СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ким по истории 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ким по истории 7 класс»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Улукулево

муниципального района Кармаскалинский район

Республики Башкортостан


Рассмотрено и принято

Руководитель

методического

объединения учителей

________/ Комратова В.Ю./


Протокол №1

от _______________ г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР


_______/ Алексеева А.А./



____________ г.

Утверждаю

Директор школы



__________/Батталов Р.Р./


Приказ №___

от ___________ г.







Контрольно-измерительные материалы

по истории

для 7 классов МОБУ СОШ д. Улукулево

на 2021-2022 учебный год

учебник Всеобщая история. История Нового Времени 7 класс

Авторы: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина

М.: Просвещение, 2019.
















Составитель:

Гатиятуллина Алия Фидаилевна










Улукулево-2021.




Пояснительная записка


Использование КИМ при проведении контрольных уроков по пройденному курсу позволяет проверить знания учащихся по темам в тестовой форме. Тесты являются составной частью экзамена в форме ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Контрольные работы проводится в рамках внутришкольного мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) в условиях реализации ФГОС ООО.

Цель: определить степень освоения курса истории за 7 класс (Всеобщей истории и Истории России), степень достижения планируемых результатов освоения ООП. Содержание контрольной работы соответствует требованиям ФГОС ООО по истории. Контрольная работа состоит из 2 вариантов. Каждый вариант контрольной работы включает в себя контролируемые элементы содержания соответствующих тем школьного курса истории. Наиболее важные с точки зрения продолжения образования в основной школе содержательные элементы контролируются в одном и том же варианте заданиями разных уровней сложности. Каждый вариант включает в себя задания по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверять умение применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности события, как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания. В контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Целевая аудитория- учащиеся 7 класса.

Проверяемые темы.

Всеобщая история:

1. «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация».

2. «Первая революции Нового времени. Международные отношения».

3. «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации».

Контрольных работ – 3 (2-по темам и 1 – итоговая по курсу «Всеобщая история»).

Время, отведенное на выполнение контрольных работ – 20-40 мин.

История России.

1. «Россия в 16веке».

2. «Смута. Россия в 17веке».

Контрольных работ – 3 (1-по темам и 2 – итоговая по курсу «История России»).

Время, отведенное на выполнение контрольных работ 20 - 40мин.

Каждая контрольная работа содержит критерии оценивания.



Урок № 17. Повторение: «Мир в начале Нового времени».

Вариант 1

1. Термин «Новое время» впервые появился в Италии в:

1) XIII в. 2)XIVв. 3)XVв. 4)ХVIв.

2. До XVIII в. в Европе преобладал:

1) ручной труд 2) рыночный труд 3) машинный труд 4) индустриальный труд

3. Для раннего Нового времени характерен переход от:

1) собирательства к земледелию 2) традиционного общества к индустриальному

3) централизованного государства к раздробленному

4) абсолютной монархии к сословно-представительной

4. Дух предпринимательства, возникший в эпоху Возрождения, отражает высказывание:

1) «Я хочу наживаться, пока могу» 2) «Один за всех и все за одного»

3) «Знание — это сила» 4) «Все в руках Бога»

5. Совокупность методов обработки материала, сырья в процессе производства называется:

1) ремеслом 2) традицией 3) ценностями 4) технологией

6. Какие 2 события историки связывают с началом эпохи Нового времени?

1) Великие географические открытия

2) Великое переселение народов

3) появление фабрик и заводов

4) гибель Римской империи

5) Возрождение

7. Абсолютную монархию характеризует выражение

1) «Право превыше всего»

2) «Король — первый среди равных»

3) «Один король, один закон, одна вера»

4) «Вассал моего вассала — не мой вассал»

8. Абсолютизм во Франции достиг расцвета в годы правления

1) Фердинанда и Изабеллы

2) Генриха VIII Тюдора

3) Якова I Стюарта

4) Людовика XIV

9. Основная черта абсолютизма

1) отсутствие системы сбора налогов

2) отмена единой системы мер и весов

3) проведение единой экономической политики

4) усиление значения выборных органов власти

10. Последствием установления абсолютизма является

1) рост самостоятельности церкви

2) ослабление обороноспособности страны

3) формирование национальных государств

4) замедление экономического развития страны

11. Установите соответствие между фактом и страной. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.

ФАКТ

A) республиканская форма правления

Б) создание Звездной палаты

B) существование высших судебных органов в провинциях — парламентов

СТРАНА

1) Англия

2) Франция

3) Швейцария

4) Италия

12. Появление бирж и банков в Европе в XVI в. свидетельствовало о

1) развитии товарного хозяйства

2) господстве натурального хозяйства

3) слабом развитии мировой торговли

4) распространении крепостного права

13. Капиталисты:

1) поставляли свою продукцию на рынок

2) использовали труд зависимых крестьян

3) были самым привилегированным сословием

4) активно внедряли на мануфактурах машинный труд

14. Развитию мануфактур способствовало

1) появление монополий

2) создание цеховых уставов

3) введение крепостного права

4) увеличение спроса на ремесленные изделия

15. Установите соответствие между понятием и определением.

ПОНЯТИЕ

A) биржа

Б) меркантилизм

B) монополия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1) место, где заключаются сделки купли-продажи

2) исключительное право на производство или продажу чего-либо

3) экономическая политика накопления денежных средств внутри страны

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.


Вариант 2

1. В XVII в. численность населения в Европе значительно сократилась из-за

1) феодальной раздробленности

2) развития промышленности

3) роста урожаев пшеницы

4) эпидемий

2. О каком напитке идет речь в отрывке из документа?

