. (пол)Франции, (пол)стакана

10. В каком ряду оба существительные пишутся через дефис?

1. (микро)район, (пол)арбуза

2. (полу)оборот, (пол)дня

3. (пол)часа, (Санкт)Франциско

4. (спец)одежда, (пол)ложки

11. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1. рот..к

2. огонёч..к

3. зайч..к

4. ключ..к

12. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1. платоч..к

2. дружоч..к

3. карандаш..к

4. человеч..к

13. Укажите предложение, в котором НЕ с выделенным именем существительным пишется раздельно.

1. Внимание его устремилось на (не)приятеля. (А. Пушкин)

2. Юноша был одет с умышленной (не)брежностью.

3. Брань ваша свидетельствует о вашей (не)воспитанности. (А. Толстой)

4. Без правды — (не)житьё а вытьё. (Пословица)

14. Укажите предложение, в котором НЕ с выделенным именем существительным пишется раздельно.

1. К беде (не)опытность ведет. (А. Пушкин)

2. (Не)глаза видят, а человек. (Пословица)

3. (Не)достатки перенимать легко, достоинства - трудно. (С. Маршак)

4. (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость. (Л.Толстой)


Контрольный диктант №5 по разделу «Имя существительное»

Русская зима

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

       (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание.

1.Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – речонка;

2 вариант – бельчонок.

2.Выполнить задания:

1- вариант.

а) Из предложения 4 выписать все имена существительные, определить род, склонение, число, падеж.

б) Из предложения 7 выписать существительное, образованное суффиксальным способом.

2- вариант.

а) Из предложения 7 выписать все имена существительные, определить род, склонение, число, падеж.

б) Из предложения 4 выписать существительное, образованное суффиксальным способом.

3.Выполнить задания.

1 вариант.

а) Из предложений 1-3 выписать слово с орфограммой «Чередование гласной в корне»

б) В предложении 12 указать синтаксическую роль имен существительных.

2 вариант

а) Из предложений 9-11 выписать слово с орфограммой «Чередование гласной в корне»

б) В предложении 6 указать синтаксическую роль имен существительных.


















Тест по разделу «Имя прилагательное» № 6

1 вариант 


1.Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет

б) признак предмета

в) действие предмета


2.Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам

б) по  числам

в) по окончаниям


3.Определи имена прилагательные:

1 – юный                4 – играет

2 – белеть               5 – весёлый

3 – ночь                  6 – опрятный


4.Найти имя прилагательное во множественном числе: синий, мягкая, длинные?

а) синий

б) мягкая

в) длинные


5.Запиши словосочетания. Определи род и вставь окончания у имен прилагательных:

а) ярк… звезда

б) зл… волк

в) парн…молоко

г) нов… лыжи


6.Какое слово лишнее: серьезный, добрая, песня?

а) серьезный

б) добрая

в) песня


7.Найди неправильное словосочетание: скучная фильм, длинная дорога, вязкое болото?

а) скучная фильм

б) длинная дорога

в) вязкое болото

 

8.Что означает выражение «золотые руки»?

а) трудолюбивые руки, которые умеют все делать

б) руки из золота

в) загорелые руки


9. В каком ряду все слова являются прилагательными?

А) добрый, мудрый, красота

Б)  снег, прекрасный, красить

В) высокий, умный, темный



10. В каком ряду все прилагательные имеют сравнительную степень?

А) глубже, быстрее, темнее

Б) вкуснейший, слаще, лучше

В) приятнее, богаче, самый справедливый



11. В каком ряду все прилагательные имеют превосходную степень?

А) сильнейший, интереснейший, самый яркий

Б) проще, самый легкий, кратчайший

В) моложе, хуже, меньше



12. Прилагательные, которые обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени называют

А) притяжательные

Б) относительные

В) качественные



13. В каком ряду словосочетаний все прилагательные являются качественными?

А)  бледное лицо, глиняный горшок сельский житель

Б) аккуратный почерк, тонкий лед, волчий аппетит

В) широкая река, кожаный ремень, хитрая девочка



14. В каком ряду словосочетаний все прилагательные являются относительными?

А) декабрьский мороз, деревянный дом, заячий хвост

Б) зимний вечер, серебряные ложки, золотые руки

В) соломенная шляпа, городской конкурс, песчаный берег



15. В каком ряду словосочетаний все прилагательные являются притяжательными?

