СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Художники-монументалисты, заслуженные деятели искусств, Почётные граждане города Новосибирска"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художники-монументалисты, заслуженные деятели искусств, Почётные граждане города Новосибирска

Просмотр содержимого документа
«"Художники-монументалисты, заслуженные деятели искусств, Почётные граждане города Новосибирска"»

Художники-монументалисты, заслуженные деятели искусств, Почётные граждане города Новосибирска.


Даниил Михайлович Меньшиков родился 12 июля 1956 года в Новосибирске. Выпускник Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, заслуженный художник России, член Союза художников России с 1990 года. Работает в различных жанрах: живопись, графика, офорт, акварель, гуашь, темпера, акрил, смешанная и авторская техника.

За свою творческую деятельность Данила Меньшиков участвовал во множестве художественных выставок в городах Сибири, Москве, Санкт-Петербурге, был представлен в салонах и артгалереях Западной Европы, является лауреатом Новосибирской и Калининградской международных биеннале графики.

В начале творческого пути Данила работал в книжной графике, проиллюстрировал несколько детских книг, вышедших в Сибирском отделении издательства «Детская литература» и Новосибирском книжном издательстве. Цикл ранних офортов Данилы Меньшикова на тему Ветхого Завета получил высокую оценку на нескольких крупных выставках и принёс ему первую известность.

Сегодня Данила Меньшиков продолжает разрабатывать свои излюбленные сюжеты в жанрах женского портрета, городского пейзажа, иногда фантазийно-мифологического, иногда абстрактного или условного. Художник использует в своих работах знаково-символические композиции, усложнённую колористику, нестандартные технические приёмы, не отказываясь, в то же время, от рисунка, изысканной линии, неожиданной фактуры.

Плодотворно работая и широко выставляясь, Данила Меньшиков приобрёл заслуженную популярность у ценителей изобразительного искусства, как в России, так и за рубежом, он считается подлинным мастером, его работы экспонируются и продаются с неизменным успехом, он желанный участник художественных выставок самого высокого уровня.

Произведения Данилы Меньшикова находятся в коллекциях музеев: Новосибирский Государственный художественный музей, Новокузнецкий художественный музей, Дальневосточный художественный музей, Омский художественный музей им. Врубеля, Томский художественный музей, Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге. А также в частных коллекциях в США, Германии, Франции, Италии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Китае, Японии и Таиланде.

Чернобровцев Александр Сергеевич

Дата рождения: 12 Сентября 1930г.

Художник-монументалист, заслуженный деятель искусств, Почётный гражданин города Новосибирска.

Есть в Новосибирске несколько мест, которые по праву считаются историческими достопримечательностями. Они уже и не воспринимаются как творения рук человеческих: Монумент Славы, часовня  Николая чудотворца, панно в сквере Героев Революции и в консерватории. Все эти достопримечательности объединяет одно: их создатель – известный художник-монументалист Александр Сергеевич Чернобровцев.

Родился он 12 сентября 1930 г. в Липицке. В предвоенные годы жил с мамой в Ленинграде. Вера Степановна Чернобровцева училась в архитектурном институте и много раз брала сына с собой на лекции, на занятия по рисунку – там он и сам что-то рисовал.

В 1946 г. А.С. Чернобровцев решает осуществить мечту стать художником и поступает в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище. Окончив училище, он поехал в Сибирь.

В начале 50-х годов Новосибирск, ещё молодой город, активно строился, его архитектурно-художественный образ только предстояло формировать. Вся его атмосфера, по воспоминаниям Александра Сергеевича, «дышала потребностью в искусстве».

Первой работой, давшей художнику имя, стало панно, созданное в сквере Героев революции и ставшее одним из первых значительных произведений монументального искусства в Новосибирске.

В 1957 г. 27-летний Александр Чернобровцев по собственной инициативе сделал для сквера (для стены между сквером и Домом Ленина) проект монументального панно. Исторический момент вступления красноармейских частей и партизан в Новониколаевск, опознания жертв белогвардейцев лёг в основу работы, выполненной в технике цветного бетона на стене площадью 600 квадратных метров.

Идея эта получила одобрение и поддержку городских властей. Натурщиков для своей работы художник искал прямо на улице. Всего ему позировали около ста пятидесяти человек, в том числе свидетели гражданской войны.