Этот горький, тошнотворный и вонючий, точно вода из грязной лужи, напиток, из-за которого мужчины без толку растрачивают время, пускают на ветер деньги и обжигают свои языки.

1) квас

2) пиво

3) кофе

4) шоколад

3. Для европейского общества в ранее Новое время характерно

1) высокий уровень жизни

2) медленный рост населения

3) большая продолжительность жизни

4) сокращение численности городского населения

4. В XVI в. законодательницей моды была

1) Италия

2) Франция

3) Испания

4) Голландия

5. Какие сельскохозяйственные культуры появились на столах европейцев в XVI-XVII вв.? Запишите две цифры, соответствующие верным ответам.

1) овес

2) перец

3) томаты

4) капуста

5) кукуруза

6. Освобождение сознания человека от влияния церкви получило название


1) объяснение

2) накопление

3) обмирщение

4) огораживание

7. Появление в начале XVI в. произведений, в которых критиковались средневековые устои общества, свидетельствовало о

1) распространении гуманистических идеалов

2) ликвидации феодальных отношений

3) массовых народных выступлениях

4) завершении Реконкисты

8. Люди эпохи Возрождения считали, что

1) общество должно делиться на касты

2) богатство важнее образованности

3) человек — игрушка в руках Бога

4) человек — центр мироздания

9. Период начала XIV- последней четверти XV в. получил в истории название

1) Темные века

2) Высокое Возрождение

3) раннее Возрождение

4) раннее Средневековье

10. Установите соответствие между автором и произведением. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.

АВТОР

A) У. Шекспир

Б) М. Сервантес

B) Д. Алигьери

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

1) «Дон Кихот»

2) «Божественная комедия»

3) «Ромео и Джульетта»

4) «Разговоры запросто»

11. Движение за переустройство католической церкви, возникшее в Европе XVI в.,

получило название:

1) Реформация 2) революция 3) обмирщение 4) гуманизация

12. Сторонники Реформации выдвигали требование:

  1. передать княжеские земли церкви

  2. увеличить плату за церковные обряды

3) сократить траты на содержание духовенства

4) причислить к лику святых светских правителей

13. Страной — родиной Реформации стала:
1) Англия 2) Франция 3) Германия 4) Швейцария

14. Как называется документ, из которого приведен от­рывок?

...Пусть ни его императорское величество, ни кур­фюрсты, князья и т. д. не чинят никакому чину импе­рии никакого насилия или зла по поводу... исповеда­ния, но предоставят им в мире придерживаться своих религиозных убеждений...

1) «95 тезисов» 2) «12 статей» 3) Вормсский эдикт 4) Аугсбургский религиозный мир

15. Установите соответствие между датой и событием.

Дата

Событие

A) 1492 г.
Б) 1524 г.

B) 1555 г.

1) начало Реформации

2) заключение Аугсбургского мира

3) начало крестьянской войны в Германии

4) завершение Реконкисты

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого



Ключи

  1. 3

1.4

  1. 1

2.3

  1. 2

3.2

  1. 1

4.3

  1. 4

5.35

  1. 1 5

6.3

  1. 3

7.1

  1. 4

8.4

  1. 3

9.3

  1. 3

10.А3 Б1 В2

  1. А3 Б1 В2

11.1

  1. 1

12.3

  1. 3

13.3

  1. 4

14.4

  1. А1 Б3 В2

15.А4 Б3 В2

Критерии оценивания

«5» - 14-15 баллов

«5» - 14-15 баллов

«4» - 9-10 баллов

«4» - 9-10 баллов

«3» - 6-7 баллов

«3» - 6-7 баллов

«2» - 0- 5 баллов

«2» - 0- 5 баллов


Урок № 22. Повторение: «Первые революции Нового времени. Международные отношения».

Вариант 1

Часть 1

1.Высший орган государственного управления в Нидерландах

  1. Парламент; 3. Генеральные штаты;

  2. Сейм; 4. Конгресс.

2.Командующий испанской армией, посланный в Нидерланды для подавления мятежа и получивший права диктатора

  1. Филипп II; 3. Карл V;

  2. Герцог Альба; 4.Адмирал Горн.

3.Какие из перечисленных ниже положений привели к испано-нидерландской войне? (укажите ТРИ верных ответа)

  1. Зависимость Нидерландов от Испании, воспринимаемая как национальный гнёт;

  2. Подписание Утрехтской унии;

  3. Религиозная политика Испании – гонения на протестантов;

  4. Различия в языке и культуре;

  5. Грабительская налоговая политика;

  6. Экономическое соперничество Амстердама и Мадрида.

4.К началу XVIII столетия в Англии сложилась двухпартийная политическая система. Партий было две

  1. Католики и пуритане; 3. Тори и виги;

  2. Левеллеры и диггеры; 4. Кавалеры и круглоголовые.

5.Как в Англии назывались последователи кальвинизма?

  1. Гугеноты; 3. Протестанты;

  2. Гёзы; 4. Пуритане.

6.Какие из перечисленных ниже положений явились результатом английских революций в XVII в.? (укажите ТРИ верных ответа)

  1. Уничтожение абсолютной монархии;

  2. Установление парламентской монархии;

  3. Потеря господства на морях;

  4. Передача земли крестьянам;

  5. Английский народ завоевал ряд личных свобод: свободу слова, собраний, личной неприкосновенности.