А) папин галстук, лисья нора, медвежий след

Б) мамина ваза, деревянный стол, Машин карандаш

В) лисий характер, овечьи рога, лебяжий пух



16. В каком ряду словосочетаний все прилагательные с НЕ пишутся раздельно?

А) (не) широкая, а узкая река; ничуть (не) холодный день; вовсе (не) злой герой

Б) (не) вежливый ребёнок,  (не)удачный ответ, (не) робкий, а смелый

В) далеко (не) глупый мальчик, вовсе (не) глубокий овраг, (не)ожиданное известие



17. В каком ряду словосочетаний все прилагательные с НЕ пишутся слитно?

А) (не) добросовестное отношение, (не) отложное дело, ничуть (не)строгий человек

Б)  (не) брежный почерк, (не) веселое настроение, (не) высокий мальчик

В) (не) легкий труд; (не) дорогой, а дешевый подарок, вовсе (не) грустный фильм.



18. В каком ряду на месте пропусков во всех словах стоит  буква О?

А) ключ…вой, ситц…вый, еж…вый

Б) образц…вый, ключ…вой, лиц…вой

В) камыш…вый, свинц…вый, песц..вый



19. В каком ряду на месте пропусков во всех словах стоит  буква Е?

А) сторож…вой, плюш…вый, морж..вый

Б) реч…вой, вещ…вой, врач…бный

В) пищ..вой, пунц…вый, кумач…вый



20. В каком ряду все прилагательные пишутся через дефис?

А) Древне)русский, (тёмно)каштановый, (железно)дорожный, Б))(северо)восточный;(светло)коричневый, (юго)западный,  

В)(двух)комнатная, (ярко)жёлтый, (мясо)молочный.



 2 вариант 

1.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

а) Кто? Что?

б) Какой? Какая? Какое? Какие?

в) Что делает? Что делал? Что будет делать? 


2.Найди окончания прилагательных женского рода:

а) –ой,  -ый, -ий

б) –ое, -ее

в) –ая, -яя


3.Определи имена прилагательные:

1 – слон                      4 – яркое

2 – сердитый               5 – гулять

3 – поёт                        6 – нежная 


4.Найти имя прилагательное в единственном числе: звонкое, трескучие, звездные ?

а) звонкое

б) трескучие

в) звёздные


5.Запиши словосочетания. Определи род и вставь окончания у имен прилагательных:

а) бел… ландыши

б) жирн… каша

в) сильн… мороз

г) сладк… яблоко


6.Какое слово лишнее: дубовый, едет, красное?

а) дубовый

б) едет

в) красное


7.Найди неправильное словосочетание: зеленая трава, красивый девушка, алые маки?

а) зеленая трава

б) красивый девушка

в) алые маки 


8.Что означает выражение «лёгкая работа»?

а) нетрудное задание, которое легко выполнить

б) работа, на которой не нужно носить тяжести

 

9. В каком ряду все слова являются прилагательными?

А) добрый, мудрый, красота

Б)  снег, прекрасный, красить

В) высокий, умный, темный



10. В каком ряду все прилагательные имеют сравнительную степень?

А) глубже, быстрее, темнее

Б) вкуснейший, слаще, лучше

В) приятнее, богаче, самый справедливый



11. В каком ряду все прилагательные имеют превосходную степень?

А) сильнейший, интереснейший, самый яркий

Б) проще, самый легкий, кратчайший

В) моложе, хуже, меньше



12. Прилагательные, которые обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени называют

А) притяжательные

Б) относительные

В) качественные



13. В каком ряду словосочетаний все прилагательные являются качественными?

А)  бледное лицо, глиняный горшок сельский житель

Б) аккуратный почерк, тонкий лед, волчий аппетит

В) широкая река, кожаный ремень, хитрая девочка



14. В каком ряду словосочетаний все прилагательные являются относительными?

А) декабрьский мороз, деревянный дом, заячий хвост

Б) зимний вечер, серебряные ложки, золотые руки

В) соломенная шляпа, городской конкурс, песчаный берег



15. В каком ряду словосочетаний все прилагательные являются притяжательными?

