Контрольная работа №2
Вариант 1
Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Искусство | Отражение мира и человека в художественных образах |
... | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | | РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ |
А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей В) коммерциализация духовной деятельности Г) приоритетное развитие развлекательных жанров Д) сложность содержания и художественных форм | | 1) элитарная 2) массовая |
Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? Используя текст, приведите три объяснения. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Моральные нормы всегда закреплены в письменной форме.
3) Мораль изучает специальная философская дисциплина — этика.
4) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
5) Регулятивная функция морали обеспечивает рассмотрение поступков в координатах добра и зла.
Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установлены государством
2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения
4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
5) дают большой простор для толкования
6) поддерживаются силой государственного принуждения
Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ФУНКЦИИ НАУКИ |
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата | | 1) производственная 2) прогностическая |
Развитие науки позволило создать новые, морозоустойчивые, сорта плодовых растений. Какие функции науки проявились в этом факте? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) социальная | 2) прогностическая |
3) мировоззренческая | 4) познавательная |
5) производственная | 6) образовательная |
Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых?
А. Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности.
Б. Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованию человеческой психики, так как любое воздействие на психику может быть непредсказуемо.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.
2) Древнейшей мировой религией является буддизм.
3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность.
5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.
Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Священного Писания является единственно верным. Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая
2) компенсаторная
3) коммуникативная
4) эстетическая
5) хозяйственная
Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАЗВАНИЕ | | ХАРАКТЕРИСТИКА |
А) ислам Б) анимизм В) буддизм Г) синтоизм Д) индуизм | | 1) первобытная 2) мировая 3) национальная |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера. Вера — особое _______(А) уверенности в чём-либо при недостаточной информации. Религиозной вера становится при условии веры в _______(Б) существование сверхъестественного, священного, возможность _______(B) человека с ним. Содержание религиозной веры символично.
Важным компонентом религиозного сознания являются _______(Г), эмоциональное отношение к сверхъестественному. B соединении с религиозной верой. Религии присуща соответствующая _______(Д), одним из проявлений которой является культ. Содержание культа определяется религиозными идеями. _______(Е) культовой деятельности являются осознаваемые в форме религиозных образов объекты и силы».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) активность
2) объективный
3) предмет
4) общение
5) общественный
6) восприятие
7) психологическое состояние
8) религиозные чувства
9) субъективный
Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА | | ВИД ИСКУССТВА |
А) батальное полотно Б) здание театра В) балетная постановка Г) скульптурная группа Д) радиоспектакль | | 1) динамический вид искусства 2) статический вид искусства |
Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) познание мира с помощью слова, цвета и звука
2) значимость художественного вымысла
3) образность и наглядность
4) получение достоверной картины мира
5) изучение закономерностей развития мира
6) объективность отражения реального мира
Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства.
2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.
3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5) Произведения народной культуры нередко передаются устно.
Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | | РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ |
А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей В) коммерциализация духовной деятельности Г) приоритетное развитие развлекательных жанров Д) сложность содержания и художественных форм | | 1) элитарная 2) массовая |
10-классник Иван готовит исследовательскую работу, посвященную современной культуре. Какие из перечисленных ниже положений свидетельствуют о том, что Иван исследует особенности народной культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Иван утверждает, что данная форма культуры зародилась в середине XX в.
2) Иван установил, что памятники данной формы культуры созданы анонимными творцами.
3) Согласно работе Ивана, в основе данной формы культуры лежат традиции и обычаи.
4) Один из тезисов работы — отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности данной формы культуры.
5) Иван установил, что памятники данной формы культуры являются отражением индивидуальной точки зрения творца.
6) Иван утверждает, что формирование этой формы культуры связано с широким распространением СМИ.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Популярное ток-шоу, рекламный плакат, массовая культура, комедийный сериал, музыкальный видеоклип.
Контрольная работа №2
Вариант 2
Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.