7.«Первая общеевропейская война» - это

  1. Тридцатилетняя война; 3. Испано-нидерладская война;

  2. Северная война; 4. Война за испанское наследство.

8.Тридцатилетняя война закончилась подписанием мира под названием

  1. Эльзасский; 3. Балтийский;

  2. Лотарингский; 4. Вестфальский.

Часть 2

В1.Установите хронологическую последовательность.

  1. Утрехтская Уния; 3. Созыв Долгого парламента в Англии;

  2. Казнь короля и установление в Англии республики; 4. Реставрация династии Стюартов в Англии.

В2. Установите соответствие между событиями и датами.

События

Даты

А) Северная война;

Б) Семилетняя война;

В) Тридцатилетняя война;

Г) Война за испанское наследство.

1) 1756 – 1763 гг.;

2) 1618 – 1648 гг.;

3) 1700 – 1721 гг.;

4) 1701 – 1714 гг.

В3.Укажите тип войска, где служат солдаты, о которых пишет немецкий поэт Пауль Флеминг (1609 – 1640)

«Похвальба пехотинца» (извлечение)

…Когда же, побросав оружие и коней,

Противник побежит с оставленных позиций,

Геройская душа взовьется вольной птицей.

Тогда гуляй и пей приятель дорогой!

Карманы набивай добычей даровой!

Смотри, как воинство отважно атакует

Спасенных жителей! Отечество ликует:

Освободили мы любезных земляков

Сначала от врага, затем от кошельков.

На то ведь и война. Не трогает солдата

Вопрос: кому служить? Была б повыше плата!

В4. Дайте определение понятию «Иконоборчество».


Вариант 2

Часть 1

1.Название династии, к которой принадлежали испанские короли

  1. Тюдор; 3. Габсбург;

  2. Бурбон; 4. Валуа.

2.Руководитель освободительного движения в Нидерландах

  1. Вильгельм Оранский;

  2. Вице-адмирал Дрейк;

  3. Граф Эгмонт;

  4. Томас Кромвель.

3.Утрехтская уния была заключена в 1579 г. Каковы были основные ее положения (укажите ТРИ из них)?

  1. Это экономический союз;

  2. Это военно-политический союз;

  3. Союз предусматривал раздельное ведение войны против Испании;

  4. Союз предусматривал унитарное устройство, входящих в него провинций;

  5. Союз предусматривал федеративное устройство, входящих в него провинций;

  6. Союз предусматривал совместное ведение войны против Испании.

4.Какие из перечисленных ниже положений явились причинами английских революций в XVII в.? (укажите ТРИ верных ответа)

  1. Конфликт короля с джентри;

  2. Конфликт короля с парламентом;

  3. Экономическая политика: поддержка свободного рынка;

  4. Экономическая политика: поддержка старой цеховой системы и продажа отдельным лицам и компаниям исключительного права на производство каких-либо товаров и на торговлю;

  5. Религиозная политика: преследование пуритан;

  6. Религиозная политика: защита англиканской церкви и пуритан.

5.Английский политический деятель, установивший в 1653 -1658 гг. свой протекторат.

  1. Джон Лильберн; 3. Вильгельм Оранский;

  2. Джеральд Уинстенли; 4. Оливер Кромвель.

6.Как назвалась английская партия, основными положениями которой были: нерушимость королевских прав, сохранение старых традиций, сохранений существующего порядка?

  1. Тори; 3. Левеллеры;

  2. Виги; 4. Кавалеры.

7.В годы Тридцатилетней войны тактику пехотного боя усовершенствовал

  1. Император Фердинанд II; 3. Альберт Валленштейн;

  2. Король Густав II Адольф; 4. Полководец Тилли.

8.Процесс распада Османской империи начался в

  1. XV в.; 3. XVII в.;

  2. XVI в.; 4. XVIII в.

Часть 2

В1. Установите хронологическую последовательность.

  1. Начало освободительной войны в Нидерландах; 3. Начало правления Стюартов;

  2. «Акт единения» между Англией и Шотландией; 4. Сражение при Нейзби в Англии.

В2.Установите соответствие между событиями и датами.

События

Даты

А) Освободительная война в Нидерландах;

Б) Революция в Англии;

В) Война за австрийское наследство;

Г) «Славная революция» в Англии.

1) 1740 – 1748 гг.;

2) 1566 – 1609 гг.;

3) 1640 – 1660 гг.;

4) 1688 – 1689 гг.

В3.Прочтите извлечение из «Новой истории» О.Егера и напишите, о каком исторической событии идет речь.

«После подписания мира гонцы были разосланы с этой радостной вестью ко всем частям войска и отдельным отрядам, а особые печатные объявления распространили повсюду весть об этом великом событии. Многие в Германии не хотели верить этому известию и даже утратили сознательное понимание самого слова «мир».

Для большинства населения Германии мирное течение жизни представлялось уже чем-то сказочным, и совершенно несбыточным казался такой обыденный быт, при котором скот мог в полной безопасности стоять в хлеву, гуси, утки и куры – спокойно бродить по двору, путники – беспрепятственно двигаться по большим дорогам, а добрые люди – веселиться под мирным кровом местных гостиниц и харчевен… И вот, наконец, меч возвращался в свои ножны и обильный поток крови и слез должен был иссякнуть!»

В4.Дайте определение понятию «парламентская монархия».



Ключ к тесту «Первые революции Нового времени и международные отношения»

Вариант 1

Вариант 2

Часть 1

  1. 3

  2. 2

  3. 135

  4. 3

  5. 4

  6. 125

  7. 1

  8. 4

Часть 2

  1. 1324

  2. 3124

  3. Наемное войско;

  4. религиозное движение, направленное на уничтожение предметов культа (в том числе и икон).