А) папин галстук, лисья нора, медвежий след

Б) мамина ваза, деревянный стол, Машин карандаш

В) лисий характер, овечьи рога, лебяжий пух



16. В каком ряду словосочетаний все прилагательные с НЕ пишутся раздельно?

А) (не) широкая, а узкая река; ничуть (не) холодный день; вовсе (не) злой герой

Б) (не) вежливый ребёнок,  (не)удачный ответ, (не) робкий, а смелый

В) далеко (не) глупый мальчик, вовсе (не) глубокий овраг, (не)ожиданное известие



17. В каком ряду словосочетаний все прилагательные с НЕ пишутся слитно?

А) (не) добросовестное отношение, (не) отложное дело, ничуть (не)строгий человек

Б)  (не) брежный почерк, (не) веселое настроение, (не) высокий мальчик

В) (не) легкий труд; (не) дорогой, а дешевый подарок, вовсе (не) грустный фильм.



18. В каком ряду на месте пропусков во всех словах стоит  буква О?

А) ключ…вой, ситц…вый, еж…вый

Б) образц…вый, ключ…вой, лиц…вой

В) камыш…вый, свинц…вый, песц..вый



19. В каком ряду на месте пропусков во всех словах стоит  буква Е?

А) сторож…вой, плюш…вый, морж..вый

Б) реч…вой, вещ…вой, врач…бный

В) пищ..вой, пунц…вый, кумач…вый



20. В каком ряду все прилагательные пишутся через дефис?

А) Древне)русский, (тёмно)каштановый, (железно)дорожный, Б))(северо)восточный;(светло)коричневый, (юго)западный,  

В)(двух)комнатная, (ярко)жёлтый, (мясо)молочный.






Ответы

1 вариант 

1 - б

2 - а, б

3 - 1, 5, 6

4 - в

5 - а) ж. р.         в) ср. р.

    б) м. р.         г) мн. ч.

6 - в

7 - а

8 - а

9 - в

10 –а

11-а

12 - в

13 - б

14 - в

15 - а

16 – а

17 – б

18 – в

19 – б

20 – б





2 вариант 

1 - б

2 - в

3 - 2, 4, 6

4 - а

5 - а) мн. ч.                  в) м. р.

    б) ж. р.                   г) ср. р.

6 - б

7 - в

8 - а

9 - в

10 –а

11 -а

12 - в

13 - б

14 - в

15 - а

16 – а

17 – б

18 – в

19 – б

20 - б
































Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное»

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
       Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(119 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – серебряные.




Контрольная работа №8 по разделу «Имя числительное»

Вариант 1

1. Что не обозначает числительное?

1) число; 2) порядок при счёте; 3) время; 4) количество.


2. Какое из слов является именем числительным?

1) пятёрка; 2) пятерня; 3) пятый; 4) пятиэтажный.


3. В каком случае нужно употребить слово «обеими»?

1) слышат___ ушами; 2) встретиться с___ друзьями;

3) видит___ глазами; 4) взял___ руками.


4. В каком числительном Ь пишется посередине?

1) 17; 2) 80; 3) 18; 4) 19.


5. Укажите составное порядковое числительное.

1) пятьдесят рублей; 2) тридцать семь учеников;

3) одиннадцать страниц; 4) сорок шестой участок.


6. Укажите количественное числительное.

1) шестьдесят восьмой заказ; 2) около двухсот пятидесяти человек;

3) тысяча девятьсот первым годом; 4) тридцать первое декабря.


7. Укажите собирательное числительное.

1) двадцать два градуса; 2) седьмое апреля;

3) одна треть сада; 4) четверо друзей.


8. Укажите простое порядковое числительное.

1) две десятых урожая; 2) пятеро малышей;

3) семьсот восемьдесят пятый; 4) семнадцатый год.


9. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками;

2) шестьюстами учениками;

3) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров;

4) в двух тысячи восьмом году.


10. Просклоняйте следующие числительные.

1) 18; 2) 50; 3) 600.


11. Запишите примеры словами.

1) 3,15 + 0,5; 2) 8 ¾ + 5/6.


Вариант 2

1. Что не обозначает числительное?

1) число; 2) порядок при счёте; 3) время; 4) количество.


2. Какое из слов является именем числительным?

1) пятёрка; 2) пятерня; 3) пятый; 4) пятиэтажный.


3. В каком случае нужно употребить слово «обеими»?

