СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы для итогового контроля

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый контроль материала профильного уровня по биологии

Просмотр содержимого документа
«КИМы для итогового контроля»

Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации за год 10 класса по биологии

Вариант 1


  1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

    Уровень организации

    Пример

    Биогеоценотический

    Пищевые цепи


    Проведение нервного импульса

  2. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.

  3. Сколько аутосом содержится в сперматозоиде у человека? В ответ запишите только соответствующее число.

  4. Сколько молекул ДНК содержится в биваленте, образованном двумя гомологичными хромосомами? В ответе запишите только цифру.

  5. Какие вещества входят в состав клеточной мембраны? 1) липиды 2) хлорофилл 3) РНК 4) углеводы 5) белки 6) ДНК

  6. Какие положения содержит клеточная теория? 1) Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки 2) В половых клетках содержится гаплоидный набор хромосом 3) Клетки сходны по химическому составу 4) Клетка — единица развития всех организмов 5) Клетки тканей всех растений и животных одинаковы по строению 6) Все клетки содержат молекулы ДНК

  7. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) расщепляют биополимеры до мономеров 2) содержат соединённые между собой граны 3) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах 4) окисляют органические вещества с образованием АТФ 5) имеют наружную и внутреннюю мембраны

  8. Чем мейоз отличается от митоза? 1) Образуются четыре гаплоидные клетки 2) Образуются две диплоидные клетки 3) Происходит конъюгация и кроссинговер хромосом 4) Происходит спирализация хромосом 5) Делению клеток предшествует одна интерфаза 6) Происходит два деления

  9. Установите соответствие между видом клетки и способом её образования – митоз (1) и мейоз (2). Ответ представьте в виде последовательности цифр. А) мегаспора томата Б) яйцеклетка томата В) яйцеклетка кролика Г) клетка антеридия томата Д) спора хвоща Е) клетки кожицы листа томата

  10. Установите соответствие между характеристиками и группами веществ – липидами (1) и углеводами (2). Ответ представьте в виде последовательности цифр. А) образуют гликокаликс Б) создают термоизоляционные покровы организма В) неполярные гидрофобные вещества Г) бесцветные кристаллические вещества Д) составляют основу клеточных мембран Е) состоят из остатков высших карбоновых кислот и глицерина

  11. Установите соответствие между процессом и этапом энергетического обмена, в котором он происходит – бескислородный (1) и кислородный (2). Ответ представьте в виде последовательности цифр. А) расщепление глюкозы Б) синтез 36 молекул АТФ В) образование молочной кислоты Г) полное окисление до углекислого газа и воды Д) образование ПВК, НАД*2Н

  12. Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинтеза – световой (1) и темновой (2). Ответ представьте в виде последовательности цифр. А) фотолиз воды Б) синтез молекул АТФ В) расщепление молекул АТФ Г) синтез молекул НАДФ*2Н Д) присоединение молекулы углекислого газа к рибулозодифосфату Е) реакции цикла Кальвина

  13. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры. 1) образование предростка 2) оплодотворение при наличии воды 3) прорастание споры 4) развитие на предростке женских и мужских растений мха 5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток 6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

  14. При скрещивании самки дрозофилы с редуцированными глазами и серым телом и самца с нормальными глазами и чёрным телом в первом поколении было получено 17 мух, имевших редуцированные глаза, серое тело, и 16 мух, имевших нормальные глаза и серое тело. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с редуцированными глазами, серым телом. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мух с редуцированными глазами было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

  15. Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК, фрагмент которой имеет следующую нуклеотидную последовательность: 5' − ГУГАААГАУЦАУГЦГУГГ − 3'. Определите нуклеотидную последовательность двуцепочной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК вируса. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, которая закодирована в найденном фрагменте молекулы ДНК. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является вторая цепь двуцепочной ДНК. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

 

  1. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

  2. Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке буквой В. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?

   







Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации за год 10 класса по биологии

Вариант 2.


  1. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

    Метод

    Применение метода


    Определение числа хромосом в кариотипе

    Статистический

    Распространение признака в популяции

  2. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 18% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.

  3. Сколько половых хромосом содержит сперматозоид человека? В ответе запишите только соответствующее число.

  4. Сколько молекул ДНК содержится в трёх бивалентах, образованных тремя парами гомологичных хромосом? В ответе запишите только число.