Часть 1

  1. 3

  2. 1

  3. 256

  4. 245

  5. 4

  6. 1

  7. 2

  8. 3

Часть 2

  1. 1342

  2. 2314

  3. Вестфальский мир;

  4. государственный строй, при котором верховная власть принадлежит парламенту.

Критерии оценивания

«5» - 12-11 баллов

«5» - 12-11 баллов

«4» - 10-9 баллов

«4» -10-9 баллов

«3» - 8-7 баллов

«3» - 8-7 баллов

«2» - 0- 6 баллов

«2» - 0- 6 баллов





Урок № 26. Повторение: «Новое время с 15-17 вв».



Вариант 1



1. Верно ли следующее утверждение?

В странах Востока в эпоху раннего Нового времени сохранилось традиционное общество.

1) верно

2) неверно

2. Земли, захваченные испанцами и португальцами в Новом Свете, являлись собственностью



1) короны

2) католической церкви

3) местной знати

3. В XVII-XVIII вв. произошло «закрытие»

1) Японии

2) Индии

3) Китая

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

4. Установите соответствие между терминами, названиями и их значением.

Термины, названия

А) самураи

Б) сипаи

В) сёгуны



Значение

1) военные правители в Японии

2) наёмные солдаты-индийцы, служившие в армии Ост-Индской компании

3) представители военного сословия в Японии

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

5. Добродетелями Конфуций считал

1) мудрость

2) верность

3) самостоятельность

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

6. Назовите понятие, которое соответствует определению.

Самое древнее религиозное учение, являющееся мировой религией, — это



1) буддизм

2) индуизм

3) конфуцианство



7. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Империя Великих Моголов, империя Цин — это



1) эпохи в истории Китая

2) государства, созданные в Индии и Китае иностранными по происхождению династиями

3) эпохи в истории Индии



8. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) завоевание Индии Бабуром

2) захват англичанами Бенгалии

3) прибытие первых португальских кораблей в Японию



9. Назовите имя человека, которое соответствует описанию.

Основатель династии сёгунов в Японии.



1) Акбар

2) Токугава

3) Тамерлан



10. Закончите высказывание.

Сыны Солнца стали …

1) господами

2) врагами

3) рабами





Вариант 2



1. Верно ли следующее утверждение?

Важной особенностью традиционного восточного общества было то, что верховным собственником земли являлось государство.

1) верно

2) неверно



2. В середине XVIII в. европейцы осуществили успешные колониальные захваты в

1) Индии

2) Японии

3) Китае



3. Правители испанских колоний в Новом Свете — это

1) креолы

2) генерал-капитаны

3) вице-короли

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.



4. Установите соответствие между терминами, названиями и их значением.

Термины, названия

А) богдыхан

Б) сёгун

В) бусидо

Значение

1) кодекс чести самураев

2) военный правитель в Японии

3) император в Китае

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.



5. Добродетелями Конфуций считал

1) почитание старших

2) мудрость

3) творчество

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.



6. Назовите понятие, которое соответствует определению.

В буддизме — человек, получивший полное духовное освобождение, освободившийся от мирских желаний.

1) просветлённый

2) просвещённый

3) возрождённый



7. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Ислам, буддизм, индуизм — это

1) мировые религии, родившиеся на Востоке

2) религии, имевшие в Индии XVI-XVIII вв. наибольшее число последователей

3) религии, возникшие до наступления новой эры



8. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) правление Акбара в Индии

2) «закрытие» Китая

3) маньчжурское завоевание Китая



9. Назовите имя человека, которое соответствует описанию. В его правление империя Великих Моголов достигла наивысшего расцвета.

1) Бабур

2) Акбар

3) Токугава



10. Закончите высказывание.

Сколько рабов, столько и …



1) работников

2) богатств

3) врагов



Ключи



Вариант 1

1-1

2-1

3-1

4-321

5-3

6-1

7-2

8-132

9-2

10-3

Вариант 2

1-1

2-1

3-1

4-321

5-3

6-1

7-2

8-132

9-2

10-3

Критерии оценивания

«5» - 10-9 баллов

«5» - 10-9 баллов

«4» - 8-7 баллов

«4» -8-7 баллов

«3» - 6-5 баллов

«3» - 6-5 баллов

«2» - 0- 4 баллов

«2» - 0- 4 баллов





Урок № 21. Повторение: «Россия в 16 веке».

Вариант 1

  1. Вид земледелия распространенный на Руси в 16в.

  2. Чем были вызваны реформы середины 16в?

  1. ростом народных выступлений

  2. необходимостью ликвидировать феодальное землевладение

  3. поражением России в Куликовской битве

  4. разорением страны в ходе набега хана Ахмата.



  1. Что такое приказы, чем занимался Разрядный приказ?

  2. Что в 16в. называли Избранной радой?

  3. Почему государство в первой половине 16в. приступило к проведению денежной реформы?

  1. в обращении были только иностранные деньги

  2. в условиях феодальной раздробленности каждая область нуждалась в своей денежной единице

  3. отсутствие единой денежной единицы мешало расширению внутренеей и внешней торговли

  4. в стране был переизбыток драгоценных металлов

  1. Результат военной реформы, проведенной в годы правления Ивана 4.

  1. ликвидировало дворянское ополчение

  2. укрепила обороноспособность государства

  3. привела к созданию регулярной армии и флота

  4. позволила сбросить монголо-татарское иго

  1. Каковы причины поражения России в Ливонской войне?