1) слышат___ ушами; 2) встретиться с___ друзьями;

3) видит___ глазами; 4) взял___ руками.


4. В каком числительном Ь пишется посередине?

1) 17; 2) 80; 3) 18; 4) 19.


5. Укажите составное порядковое числительное.

1) пятьдесят рублей; 2) тридцать семь учеников;

3) одиннадцать страниц; 4) сорок шестой участок.


6. Укажите количественное числительное.

1) шестьдесят восьмой заказ; 2) около двухсот пятидесяти человек;

3) тысяча девятьсот первым годом; 4) тридцать первое декабря.


7. Укажите собирательное числительное.

1) двадцать два градуса; 2) седьмое апреля;

3) одна треть сада; 4) четверо друзей.


8. Укажите простое порядковое числительное.

1) две десятых урожая; 2) пятеро малышей;

3) семьсот восемьдесят пятый; 4) семнадцатый год.


9. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками;

2) шестьюстами учениками;

3) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров;

4) в двух тысячи восьмом году.


10. Просклоняйте следующие числительные.

1) 18; 2) 50; 3) 600.


11. Запишите примеры словами.

1) 3,15 + 0,5; 2) 8 ¾ + 5/6.

Ответы к тесту

  1. 3

  2. 3

  3. 4

  4. 2

  5. 4

  6. 2

  7. 4

  8. 4

  9. 4

  10. письменно

  11. письменно



Контрольный диктант по разделу «Имя числительное» № 9


 Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна  Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(113 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)


Задания:

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.










Тест по разделу «Местоимение» №10


Вариант 1

1. Местоимение -

а) это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет его

б) это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, признаки, количество

в) это служебная часть речи, которая служит для обозначения предмета и признака

г) это самостоятельная часть речи, которая всегда изменяется по падежам, числам, родам.



2. Назови строчку, в которой даны определительные местоимения.

а) тот некто себя

б) весь самый другой

в) я какой наш

г) себя тот я

3. Укажи строчку, где даны относительные местоимения.

а) сам тот где

б) весь такой сколько

в) который сколько каков

г) никто другой отсюда



4. Укажи указательные местоимения

а) там тут туда

б) кто-то никого сам

в) некий всякий несколько

г) всюду каждый никакой



5. Укажи строчку с «третьим лишним».

а) мой твой наш

б) я он мы

в) кто что чей

г) никто себе ничей



6. Как изменяются местоимения «кто, что»?

а) по падежам

б) по родам и числам

в) по падежам и родам

г) по лицам и падежам

7. Как изменяются местоимения «всякий, каждый, другой»?

а) по падежам числам родам

б) только по числам

в) только по родам

г) по числам и родам



8. Укажи местоимение с приставкой НЕ

а) н…которые из класса

б) н…кто не пришёл

в) н… с кем не дружит

г) н…кто не любит



9. Укажи местоимение с приставкой НИ

а) н… с кем посоветоваться

б) н…кий человек

в) н…чего делать

г) пришёл н…какой

10. Каким членом предложения является местоимение в предложении

«Никто не был готов к экзамену»?

а) подлежащим

б) сказуемым

в) дополнение

г) обстоятельством



11.Определи разряд выделенных местоимений.

а) Нечто интересное мы должны были узнать на этой встрече.

б) Нам было трудно выполнить такое задание.



12.Найди ряд, в котором все местоимения пишутся через дефис.

а) чей (нибудь), (не) сколько, (кое) (с) кем, что (то);

б) какой (то), (кое) что, чьими (нибудь), в чём (то);

в) (ни) (о) чём, что (либо), (ни) (с) кем, (не) которые;

г) кто (либо), какого (нибудь), чем (то), (с) кем.



13.Найди ряд, в котором все слова пишутся раздельно.

а) (ни) (о) чём, (ни) (с) кем, (не) (у) кого, (ни) (в) ком;

б) (не) (у) кого, (у) кого (то), (с) кем (то), (ни) кто;

в) (не) кто, (кое) (у) кого, (кое) (с) кем, (кое) кто.



14.Укажи в каком столбике все местоимения пишутся слитно.

а) (кое) (с) чем ; б) что (либо) ; в) (не) чего;

(ни) (о) ком; (кое) кто; (ни) кто;

(кое) какой; что (либо); (не) сколько;

что (то); (у) кого (то); (ни) чей.



