СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художники передвижники

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Образовательная: сформировать представление о праздниках и карнавалах; о бытовом жанре. Дать понятие термина карнавал и бытовой жанр.

Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, к праздникам, любовь к искусству, интерес к истории карнавала.

  1. Развивающая: развитие творческое отношение к выполнению задания

Воспитательная: воспитание аккуратности, внимания и дисциплины в классе.

Просмотр содержимого документа
«Художники передвижники»

10




Курский Государственный Университет.

Художественно Графический Факультет.

Кафедра Теории и Методики Преподавания.














План – конспект урока изобразительного искусства.

7 «а» кл.7 ур.

«Художники передвижники».


Подготовила:

Николаенко Татьяна Николаевна







7 «А» класс

II четверть

7 урок


Тема четверти:


«Бытовой жанр»

Тема Урока:


«Художники передвижники»

Тип урока:

БЕСЕДА.

Цели урока:


  1. Образовательная: сформировать представление о праздниках и карнавалах; о бытовом жанре. Дать понятие термина карнавал и бытовой жанр.

Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, к праздникам, любовь к искусству, интерес к истории карнавала.

  1. Развивающая: развитие творческое отношение к выполнению задания

  2. Воспитательная: воспитание аккуратности, внимания и дисциплины в классе.

Задачи урока:


  1. Рассказать истерию карнавала. Объяснить значение слова карнавал.

  2. Нарисовать две фигуры в карнавальных костюмах.

  3. Учиться строить фигуру человека.

  4. Творчески включаться в обсуждение работ учащихся.

Методы и методические приемы:


    • Словесный – рассказ, беседа.

    • Наглядный – демонстрационный, иллюстративный, репродуктивный.

    • Практический – работа детей.

Оборудование и материалы:


Для учителя:

    • Методические таблицы с изображением костюмов.

    • Таблицы с изображением фигуры человека.

    • Планшет для демонстрации (педагогического рисунка).

Для учащихся:

  • Альбом.

  • Карандаш.

  • Ластик.

Схема оформления доски:

Структура урока:














СООБЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

1

1-2

Орг. момент.

2

2-3

Постановка задач урока

3

25-30

Объяснение нового материала

4

7-5

Закрепление пройденного материала.

5

2-3

Итог урока.

6

1-2

Окончание урока.




Содержание урока:


(в начале урока класс делится на три команды:

  • Команда красной краски.

  • Команда желтой краски.

  • Команда синей краски.)

.

1. Орг. момент

Здравствуйте дети!

Здравствуйте ребята!

Все готовы к уроку?

Садитесь

2. Постановка задач урока.

Сегодня на уроке мы узнаем Художниках Передвижника.

3.Объяснение нового материала.


































































Иван Крамской. Неизвестная (1883 г.)




































В. Г. Перов. Тройка






















В. Репин. Бурлаки на Волге


















В. А. Серов. Девочка с персиками


Сегодня весь урок мы поговорим о творчестве художников передвижников.

О целом объединении художников, которые работали в бытовом жанре и отстаивали права существования.

29 ноября 1871г. у здания Петербургской Академии художеств царило необычайное оживление: в залах А.Х. открылась первая передвижная художественная выставка.

За несколько лет до этого в А.Х. произошло событие неслыханное. Группа студентов(14) просила совет А. дать им право самостоятельно выбрать тему для конкурса. Поэтому это время назвали «Бунтом 14и»

Дело в том, что каждый год студенты, заканчивающие А., принимали участие в конкурсе на большую золотую медаль. Тот, кто заслужил эту высокую награду, получал деньги и возможность в течении 6и лет совершенствоваться в Италии. Тему для конкурсных картин давал совет Академии, и всегда одну для всех. Обычно это были библейские сюжеты, сюжеты из мифологии или древней истории.

Так длилось почти 100 лет.

Но за последние годы многое изменилось. В А. учились юноши самых разных сословий: были среди них и дети разночинцев крестьян. Их волновали не мифы и древняя история, а современная русская жизнь, судьба народа, родная природа.

Со всем пылом молодости они хотели силою своего искусства помогать народу, бороться за его счастье, за справедливость.

И вот 9ноября 1863г. 14 юношей, имевшие право участвовать в конкурсе, отказались от предложенной им темы из старинного скандинавского сказания «Пир в Волгале».

Им всем пришлось уйти из А. Х. Но спасла дружба и вера в общее дело. Молодые художники стали жить вместе. Они брали заказы на портреты и картины и этим зарабатывали себе на жизнь.