  1. неудачные реформы Избранной рады

  2. измена жителей пскова

  3. отсутствие у России морского флота и союзников

  4. неожиданная смерть Ивана 4

  1. Как называлась укрепленная линия на южных границах России, состоявшая из небольших городов-крепостей, частоколов, лесных завалов?

  2. Что стало результатом политики опричнины?

  1. усиление личной власти царя

  2. усиления положения народных масс

  3. преодоление экономической отсталости России

  4. усиление обороноспособности страны

  1. Что создается для управления присоединенными территориями Поволжья?

  1. Посольский приказ

  2. Избранная рада

  3. Земский собор

  4. Приказ Казанского дворца

  1. С чем связаны даты 1497 г., 1550 г.?

  1. с созданием памятников культуры

  2. с принятием нового законодательства

  3. с крупными военными сражениями

  4. с изменениями в политическом управлении страны

  1. * Кто был противником России в Ливонской войне?

  1. Польша

  2. Швеция

  3. Литва

  4. Дания

  5. Германия

  6. Англия




  1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.



Название реформы середины 1550-х гг.

Содержание реформы

1. Реформа местного управления

2. Приказная реформа

3. «Уложение о службе

  1. Установление единого порядка несения военной службы

  2. Создание центральных органов управления

  3. Отмена системы кормлений



1

2

3






  1. Установите соответствие между группами крестьян и их владельцами.

  1. Церковь

  2. Помещики

  3. Великий князь



1.Владельческие

2.Монастырские

3.Дворцовые








Вариант 2

  1. Главное занятие на Руси в 16в.



  1. Что стало результатом создания новых органов управления в 40-50-х гг.16в.?

  1. усиление центральной власти

  2. установилось единоличное правление Ивана 4

  3. усилилась феодальная раздробленность

  4. усилилось местничество



  1. Что такое приказы, чем занимался Поместный приказ?

  2. Что на Руси называли Земским собором?

  3. Какую роль играла община в жизни крестьянина?

  1. регулировала хозяйственную и духовную жизнь деревни

  2. освобождала всех общинников от уплаты налогов

  3. позволяла крестьянам свободно распоряжаться землей и угодьями

  4. освобождала от феодальной зависимости

  1. Благодаря чему Русские войска взяли укрепления Казани?

  1. инженерному таланту И.Выродкова

  2. начавшемуся землетрясению

  3. переходу на сторону Ивана 4 астраханского хана

  4. помощи Ливонского ордена

  1. Каковы причины поражения России в Ливонской войне?

  1. неудачные реформы Избранной рады

  2. измена жителей Пскова

  3. отсутствие у России морского флота и союзников

  4. неожиданная смерть Ивана 4



  1. Название города, выстроенного на подступах Казани, и год его основания.

  2. Результат присоединения новых территорий во второй половине 16в.?

  1. Россия вышла к берегам Черного моря

  2. русские купцы захватили в свои руки всю прибалтийскую торговлю

  3. исчезла угроза со стороны Польши

  4. в руках России оказался волжский торговый путь



  1. Как называется политика, направленная на запугивание, нагнетание страха, подавление политического противника?

  1. монархия

  2. самодержавие

  3. опричнина

  4. демократия



  1. С чем связаны даты 1558 г., 1583 г.?

  1. нападение Крымских татар

  2. ливонская война

  3. битва при Молодях

  4. опричная политика Ивана 4



  1. * Что осуществляется для окончания присоединения территории Поволжья?

  1. начинается колонизация края русским населением

  2. выделяются земли для строительства мусульманских мечетей

  3. русские служилые люди наделяются поместьями

  4. население края освобождается от выполнения повинностей



  1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.



Название реформы середины 1550-х гг.

Содержание реформы

1. Губная и Земская реформы

2. Созыв Земского собора

3. Созыв Стоглавого собора

  1. Создание органов местного самоуправления

  2. Приведение к единообразию церковных порядков

  3. Формирование сословно-представительной монархии



1

2

3






  1. Установите соответствие между группами крестьян и их владельцами.

  1. Государство

  2. Вотчинники

  3. Великий князь

1.Владельческие

2.Черносошные

3.Дворцовые






Ключи

  1. Трехпольное

  1. Земледелие

  1. A

2.A

3. Органы центрального управления. Военными делами.

3. Органы центрального управления. Землями вотчин.

4. C

4. Собрание представителей разных сословий.

5. B

5.A

6. C

6.A

7. Засечная черта

7.C

8.A

8. Свияжск 1552г.

9.A

9.D

10.D

10.C

11. B

11.B

12. A,B,C,D

12. A,B

13. А3 B2 C1

13. А1 B3 C2

14. А2 B1 C3

14. А2 B1 C3



Критерии оценивания

«5» - 14-13 баллов

«5» - 10-9 баллов

«4» - 12-10 баллов

«4» -12-10 баллов

«3» - 9-7 баллов

«3» - 9-7 баллов

«2» - 0- 6 баллов

«2» - 0- 6 баллов









Урок № 41. Повторение: «Россия в 17 веке»

Вариант № 1

Часть 1

К каждому заданию этой части даны несколько ответов, из которых только один верный.

А1.Какое из перечисленных событий произошло в 1613 году?

а) избрание на царство Бориса Годунова

б) начало польской интервенции

в) освобождение Москвы от поляков

г) избрание на царство Михаила Романова

А2. Что из названного произошло в XVII веке?