15. Найди предложения, в которых местоимения пишутся с приставкой НЕ.

1.Тут нет н…чего, чему можно было бы удивляться. 2. Н…чем его не удивишь. 3. Н… у кого не следует этого спрашивать. 4. Мне бояться н…кого и н..чего. 5. Нам нужно расстаться на н…которое время. 6. Народу много, а работать н…кому. 7. Он н…сколько не удивился.



Вариант 2

1. Местоимение -

а) это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет,

признак, количество, но не называет его

б) это знаменательная часть речи, которая обозначает предметы, признаки, количество

в) это самостоятельная часть речи, которая всегда изменяется по падежам, числам, родам.

г) это самостоятельная часть речи, которая имеет форму только именительного падежа единственного числа

Начало формы

2. Назови строчку, в которой даны личные местоимения

а) меня тобой с вами

б) который что куда?

в) некто нисколько что-то

г) твой наш их



3. Укажи строчку, где даны притяжательные местоимения.

а) никто ничто ничего

б) тот этот такой

в) некто нисколько что-то

г) свой мой твой



4. Укажи вопросительно-относительные местоимения

а) мой сам тот

б) где куда откуда

в) всякий такой тогда

г) кто-то всегда чей



5. Укажи строчку с «третьим лишним».

а) я ты они

б) некоторый некий какой-то

в) никто нисколько этот

г) поэтому оттуда так



6. Как изменяются местоимения «кто-то, что-то»?

а) по родам

б) по родам и числам

в) по падежам и родам

г) по падежам



7. Как изменяются местоимения «самый, иной, любой»?

а) по падежам числам родам

б) только по числам

в) только по родам

г) по числам и родам



8. Укажи местоимение с приставкой НЕ

а) н… к кому обратиться

б) н…чем потчевать

в) н… у кого спросить

г) н…кто не явился на уборку



9. Укажи местоимение с приставкой НИ

а) н… с кем не посоветовался

б) н…где расположиться

в) н…за чем уходить

г) н…сколько минут погодя



10. Каким членом предложения является местоимение в предложении

«Некоторые пришли на уборку территории»?

а) подлежащим

б) сказуемым

в) дополнение

г) обстоятельством



11.Определи разряд выделенных местоимений.

а) Нечто интересное мы должны были узнать на этой встрече.

б) Нам было трудно выполнить такое задание.



12.Найди ряд, в котором все местоимения пишутся через дефис.

а) чей (нибудь), (не) сколько, (кое) (с) кем, что (то);

б) какой (то), (кое) что, чьими (нибудь), в чём (то);

в) (ни) (о) чём, что (либо), (ни) (с) кем, (не) которые;

г) кто (либо), какого (нибудь), чем (то), (с) кем.



13.Найди ряд, в котором все слова пишутся раздельно.

а) (ни) (о) чём, (ни) (с) кем, (не) (у) кого, (ни) (в) ком;

б) (не) (у) кого, (у) кого (то), (с) кем (то), (ни) кто;

в) (не) кто, (кое) (у) кого, (кое) (с) кем, (кое) кто.



14.Укажи в каком столбике все местоимения пишутся слитно.

а) (кое) (с) чем ; б) что (либо) ; в) (не) чего;

(ни) (о) ком; (кое) кто; (ни) кто;

(кое) какой; что (либо); (не) сколько;

что (то); (у) кого (то); (ни) чей.



15. Найди предложения, в которых местоимения пишутся с приставкой НЕ.

1.Тут нет н…чего, чему можно было бы удивляться. 2. Н…чем его не удивишь. 3. Н… у кого не следует этого спрашивать. 4. Мне бояться н…кого и н..чего. 5. Нам нужно расстаться на н…которое время. 6. Народу много, а работать н…кому. 7. Он н…сколько не удивился.



Ответы:

1 вариант - 1) а; 2) а; 3) г; 4) б; 5) в; 6) г; 7) а; 8) б; 9) а; 10) а; 11) А– прит., б определит.; 12) Б; 13) А; 14) В4 15) 1; 2; 5; 7.



2 вариант - 1) а; 2) б; 3) в; 4) а; 5) г; 6) а; 7) а; 8) а; 9) г; 10) а; 11) А– прит., б определит.; 12) Б; 13) А; 14) В4 15) 1; 2; 5; 7.