2 ноября 1960 года монументальное панно памяти борцов за Советскую власть в Сибири было открыто.

Значение свершённого художник оценил позже, когда пошли благодарственные письма и приветственные телеграммы от граждан города и области, когда появились хвалебные статьи в журнале «Художник», когда состоялся приём в члены Союза художников. Жизнь странным образом переменилась: общественная деятельность, преподавательская работа в студии, выступления, почётные представительства. Ему удалось открыть в Новосибирске художественное училище, довелось быть его директором и преподавать в нём.

18 июня 2003 года за выдающийся вклад в развитие монументального искусства и культуры города А.С. Чернобровцеву было присвоено звание «Почётный житель Новосибирска»

Всесоюзная слава к А.С. Чернобровцеву пришла после сооружения в 1967 г. мемориального ансамбля «Подвиг сибиряков в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.».

В начале 90-х годов, в смутное для страны время, Чернобровцев создаёт монументальное панно из кедра «Апафеоз русской музыки». Работа была выполнена для Новосибирской государственной консерватории.

В 1991 г. Новосибирский горисполком поддержал предложение епархиального управления о восстановлении часовни во имя святителя Николая, построенной в 1914 г. Новый проект составил тридцатилетний архитектор Пётр Чернобровцев – сын А.С. Чернобровцева. Сам же Александр Сергеевич осуществил роспись часовни.

Монумент Славы — памятник сибирякам — участникам Великой Отечественной войны. Установлен в Ленинском районе Новосибирска. Открытие памятника состоялось 6 ноября 1967 года. Является объектом культурного наследия России.

История

Автор «Монумента Славы» — новосибирский художник-монументалист А. Чернобровцев. В создании монумента также участвовал скульптор Б. Ермишин, архитекторы М. Пирогов и Б. Захаров. Памятник занимает площадь почти два гектара.

Мемориальный комплекс состоит из символического памятника, скорбящей женщины-матери, Вечного огня и пяти мощных десятиметровых пилонов, на которых выгравированы сцены, отображающие отдельные этапы войны. С противоположной стороны впрессованы в бетон пилонов выполненные из металла имена 30266 новосибирцев, павших на фронтах. Между пилонами на возвышении помещены четыре урны с землей с мест кровопролитных боев.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974, Монумент является памятником архитектуры (объектом культурного наследия) России.

Часовня Георгия Победоносца

За мемориалом расположена аллея Славы, где растут 100 елей, посаженных в честь новосибирцев Героев Советского Союза.

В 1999 г. открыт памятник «Единству Фронта и тыла», посвященный ветеранам труда, работавшим на предприятиях оборонного комплекса Новосибирска.

В начале 2000-х годов на средства участников афганской и чеченских войн в Сквере Славы была установлена часовня, названная «Часовней Георгия Победоносца». Она посвящена сибирякам, погибшим за Отечество в войнах, шедших в XX веке.

3 мая 2005 г. на Монументе Славы открылась Аллея Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы Новосибирска и Новосибирской области.

В архитектурную композицию включены стелы из бетона, облицованные гранитными плитами темно-бордового и серого цветов, которые возведены по обе стороны аллеи. На стелах выбиты имена и фамилии 270-ти новосибирцев — Героев и полных кавалеров ордена Славы. В центре площадки — латунный венок с надписью: «Посвящается новосибирцам — Героям Советского Союза, полным кавалерам ордена Славы».

12 декабря 2014 года монумент был осквернён вандалами — в цвета украинского флага были раскрашены ракетная установка БМ-13 «Катюша» и танк Т-34. На одной из стел было написано слово «Азов» и изображение вольфсангеля. Было возбуждено уголовное дело, а подозреваемые в совершении преступления задержаны 15 декабря.

Сквер Героев Революции — мемориальный комплекс и городской парк, расположенный в Центральном районе Новосибирска. Западная часть сквера граничит с территорией Дома Ленина, восточная — с «Домом Актёра» на улице Серебренниковской, северная сторона ограничена улицей Щетинкина, а южная — улицей Максима Горького. Сквер является памятником истории регионального уровня.

На территории сквера расположены две братских могилы, на одной из которых установлен монумент; мемориал Героев Революции; также в Сквере Героев Революции имеется панно, посвящённое революционерам, похороненным в братских могилах.