а) церковный раскол

б) Ливонская война

в) Северная война

г) создание Священного Синода

А3. Во время царствования Алексея Михайловича произошло

а) присоединение Казани

б) присоединение Аляски

в) завоевание Крыма

г) воссоединение Украины с Россией

А4.Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 года?

а) объявление крепостного состояния крестьян наследственным

б) запрещение передавать поместья по наследству

в) установление Юрьева дня

г) введение опричнины

А5.Что из названного было одной из главных причин городских восстаний в XVII веке?

а) недовольство городских низов деятельностью приказной системы

б) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

в) преследование старообрядцев

г) введение в городах цехов и гильдий

А6. Что из названного было последствием церковной реформы XVII веке, проведённой Никоном?

а) учреждение патриаршества

б) церковный раскол

в) секуляризация церковных земель

г) учреждение Синода

А7. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было

а) Россия получила Левобережную Украину и Киев

б) Россия получила выход к Балтийскому морю

в) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины

г) Речь Посполитая вернула России Новгород

А8.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идёт речь.

«Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. – патриархом».

а) Филарет

б) Иов

в) Аввакум

г) Никон

А9. Стиль архитектуры XVII века – это

а) «нарышкинское барокко»

б) ампир

в) классицизм

г) модерн


А10. Жанр литературы, возникший в XVII веке

а) летопись

б) автобиография

в) былина

г) повесть

Часть 2

Задания части В требуют ответ в виде одного-двух слов, последовательности букв или

цифр, которые следует записать в бланк ответа.


В1. Составил первый «Чертёж реки Амур» __________________________


В2. Личносвободные крестьяне, владевшие общинными землями и нёсшие государственные

повинности - _______________________ крестьяне


В3. Расположи в хронологической последовательности следующие события

а) венчание на царство Михаила Романова

б) Смоленская война

г) церковная реформа

д) принятие Соборного уложения


1

2

3

4





В4. Установите соответствие

Деятельность

Исторический деятель

1) обратился к русскому царю с просьбой принять Украину в состав Российского государства

а) протопоп Аввакум

2) возглавил движение старообрядцев

б ) Алексей Михайлович

3) при его правлении было принято Соборное уложение

в) Богдан Хмельницкий

4) открыл пролив между Азией и Америкой

г) Семён Дежнёв


В5. Кто изображён на рисунке?

Часть 3

Задания части 3 предполагают развёрнутый ответ на бланке ответов №2.

Прочтите отрывок из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

«В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль… Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов)».

С1. Назовите стиль архитектуры, о котором идёт речь в отрывке.

С2. На основе текста назовите не менее трёх отличительных особенностей данного архитектурного

стиля.

С3. Назовите фамилию боярского рода, в честь которого был назван данный архитектурный стиль.

С4. Назовите здания, построенные в XVII веке в данном архитектурном стиле.

Тест по теме «Россия в XVII веке» (7 класс)


Вариант № 2

Часть 1

К каждому заданию этой части даны несколько ответов, из которых только один верный.

А1. Какое событие произошло в 1612 году?

а) избрание на царство Бориса Годунова

б) начало польской интервенции

в) освобождение Москвы от поляков

г) избрание на царство Михаила Романова

А2. Что из названного произошло в XVII веке?

а) Смоленская война

б) Ливонская война

в) принят указ об «урочных летах»

г) введение патриаршества в России

А3. Во время царствования Алексея Михайловича произошло

а) произошёл церковный раскол

б) было учреждено патриаршество

в) Русь приняла православие

г) был учреждён Синод

А4. В каком документе провозглашались отмена «урочных лет и бессрочных сыск беглых крестьян»?

а) Соборное уложение 1649г.

б) Судебник 1497г.

в) Судебник 1550г.

г) указ «об урочных летах»

А5. Что из названного было одной из причин бунтов 1648г. и 1662 г. в Москве?

а) введение новых пошлин и денег

б) ликвидация городского самоуправления

в) введение рекрутской повинности для посадского населения

г) предоставление иностранным купцам преимущества в торговле

А6. Что из названного было одной из причин церковного раскола в XVII веке?

а) проведение царём секуляризации церковных земель

б) решение об исправлении церковных текстов

в) учреждение патриаршества

г) обострение борьбы между нестяжателями и иосифлянами

А7.Понятие «вечный мир» связано с отношениями России в XVII веке с

а) Турцией

б) Польшей

в) Украиной

г) Швецией

А8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, с кем из церковных деятелей связаны

описанные события.

«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи».

а) Филарет

б) Иов

в) Аввакум

г) Никон

А9. Жанр литературы, возникший в XVII веке

а) летопись

б) повесть

в) былина

г) сатирическая повесть


А10. Новый жанр в архитектуре XVII веке

а) «дивное узорочье»

б) романтизм

в) классицизм

г) ампир

Часть 2

Задания части В требуют ответ в виде одного-двух слов, последовательности букв или

цифр, которые следует записать в бланк ответа.


В1. В 1648 году __________________открыл пролив между Азией и Америкой.

В2. В XVII веке зародилось _____________________ сословие.

В3. Расположи в хронологической последовательности следующие события

а) включение в состав России Украины

б) царствование Бориса Годунова

г) освобождение Москвы от поляков

д) окончательное подавление восстания Степана Разина


1

2

3

4





В4. Установите соответствие


Понятие

Определение понятия

1) парсуна

а) произведение, в котором обличались феодальные порядки, крючкотворство, продажность чиновников, волокита.