Контрольный диктант по разделу «Местоимение» № 11

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

      Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(118 слов)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4. Произведите синтаксический разбор

1 вариант - Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей.

2 вариант - Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.



Контрольный тест по разделу «Глагол» №12

Вариант 1

1. В каждом предложении употреблен глагол 1 спряжения?

1) Он всегда держ…тся очень уверенно.

2) А ветер суш…т сад.

3) Стыдливо белая берёза зелене...т.

4) Он цен…т каждый час.

2. В каждом предложении употреблен глагол 2 спряжения?

1) Толя не стан…т много говорить.

2) Успе…т встать он за станок.

3) Валя протира…т каждый листочек.

4) Андрей стро…т новые дома.

3.  В каком примере в глаголе  пропущена буква е?

1) Мы готов… мся к торжественной встрече.

2) Алексей выкладыва…т стену из кирпича.

3)  Грузовик подвоз…т доски.

4) Мы подход…м  к штукатуру.

4. В каком примере в глаголе  пропущена буква и?

1) Мы еще побор…мся за победу.

2) Нигде не дыш…тся вольней родных полей.

3) Скоро стемне…т.

4) Пахн…т весной.

5. В каком словосочетании не пишется слитно?

1) собрание (не)закончилось.

2) работу (не)выполнил.

3) никого (не)заметил.

4) мне (не)здоровится.

6. В каком словосочетании не пишется раздельно?

1) (не)взлюбил соседа.        

2) (не)навидеть за предательство.

3) (не)скосили траву.

4) как будто (не)доумевала.

7. В каком примере в глаголе пишется ь знак?

1)  С топором весь свет пройдёш… .

2)  Волк на добычу стремит…ся.

3)  Дуб для жилища не годит…ся.

4)  Он добросовестно трудит…ся.

8. В каком примере в глаголе не пишется ь знак?

1)  Все должны трудит…ся.                      3)  Пословица век не ломит…ся.

2)  Я обещаю хорошо трудит…ся.           4)  Что написано пером – не вырубиш… топором

9. Укажите предложение, в котором употреблён разноспрягаемый глагол.

1)  Девочка повсюду видела только степь.

2)  Мне хочется войти в цирк.

3)  Медвежата составляли одну из забав помещика.

4)  Нас просили не опаздывать.

10. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова - (- ева -).

1)  Овсянников придерж…вался  старинных обычаев.

2)  Я люб…вался картиной охоты.

3)  Волны с грохотом разб…ваются о скалы.

4)  Ты вслуш…ваешься в рокот прибоя.

11. В каком предложении употреблен глагол в повелительном наклонении?

1) Меня называют мастерицей.

2)  А вы его знаете?

3)  Вынесите из класса лишнюю мебель.

4)  Голубей надо беречь.

12. В каком предложении употреблен глагол в условном наклонении?

1) Отметьтесь в явочном листе.

2) Я бы сходила с вами на экскурсию.

3) Вы обязательно услышите пение птиц.

4) Запомните это правило.

13. В каком предложении употреблен глагол в изъявительном наклонении?

1) Лягте в воде на спину.

2) У нас был бы дружный класс.

3) Вчера мы ходили в музей.

4) Мы бы не нашли дороги назад.

14. В каком словосочетании употреблен переходный глагол?

1)  любоваться пейзажем

2)  перебежать дорогу

3)  бороться с врагом

4)  радовался встрече

15. В каком словосочетании употреблен непереходный глагол?

1)  допустить ошибку

2)  вынести мусор

3)  нашел грибы

4)  не ссориться с друзьями

16. В каком словосочетании употреблён безличный глагол?

1) мне не верится

2) надейся на лучшее

3) оденься теплее

4)  собрание состоится

17. В каком примере пишется ь знак?

1) у рощ… .     3) береч… .

2) могуч… .     4) кирпич… .

18.  Укажите ошибку в употреблении глагола.

1) надеть платье      3) езжу на машине

2) лягте удобнее     4)  поехайте туда летом

19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) копИровать               3) премИровать            

2) прибылА                   4) формИровать

20. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс глагола.

1) та…л.          3) ве … л.

2) стро …л.      4) чу…л.



Вариант 2

1. В каждом предложении употреблен глагол 1 спряжения?