Душой вожаком этой артели был И. Н. Крамской. Когда через несколько лет артель распалась, Крамской и другие художники организовали Товарищество передвижных выставок.

Созданные картины показывали историю русского народа, современную жизнь России, ее природу, вот что члены Товарищества считали самым важным.

Среди передвижников были разножанровые:

Бытовой жанр – писали сцены из жизни простых людей

Пейзаж – до этого писали Итальянский, теперь Русский

Портретисты – портреты дорогих наций (художники, поэты, выдающиеся люди и т. д.)

И еще одну задачу они поставили перед собой: знакомить общество с русским искусством, прививать любовь к нему не только жителям Петербурга или Москвы, но и у тех, кто жил в провинциальных городах. Передвижные выставки открывались каждый год. Тех, кто участвовал в них, стали называть передвижниками.

Это товарищество просуществовало более 50 лет

А теперь давайте запишем в тетради кто такие передвижники:

Передвижники – это художественное объединение ставящее своей целью показать искусство простому народу путем создания передвижных выставок.

Первая выставка состоялась в 1871 г.

Последняя – 1923г.

Самые лучшие художники того времени Репин, Перов, Суриков, Васнецов, Васильев, Левитан.

Сообщения учащихся.

Душой и вожаком товарищества был Иван Николаевич Крамской. Он родился в 1837 году. Любимым жанром Крамского был портрет. Портрет Льва Николаевича Толстого, выполненный Крамским в 1873 г., был первым изображением великого писателя; сделанный с натуры, он и среди знатоков и ценителей искусства считается лучшим по степени выражения цельности характера пи­сателя. Крамской пишет портреты и других знаменитых людей своего времени: писателей И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, поэта Н. А. Некрасова, художника И. И. Шишкина. В наследии художника большое место занимают портреты людей из народа: «Полесовщик», «Крестьянин с уздечкой» и др.

У нас в классе на стене висит его картина, которая мне очень нравится. Крамской назвал ее «Неизвестная», но после появления стихотворения А. Блока она получила свое второе название «Не­знакомка». Вот отрывки из него:

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна.

И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.

И перья страуса склоненные В ноем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.

На картине мы видим: неизвестная, откинувшаяся на кожа­ное сиденье экипажа, богато и со вкусом одета. На ней темно-синяя бархатная шубка, отороченная серебристым мехом и убранная ат­ласными лентами. Элегантную прическу почти скрывает изящная шляпка с белым страусовым пером. Одна рука в пушистой муфте, другая, с поблескивающим золотом браслетом, затянута в темную лайковую перчатку. Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть, как мне кажется, ос­корбленной, гордой, но ранимой души.

Об основных направлениях живописи И. Н. Крамского мож­но судить по словам его письма к своему ученику И. Е. Репину «...Нужно двинуться к свету, краскам и воздуху, но как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художни­ка - сердце?».

- Еще одним знаменитым передвижником был Василий Гри­горьевич Перов. Он родился в 1834 г., учился живописи не в Пе­тербурге, а в Московском училище живописи и ваяния. Умер он от чахотки в 49 лет в 1882 г.

За свою короткую жизнь художник создал бесконечную га­лерею образов тогдашней России.

Его знаменитые жанровые картины: «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов» - поэтичны и пронизаны теплой, лукавой улыбкой. В них ощущаешь душу русского народа - чистую и добрую. Большое место в его творчестве занимала и портретная живопись.

Героями портретов Перова становились, чаще всего, деятели передовой русской культуры: драматург А. Н. Островский, поэт А. Н. Майков, художник А. К. Саврасов, писатели В. И. Даль, Ф. М. Достоевский и др.

Перова часто называют «Некрасовым в русской живописи», потому что, так же как и великий поэт, он с глубоким и искренним чувством рассказывал о судьбе простых людей.

Ощущение тяжкого горя, безысходности и трагичности осо­бенно чувствуется в картинах «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка». Поражает картина «Тройка», потому что на ней изображены дети.

Холодный зимний вечер. Метет. Редкие прохожие спешат укрыться от непогоды, и только трое оборванных ребятишек тянут по неровным московским улицам салазки с огромной бочкой, на­полненной водой, настоящая «тройка» с коренным в центре и при­стяжными по бокам. Резкий ветер треплет ребячьи лохмотья: ста­рые платки, шарфики, рваные полушубки, - но ребята словно бы и не замечают этого пронзительного ветра и холода: усталость от не­посильного труда поглощает все их ощущения. В бледных изму­ченных лицах детей нет и тени веселой беспечности и не радует их визг и лай бегущей рядом собаки, единственного друга этих обез­доленных, лишенных детства ребятишек.

