Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. На выполнение работы по географии отводится 2 часа (120 минут).
Работа содержит 17 заданий, в которых представлены варианты ответа. Ответ к таким заданиям записывается в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Работа содержит 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр. Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Работа содержит 3 задания (15, 20 и 23), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе или бланке. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.
При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7и 8 классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
. | 1.Какая из перечисленных горных пород является осадочной? 1) мрамор 2) каменная соль 3) базальт 4) гранит |
| 2.С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу? 1) Молдавия 2) Венгрия 3) Белоруссия 4) Армения |
| 3.Для почв какой природной зоны России характерен наиболее мощный гумусовый горизонт? 1) смешанные леса 2) степь 3) тайга 4) тундра |
| 4.Многолетняя мерзлота оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека: разработку полезных ископаемых, строительство зданий. В каком из перечисленных регионов России необходимо учитывать последствия оттаивания многолетней мерзлоты? 1) Ростовская область 2) Забайкальский край 3) Белгородская область 4) Республика Башкортостан |
| 5.Какая из перечисленных территорий России расположена в пределах сейсмического пояса? 1) Полуостров Ямал; 2) Остров Сахалин; 3) Архипелаг Новая Земля; 4) Полуостров Таймыр. |
| 6.К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относятся пашенное земледелие, вышивка, резьба по дереву, изготовление металлических украшений? 1) чукчи 2) коряки 3) ненцы 4) мордва |
| 7.В каком направлении понижается рельеф России? к северу 2) к югу 3) к западу 4) к востоку Задание 8 и 9 и выполняются с использованием приведённой ниже климатограммы |
| Пункт А
|
|
8.Какое утверждение о климате пункта А верно? В январе и мае средняя температура воздуха в пункте А одинакова. Среднегодовое количество осадков в пункте А не превышает 200 мм. Месяцы с максимальным количеством атмосферных осадков в пункте А — ноябрь и август. В течение всего года температура воздуха в пункте А не опускается ниже 0 °С. 9. Определите годовую амплитуду температуры воздуха в пункте А. Ответ: ___________________________. |
| 10.Какой из перечисленных городов, обозначенных на карте, находится в зоне действия антициклона? 1) Салехард 2) Омск 3) Новосибирск 4) Улан-Удэ |
| 11.Карта погоды составлена на 20 декабря. В каком из перечисленных городов, обозначенных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное понижение температуры воздуха? 1) Салехард 2) Оренбург 3) Ростов-на-Дону 4) Санкт-Петербург |
| 12.Примером рационального природопользования является 1) строительство ГЭС на равнинных реках 2) осушение болот в верховьях малых рек 3) рекультивация земель в районах добычи угля 4) распашка земель вдоль склонов |
| 13. В каком из перечисленных вариантов ответа правильно указана последовательность смены зональных природных комплексов на Восточно-Европейской равнине с севера на юг? 1) арктическая пустыня, тундра, лесотундра, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыня 2) тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыня 3) лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, полупустыня, пустыня 4) тундра, лесотундра, тайга, степь, жестколистные леса и кустарники |
| 14.Определите, столица какой республики в составе РФ имеет географические координаты 56° с. ш. 49° в. д. Ответ: ___________________________. |
| Задания 15 и 16 выполняются с использованием приведённого ниже текста. Город Амеро был расположен у подножья высокой конусообразной горы (5° с.ш. и 76° з.д.) в Андах. В 1985 г. из углубления в центре горы стали вырываться раскалённые газы и лава. Они растопили снег и лёд на вершине. Возникший в результате поток, состоящий из воды, грязи, камней и вулканического пепла полностью разрушил город и несколько других населённых пунктов. 15. Почему в Андах много гор, для которых характерно излияние лавы на земную поверхность? Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания. |
| 16. Где в России есть горы, в которых в настоящее время происходят излияния магмы на земную поверхность? острова Новая Земля Курильские острова остров Сахалин Алтай |
| 17.Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения численности их населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв. A) Волгоград Б) Орёл B) Париж |
| 18.Определите по карте расстояние на местности по прямой от колодца до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами. Ответ: ___________________________. |
| 19.Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец. Ответ: ___________________________. |
| 20.Школьники из села Лужки выбирают место для обустройства футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этой цели. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания. |
| 21.На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А-В разными учащимися. Какой из профилей построен верно? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 |
| 22.Чтобы выполнить практическую работу «Характеристика ФГП России. Сравнение с географическим положением других стран.» необходимо использовать карты атласа. Какие карты необходимы для выполнения практической работы 1) Физическая карта России, политическая карта мира, физическая карта мира 2) Физическая карта России, климатическая карта России, физическая карта мира 3) Физическая карта России, политическая карта мира, почвенная карта мира 4) Физическая карта России, климатическая карта мира, почвенная карта мира |
| 23. Города Магадан и Санкт-Петербург расположены примерно на одинаковой широте. Однако в окрестностях Магадана широко распространена многолетняя мерзлота. Объясните, как сохранение многолетней мерзлоты в окрестностях Магадана связано с климатом этого города. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания. |
| 24.Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв. А) Курская область Б) Камчатский край В) Республика Тыва 25.Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере. Расположите перечисленные ниже слои горных пород в порядке убывания их возраста (от самого старого до самого молодого). Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. А) суглинок Б)черная глина В) мел |
| 26. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. СЛОГАН РЕГИОН А) Здесь можно побывать в Долине 1) Ямало-Ненецкий АО гейзеров и увидеть действующие 2) Камчатский край вулканы! 3) Кабардино-Балкарская Б) Окунитесь в полярную ночь, республика прокатитесь на собачьей и оленьей упряжках 4) Свердловская область
|
| 27.Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме. 1) А 2) B 3) C 4) D Задания 28-29 выполняются с использованием приведенного ниже текста. Школьники из нескольких населенных пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице |
| |
| 28.Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные? 1) Высота Солнца уменьшается при движении от экватора к полюсам. 2) В европейской части России температура воздуха повышается при движении с севера на юг. 3) Высота Солнца изменяется в течение дня в зависимости от времени наблюдения. 4) Температура воздуха изменяется в течение суток. |
| 29.В каком из перечисленных населённых пунктов 1 января продолжительность дня наибольшая? 1) Воронеж 2) Уфа 3) Рязань 4) Вологда |
| 30.Определите страну по ее краткому описанию Это — одна из крупных по площади территории стран мира, имеет выход к трём океанам. На её территории находится одна из крайних точек материка, на котором она расположена. По суше она граничит лишь с одной-единственной страной. На юге вдоль границы с этой страной сосредоточена большая часть её населения. Страна богата разнообразными полезными ископаемыми, а также лесными, земельными, водными ресурсами. Ответ:______________________________________ |
За верное выполнение заданий 1–14, 16–19, 21, 22, 24–30 выставляется 1 балл. Задания считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно-два слова, число, цифра или последовательность цифр.
23. В ответе наличие многолетней мерзлоты в окрестностях Магадана объясняется тем, что средняя годовая температура воздуха в этом городе отрицательная.
низкими температурами воздуха в зимний период и большой продолжительностью зимы.