Братская могила 104-х жертв Гражданской войны Братская могила находится в западной части сквера возле стены, на которой размещено панно. Предыстория возникновения братской могилы: с 13 на 14 декабря 1919 года в ночное время суток 27-я дивизия 5-й Красной армии при содействии рабочих отрядов города вошла в Новониколаевск (совр. Новосибирск). В городе ими были найдены 104 изуродованных трупа, часть из которых обнаружены в пойме реки Каменки, часть — во дворе тюрьмы по улице Трудовая, 60. Из 104 человек удалось опознать только 37. В числе убитых были председатель исполкома Новониколаевского Совета рабочих и солдатских депутатов В. Р. Романов, рабочий городской типографии А. П. Яворский, участник крестьянского восстания в Новониколаевском уезде В. А. Зайцев и др. 22 января 1920 года жертвы были захоронены. 7 ноября 1922 года на братской могиле состоялось открытие монумента в виде сильной мускулистой руки, держащей факел и пробивающейся сквозь огромную каменную глыбу наружу. Создатели монумента — художник В. Н. Сибиряков и инженер А. И. Кудрявцев. На братской могиле установлена мемориальная доска со следующей надписью:

В январе 1920 г. здесь похоронены 104 политических заключенных, зверски замученных колчаковцами перед отступлением из города. В числе похороненных В. Р. Романов первый председатель Новониколаевского большевистского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Братская могила членов Новониколаевского (Новосибирского) Совета рабочих, крестьянских и солдатских

Депутатов. В этой братской могиле захоронены А. И. Петухов, Ф. П. Серебренников, Ф. И. Горбань, Ф. С. Шмурыгин, ставшие жертвами событий 25—26 мая 1918 года, когда в городе произошёл контрреволюционный мятеж и свержение Советской власти. В 1957 году было решено перезахоронить останки погибших, покоившиеся на городском кладбище, в Сквере Героев Революции.

В том же году приняли решение о создании в сквере мемориала Героев революции и установили бюсты и мраморные постаменты революционеров П. Е. Щетинкина, В. Р. Романова, А. И. Петухова, Ф. П. Серебренникова, а спустя 20 лет — Ф. И. Горбаня, Ф. С. Шмурыгина, Д. М. Полковникова и Е. Б. Ковальчук.

Могилы П. Е Щетинкина и А. Ф. Лежена. Место, где был захоронен Адриен Лежен. Новосибирск

11 октября 1927 года в Сквере похоронен Щетинкин Пётр Ефимович, один из руководителей советского партизанского движения в Сибири, убитый в этом же году в Улан-Баторе.

В 1946 году в Сквере был похоронен участник Парижской коммуны (1871) Адриен Феликс Лежен (умер в Новосибирске в 1942 году), прах которого был перенесён с Заельцовского кладбища. В 1971 году Адриена Лежена перезахоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.

Мемориальное панно помещено на стене одного из сооружений, находящихся в комплексе зданий «Дома Ленина». На нём серым цветом изображены рабочие, крестьяне и солдаты. Погибшие революционеры и скорбящие по ним люди изображены чёрным цветом, а знамёна — красным. Создателем панно является художник-монументалист А. С. Чернобровцев.

Октя́брьская» — станция Ленинской линии Новосибирского метрополитена. Находится между станциями «Речной вокзал» и «Площадь Ленина».

Территориально станция располагается Октябрьском районе Новосибирска, по улице Кирова. В транспортной доступности от «Октябрьской» проходит граница Октябрьского и Центрального районов города.

Станция «Октябрьская» обеспечивает скоростным внеуличным транспортом как деловой центр города, находящийся рядом, так и жителей крупного близлежащего жилого массива, Шевченковского.

Введена в эксплуатацию 28 декабря 1985 года (открыта для пассажиров 7 января 1986 года) в составе 1-го пускового участка первой очереди из пяти станций.

Названа в честь Октябрьской социалистической революции.

Проект

Тип конструкции — типовая трёхпролетная станция мелкого заложения колонного типа, с 17 парами колонн, идущими в 2 ряда и отстоящими друг от друга на 6 метров. Построена открытым способом по проекту, выполненному специалистами «Новосибметропроекта». Первый проект института.

Строительство

Первые чертежи на свайное ограждение котлована и земляные работы на месте будущей станции проектным институтом «Новосибметропроект» выдаются в апреле 1979 года. После чего — дальнейшие подготовительные работы. По улице Московской была организована (на время стройки) объездная дорога — маршрут связал Октябрьский и Центральный районы города.

