СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ стартовой диагностической работы по русскому языку для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИм стартовой диагностической работыразработан в формате  обновлённой тестовой части огэ.Разработан план стартовой работы с указанием кодов прверяемых элементов.критерии оценивания

Просмотр содержимого документа
«КИМ стартовой диагностической работы по русскому языку для 10 класса»



Контрольно -измерительный материал

стартовой диагностики по русскому языку в 10 А классе 2023-2024 учебный год



1 вариант

1.Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало  — десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1)  натуралистов поражала (предложение 1)

2)  может быть (предложение 2)

3)  считают (предложение 3)

4)  возможно (предложение 4)

5)  установлено (предложение 5)

2.Синтаксический анализ.Прочитайте текст.

 (1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь  — небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1)  Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

2)  Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.

3)  Предложение 3 осложнено однородными членами.

4)  Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.

5)  Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

3.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Между частями бессоюзного предложения ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину, основание того, о чем говорится в первой части.

Б)  После обобщающего слова перед рядом однородных членов ставится двоеточие.

В)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Вдруг ловцы увидели: из-за скалы показался дельфин.

2)  Везде: в сухой траве, в листьях деревьев, в воздухе чувствовалось приближение осени.

3)  С утра шёл мелкий дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь

4)   Князь, оставшись один, никак не мог заснуть на новом месте

5)  Я не решался будить жену: она всю ночь укачивала Сонечку и задремала только на рассвете. 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В


4.Пунктуационный анализ.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.

5.Орфографический анализ.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  БЛЕСТИТ  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

2)  В ТЕЧЕНИЕ (суток)  — на конце производного предлога пишется буква Е.

3)  (тема) УСВОЕНА  — в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

4)  ПРИДУМАТЬ  — написание приставки определяется её значением  — расположение вблизи.

5)  СБЕРЕЧЬ  — на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.

6.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Возвр(1)...щаясь однажды домой, я нечаянн(2)… забрёл в какую-то незн(3)..ком(4)..ю усадьбу. Солнце уже прят(5)..л(6)..сь, и на цветущей ржи р(7)..стянулись вечерние тени. Два ряда тесн(8).. п(9)..саженных елей ст(10)..яли впл(11)..тную к д(12)..рожке, обр(13)..зуя мрачную аллею.

7.Раскройте скобки и запишите слово «стричь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 Мы каждую весну (стричь) декоративные кусты в нашем саду.

  1. Синтаксический анализ.Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9.Анализ содержания текста.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1)  Мама умеет скрывать свою боль и страдания.

2)  Мама не дала сыну ещё колбасы, потому что он вёл себя грубо.

3)  Рассказчик пожалел плачущую мать.

4)  Рассказчик повёл себя эгоистично и жестоко по отношению к маме.

5)  Став взрослым, рассказчик раскаялся в своём проступке.

(1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо.

(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

(7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже  — от своих детей.

(9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама  — с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...

(11)В один из «суровых дней» я пришёл из школы голодный и усталый. (12)Швырнул портфель. (13)Разделся. (14)И сразу за стол. (15)На тарелке лежал розовый кружок колбасы. (16)Я съел его мгновенно. (17)Он растаял во рту. (18)Его как бы и не было. (19)Я сказал:

– (20)Мало. (21)Хочу ещё.

(22)Мама промолчала. (23)Я повторил свою просьбу. (24)Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала:

– (25)Больше нет... колбасы.

(26)Я встал из-за стола, не сказав «спасибо». (27)Мало! (28)Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна. (29)Я подумал, что она, наверное, разглядывает что-то, и тоже подошёл к окну. (30)Но ничего не увидел. (31)Я хлопнул дверью  — мало!  — и ушёл.

(32)Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у неё нет. (33)И негде взять. (34)И она уже отдала тебе свой кусок... (35)Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью. (36)Но пройдут годы, и стыд настигнет тебя. (37)И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости.

(38)Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. (39)Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!» (40)Нет ответа.

(41)Некому прошептать милосердное слово «прощаю».

(42)Когда мама стояла у окна, её плечи слегка вздрагивали от беззвучных слёз. (43)Но я этого не заметил. (44)Я не заметил грязных своих апрельских следов на полу, не расслышал хлопнувшей двери.