2 новое направление в архитектуре XVII века

б ) «нарышкинское барокко»

3) сатирическая повесть

в) светский портрет

4)житие

г) биографическая повесть


В5. Кто изображён на рисунке?


Часть 3

Задания части 3 предполагают развёрнутый ответ на бланке ответов №2.

Прочтите отрывок из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

«Накануне великого поста 1653г. он рассылает по всем церквам «Память», специальный указ, в котором в директивной форме, без объяснений предписывалось: «…не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны» и «ещё и тремя бы персты ести крестилися». «Память» вызвала сначала замешательство, а потом открытый протест «провинциальных боголюбцев».

С1. О каком событии идёт речь в отрывке? О каком историческом деятеле идёт речь в отрывке?

С2. Используя текст отрывка и знания по истории приведите не менее трёх примеров церковных

традиций и обрядов, которые предполагалось изменить в ходе реформы.

С3. Кто возглавил протест «провинциальных боголюбцев»?

С4. Как стали называть сторонников и противников реформы церкви?



Ключи




1 вариант

2 вариант

Баллы

Часть 1


А1

Г

В

1б.

А2

А

А

1б.

А3

Г

А

1б.

А4

А

А

1б.

А5

Б

А

1б.

А6

Б

Б

1б.

А7

А

Б

1б.

А8

Г

Г

1б.

А9

А

Г

1б.

А10

Б

А

1б.

Часть 2


В1

Ерофей Павлович Хабаров

Семён Иванович Дежнёв

1б.

В2

Черносошные

Дворянское

1б.

В3

1.а 2.б 3.г 4.в

1.б 2.г 3.а 4.в

За каждый правильный ответ 1б.

Максимум 4б.

В4

1.в 2.а 3.б 4.г

1.в 2.б 3.а 4.г

За каждый правильный ответ 1б.

Максимум 4б.

В5

Степан Разин

Богдан Хмельницкий

1б.

Часть 3


С1

«Нарышкинское барокко»

- Церковный раскол или

Церковная реформа Никона

- патриарх Никон

1в. - 1б.

2в. – за каждый ответ 1б. Максимум 2б.

С2

-многоярусность

- устремлённость ввысь

- многоцветная отделка зданий


- многоголосие во время службы

- крещение двумя перстами

- поклоны на коленях

- исправление церковных книг

За каждый правильный ответ 1б.

1в. - 1б.

2в. - 1б.

С3

Нарышкины

Протопоп Аввакум

1б.

С4

- церковь Покрова в Филях

- колокольня Новодевечьего монастыря

-никонианцы

-старообрядцы

За каждый правильный ответ 1б.

Максимум 2б.

Критерии оценивания

«5» - 19-18 баллов

«5» - 19-18 баллов

«4» - 17-14 баллов

«4» -17-14 баллов

«3» - 13-10 баллов

«3» - 13-10 баллов

«2» - 0- 9 баллов

«2» - 0- 9 баллов



Урок № 42. Итоговое повторение: «Россия с 16-17 вв.»

Вариант 1.

  1. Укажите год, когда было принято Соборное Уложение:

а)1611, б)1662, в)1612, г)1649.

  1. Установите соответствие между историческими событиями и датами событий:

а) установление патриаршества в России;

б) Смоленская война;

в) Медный бунт в Москве;

г) Переяславская Рада, присоединение Украины к России.

1)1632-1634 гг.,

2)1654 г.,

3)1589 г.,

4)1662 г.

  1. Расположите в хронологической последовательности события, происшедшие в 17в:

а)Андрусовский мир;

б) Соляной бунт;

в) восстание под руководством Степана Разина;

г) принятие Соборного Уложения;

д) царствование Бориса Годунова;

е) отмена местничества.

а) д, г, б, е, в, а

б) б, е, в, д, а, г

в) д, б, г, е, а, в

г) д, б, г, а, в. е.


  1. Определите, какие события произошли в годы правления:

а) Михаила Федоровича;

б) Алексея Михайловича.

  1. Смоленская война;

  2. Медный бунт;

  3. церковный раскол;

  4. Деулинское перемирие с Речью Посполитой;

  5. «Азовское сидение»

  6. возведение Кремлевского теремного дворца;

  7. восстание под предводительством Степана Разина;

  8. Переяславская Рада.



  1. Установите соответствие между именами исторических личностей и их деятельностью:

а) С.Разин;

б) Аввакум;

в)Д.Пожарский;

г)Федор Алексеевич;

д)Б. Хмельницкий;

е) А. Ордин-Нащокин;

ж) Филарет.

  1. военный руководитель Второго ополчения;

  2. предводитель крупного народного движения;

  3. противник церковных реформ патриарха Никона;

  4. украинский гетман;

  5. государственный деятель;

  6. патриарх времен правления Михаила Федоровича;

  7. царь, отменивший местничество.



  1. Установите соответствия между понятиями и их определениями:

а) Семибоярщина;

б) соборное Уложение;

в) ясак;

г) целовальник;

д) обмирщение.

  1. натуральный налог с народов Севера и Сибири, состоял из пушнины;

  2. земские судьи. Выбирались местным населением, разбирали мелкие и средней тяжести преступления;

  3. свод постановлений собора, Земского или церковного. Новый сборник законов;

  4. усиление светских начал в культуре;

  5. группа бояр во главе с князем Ф. И. Мстиславским, захватившая власть после низложения Василия Шуйского.



  1. Территория России в 17 веке выросла за счет присоединения:

а) земель Восточной Сибири, Дальнего Востока;

б) Крыма, Причерноморья;

в) Лифляндии, Эстляндии, Карелии;

г) Казанского и Астраханского ханства.