12 мая 1979 года на месте будущей станции была забита первая свая, что считается началом строительства Новосибирского метрополитена. В сентябре года метростроители продолжили выполнять сваебойные работы. Уже в следующем месяце они начали возводить вход в тоннель — работы по монтажу бетона через Каменку в основание правого тоннеля были завершены.

30 января 1980 года создан участок по сооружению станции, а с августа начата проходка под землей первого, правого тоннеля, к будущей станции «Площадь Ленина». По состоянию на 24 октября 1981 года строители осуществляли работы по гидроизоляции тоннеля с дальнейшей засыпкой. С июля 1982 года метростроители начали проходить правый тоннель к строящейся станции «Речной вокзал».

Капители станционных колонн изображены в виде факелов. Таким образом в оформлении станции должен передаваться образ революционной Сибири. Стены станции играют роль фона и облицованы красно-серым светлым мрамором. Пол отделан гранитом. Художественное оформление станции выполнено В. П. Грачёвым, а в качестве станционного панно был предложен монументальный рельеф, выполненный из бронзы (оформление платформенных выходов из вестибюлей, лестничного и эскалаторного.

Барельеф был разработан известным художником-монументалистом Александром Сергеевичем Чернобровцевым. Создавая революционное панно автор поместил в центр цифры «1917» и по одну сторону поместил группу рабочих, а по другую сторону — крестьян, внизу помещён «ворот». В результате получились обе силы, совершающие революцию и её символ, через который люди рвутся к освобождению, к свету.

Также художники приняли решение украсить станцию аркой Генерального штаба и сценой штурма Зимнего дворца. А для того, чтобы платформенное пространство стало своеобразным продолжением вестибюля и чтобы была видна перспектива, то арку как окно в зал ожидания решили сделать из белого мрамора, в отличие от других частей панно. На выступах же эскалатора Чернобровцев предложил разместить рельефные портреты новосибирцев — героев революции.

Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки — высшее музыкальное учебное заведение в Новосибирске. Основанная в 1956 году распоряжением совмина РСФСР и указом министерства культуры РСФСР, консерватория стала первым музыкальным высшим учебным заведением в Сибири и до сих пор остаётся единственным за пределами европейской части России. С 1957 года она носит имя Михаила Ивановича Глинки.

Здание, в котором располагается консерватория, было построено в 1923—1924 годах по проекту архитектора Андрея Крячкова для «Дальторга». В 1960-е годы к зданию консерватории был пристроен четвёртый этаж и две боковые пристройки, из-за чего оно не смогло получить статус памятника архитектуры.

В 1981 году в здании консерватории открылся её музей, в котором находится более 6 тысяч единиц хранения— афиши, фотографии, документы, аудиозаписи международных, российских, региональных конкурсов и фестивалей, проходивших в консерватории.

С часовней связан популярный миф о том, что она якобы располагалась в географическом центре Российской империи. После восстановления на Красном проспекте Новосибирска часовни Николая Чудотворца в печати появилось немало сообщений о том, что Новосибирск, стал территориальным центром России. Впервые эта мысль прозвучала 21 декабря 1988 года в радиопередаче «Микрофорум», где часовня называлась центром ,Российской империи и говорилось о том, что её надо восстановить.

3 февраля 1992 года в газете «Вечерний Новосибирск» опубликована статья под рубрикой «Страница истории», в которой указывалось, что «часовня святителя и чудотворца Николая Мирликийского построена в 1915 году на пересечении Тобизеновской улицы и Николаевского проспекта в память о 300-летии царствования дома Романовых и отмечалась как географический центр Российской империи».

2 июля 1993 года в газете «Советская Сибирь» в статье «Возвращение часовни» отмечалось, что в то время ярмарочная центральная площадь Новониколаевска была принята за географический центр Российской империи, и поэтому городская управа решила возвести часовню только в символическом центре России — на перекрестке улиц Тобизеновской и Николаевского проспекта. В действительности географический центр России, координаты которого проверены Федеральной службой геодезии и картографии, находится на юго-восточном берегу озера Виви, в Эвенкийском районе Красноярского края, где установлен соответствующий памятный знак.

