СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ ОГЭ 2022 (вариант 1)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольно-измерительный материал по истории 9 класс. 

Просмотр содержимого документа
«КИМ ОГЭ 2022 (вариант 1)»

Вариант 1

1. Установите соответствие между событиями и датами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) открытие Московского университета

Б) учреждение Академии наук

В) издание первой печатной газеты «Ведомости»

1) 1703 г.

2) 1725 г.

3) 1741 г.

4) 1755 г.

5) 1790 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

2. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

2) дунайские походы князя Святослава Игоревича

3) призвание на княжение варягов

4) введение уроков и погостов

3. Запишите название, о котором идёт речь.

Под этим названием вошла в историю делегация, направленная Петром I в Европу в целях создания союза европейских государств против Османской империи.

4. Какие реформы связаны с царствованием Александра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) учреждение министерств 2) созыв первой Государственной думы

3) введение суда присяжных заседателей 4) создание Государственного совета

5) принятие Устава о всесословной воинской повинности

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к системе местного управления в Российской империи в последней четверти XVIII в.

1) городничий 2) губернатор 3) воевода 4) капитан-исправник 5) вице-губернатор

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) В XVII в. происходило законодательное оформление системы крепостной зависимости.

2) Соборным уложением был введён бессрочный сыск беглых крестьян.

3) В период правления первых царей династии Романовых укрепилась центральная власть в Российском государстве.

4) Прекратился созыв Земских соборов.


 7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Число наемных рабочих в отраслях российской экономики

Год

Сельское хозяйство

Строительство

Мелкая промышленность

1900

4,5 млн человек

1 млн человек

2 млн человек

1913

6,5 млн человек

1,5 млн человек

3 млн человек

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ

А) Большинство наёмных рабочих в начале XX в. трудилось в

Б) Число наёмных рабочих в строительстве и мелкой промышленности

В) Примерно четвёртую часть от численности сельскохозяйственных работников в 1913 г. составляло число занятых в

1) строительстве

2) выросло в 2 раза

3) мелкой промышленности

4) росло одинаковыми темпами

5) сельском хозяйстве

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Укажите век, когда в состав Московского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «6» и «7». Ответ запишите словом.

Рассмотрите схему и выполните задания 8−10

9. Заполните пропуск в предложении (назовите монарха).

«Цифрой «5» в легенде схемы обозначена граница Московского государства к началу правления ______________

10. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую в легенде схемы землю, о присоединении которой идёт речь в данном отрывке.

 

«Новый правитель Московского государства в своей политике в отношении других княжеств продолжал политику отца по завершению собирания русских земель. Князю удалось вынудить вольнолюбивых псковичей покориться воле правителя Московского государства. Большое значение для завершения процесса собирания русских земель имело присоединение Рязанской земли.

Во внешней же политике на западном направлении самым крупным военным успехом Василия III за всё время его правления было взятие Смоленска, ставшее результатом трёх смоленских походов».


11. Рассмотрите изображение. Данной медалью награждали участников

 

1) Крымской войны 2) русско-турецкой войны 1877−1878 гг.

3) русско-японской войны 4) Первой мировой войны

12. Запишите слово, пропущенное в схеме.

13. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XIX в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Ода «Фелица» 2) «Хожение за три моря» 3) Комедия «Недоросль»

14. Создателем какого из приведённых памятников культуры является Г.Р. Державин? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.


15. Участником какого из перечисленных событий, процессов был царь Леонид? Укажите порядковый номер этого события или процесса

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

 

1) греко-персидские войны 2) Столетняя война

3) Реформация в Германии 4) война за независимость британских колоний в Северной Америке

16. В ходе какого из перечисленных событий, процессов происходил Вормсский рейхстаг? Укажите порядковый номер этого события или процесса.


17. К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.

«Неудобства всякого рода, происходящие от нашей связи с Англией, неисчислимы. Долг наш по отношению к самим себе и к человечеству вообще побуждает нас порвать эту связь. В самом деле, вследствие зависимости от Англии или даже в силу простой политической связи с ней, мы невольно впутываемся в разные войны и раздоры, происходящие в Европе…

Одним словом, и соображения о наших правах, и соображения о наших удобствах должны побуждать нас к отделению от Англии. И голос правды и вопли убитых кричат нам: пора отделиться!»


Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 18–20. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

18. Как звали императора, об итогах царствования которого говорится в тексте? Укажите год проведения реформы, названной в тексте «величайшей» среди реформ этого царствования.

Отрывок из воспоминаний

«Что бы ни говорили и что бы ни думали о 1 марта, его значение было громадное… Оно прервало 26-летнее царствование императора, который открыл для России новую эру, поставив её на путь общечеловеческого развития; после векового застоя он дал ей громадный толчок вперёд реформами: крестьянской, земской и судебной. И первая, и величайшая из этих реформ, крестьянская, в экономическом отношении не удовлетворяла требованиям лучших представителей общества… Труды Янсона, кн. Васильчикова и других исследователей показали полное расстройство экономического быта крестьян: малоземелье, развитие сельского пролетариата и …несоответствие крестьянских платежей с доходностью их земель…

Другие преобразования, под усилившимся влиянием противников реформ и реакции, проявившейся в самом императоре, были урезаны и искажены разными дополнениями, изъятиями, разъяснениями. Мало-помалу общественные силы и правительственная власть пошли врозь, общественные элементы потеряли всякое влияние на течение государственной жизни, на ход управления…

Поучительный характер 1 марта заключается именно в том, что это был финал двадцатилетней борьбы между правительством и обществом».

19. Какие недостатки реформ (процесса реформирования), проведенных в данное царствование, отмечает автор? Укажите не менее двух недостатков. Какое основное последствие этих недостатков для общественно-политической ситуации называет автор?


20. На основе исторических знаний приведите не менее трёх положений, которые раскрывают основные принципы одной (на выбор) из названных в тексте реформ, кроме крестьянской. Сначала укажите название реформы, затем ее принципы.


21. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала Отечественной войны 1812 г.?

— участие России в разделах Речи Посполитой;

— образование Наполеоном Бонапартом герцогства Варшавского;

— решение турецким султаном вопроса о контроле над церковью Рождества Христова в Вифлееме в пользу католической церкви;

— создание Священного союза.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом Отечественной войны 1812 г.

22. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

«В период правления Александра III правительство принимает ряд мер, направленных на решение крестьянского вопроса и развитие сельскохозяйственного производства.

Был принят закон об обязательном выкупе крестьянами наделов. Тем самым было прекращено временнообязанное состояние крестьян. Был издан указ о постепенной замене подворной подати другими налогами (окончательное прекращение взимания подати произошло 1 января 1887 г.). Были приняты меры для смягчения малоземелья крестьян. В то же время правительство Александра III проводило политику, направленную на разрушение крестьянской общины».

 

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)


23. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, политика Дмитрия Донского и политика Ивана Калиты имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

24. Будущий российский император волею судьбы приходился внуком Петру I и внучатым племянником его злейшему врагу — шведскому королю Карлу XII. До 14 лет воспитывался в герцогстве Гольштейн как наследник шведского престола, но затем был привезён в Россию и объявлен наследником русского престола. Став российским императором, правил чуть более года, после чего был свергнут с престола в результате заговора, организованного его женой.

 

1) Назовите императора, о судьбе которого идёт речь.

2) Назовите императора (императрицу), при котором (ой) будущий император был привезён в Россию.

3) Какие поступки (взгляды) императора способствовали лёгкости осуществления дворцового переворота его женой?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!