СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ для промежуточной (годовой) аттестации по биологии 5 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ содержит спецификацию и кодификатор. Работа представлена в 2-х вариантах.

Просмотр содержимого документа
«КИМ для промежуточной (годовой) аттестации по биологии 5 кл»

МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей географии, биологии и химии

Протокол

от «___»____2022 г № ____

Руководитель МО

_____________Г.Н. Байкова

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

_________Т.Н.Шишкова

«___»__________2022 год


УТВЕРЖДЕНО:

Приказ

от «___»____2022 г № ____

Директор школы

____________Ю.А.Васин







Контрольно-измерительные материалы

для проведения промежуточной (годовой) аттестации

ПО БИОЛОГИИ

в 5а,б классах




Форма: контрольная работа



Учитель_______________ Т.Н.Шишкова















2022 год

Спецификация контрольно-измерительных материалов

по предмету «Биология» для проведения

промежуточной (годовой) аттестации учащихся 5 класса

  1. Назначение проверочной работы

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной (годовой) аттестации учащихся по предмету «Биология».

  1. Документы, определяющие содержание работы

  1. Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г. с изменениями от 29 декабря 2014 года и от 31 декабря 2015 года)

  2. Рабочая программа по биологии 5-9 классы УМК по линии Пасечника «Линия жизни» 020.

  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Контрольные измерительные материалы основаны на системно­деятельностном, компетентностном и уровневом подходах в обучении. Наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.

Регулятивные действия:целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Контрольные измерительные материалы направлены на проверку сформированности у учащихся естественнонаучных требова­ний:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, прово­дить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями окружающего мира;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабора­торного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полу­ченных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих дей­ствий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

КИМ направлены на проверку сформированности у учащихся предметных требований:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека;

- освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

  1. Структура КИМ

Вариант проверочной работы состоит из 14 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов:

1)задания на выбор правильного утверждения;

2)задания, требующие записать последовательность цифр в порядке возрастания;

3)задания на установление соответствия биологических объектов и их характеристик;

  1. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой контрольной работы по биологии в 5 классе является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ). Кодификатор является перечнем требований к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.

План теста


Элементы содержания

Уровень сложности

Максимальный балл за выполнение

А 1,

А 2

Биология как наука, методы изучения биологии

Б

1

А 3

А 4

Свойства живого

Б

1

А 5

Химический состав клетки

Б


1

А 6

А 7

Клеточное строение


Б

1

А 8

Жизнедеятельность клетки

Б

1

А 9

А 10

Царство Бактерии

Б

1

А 11

А 12

Царство грибы

Б

1

А 13

А 14

Царство Растения

Б


В 1

В 2

В 3

В 4

Умение устанавливать

соответствие между объектами и их особенностями,


П

2

С 1

Умение устанавливать последовательность процессов и явлений

В

3

С 2

Умение давать развёрнутый ответ на вопрос, сравнивать, анализировать, обобщать

В

3



Диагностическая работа состоит из 15 заданий.

Последовательность изложения заданий соответствует уровням сложности: базовому, повышенному, высокому.

В часть 1 включены задания на выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Каждое задание оценивается в 1 балл. Задания 2-4 – за верный ответ максимально 2 балла. В 5 задании – 3 балла.

Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы - 19 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале.

На выполнение всей диагностической работы отводится 45минут.

Ответы к тесту

Задание 1

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

1

в

в

1

2

а

б

1

3

а

в

1

4

г

б

1

5

а

г

1

6

б

б

1

7

г

а

1

8

в

а

1

9

в

а

1

10

в

в

1

Задание 2. 2,1,4,3

верный ответ -2 балла, одна ошибка – 0 баллов

Задание 3. верный ответ - 2 балла, одна ошибка – 1 балл

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

2

1

Задание 4. верный ответ - 2 балла, одна ошибка – 1 балл

вариант №1:

А

Б

В

Г

Д

6

1

4

5

3

вариант №2:

А

Б

В

Г

Д

2

5

7

3

6



Таблица перевода тестовых баллов в школьную оценку

Тестовый балл

Школьная оценка

Менее 50% выполнения базовой части

2

50% выполнения базовой части

3

50% выполнения части II

(При условии 50% и более выполнения базовой части


4

50 % выполнения части III

(При условии более 50 % выполнения частей I и II)


5



Рекомендации по переводу первичных баллов в отметку по пятибалльный школе

Отметка

по пятибалльной школе

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-9

10-13

14-17

18-19





Промежуточной (годовая) аттестации для обучающихся 5 класса

1 вариант

Инструкция для обучающихся

Перед Вами задания по биологии. На их выполнение отводится 45 минут. Внимательно читайте задания.

Задание 1. Вашему вниманию предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных.