(45)Теперь я всё вижу и слышу. (46)Время всё отдаляет, но оно приблизило ко мне и этот день, и многие другие дни. (47)Во мне накопилось много слов. (48)Они распирают мне грудь, стучат в висок. (49)Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.

(50)Прости меня, родная!

 (По Ю. Я. Яковлеву)*

 * Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

10.Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

2)  Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца.

3)  А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

4)  — Здорóво, юный жених!

5)  Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

11.Лексический анализ.В предложениях 14–20 найдите слово со значением «подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, картон, бумагу». Выпишите это слово.

(1)В этом доме постоянно останавливаются и дают свои представления все приезжающие в наш город фокусники и другие заезжие артисты. (2)Сегодня около подъезда висят плакаты: «Чудо-художник рисует ногами». (3)Конечно, я жалобно прошу:

  —  (4)Ма-а-ма...

 (5)И конечно, мы поднимаемся по лестнице. (6)В большой комнате  —  это зал представлений  —  перед маленькими подмостками стоят в три ряда стулья. (7)Народу немного. (8)Раздаётся звонок. (9)Кто-то играет на пианино. (10)Публика рассаживается на стульях. (11)На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить:

   —  (12)Почтеннейшая публика, сейчас вы, без сомнения, увидите величайшее чудо, необъяснимую загадку природы, художника, лишившегося обеих рук. (13)Художник этот научился рисовать ногами, и вы сейчас убедитесь в этом сами.

(14)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15)Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16)Это и есть безрукий художник. (17)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18)Художник садится на стул перед мольбертом. (19)Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20)И художник начинает рисовать ногой. (21)Сперва на мольберте появляется что-то вроде извилистой речки. (22)По обе стороны её возникают деревья. (23)Нет, это не речка, а дорожка в лесу. (24)Потом из-за деревьев появляется солнце. (25)Всё.

  —  (26)«Дорога уходит вдаль...»,  —  объясняет художник,  —  это пейзаж.

(27)Потом он рисует ещё несколько карикатур. (28)Зрители смеются, хлопают. (29)Художник встаёт, нашаривает ногами туфли. (30)Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предлагает желающим приобрести их. (31)Желающих не оказывается.

   —  (32)Недорого... (33)Купите!  —  предлагает помощник художника. (34)Художник стоит неподвижно. (35)Глаза его опущены. (36)Губы крепко сжаты.

  —  (37)А сколько?  —  вдруг взволнованно спрашиваю я.

(38)Мама очень решительно берёт меня за руку. (39)Помощник бросается к нам:

  —  (40)Дёшево...

(41)Я смотрю на маму умоляющими глазами.

  —  (42)Мамочка!..

(43)Мама платит тридцать копеек. (44)Художник подходит к краю подмостков, он говорит очень сердечно и просто:

  —  (45)Пусть маленькая барышня возьмёт рисунок «Дорога уходит вдаль...». (46)Когда я ещё был художником (а я был настоящим художником, прошу мне поверить!), это была моя любимая тема: «Все  —  вперёд, все  —  вдаль! Идёшь  —  не падай, упал  —  встань, расшибся  —  не хнычь. Все  —  вперёд! Все  —  вдаль!..»

 (47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (48)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал  —  встань. Расшибся  —  не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (49)Это были мужественные слова мужественного человека. (50)Увечье не победило его  —  он победил своё увечье. (51)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. (52)Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению. (53)Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!

 (По А.Я. Бруштейн*)

* Александра Яковлевна Бруштейн (1884  — 1968)  —  русская советская писательница и драматург.




2 вариант

  1. Синтаксический анализ.Прочитайте текст.

 (1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1)  среда постоянно меняется (предложение 1)

2)  нарушения вызывают (предложение 2)

3)  они способны адаптироваться (предложение 3)

4)  понимается приспособление (предложение 4)

5)  изменение могло бы погубить (предложение 5)

2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.

 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

2)  В предложении 2 составное глагольное сказуемое.

3)  Предложение 3 односоставное.

4)  В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.

5)  Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.

3.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б)  Между однородными членами предложения, соединёнными противительным союзом, ставится запятая.

В)   Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Мы, учителя, боялись Беликова.

