СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс-технология

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается об основах кейс-технологии, приводятся примеры кейсов.

Просмотр содержимого презентации
«Кейс-технологии»

Кейс-технология Зачетная работа по образовательному модулю «Системно-деятельностный подход в образовании»

Кейс-технология

Зачетная работа по образовательному модулю

«Системно-деятельностный подход в образовании»

Что  такое  кейс?

Что такое кейс?

  • Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.
От этимологии     к сути технологии

От этимологии к сути технологии

  • Название технологии произошло от латинского casus запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
  • Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Из истории

Из истории

  • Кейс-метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study – обучение на основе реальных ситуаций.
  • Кейс-метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета.
  • Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы.
  • В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study – обучение на основе реальных ситуаций.
Возможные варианты     названия технологии

Возможные варианты названия технологии

  • Ситуационная методика
  • Кейс-метод ( case study)
  • Метод анализа конкретных ситуаций (АКС)
Интеграционный метод – имитационное моделирование исследовательские технологии (системный анализ, мысленный эксперимент, методы описания, классификации), технологии коллективного обучения (групповая работа, дискуссия ) технологии развивающего обучения (проблемный метод, мозговой штурм) игровые технологии Имитационное моделирование Этапы: разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описание реальной ситуации;  моделирование в реальных условиях процесса, соответствующего содержанию обучения  вживание учащихся в определенные обстоятельства через анализ и исследование проблемы.

Интеграционный метод

– имитационное моделирование

  • исследовательские технологии (системный анализ, мысленный эксперимент, методы описания, классификации),
  • технологии коллективного обучения (групповая работа, дискуссия )
  • технологии развивающего обучения (проблемный метод, мозговой штурм)
  • игровые технологии

Имитационное моделирование

Этапы:

  • разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описание реальной ситуации;
  • моделирование в реальных условиях процесса, соответствующего содержанию обучения
  • вживание учащихся в определенные обстоятельства через анализ и исследование проблемы.

Соответствует следующим задачам урока:

Соответствует следующим задачам урока:

  • Обучение навыкам критического мышления (познавательные УУД), навыкам принятия решения (личностные УУД) и эффективной коммуникации (коммуникативные УУД)
  • Повышение креативности
  • Создание условий для самостоятельной работы
Этапы организации     учебного процесса 1.         Подготовительный ( определение места кейса в учебном курсе;  поиск источника;  создание макета кейса;  описание хода занятия) 2.         Ознакомительный ( вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления) 3.         Аналитический ( обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения) 4.         Итоговый ( основная задача этого этапа –  представить и обосновать решение по кейсу)

Этапы организации учебного процесса

1.         Подготовительный ( определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия)

2.         Ознакомительный ( вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления)

3.         Аналитический ( обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения)

4.         Итоговый ( основная задача этого этапа –  представить и обосновать решение по кейсу)

Действия учащегося В ходе анализа

Действия учащегося

В ходе анализа

  • понять ситуацию
  • оценить обстановку
  • определить проблему
  • определить свою роль в решении проблемы
  • выработать целесообразную линию поведения
Метод инциндента

Метод инциндента

  • Дается ситуация и вопросы к ней.
  • Учащийся самостоятельно или в группе ищет пути выхода из данной ситуации.
  • Представление полученных результатов и обмен мнениями.
Кейс

Кейс "Шляпу сними"

Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?

http://www.trizland.ru/task.php?id=1343&nav=1

Вопросы к кейсу

Вопросы к кейсу

  • Как добиться того, чтобы дама сама сняла шляпу?
  • Как изменить ценность одетой во время сеанса шляпы или ценность человека, у которого одета шляпа?
Метод разбора  деловой корреспонденции

Метод разбора деловой корреспонденции

  • Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Ситуация

Ситуация

  • Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать
Вопросы к ней Какое право нарушено? Кем нарушено? На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

Вопросы к ней

  • Какое право нарушено?
  • Кем нарушено?
  • На какие

нормативные документы

можно ссылаться, защищая свое право?

  • Что нужно сделать для его восстановления?
  • Кто обязан это сделать?
Документы

Документы

  • «Всеобщая декларация прав человека»,
  • «Конвенция о правах ребенка»,
  • Конституция Российской Федерации,
  • Закон «Об образовании».
Метод ситуационного анализа

Метод ситуационного анализа

  • Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Текст-кейс: анализ отрывков из  докладной записки в Президиум  ЦК КПСС Хрущева Н. С.

Текст-кейс: анализ отрывков из докладной записки в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н. С.