История

Художественная жизнь второй половины XX в. характеризуется активной выставочной деятельностью: в середине 80-х годов началось соревнование, кто привлечет на свои выставки больше зрителей, оказалось, что выставка может стать центром общественного интереса. Обстановка гласности вывела на выставочные стены многое из того, что при иных условиях осталось бы стоять в мастерских живописцев. Тематика, смысловое наполнение, образные системы искусства 80-х обратились к проблеме духовного начала в современном мире. Классическое искусство, архаика и античность, икона, Возрождение, барокко, классицизм, реализм XIX века в опять стали актуальными.

Достижения отечественного изобразительного искусства 80-х очевидны - достаточно даже мысленно вспомнить созданные в эти годы лучшие полотна, графику - и перед нами откроется целый пласт художественной культуры, обладающей огромным эстетическим потенциалом и ярким своеобразием. В 80-е годы возросла полифункциональность искусства, его самосознание как самостоятельной ценности, утвердилось значение искусства как искусства, как творческой деятельности, предназначенной не для служебно-прикладных целей, а способной и призванной по своим законам, в присущих искусству образно-пластических формах осуществлять социально-эстетическую миссию.

Плесский музей-заповедник обладает небольшой по объему, но разнообразной по стилю и жанрам коллекцией живописи 80-х гг. XX века: 67 имен художников, чье творчество получило признание не только в Ивановском крае, но и в искусстве России, более 100 полотен, написанных в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, сюжетно-тематической картины.

Отметим преобладание пейзажных работ в процентном соотношении 70/30 относительно других жанров живописи. Это объясняется сложившейся в Плёсе еще со времен И. Левитана особой "культуры Пейзажа": с 1888 г. городок стал меккой для русских художников-пейзажистов, а с появлением пленэра "Зеленый шум", и для иностранных мастеров кисти. В 1997 г. в Плёсе был открыт единственный в своем роде Музей пейзажа, один из разделов постоянной экспозиции которого должен был образовать блок из работ живописцев советского периода, в чьем творчестве фигурировали Плёс, Волга, традиции "левитановского лирического пейзажа". Таким образом, при кажущейся разнохарактерности, коллекция советской живописи формировалась с соблюдением жанрового и стилевого единства.

Пейзажная живопись 80-х гг. XX столетия представлена в собрании Плесского музея-заповедника хрестоматийными именами Л. Бродской, С. Ивенского, Е. Востокова, Н. Козодьяна, В. Федорова, М. Малютина, Б. Лукина, М. Агеева, А. Кротова, А. Яковлева. Лирический пейзаж этих мастеров воспринимает и подчиняет себе различные живописные традиции и манеры: сказывается влияние реалистической живописи, восходящей ко второй половине XIX в., проявляется опыт импрессионистической живописи, претворяются некоторые декоративные приемы стиля модерн.

Характерный облик природы или города, то состояние, в котором она запечатлевается пейзажистом, зачастую включает в себя представления о поэтическом своеобразии родной земли, которые складываются в эстетической сфере национального самосознания. Здесь вырисовывается вполне отчетливая линия живописи, ставящая своей целью создание обобщающего образа родины, который раскрывается автором в лирических мотивах, например, в одухотворенных строгой просветленной красотой образах русской природы в пейзажах А. Кротова и С.Г. Ивенского, но чаще всего получает эпически-мажорное, романтическое воплощение. В этом духе создаются произведения, концентрирующие в себе идеи национального пейзажа: величественные своим размахом картины М.С. Агеева, темпераментные, бурные пейзажи В.А. Федорова.

Реалистический метод изображения - один из самых трудных для художника. Он заставляет думать о максимальной эффективности каждого формального приема в образном раскрытии жизненного содержания, обладающего многообразием черт и характеристик, которые приходится переводить на язык искусства. Традиции русской реалистической школы последовательно развивали советские художники "старшего" и "младшего" поколений: Г. Максимов, Г. Ниткин, Б. Орлов, В. Пахров, А. Семенов, К. Фролов, В. Чернов и др.