2)  Тихонько напевая, он шёл зарослями вниз по реке.

3)   Горы, ещё не освещённые, выделялись на посветлевшем небе.

4)   Туман рассеивался, но ещё закрывал вершины деревьев.

5)  Учебные занятия делали дни очень интересными, но вечера проходили скучновато.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

4.Пунктуационный анализ.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

 Национальный театр драмы имени известного алтайского поэта Павла Кучияка (1) это главная культурная достопримечательность столицы Республики Алтай. Здание театра выполнено в стиле традиционного жилища коренных народов (2) благодаря чему (3) его четырёхгранную крышу (4) можно увидеть едва ли не из любой точки города. Помимо четырёхгранного конуса крыши (5) особое внимание привлекает гармоничное сочетание белого и голубого цветов. Это сочетание (6) одна из традиционных особенностей кочевого стиля.

5.Орфографический анализ.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ПРЕГРАДА  — выбор приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.

2)  ВИДЯЩИЙ (перспективу)  — правописание гласной в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола, от основы которого это причастие образовано.

3)  КАНАТОХОДЕЦ  — в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная О.

4)  ПРИМИРЯТЬ (друзей)  — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.

5)  РОЩА  — в форме родительного падежа множественного числа существительного 1-го склонения мягкость шипящего обозначается на письме буквой Ь.

6.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Пушистые снежинки (1)..сторожно к(2)..саются земли. Изредк(3).. заг(4)..раются разн(5)..цветные иск(6)..рки инея на деревьях. Вода озера темнеет среди бел(7)..ватых камыш(8)..вых зар(9)..слей.

7.Раскройте скобки и запишите слово «беречь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 Моя бабушка много работает и совсем не (беречь) своё здоровье.

8.Синтаксический анализ.Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9.Анализ содержания текста.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1)  Мама умеет скрывать свою боль и страдания.

2)  Мама не дала сыну ещё колбасы, потому что он вёл себя грубо.

3)  Рассказчик пожалел плачущую мать.

4)  Рассказчик повёл себя эгоистично и жестоко по отношению к маме.

5)  Став взрослым, рассказчик раскаялся в своём проступке.

(1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо.(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

(7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже  — от своих детей.

(9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама  — с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...

(11)В один из «суровых дней» я пришёл из школы голодный и усталый. (12)Швырнул портфель. (13)Разделся. (14)И сразу за стол. (15)На тарелке лежал розовый кружок колбасы. (16)Я съел его мгновенно. (17)Он растаял во рту. (18)Его как бы и не было. (19)Я сказал:

– (20)Мало. (21)Хочу ещё.

(22)Мама промолчала. (23)Я повторил свою просьбу. (24)Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала:

– (25)Больше нет... колбасы.

(26)Я встал из-за стола, не сказав «спасибо». (27)Мало! (28)Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна. (29)Я подумал, что она, наверное, разглядывает что-то, и тоже подошёл к окну. (30)Но ничего не увидел. (31)Я хлопнул дверью  — мало!  — и ушёл.

(32)Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у неё нет. (33)И негде взять. (34)И она уже отдала тебе свой кусок... (35)Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью. (36)Но пройдут годы, и стыд настигнет тебя. (37)И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости.

(38)Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. (39)Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!» (40)Нет ответа.

(41)Некому прошептать милосердное слово «прощаю».

(42)Когда мама стояла у окна, её плечи слегка вздрагивали от беззвучных слёз. (43)Но я этого не заметил. (44)Я не заметил грязных своих апрельских следов на полу, не расслышал хлопнувшей двери.

(45)Теперь я всё вижу и слышу. (46)Время всё отдаляет, но оно приблизило ко мне и этот день, и многие другие дни. (47)Во мне накопилось много слов. (48)Они распирают мне грудь, стучат в висок. (49)Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.

(50)Прости меня, родная!

(По Ю. Я. Яковлеву)*

 * Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

10.Анализ средств выразительности.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

 1)  Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки.

2)  Когда для человека главное  — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения  — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

3)  Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя  — ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.

4)  Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

5)  Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка.

11.Лексический анализ.В предложениях 26−31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово.

(1)Я тащился по улице и вдруг увидел толпу… (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел.

 (3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

 (4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.

 (6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

 (7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди –– сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.