  1. Биология – это наука, изучающая

А) строение объектов живой и неживой природы

Б) взаимодействия объектов живой и неживой природы

В) жизнь во всех её проявлениях

Г) рациональные пути использования природных ресурсов

  1. Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют следующий метод

А) наблюдение

Б) эксперимент

В) измерение

Г) сравнение


  1. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого

А) обмен веществ и превращение энергии

Б) форма и окраска объекта

В) разрушение объекта под действием окружающей среды

Г) изменение размеров и массы тела

  1. Самая крупная систематическая категория (единица) органического мира

А) класс

Б) тип

В) отдел

Г) царство


  1. Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов её жизнедеятельности

А) белки

Б) жиры

В) углеводы

Г) нуклеиновые кислоты


  1. Неорганические вещества клетки

А) белки

Б) минеральные соли

В) углеводы

Г) нуклеиновые кислоты


  1. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)

А) бактерии

Б) грибы

В) растения

Г) животные


  1. Растения усваивают углекислый газ и выделяют кислород в процессе

А) дыхания

Б) испарения

В) фотосинтеза

Г) почвенного дыхания


  1. Лишайники в системе органического мира

А) входят в царство грибов

Б) входят в царство растений

В) представляют группу комплексных организмов

Г) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных



  1. Одноклеточным животным является

А) стрептококк

Б) дрожжи

В) амёба

Г) хлорелла

Задание 2. Опишите правильный алгоритм техники выполнения работы, расположив цифры в верной последовательности:

  1. Поместите микропрепарат на предметный столик и закрепите его зажимами.

  2. Поставьте микроскоп на край стола штативом к себе и зеркалом направьте свет в отверстие предметного столика.

  3. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появиться чёткое изображение изучаемого объекта.

  4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.



Задание 3. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой он характерен:

Признак:  Группа растений:

А) первые, наиболее древние растения 1) Водоросли

Б) господствуют на Земле в настоящее время 2) Покрытосеменные

В) не имеют органов и тканей

Г) имеют вегетативные и генеративные органы

Д) имеют приспособления к опылению

Е) тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований


Задание 4. Вставьте пропущенные слова:


Форму растительной клетке придаёт (А)_____________. В цитоплазме клетки расположено (Б)_________ , которое управляет процессами (В)_________ в клетке. В цитоплазме расположено много (Г) ___________ , которые участвуют в процессе (Д)____________.


Список слов: 1) ядро, 2) вакуоль, 3) фотосинтез, 4) жизнедеятельность, 5) хлоропласт, 6) оболочка, 7) цитоплазма.


Задание 5. Прочитайте характеристику среды обитания и ответьте на вопросы:

Характеристика среды обитания: низкая плотность, много света и кислорода, резкие суточные колебания температуры.

Вопросы:

  1. назовите эту среду обитания

  2. приведите 2-3 примера организмов, обитающих в этой среде

  3. как данные организмы приспособлены к этой среде обитания







Промежуточной (годовая) аттестации для обучающихся 5 класса

2вариант

Инструкция для обучающихся

Перед Вами задания по биологии. На их выполнение отводится 45 минут. Внимательно читайте задания.

Задание 1. Вашему вниманию предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных.

  1. Область распространения жизни на Земле

А) атмосфера

Б) литосфера

В) биосфера

Г) гидросфера



  1. Влияние температуры на прорастание семян можно установить с помощью

А) искусственного отбора

Б) эксперимента

В) измерения

Г) микроскопа



  1. Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой невозможно реализовать основные жизненные свойства, является

А) атом

Б) молекула

В) клетка

Г) биосфера



  1. Наименьшая систематическая категория (единица) органического мира

А) класс

Б) вид

В) семейство

Г) царство


  1. Органические вещества, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам

А) белки

Б) жиры

В) углеводы

Г) нуклеиновые кислоты


  1. К органическим веществам клетки не относится

А) белок

Б) вода

В) крахмал

Г) нуклеиновая кислота


  1. Оформленное ядро отсутствует в клетках

А) бактерий

Б) грибов

В) растений

Г) животных


  1. Растения усваивают кислород и выделяют углекислый газ в процессе

А) дыхания

Б) испарения

В) фотосинтеза

Г) почвенного дыхания


  1. Тесная связь между нитями грибницы и одноклеточными зелёными водорослями в слоевище лишайника называется

А) симбиоз

Б) паразитизм

В) хищничество

Г) конкуренция



  1. Беспозвоночным животным является

А) кошка

Б) угорь

В) дождевой червь

Г) питон

Задание 2. Опишите правильный алгоритм техники выполнения работы, расположив цифры в верной последовательности:

  1. При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.

  2. На чистое предметное стекло пипеткой нанесите 1-2 капли воды.

  3. Накройте кожицу покровным стеклом и фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.

  4. Поместите объект в каплю воды.



Задание 3. Установите соответствие между признаками гриба и его общностью с растениями и животными:

Характеристика  Сближает грибы:

А) Неограниченный рост 1) с растениями

Б) Гетеротрофы 2) с животными

В) Малая подвижность

Г) Отсутствие пластид

Д) Наличие хитина в клеточной стенке

Е) Поглощение пищи путём всасывания



Задание 4. Вставьте пропущенные слова:


Только клетки растений содержат в цитоплазме (А)________ . Они бывают бесцветными или окрашенными в разные цвета. Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, - (Б)___________ . Они содержат пигмент (В)___________ . В хлоропластах происходит процесс (Г) ___________ , при котором из углекислого газа и воды за счёт энергии света образуется (Д)_________.



Список слов: 1) ядро, 2) пластиды, 3) фотосинтез, 4) дыхание, 5) хлоропласт, 6) органическое вещество, 7) хлорофилл.



Задание 5. Прочитайте характеристику среды обитания и ответьте на вопросы:

Характеристика среды обитания: плотная, обладает выталкивающей силой, способна накапливать и удерживать тепло.

Вопросы:

  1. назовите эту среду обитания

  2. приведите 2-3 примера организмов, обитающих в этой среде

  3. как данные организмы приспособлены к этой среде обитания






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!