Визуальный образ современника за период, отправной точкой которого можно считать XX съезд компартии и полет человека в космос в 1961 году, до 80-90-х годов - времени новых кардинальных преобразований в обществе, претерпел в живописном искусстве существенные изменения. Акценты в трактовке образа современника смещались от романтически настроенного, бескорыстного патриота своей Родины, будь то первооткрыватель новых земель, новых месторождений полезных ископаемых или доблестный защитник её рубежей, до человека, разочаровавшего в старых идеологических принципах, ищущего выход из сложившейся ситуации и желающего обрести личную свободу от обязанностей, навязываемых общественным устройством, несущего персональную ответственность именно за себя. Во второй половине XX в. в трактовке портретного образа художники, как правило, отдают предпочтение длительным состояниям модели: раздумьям и переживаниям. В образах портретируемых нет ничего мимолетного, преходящего; внимание сосредоточивается на ведущих чертах личности.

Собрание 80-х гг. XX в. представлено немногочисленными, но разнообразными по замыслу и стилистическому решению портретными работами: А. Федорова "Портрет отца" (1984), "Екатерина Михайловна" (1983), А. Антохина "Королев А.М." (1982), Л.А. Мороховой "Портрет" (1987), Б.В. Орлова "Освещенный солнцем" (1988).

В последние годы XX столетия получил свое дальнейшее развитие жанр натюрморта. Многокрасочная мелодия природы звучит в работах Б. Мутовкина "Букет русских полей"(1982), "Золотой полдень" (1987), "Новые заботы" (1981), "Кузня дяди Вани" (1980); В. Поюрова) "Букет" (1982), "Три тыквы" (1980-е), А. Мудрецова "Осенний букет" (1988), Е. Николаевой "Полевые цветы" (1986).

Еще реже художники обращались к сюжетно-тематической картине. Развитие этого жанра, судя по представленным в собрании работам, приостановилось в 60-е гг. Образы, созданные Н. Афанасьевым и Л. Богомольцем отсылают нас ко времени активного строительства молодой страны, времени пятилеток и трудовых побед: "Московский речной порт" (1980) и "Онежское озеро" (1980) - пейзажи, выполненные в духе соцреализма. Т. Гижевская, А. Яковлев и А. Снегирев обратились к теме трудовых будней советского человека: женщины в овощехранилище, перебирающие картошку, полуденная заводская смена, узбек, пасущий стадо овец - вот такие незатейливые сюжеты разрабатывают авторы довольно больших по своему масштабу полотен. Темой, к которой обращаются художники всех поколений, была и остается Великая Отечественная война. Своеобразно, смело и широко трактуют образы войны талантливые ивановские живописцы: В. Жемерикин "Военные годы" (1981), В. и Н. Родионовы "Память" (1984).

Любая значительная живописная работа, рассмотренная нами - это вопросы, вопросы, вопросы: куда мы идем? кто мы? в чем наша цель, наша перспектива? В 70-е и 80-е люди словно устали от концептуального искусства и понемногу вернулись к изобразительности, цвету и фигуративности. В 80-е наряду с реалистической установкой и ее антиподом, конформистским ремесленничеством, перед художниками как бы возник "третий путь": перспектива искусства, заявляющего о своей независимости от прочих областей социальной практики, от общепринятой, традиционной иерархии материальных и духовных ценностей жизни. Сейчас много спорят о традициях отечественного искусства. Есть духовная традиция, которую искусство советское, искусство новейшее унаследовало от больших художников дореволюционной России. Это ум, сердце, творческое воображение, открытые насущным тревогам сограждан, человеческим борениям современности. Это потребность создавать искусство, соразмерное жизни - ее всеохватным запросам.

Символизм эпохи застоя

В 1970-1980-х гг. формируется новое поколение художников, искусство которых повлияло в какой-то степени на искусство сегодняшнего дня. Им характерен символический язык, театральная зрелищность. Их живопись достаточно артистична и виртуозна. Главными представителями этого поколения являются Т.Г. Назаренко ("Пугачёв"), Пугачёв. Т.Г. Назаренко.1980 излюбленной темой, которой стал праздник и маскарад, А.Г. Ситников, который использует метафору и притчу, как форму пластического языка, Н.И. Нестерова, создательница неоднозначных полотен ("Тайная вечеря"), И.Л. Лубенников, Н.Н. Смирнов.

Тайная вечеря. Н.И. Нестерова. 1989

Таким образом, это время предстаёт в своём разностилье и разноплановости завершающим, формирующим звеном сегодняшнего изобразительного искусства.

Постсоветское искусство

Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. Очень популярны тенденции концептуального искусства, неоднозначно воспринимаемого обществом. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!