Кейс-технология
Зачетная работа по образовательному модулю
«Системно-деятельностный подход в образовании»
Что такое кейс?
- Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.
От этимологии к сути технологии
- Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
- Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Из истории
- Кейс-метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study – обучение на основе реальных ситуаций.
- Кейс-метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета.
- Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы.
- В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study – обучение на основе реальных ситуаций.
Возможные варианты названия технологии
- Ситуационная методика
- Кейс-метод ( case study)
- Метод анализа конкретных ситуаций (АКС)
Интеграционный метод
– имитационное моделирование
- исследовательские технологии (системный анализ, мысленный эксперимент, методы описания, классификации),
- технологии коллективного обучения (групповая работа, дискуссия )
- технологии развивающего обучения (проблемный метод, мозговой штурм)
- игровые технологии
Имитационное моделирование
Этапы:
- разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описание реальной ситуации;
- моделирование в реальных условиях процесса, соответствующего содержанию обучения
- вживание учащихся в определенные обстоятельства через анализ и исследование проблемы.
Соответствует следующим задачам урока:
- Обучение навыкам критического мышления (познавательные УУД), навыкам принятия решения (личностные УУД) и эффективной коммуникации (коммуникативные УУД)
- Повышение креативности
- Создание условий для самостоятельной работы
Этапы организации учебного процесса
1. Подготовительный ( определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия)
2. Ознакомительный ( вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления)
3. Аналитический ( обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения)
4. Итоговый ( основная задача этого этапа – представить и обосновать решение по кейсу)
Действия учащегося
В ходе анализа
- понять ситуацию
- оценить обстановку
- определить проблему
- определить свою роль в решении проблемы
- выработать целесообразную линию поведения
Метод инциндента
- Дается ситуация и вопросы к ней.
- Учащийся самостоятельно или в группе ищет пути выхода из данной ситуации.
- Представление полученных результатов и обмен мнениями.
Кейс "Шляпу сними"
Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?
http://www.trizland.ru/task.php?id=1343&nav=1
Вопросы к кейсу
- Как добиться того, чтобы дама сама сняла шляпу?
- Как изменить ценность одетой во время сеанса шляпы или ценность человека, у которого одета шляпа?
Метод разбора деловой корреспонденции
- Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Ситуация
- Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать
Вопросы к ней
- Какое право нарушено?
- Кем нарушено?
- На какие
нормативные документы
можно ссылаться, защищая свое право?
- Что нужно сделать для его восстановления?
- Кто обязан это сделать?
Документы
- «Всеобщая декларация прав человека»,
- «Конвенция о правах ребенка»,
- Конституция Российской Федерации,
- Закон «Об образовании».
Метод ситуационного анализа
- Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Текст-кейс: анализ отрывков из докладной записки в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н. С.
- «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».
Вопросы и задания к кейсу
- В чем заключается проблема?
- Какие причины ее возникновения указаны в тексте?
- Как вы можете объяснить возникшие трудности?
- Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?
- Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.
Некоторые приемы
I . Обобщение
Краткая констатация того, что имеет место в ситуации.
Что происходит? С чьим участием и почему? Каков результат развития событий?
II . Формулирование проблемы
Краткое в одно предложение заявление (9-10 слов), отражающее суть проблемы.
III . Анализ участников событий
Все участники событий, их роль, статус, характеристика (очень кратко)
IV . Хронология событий (в практической ситуации)
Указание фактов и событий без оценки и в обратном хронологическом порядке.
V . Концептуальные вопросы
Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации.
VI . Альтернативные решения
Перечисление возможных направлений действий. Аргументация и оценка каждой альтернативы. Указание положительных и отрицательных последствий реализации.
VII . Рекомендации
Ясно и точно описать выбранный вами курс действий. Объяснить причины и рациональность в выборе курса.
VIII . План действий (первые шаги)
Кратко и ясно описать первые шаги по реализации курса действий, приводящего к разрешению проблемы.
Формы деятельности учащихся
- Самостоятельный анализ практической ситуации проводится индивидуально, учащиеся готовят письменный текст с ответами на вопросы по схеме анализа.
- Анализ ситуации в группе - работа учащихся в небольших группах (5-7 человек) с целью подготовки сообщения по анализу ситуации. При работе в группах бывает целесообразно конкретизировать задачу и выделить несколько аспектов, которые должны быть вынесены на межгрупповую сессию. Задание на подготовку визуального материала необходимо подкрепить предоставлением соответствующих материалов (ватман, фломастеры).
Формы деятельности учащихся
- Межгрупповая сессия включает в себя серию последовательных докладов рабочих групп, ответы на вопросы.
- Рефлексия промежуточных итогов и итоговых результатов .
- оценка работы слушателей со схемой анализа ситуации,
- прояснение непонятных аспектов,
- поиск индикаторов оценки точности и адекватности формулировок вопросов,
- рефлексия групповой работы - оценка эффективности работы в группах, диагностика групповых ролей, оценка процесса и результата групповой работы,
- экспертная оценка представленных решений, когда преподаватель оценивает плюсы и минусы результатов анализа ситуации, обобщает их и представляет одно из возможных экспертных решений.
Преимущества кейс-технологии
- Деятельностный подход.
- Опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
- Развитие коммуникативных навыков: умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
- Больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно при возрастающих объемах информационных потоков и наличия прямо противоположных точек зрения на одно и то же событие.
- Развитие умений логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
- Гибкость, вариативность технологии способствует развитию креативности у учителя и учеников.
Литература и Интернет-ресурсы
- Кейс-метод как инструмент работы педагога-тьютора.- Чебоксары, 2011.
- http://www.trizland.ru/
- Кейс технологии на уроках истории и обществознания// http://sch64-stavedu.narod.ru/index.files/project8.htm
заместитель директора по НМР
ЧОУ СОШ «Исток»
Кустова Ольга Борисовна.