4) Мораль требует от человека определённого поведения.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм культуры (искусства)
ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Элитарная | Создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами |
... | Создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки |
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
... | Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни |
Образование | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ | | ТИПЫ |
A) анонимность произведений Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей B) коммерциализация духовной деятельности Г) приоритетное развитие развлекательных жанров Д) сложность содержания | | 1) народная 2) массовая 3) элитарная |
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1) социальные нормы; 2) санкции; 3) государственное принуждение; 4) формальная определенность;
5) ответственность; 6) свободный выбор
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | Функции науки |
А) показывает возможные опасные тенденции развития общества Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира | | 1) мировоззренческая 2) прогностическая |
Развитие науки позволило создать новые, морозоустойчивые, сорта плодовых растений, они успешно внедрены в сельское хозяйство. Какие функции науки проявились в этом факте? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) социальная | 2) прогностическая |
3) мировоззренческая | 4) познавательная |
5) производственная | 6) образовательная |
Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций.
2) Система образования реализует определённый общественный заказ.
3) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении учебного времени на историческое образование.
4) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников.
5) Образование, в отличие от других форм духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом.
2) К мировым религиям относится иудаизм.
3) Одним из признаков мировой религии является эгалитарность.
4) Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.
5) К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.
Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАЗВАНИЕ | | ХАРАКТЕРИСТИКА |
А) иудаизм Б) индуизм В) буддизм Г) христианство Д) тотемизм | | 1) первобытная 2) мировая 3) национальная |
Согласно традициям страны Z занимать должность главы государства в ней могут только последователи монотеистических религий. Какие религии могут исповедовать граждане страны Z, желающие занять должность главы
государства? Запишите цифры, под которыми указаны названия данных религий. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) индуизм
2) иудаизм
3) христианство
4) буддизм
5) конфуцианство
6) ислам
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.
Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ________(А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ________(Б)...
Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.
Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ________(В), ________(Г).
Все религии можно также объединить в две большие группы ________(Д), т. е. признающие существование единого Бога и ________(Е), признающие множество богов».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использованио только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) монотеизм | 2) политеизм | 3) древность |
4) ислам | 5) культ | 6) буддизм |
7) индуизм | 8) суеверие | 9) конфуцианство |
Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ |
A) логическая стройность Б) аллегоричность B) обоснованность выводов Г) эмоциональность Д) выдвижение гипотез Е) гиперболизация | | 1) искусство 2) наука |
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.
1) наглядность
2) пробуждение фантазии и воображения
3) образность
4) объективность
5) эмоциональность восприятия
6) доказательность
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Важнейшим видом духовного производства является ________(А). Наряду с наукой искусство — один из способов ________(Б) человеком мира. Создавая художественные ________(В), экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей ________(Г). В масштабах общества искусство представляет собой ________(Д) творческой деятельности всех поколений. Это одна из форм художественной деятельности и часть духовной ________(Е) как человека, так и всего человечества».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) культура | 2) группа | 3) действительность |
4) искусство | 5) общество | 6) результат |
7) познание | 8) образ | 9) система |
Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | | РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ |
А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей В) коммерциализация духовной деятельности Г) приоритетное развитие развлекательных жанров Д) сложность содержания | | 1) массовая 2) элитарная |
Художник K. coздал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя их в выставочном пространстве впервые с помощью различных предметов, мебели, бумаги, газет. Какие признаки свидетельствуют о том, что творчество художника К. относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) удовлетворяет сиюминутные запросы людей
2) трудна для понимания неподготовленного человека
3) имеет широкую аудиторию
4) не обладает художественной ценностью
5) имеет ограниченный круг почитателей
6) обладает меньшей художественной ценностью
Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.
Б. Произведения массовой культуры являются стандартизированными объектами массового потребления.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
| Вариант 1 | Вариант 2 |
| 123 | 234 |
| образование | народная |
| 12221 | мораль |
| 134 | 12223 |
| 245 | 34 |
| 212121 | 22112 |
| 145 | 15 |
| 3 | 124 |
| 235 | 135 |
| 123 | 33221 |
| 21233 | 236 |
| 724813 | 384612 |
| 22121 | 212121 |
| 123 | 46 |
| 135 | 478361 |
| 12221 | 11112 |
| 234 | 25 |
| массовая культура | 3 |