  1. Русско-польская война ( 1653-1667 гг.) завершилась:

а) передачей России Смоленска и Чернигово-Северских земель;

б) потерей Россией Правобережной Украины;

в) потерей Россией выхода к Балтийскому морю;

г) потерей Россией Новгородских земель.



  1. Отметьте, что относится к развитию отечественного образования и науки в 17 в.:

а) уменьшение доли грамотных людей;

б) появление букварей, учебников;

в) открытие первых университетов;

г)развитие географии и картографии;

д) интерес к изучению иностранных языков;

е) создание книгопечатания;

ж)открытие Славяно-греко-латинской академии.



  1. Закончите схему.

Политическое устройство в середине 16-17 вв.



Верховная Власть

Царь

Совещательный орган власти



Боярская дума



Местная исполнительная власть



?

_____________________________________________________________



Вариант 2.

  1. Укажите год, когда произошло присоединение Украины к России:

а)1648, б)1654, в)1682, г)1653.

  1. Установите соответствие между историческими событиями и датами событий:

а )«Азовское сидение»;

б) отмена местничества;

в) Соляной бунт;

г) начало реформы патриарха Никона, возникновение раскола.

1)1682г;

2)1637-1642гг;

3) 1653г;

4)1648г;

  1. Расположите в хронологической последовательности события, происшедшие в 17в.:

а) Столбовский мир со Швецией;

б) избрание на царство Михаила Романова;

в) Крымские походы В. Голицына;

г) Переяславская Рада, присоединение Украины к России;

д) восстание под предводительством Ивана Болотникова;

е) введение «урочных лет».

а)е, д, б, а, г, в;

б )д, г, е, б,а,в;

в)е, а, в, д, б, г;

г) в, д, е, г, б, а;

  1. Определите, какие события произошли в годы правления:

а) Михаила федоровича;

б) Алексея Михайловича.

  1. Андрусовское перемирие;

  2. Соловецкое восстание;

  3. освоение сибирских земель и дальнего Востока;

  4. «Азовское сидение»;

  5. Смоленская война;

  6. Поляновский мирный договор с Речью Посполитой на 20 лет;

  7. Новоторговый устав;

  8. восстание Василия Уса.

  1. Установите соответствие между именами исторических личностей и их деятельностью:

а) В.Голицын;

б)патриарх Никон;

в)Кузьма Минин;

г) Григорий Отрепьев;

д) Иван Сусанин;

е) Б. И. Морозов;

  1. нижегородский посадский человек, земский староста. В годы Смуты стал инициатором создания Второго ополчения;

  2. воспитатель Алексея Михайловича;

  3. проводник церковной реформы в России 17 вв.;

  4. выдавал себя за якобы чудесным образом спасшегося в Угличе царевича Дмитрия Ивановича;

  5. национальный герой России. Он завел отряд в болота, где и погиб от рук поляков, осознавших обман;

  6. государственный деятель.

  1. Соотнесите понятия и их определения:

а) самодержавие;

б) ополчение;

в)раскольники(старообрядцы);

г) гетман;

д) интервенция.

  1. глава казачьего войска. Должность выборная и сменяемая;

  2. вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Военное вторжение в пределы другого государства;

  3. военные формирования, создававшиеся во время войны из невоеннообязанных слоев общества;

  4. абсолютная монархия в России;

  5. последователи протопопа Аввакума и других, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

  1. Территория России в 17 веке выросла за счет присоединения:

а) земель в Сибири и на Дальнем Востоке;

б) Крыма , Причерноморья;

в) Левобережной Украины;

г) Эстландии, Карелии.

  1. Понятие «поход за зипунами» у донских казаков означало:

а) экспедиции в Сибирь;

б) приобретение зимней одежды у купцов;

в) охоту на пушного зверя;

г) разбойничьи набеги за богатой добычей.

  1. Отметьте характерные особенности , получившие развитие в русской архитектуре и живописи в 17 в:.

а) шлемовидные купола;

б) декоративность , нарядность;

в) шатровые церкви;

г) обилие каменной резьбы - наличников, кокошников;

д) наливные изразцы;

е) обильное строительство одноглавых храмов;

ж) крыльца «с гирькой»

з) стремление передать индивидуальные особенности человека и обилие парадных портретов.

  1. Дополните схему.

Политическое устройство в середине 16-17 вв.





Верховная власть



Царь

Сословно-представительный орган власти



?

Местная исполнительная власть



Воевода

_____________________________________________________________________________



Ключи

Вариант 1. 1) г;

2) а-3, б-1, в -4, г-2;

3)в;

4) а -1,4,5,6; б -2,3,7,8;

5) а-2, б-3, в-1, г-7, д-4, е-5, ж-6;

6) а-5, б-3, в-1, г-2, д-4;

7) а;

8) а;

9) б, г, д, ж;

10) Воевода.

Вариант 2. 1) б;

2) а -2, б -1, в-4, г -3;

3) а;

4) а-3, 4, 5, 6; б-1, 2, 3, 7, 8;

5) а-6, б-3, в-1, г-4, д-5, е-2;

6) а-5, б-3, в-1, г-2, д-4;

7) а;

8) г;

9) б, в, д, ж, з;

10) Боярская дума.





«5» - 10-9 баллов

«5» - 10-9 баллов

«4» - 8-7 баллов

«4» -8-7 баллов

«3» - 6-5 баллов

«3» - 6-5 баллов

«2» - 0- 4 баллов

«2» - 0- 4 баллов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!