1) Выраст…м  хорошую смену

2) Он снова за мной гон…тся

3) Каждый помн…т своего первого учителя.

4) Это он встреча…т нас на пороге.

2. В каком предложении употреблен глагол 2 спряжения?

1) Одному хорошо дума…тся

2) Что-то слыш…тся родное в долгой песне ямщика.

3) Осенью быстро смерка…тся

4) Правда глаза кол…т.

3. В каком примере в глаголе пропущена буква е?

1) Образование цен…тся высоко.

2) Кашу маслом не испорт…шь.

3) Человек всю жизнь бор…тся  со своими недостатками.

4) День на день не приход…тся.

4. В каком примере в глаголе  пропущена буква и?

1) Своя ноша не тян…т.

2) Насильно мил не буд…шь.

3) Время все леч…т.

4) Вы мне помож…те?

5. В каком словосочетании не пишется слитно?

1)  поле (не)вспахивали

2)  письмо (не)отправили

3)  бабушка (не)домогает

4)  стенгазету (не)выпустили

6. В каком словосочетании не пишется раздельно?

1) (не)годовать по поводу предательства

2) (не)доставало времени

3) (не)достал книгу  

4) (не)здоровилось с вечеру

7.  В каком примере в глаголе пишется ь знак?

1)  Летом проводят…ся соревнования по бегу.

2)  Заяц боит…ся волка.

3)  Любишь катат…ся – люби и саночки возить.

4)  Сырые дрова плохо загорают…ся.

8. В каком примере в глаголе не пишется ь знак?

1) С радостью убеждаеш…ся в своей правоте.  

2) Учит…ся никогда не поздно.

3) Мы продолжали забират…ся  в глубь леса.

4) Зима недаром зл…тся.

9. Укажите предложение, в котором употреблён разноспрягаемый глагол.

1) Участники соревнования бегут очень быстро.

2) Бродят ветры-скоморохи.

3) Мне голос слышится знакомый.

4) Вновь смоленские дали встают предо мною.

10. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова - (- ева -).

1) Зверь схват…вает передними лапами корягу и поднимается с ней во весь рост.

2) Она нарочно поддразн…вала Чука и Гека.

3) Колеса постук…вали под полом вагона.

4) Друзья посов…товали своему товарищу больше заниматься русским языко.

11. В каком предложении употреблен глагол в повелительном наклонении?

1) Неправды я не потерплю ни в ком.

2) А как голуби красиво летают!

3) Все книги спрячьте в шкаф.

4)  У всех было желание победить.

12. В каком предложении употреблен глагол в условном наклонении?

1) Пора делать  стоянку.

2) Солнце не могло бы пробиться через густую чащу ветвей.

3) Начните работать над чертежом.

4) Он хотел всех развеселить.

13. В каком предложении употреблен глагол в изъявительном наклонении?

1) Помогайте друг другу.

2) Максим Максимыч, войдя в комнату, разбудил меня.

3) Перепишите эти строки в тетрадь.

4) Без лесника мы бы не нашли дороги домой.

14. В каком словосочетании употреблен переходный глагол?

1) умываться с мылом.

2) верить в справедливость.

3) расписаться в дневнике.

4) купить шляпу.

15. В каком словосочетании употреблен непереходный глагол?

1)  обнимать друга

2)  строить дом

3)  едет на велосипеде

4)  решить задачу

16. В каком словосочетании употреблён безличный глагол?

1) Наступил вечер.

2) В саду пахнет сиренью.

3) Сирень хорошо пахнет.

4)  Ребёнок спит.

17. В каком примере пишется ь знак?

1) нет дач… .        3) шипуч… .

2) ключ… .           4) стереч… .

18. Укажите ошибку в употреблении глагола.

1) поезжайте в гору  

2) жжёт листву

3) не бежите быстро

4) не кладите на стол

19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звонИт  

2) прИбыл

3) премировАть

4) формИровать

20. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс глагола.

1) зате…л.

2) рассе…лся.

3) кле…л

4) та…л


Ответы

1 вариант

1-3

2-4

3-2

4-2

5-4

6-3

7-1

8-3

9-2

10-2

11-3

12-2

13-3

14-2

15-4

16-1

17-3

18-4

19-3

20-2


2 вариант

1-4

2-2

3-3

4-3

5-3

6-3

7-3

8-4

9-1

10-4

11-3

12- 2

13-2

14-4

15-3

16-2

17-4

18-3

19-4

20-3



Контрольный диктант по разделу «Глагол» № 13


Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Задания.