 (12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках.

  — (13)Вы!  —  крикнул я, дрожа от ненависти.  —  (14)Вы, гады! (15)Что делаете!

(16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились.

  —  (17)А! Генерал!  —  закривлялся он.  —  (18)Опять командуешь!

(19)И захохотал:

  —  (20)Генерал без войска!

 (21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.

  —  (22)Прекратите!  —  заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене.

(23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз.

(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…

 (28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

 (32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте. (36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.   —  (38)Я всё видел,  —  сказал он, переводя дыхание,  —  ты молодец!

(По А.А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) –– советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.



Ключи к КИМ


№ задания

1 вариант

2 вариант

1

45

35

2

345

15

3

А5 Б2 В4

А2 Б4 В5

4

2467

16

5

23

24

6

458

1456789

7

Стрижём

Бережёт

8

Приняли с неохотой

Сказал с грустью

9

145

24

10

12

45

11

Мольберт мольбертом

Опешили


Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения стартовой диагностической контрольной работы по русскому языку в 10 классе

Предмет: Русский язык, 10 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Г.Гольцовой,ИВ.Шамшина.М.А.Мищериной

Вид контроля: стартовый

План контрольной работы

Тип задания

Проверяемый элемент содержания

Код

Проверяемые требования к предметным результатам базового уровня освоения основной образовательной программы основного общего образования

Код

Уровень сложности

Примерное время выполнения (в мин.)


Максимальный балл за задание


1

ВО

Синтаксис. Главные члены предложения

4.22.1-4.22.3





Определение морфологических средств выражения подлежащего, сказуемого разных видов

Распознавание видов односоставных предложений

2.14

2.12

Б

4 мин.

1

2

ВО

Синтаксис. Главные члены предложения.

Синтаксис. Второстепенные члены предложения


4.22.1-4.22.3

4.23.1-4.27

Определение морфологических средств выражения подлежащего, сказуемого разных видов.

Распознавание простых неосложнённых предложений; простых предложений.

Распознавание предложений по

количеству грамматических основ

2.14

2.10-

2.12


4 мин.

1

3

ВО

Пунктуация


7.1-7.26

Соблюдение основных пунктуационных норм

4.6


5 мин.

1

4

ВО

Пунктуация


7.1-7.26

Соблюдение основных пунктуационных норм

4.6


4 мин.

1

5

ВО

Морфология как раздел грамматики.

Орфография.

4.5 -4.19

6.1.-6.14

Проведение морфологического анализа слова

Проведение орфографического анализа слова

3.5

3.6


4 мин.

1

6

ВО

Орфография.

6.1.-6.14

Соблюдение основных орфографических норм

Проведение орфографического анализа слова

4.5

3.6


4 мин.

1

7

ВО

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

5.3-5.4

Соблюдение основных грамматических (синтаксических) норм

4.3


4 мин.

1

8

ВО

Грамматическая синонимия словосочетаний

4.28.1

Определение типов подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)

2.8

2.9


2 мин

1

9

ВО

Текст

2.1-2.16

Редактирование собственных и чужих текстов с целью совершенствования их содержания и формы

Проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам

4.7

3.10-3.14


5 мин

1

10

ВО

Выразительность русской речи

8.1-8.2

проведение анализа текста с точки зрения употребления в нём языковых средств выразительности

3.15


4 мин

1

11

ВО

Основные лексические (речевые) нормы современного русского литературного языка

5.2

Соблюдение основных лексических (речевых) норм.

Распознавание однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов; прямого и переносного значений слова.

распознавание слов с точки зрения их происхождения, принадлежности к активному или пассивному запасу, сферы употребления


4.4

2.4

2.6


4 мин

1

Цель диагностической стартовой работы – проверить знания, умения и навыки учащихся на начало  учебного  года.

Работа рассчитана на 45 минут. Работа представлена в 2 вариантах в тестовой форме .


Критерии оценивания


С 1 по 11 задание каждый правильный ответ оценивается 1 б.соотвественно ( максим. 11 б)

Шкала оценивания:

11-10 баллов- оценка «5»

9-8 баллов –оценка « 4»

7-6 баллов –оценка « 3»

0-5 баллов-оценка «2»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!