Любовью к простым людям придавленным нуждой, жало­стью к их поруганному, изломанному детству пронизана картина Перова «Тройка».

В. Г. Перов был не только художником, но и прекрасным пе­дагогом, воспитавшим плеяду блестящих учеников. Один из них -Михаил Васильевич Нестеров писал в своих воспоминаниях об учителе: «Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем большое сердце». О каких картинах В. Г. Перова вы еще хо­тите рассказать?

Учащиеся рассказывают об истории картины «Сельский крестный ход на Пасхе» и описывают ее, а также описывают картину «Охотники на

привале».

Послушайте песню. Кто из героев картин, репродукции ко­
торых представлены на доске, мог бы ее исполнить?

Звучит русская народная песня «Дубинушка» в исполнении

великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.

У меня эта мелодия ассоциируется с знаменитой картиной Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». Эта картина была задумана под непосредственным впечатлением от увиденной в жизни сцены. Репин не только заставляет зрителя почувствовать всю тяжесть подневольного труда бурлацкой жизни, но и раскры­вает глубоко и многогранно характер каждого бурлака, могучую духовную силу, поддерживающую этих изможденных людей.

Бурлаки движутся по горячему песку прямо на зрителя, не дают остаться в стороне, пройти мимо. Разные судьбы и характеры связались общей бечевой. Молодой, не привыкший к лямке, Ларька (так назвал его художник), а рядом- бывалый, еще крепкий старик. В конце упряжки низко склонился человек, до предела измучен­ный. Впереди — самые выносливые: бывший моряк с недобрым взглядом, потемневший от солнца могучий бурлак-боец, наконец, Канин - любимый персонаж Репина. Этот вполне реальный чело­век, бурлачивший десять лет, прежде был священником, пел в цер­ковном хоре. Действительно, емкое по содержанию полотно , не просто о тяжести бурлацкого труда, но о судьбе народа, о его тер­пении, о затаенном в нем внутреннем бунтарстве.

Большое место в творчестве Репина занимали и портреты. На них не только выразительность человеческого лица, но и позы, одежда человека, богатство композиционного и колористического решения. Его известные портреты - писателя Л. Н. Толстого, ком­позитора Мусоргского, актрисы Стрепетовой и др.

До последних своих дней Репин не оставлял живописи. Пи­сатель К. И Чуковский, который был в те годы близок с Репиным писал: «Порою мне казалось, что не только старость, но и самую смерть он побеждает своей страстью к искусству».

Умер Репин в 1930 году, в возрасте 86 лет, на своей даче «Пенаты» под Петербургом.

Кто хочет еще рассказать о картинах И. Е. Репина?

Учащиеся рассказывают об истории создания и описывают карти­ны «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван».

На выставках Товарищества регулярно выставляли свои картины лучшие художники того времени.

?

Какие картины и каких художников вы узнаете? Назовите жанр.

О

  • И. И. Шишкин «Корабельная роща», «Утро в сосновом ле­су», пейзажи

  • И. И. Левитан «Золотая осень», «Март» - пейзажи.

  • А. К. Саврасов «Грачи прилетели».

  • В. И. Васнецов «Аленушка», «Богатыри» - сказочно-бы­линный жанр.

В. И. Суриков «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозо­ва» - исторический жанр.

И. Репин. Портрет основателя галереи II. М. Третьякова (1883 г.)

Посмотрите еще на одну картину. Перед вами портретПавла Михайловича Третьякова работы И. Репина


4. закрепление пройденного материала.

Итак, давайте закрепим:


К.к.к

?

Почему художников называли передвижниками?


О

Передвижники – это художественное объединение ставящее своей целью показать искусство простому народу путем создания передвижных выставок. Они ездили по разным городам, поэтому их так и назвали.

К.ж.к.

?

Против чего был «бунт 14»?


О

Художникам не разрешили выбрать тему для защиты ту которая их привлекала на тот момент больше, чем библейские сюжеты

К.с.к.

?

Входили ли в товарищество передвижников только художники жанристы или представители других жанров то же участвовали? Какие?


О

Художники были разножанровые, они писали в бытовом жанре, пейзажном и портретном.


5. Итог урока.

Сегодня на уроке мы узнали о Х.П.

6. Окончание урока.

Спасибо за внимание.

Досвидания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!