СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы для учащихся 10 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМы разработаны для проверки и контроля за первое полугодие и год.

Просмотр содержимого документа
«КИМы для учащихся 10 класса»

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации за первое полугодие 10 класса по биологии

Вариант 1.


  1. Все приведенные ниже химические элементы, кроме двух, являются органогенами. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Водород

  2. Азот

  3. Магний

  4. Хлор

  5. кислород

  1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания крахмала. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Представляет собой полимер альфа-глюкозы

  2. Содержится в амилопластах в виде зерен

  3. Образуется в митохондриях клеток растений

  4. Представляет собой смесь амилозы и амилопектина

  5. Накапливается в клетках печени и мышц

  1. Выберите органоиды клетки, содержащие наследственную информацию.

  1. Ядро

  2. Лизосомы

  3. Аппарат Гольджи

  4. Рибосомы

  5. Митохондрии

  6. Хлоропласты

  1. Установите соответствие между характеристикой и веществами, к которым эта характеристика относится: белки (1), углеводы (2), липиды (3). Ответ представьте в виде последовательности цифр.

А) Неполярны, нерастворимы в воде

Б) В состав входит остаток глицерина

В) Мономером является глюкоза

Г) Мономеры связаны пептидной связью

Д) Обладают ферментативными свойствами

Е) Входят в состав клеточных стенок растительных клеток

5. Выберите процессы, относящиеся к энергетическому обмену веществ.

1) Выделение кислорода в атмосферу

2) Образование углекислого газа, воды, мочевины

3) Окислительное фосфорилирование

4) Синтез глюкозы

5) Гликолиз

6) Фотолиз воды

6. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Образуется молекулярный кислород в результате фотолиза воды

2) Происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды

3) Происходит полимеризация глюкозы с образованием крахмала

4) Осуществляется синтез молекул АТФ

5) Происходит фотолиз воды

7. Установите соответствие между признаками и видами нуклеиновых кислот – ДНК (1), иРНК (2) и тРНК (3). Ответ запишите в виде последовательности цифр.

А) Хранит наследственную информацию Б) Копирует наследственную информацию и передает ее к месту синтеза белка В) Является матрицей для синтеза белка Г) Состоит из двух цепей Д) Переносит аминокислоты к месту синтеза белка Е) Специфична по отношению к аминокислоте

8. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса биосинтеза белка в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Процесс происходит при наличии ферментов 2) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК 3) Процесс сопровождается синтезом АТФ 4) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты 5) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах

9. Какие процессы происходят в клетке в период интерфазы?

1) Синтез белков в цитоплазме 2) Спирализация хромосом 3) Синтез иРНК в ядре 4) Редупликация молекул ДНК 5) Растворение ядерной оболочки 6) Расхождение центриолей клеточного центра к полюсам клетки

10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями мейоза – профазой I (1) и анафазой II (2). Ответ представьте в виде последовательности цифр.

А) Компактизация хромосом Б) Расхождение хромосом к полюсам В) Хромосомы содержат одну хроматиду Г) Обмен участками между хромосомами Д) Набор хромосом и молекул ДНК – 2n2с Е) Образование бивалентов

11. Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом – овогенезом (1) и сперматогенезом (2). Ответ представьте в виде последовательности цифр.

А) Образуется одна крупная гамета Б) Образуются направительные тельца В) Формируется много мелких гамет Г) Питательные вещества запасаются в одной из четырех клеток Д) Образуются подвижные гаметы Е) Есть стадия формирования

 

12. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются – эктодермой (1), энтодермой (2) и мезодермой (3). Ответ представьте в виде последовательности цифр.

А) Головной мозг Б) Печень В) Кровь Г) Кости Д) Поджелудочная железа Е) Ногти

13. Верны ли следующие суждения:

А. К половому размножению относятся нерест осетра, откладывание яиц бабочкой-капустницей, развитие трутней из неоплодотворенных яйцеклеток у пчел. Б. Партеногенез характерен как для Членистоногих , так и для Хордовых.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Оба суждения верны 4) Оба суждения неверны

14. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь — смысловая, нижняя — транскрибируемая):

5’ − ЦТАТГААТАЦТГАТЦТТАГТ − 3’

3’ − ГАТАЦТТАТГАЦТАГААТЦА − 5’ 

Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.



15. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке перед мейозом I и профазе мейоза II. Объясните полученные результаты.





Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации за первое полугодие 10 класса по биологии

Вариант 2.

  1. Все приведенные ниже химические элементы, кроме двух, являются микроэлементами. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Хлор

  2. Ртуть

  3. Калий

  4. Цинк

  5. Фтор


  1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания белков. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Являются нерегулярными полимерами

  2. В состав молекулы входят глицерин и жирные кислоты

  3. Мономеры связаны друг с другом пептидными связями

  4. Имеют четыре уровня организации молекулы

  5. В состав молекулы входят атомы только трех химических элементов: кислорода, водорода и углерода


  1. Какие из перечисленных веществ можно обнаружить в митохондриях?