  5. Какие из перечисленных веществ можно обнаружить в хлоропластах? 1) глюкоза 2) фосфолипиды 3) хлорофилл 4) ферменты цикла Кребса 5) целлюлоза 6) кофермент А

  6. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о: 1) биогенной миграции атомов 2) родстве организмов 3) происхождении растений и животных от общего предка 4) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад 5) сходном строении клеток всех организмов

  7. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания общих свойств характерных для митохондрий и пластид. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) не делятся в течение жизни клетки 2) имеют собственный генетический материал 3) содержат ферменты окислительного фосфорилирования 4) имеют двойную мембрану 5) участвуют в синтезе АТФ

  8. Чем митоз отличается от мейоза? 1) Образуются четыре гаплоидные клетки 2) Образуются две диплоидные клетки 3) Не происходит конъюгация и кроссинговер хромосом 4) Происходит спирализация хромосом 5) Делению клеток предшествует одна интерфаза 6) Происходит два деления

  9. Установите соответствие между видом клетки и способом её образования – митоз (1) и мейоз (2). Ответ представьте в виде последовательности цифр. А) спора мха Б) сперматозоид мха В) сперматозоид собаки Г) яйцеклетка подсолнечника Д) микроспоры мака Е) клетка архегония папоротника

  10. Установите соответствие между характеристиками органических веществ и их видами – белок (1) и РНК (2). Ответ представьте в виде последовательности цифр. А) имеет четыре уровня организации молекулы Б) мономеры – аминокислоты В) в состав молекулы обязательно входят атомы фосфора Г) выполняет структурные функции, являясь частью клеточных мембран Д) синтезируется на ДНК Е) образован(-а) полинуклеотидной нитью

  11. Установите соответствие между характеристикой процессов, происходящих при энергетическом обмене, и этапами этого процесса – гликолизом (1) и окислительным фосфорилированием (2). Ответ представьте в виде последовательности цифр. А) идет с образованием ПВК Б) происходит в митохондриях В) процесс анаэробный Г) в ходе процесса образуется 36 молей АТФ Д) образуются углекислый газ, вода, мочевина Е) происходит в цитоплазме

  12. Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинтеза – световой (1) и темновой (2). Ответ представьте в виде последовательности цифр. А) присоединение молекулы углекислого газа к рибулозодифосфату Б) поглощение молекулой хлорофилла кванта света В) реакции цикла Кальвина Г) синтез молекул НАДФ*2Н Д) образование молекулярного кислорода Е) расщепление молекул АТФ

  13. Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла папоротника начиная с зиготы. 1) образование зиготы 2) прорастание споры, образование заростка 3) формирование половых клеток в заростке 4) образование корневища из зиготы 5) образование спор на листьях 6) рост листьев из корневища

  14. При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самца с растопыренными крыльями, белыми глазами всё гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и окраске глаз. При скрещивании самки дрозофилы с растопыренными крыльями, белыми глазами и самца с нормальными крыльями, красными глазами в потомстве получились самки с нормальными крыльями, красными глазами и самцы с нормальными крыльями, белыми глазами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

  15. Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК, фрагмент которой имеет следующую нуклеотидную последовательность: 5' − ГУГАААГАУЦАУГЦГУГГ −3'. Определите нуклеотидную последовательность двуцепочной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК вируса. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, которая закодирована в найденном фрагменте молекулы ДНК. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является вторая цепь двуцепочной ДНК. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

  1. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма лиственницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

  2. Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке буквой Г. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?









План КИМ


№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности*

Максимальный балл

Верные ответы

Вар. 1

Вар. 2

Методы биологии (задание на дополнение недостающей информации в таблице)

Б

1

Организменный

цитогенетический

Правило Чаргаффа (задача по молекулярной биологии)

Б

1

30

32

Генетическая информация в клетке (задание с закрытым ответом)

Б

1

22

1

Деление клетки. Митоз. Мейоз (задание с закрытым ответом)

Б

1

4

12

Строение клетки (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)

Б

2

145

123

Клеточная теория (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)

Б

2

134

14

Строение клетки (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)

Б

2

12

13

Деление клетки (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)

Б

2

136

235

Деление клетки (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

212121

212121

Химический состав клетки. Органические вещества клетки (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

Б

2

211211

112122

Метаболизм клетки. Энергетический обмен углеводов (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

12121

121221

Метаболизм клетки. Фотосинтез (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

112122

212112

Онтогенез. Циклы развития растений (задание на установление последовательности биологических процессов)

П

2

314526

146523

Генетическая задача на дигибридное скрещивание (задание с развернутым ответом)

В

3



Биосинтез белка. Задача из молекулярной биологии (задание с развернутым ответом)

В

3



Онтогенез растений (задание с развернутым ответом)

В

3



Онтогенез животных (задание с развернутым ответом)

В

3



*Уровень сложности (базовый, повышенный, высокий — Б, П, В)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!