  • «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».
Вопросы и задания к кейсу

Вопросы и задания к кейсу

  • В чем заключается проблема?
  • Какие причины ее возникновения указаны в тексте?
  • Как вы можете объяснить возникшие трудности?
  • Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?
  • Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.
Некоторые приемы I . Обобщение  Краткая констатация того, что имеет место в ситуации.  Что происходит? С чьим участием и почему? Каков результат развития событий? II . Формулирование проблемы  Краткое  в одно предложение заявление (9-10 слов), отражающее суть проблемы. III . Анализ участников событий  Все участники событий, их роль, статус, характеристика (очень кратко) IV . Хронология событий (в практической ситуации)  Указание фактов и событий без оценки и в обратном хронологическом порядке.

Некоторые приемы

I . Обобщение

Краткая констатация того, что имеет место в ситуации.

Что происходит? С чьим участием и почему? Каков результат развития событий?

II . Формулирование проблемы

Краткое в одно предложение заявление (9-10 слов), отражающее суть проблемы.

III . Анализ участников событий

Все участники событий, их роль, статус, характеристика (очень кратко)

IV . Хронология событий (в практической ситуации)

Указание фактов и событий без оценки и в обратном хронологическом порядке.

V . Концептуальные вопросы Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации. VI . Альтернативные решения Перечисление возможных направлений действий. Аргументация и оценка каждой альтернативы. Указание положительных и отрицательных последствий реализации. VII . Рекомендации Ясно и точно описать выбранный вами курс действий. Объяснить причины и рациональность в выборе курса. VIII . План действий (первые шаги) Кратко и ясно описать первые шаги по реализации курса действий, приводящего к разрешению проблемы.

V . Концептуальные вопросы

Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации.

VI . Альтернативные решения

Перечисление возможных направлений действий. Аргументация и оценка каждой альтернативы. Указание положительных и отрицательных последствий реализации.

VII . Рекомендации

Ясно и точно описать выбранный вами курс действий. Объяснить причины и рациональность в выборе курса.

VIII . План действий (первые шаги)

Кратко и ясно описать первые шаги по реализации курса действий, приводящего к разрешению проблемы.

Формы  деятельности  учащихся

Формы деятельности учащихся

  • Самостоятельный анализ практической ситуации проводится индивидуально, учащиеся готовят письменный текст с ответами на вопросы по схеме анализа.
  • Анализ ситуации в группе - работа учащихся в небольших группах (5-7 человек) с целью подготовки сообщения по анализу ситуации. При работе в группах бывает целесообразно конкретизировать задачу и выделить несколько аспектов, которые должны быть вынесены на межгрупповую сессию. Задание на подготовку визуального материала необходимо подкрепить предоставлением соответствующих материалов (ватман, фломастеры).
Формы деятельности учащихся Межгрупповая сессия включает в себя серию последовательных докладов рабочих групп, ответы на вопросы. Рефлексия промежуточных итогов и итоговых результатов .  - оценка работы слушателей со схемой анализа ситуации,  - прояснение непонятных аспектов,  - поиск индикаторов оценки точности и адекватности формулировок вопросов,  - рефлексия групповой работы - оценка эффективности работы в группах, диагностика групповых ролей, оценка процесса и результата групповой работы,  - экспертная оценка представленных решений, когда преподаватель оценивает плюсы и минусы результатов анализа ситуации, обобщает их и представляет одно из возможных экспертных решений.

Формы деятельности учащихся

  • Межгрупповая сессия включает в себя серию последовательных докладов рабочих групп, ответы на вопросы.
  • Рефлексия промежуточных итогов и итоговых результатов .

- оценка работы слушателей со схемой анализа ситуации,

- прояснение непонятных аспектов,

- поиск индикаторов оценки точности и адекватности формулировок вопросов,

- рефлексия групповой работы - оценка эффективности работы в группах, диагностика групповых ролей, оценка процесса и результата групповой работы,

- экспертная оценка представленных решений, когда преподаватель оценивает плюсы и минусы результатов анализа ситуации, обобщает их и представляет одно из возможных экспертных решений.

Преимущества кейс-технологии

Преимущества кейс-технологии

  • Деятельностный подход.
  • Опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
  • Развитие коммуникативных навыков: умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
  • Больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно при возрастающих объемах информационных потоков и наличия прямо противоположных точек зрения на одно и то же событие.
  • Развитие умений логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
  • Гибкость, вариативность технологии способствует развитию креативности у  учителя и учеников.
Литература и Интернет-ресурсы

Литература и Интернет-ресурсы

  • Кейс-метод как инструмент работы педагога-тьютора.- Чебоксары, 2011.
  • http://www.trizland.ru/
  • Кейс технологии на уроках истории и обществознания// http://sch64-stavedu.narod.ru/index.files/project8.htm
Презентацию составила
  • Презентацию составила

заместитель директора по НМР

ЧОУ СОШ «Исток»

Кустова Ольга Борисовна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!