  1. Глюкоза

  2. Фосфолипиды

  3. Целлюлоза

  4. Ферменты гликолиза

  5. Ферменты цикла Кребса

  6. Кофермент А 

4. Установите соответствие между характеристикой химического вещества и веществом в организме человека – ферментами (1), гормонами (2) и витаминами (3).

А) Специфичные катализаторы химических реакций Б) Представлены только белками В) Бывают белковой и липидной природы Г) Необходимы для нормального обмена веществ Д) Выделяются непосредственно в кровь Е) В основном поступают вместе с пищей

5. Реакции подготовительного этапа энергетического обмена происходят в:

1) Хлоропластах растений 2) Каналах эндоплазматической сети 3) Лизосомах клеток животных 4) Органах пищеварения человека 5) Аппарате Гольджи эукариот 6) Пищеварительных вакуолях простейших

6. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния темновой фазы фо­то­син­те­за в клет­ке. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Вос­ста­нов­ле­ние углекислого газа до глюкозы 2) Син­тез молекул АТФ за счет энер­гии солнечного света 3) Со­еди­не­ние водорода с пе­ре­нос­чи­ком НАДФ+ 4) Ис­поль­зо­ва­ние энергии мо­ле­кул АТФ на син­тез углеводов 5) Об­ра­зо­ва­ние молекул крах­ма­ла из глюкозы

7. Установите соответствие между особенностями нуклеиновой кислоты и её видом – ДНК (1), иРНК (2), тРНК (3). Ответ представьте в виде последовательности цифр.

А) Хранит и передает наследственную информацию Б) Включает нуклеотиды АТЦГ В) Триплет молекулы называется кодоном Г) Молекула состоит из двух цепей Д) Передает информацию на рибосомы Е) Триплет молекулы называется антикодоном

8. Биосинтез белка, в отличие от фотосинтеза, происходит:

1) в хлоропластах 2) на рибосомах 3) с использованием энергии солнечного света 4) в реакциях матричного типа 5) в лизосомах 6) с участием рибонуклеиновых кислот

9. Выберите особенности митотического деления клетки.  

1) К полюсам расходятся двухроматидные хромосомы 2) К полюсам расходятся сестринские хроматиды 3) В дочерних клетках оказываются удвоенные хромосомы 4) В результате образуются две диплоидные клетки 5) Процесс проходит в одно деление 6) В результате образуются гаплоидные клетки

10. Установите соответствие между событиями, происходящими с ядрами клеток в митозе (1) и в мейозе I (2). Ответ представьте в виде последовательности цифр.

А) Образование бивалентов Б) Образование диплоидных клеток В) В анафазе у полюсов клетки образуются однохроматидные дочерние хромосомы Г) Происходит кроссинговер Д) Содержание генетического материала не изменяется Е) В анафазе происходит расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки

11. Установите соответствие между процессом, происходящим при сперматогенезе, и зоной, в которой происходит данный процесс – роста (1), размножения (2) и созревания (3).

 А) митотическое деление первичных половых клеток Б) образование диплоидных сперматогониев В) образование сперматоцитов 1-го порядка Г) мейотическое деление клеток Д) образование гаплоидных сперматид

12. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются – эктодермой (1), энтодермой (2) и мезодермой (3).

А) Мозжечок Б) Тонкая кишка В) Гиалиновый хрящ Г) Глазодвигательные мышцы Д) Печень Е) Волосы

13. Верны ли следующие суждения:

А. Половое размножение характерно только для семенных растений, для споровых характерно бесполое. Б. При вегетативном размножении растений используются вегетативные органы - корень и побег.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Оба суждения верны 4) Оба суждения неверны

14. Фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь — смысловая, нижняя — транскрибируемая):

5’ − ГТЦАЦАГЦГАТЦААТ − 3’

3’ − ЦАГТГТЦГЦТАГТТА − 5’

 Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если вторая аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Про? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

 

15. У полевой мыши 40 хромосом. Сколько хромосом у самца мыши в сперматогониях, с которых начинается формирование сперматозоидов, в зрелых сперматозоидах и в клетках зародыша? Какое деление приводит к образованию этих клеток? Из каких клеток они образуются?










План КИМ


№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности*

Максимальный балл

Верные ответы

Вар. 1

Вар. 2

Химический состав клетки. Элементарный состав клетки (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)

Б

2

34

23

Химический состав клетки. Органические вещества клетки (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)

Б

2

35

25

Строение клетки (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)

П

2

156

256

Органические вещества клетки (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)


Б

2

332112

112323

Метаболизм клетки. Энергетический обмен веществ (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)


Б

2

235

346

Метаболизм клетки. Фотосинтез (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)


Б

2

23

23

Нуклеиновые кислоты (задания на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

122133

112123

Биосинтез белка (задания на множественный выбор ответов из предложенного списка)

Б

2

35

246

Деление клетки (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)

Б

2

134

245

Деление клетки (задания на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

122121

211212

Гаметогенез (задания на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

112122

22133

Онтогенез (задания на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

123321

123321

Размножение организмов (задание на анализ двух суждений)

П

1

3

2

Биосинтез белка (задача из молекулярной биологии)

П

3



Гаметогенез. Мейоз (задача из молекулярной биологии)

П

3



*Уровень сложности (базовый, повышенный, высокий — Б, П, В)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!