1.Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – услышите;

2 вариант – доносились.

2.Графически объясните написания - тся (- ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

3. Определите спряжение глаголов:

1 вариант – походили, раздались, уничтожают;

2 вариант – прикрывают, спят, доносились.

4. Разберите один глагол морфологически.

1 вариант – подходили

2 вариант - доносились



Тест по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе» №14


1. Укажите номера слов, в которых пишется  Ь:

1) вскач…

2) настеж…

3) горюч…

4) невтерпеж…

2. Укажите номера слов, в которых в корне пишется буква А:

1) изл…жение

2) оз…рение

3) прик…сновение

4) предл…гать

3. Укажите номера слов, в которых  в приставке пишется  буква Е:

1) пр…мудрый

2) пр…творить мечту

3) пр…вокзальный

4) пр…обретать

4. Укажите номера слов, которые пишутся с глухой  согласной на конце приставки:

1) и…правный

2) бе…болезненный

3) бе…численный

4) бе…жизненный

5. Укажите  номера слов, которые пишутся в корне с буквой И:

1) раст…реть

2) продв…гаться

3) подм…сти

4) прибл…жаться

6) Укажите номера слов, которые пишутся с буквой  Ы:

1) сверх…нтересный

2) пред…сторический

3) дез…нфекционный

4) пред…юльский

7. Укажите номера слов, которые пишутся с буквой Ё (Е):

1) ш…рох

2) тренаж…рный зал

3) хорош…го

4) трущ…ба

8. Укажите номера слов, которые пишутся с Ъ:

1) в…юнок

2) ин…екция

3) солов…и

4) раз…езд

9. Укажите номера слов,  которые  пишутся с буквой Т:

1) вкус…ный

2) бессловес…ный

3) окрес…ный

4) чес…ный

10. Укажите номера слов, которые пишутся с буквой И:

1) слыш…т

2) ненавид…т

3) стел…т

4) печата…т

11. Укажите номера слов, в которых допущены орфографические ошибки:

1) оловянный

2) раненный солдат

3) серебрянный

4) утонченный вкус

12. Укажите номера слов, в которых пишется ТЬСЯ:

1)  магазин закрывает…ся

2)  надо искупат…ся

3)  смех разносит…ся

4)  может открыт…ся

13. Укажите номера слов,  правописание которых можно проверить подбором однокоренных слов:

1) увл…ченный человек

2) предпол…жительный результат

3) прор…женная морковь

4) подр…стающее поколение

14. Укажите номера слов, в которых есть корни с чередованием:

1) к…саться

2) отв…рить  овощи

3) вым…кнуть

4) к…сить траву

15 Укажите номера слов,  в которых НЕ пишется раздельно:

1) пол (не) вымыт

2) (не)взирая на опасность

3) (не)добрый взгляд

4) дорога вовсе(не)близкая

16.Укажи номера слов, в которых после Ц пишется буква Ы:

1) мотоц…кл

2) ц…ганка

3) акац…я

4) две  гостиниц…

17. Укажите   номера слов, в которых  в предложном падеже окончание И:

1) лекция

2) Дарья

3) лекарство

4) дуэль

18. Укажите номера слов, в которых допущена ошибка:

1) нет ниукого

2) никто не знал

3) некакой передачи не будет

4) несколько минут

19. Укажите номера слов, которые  являются исключениями:

1) подросток

2) зоревать

3) предлог

4) пригарь

20. Укажите номера слов, которые пишутся через дефис:

1) (полу) ночник

2) (древне)русский

3) (пол)арбуза

4) (общественно)политический

ОТВЕТЫ:


1. 1,2

2. 2,4

3. 1,2

4. 1,3

5. 2,4

6. 2,4

7. 2,3

8. 2,4

9. 3,4

10. 1,2

11. 2,3

12. 2,4

13. 1,3

14. 1,3

15. 1,4

16. 2,4

17. 1,4

18. 1,3

19. 2,4

20 3,4



Контрольный диктант по разделу «Закрепление и систематизация

изученного в 6 классе» №15


 В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – елей;

2 вариант – осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!