«Живописцы счастья»
художники - импрессионисты
29.01.12
29.01.12
- Художественная культура конца XIX в. отличается чрезвычайной неоднородностью, особо проявившейся во Франции, где зарождение и быстрая смена стилей происходили почти непрерывно. Причем стили, течения, направления не только следовали один за другим, но и существовали, порой сложно взаимодействуя, как, например, импрессионизм, символизм, постимпрессионизм.
29.01.12
Художественное направление в изобразительном искусстве последней четверти XIX века – импрессионизм ("впечатление" по-французски - "импрессьон").
29.01.12
Представители стиля:
- Эдуард Мане
- Альфред Сислей
- Клод Моне
- Камиль Писсарро
- Ренуар (Пьер) Огюст
- Эдгар Дега
29.01.12
Мане Э. (1832 - 1883)
- выдающийся французский художник, переосмысливший традиции сюжетной реалистической живописи.
29.01.12
Мане Э.
- До 1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин старых мастеров: "Завтрак на траве", "Олимпия", которые вызвали бурное негодование публики и прессы.
29.01.12
Мане Э.
- В истории живописи нового времени творчество Мане играет решающую роль. Он был первым, кто сосредоточил внимание на пластических проблемах и истинно живописных ценностях.
29.01.12
Завтрак на траве Мане Э. Франция 1863
Франция, Париж, Лувр
29.01.12
В Салоне отверженных (1863) была выставлена эта картина Мане под названием "Купальщица". На картине художник изобразил группу людей, расположившихся на берегу ручья. На переднем плане - обнаженная женщина в компании двух мужчин, одетых по современной художнику моде. Композиция группы восходит к гравюре "Суд Париса" М. Раймонди по картону Рафаэля, но трактовка образов получила более живой и конкретный характер, а неприкрытая мифологическим сюжетом нагота модели вызвала бурное негодование публики и прессы.
29.01.12
Первым картинам Мане сопутствовали скандалы. Еще больший скандал сопутствовал картине "Олимпия", представленной в Салоне 1865. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего, от тициановской "Венеры"), но композиционная схема, идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд; изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер.
29.01.12
Олимпия Мане Э. Франция 1863 Франция, Париж
29.01.12
Э. Мане. «Чтение»
29.01.12
Э. Мане «Флейтист»
29.01.12
- Итогом всех исканий Мане стала самая совершенная из его картин
"Бар в Фоли-Бержер" (1881-1882).
Одной из вершин творчества Эдуарда Мане, признанным шедевром является его картина "Бар в Фоли-Бержер" - последнее крупное произведение художника. На голубоватый мраморный прилавок, заставленный мастерски написанными бутылями вина, шампанского, вазочкой с ярко-оранжевыми мандаринами, бокалом с нежными розами, опирается юная продавщица бара. За ее спиной, во всю ширину полотна - зеркало, отражающее "мешанину" бара. Девушка удивительно хороша: стройная фигура, нежная кожа, густые, рыжеватые волосы, мягко очерченные губы, большие зеленоватые глаза. Погруженный в себя взгляд "невидящих" глаз - как же она устала от этой жующей и пьющей толпы.
29.01.12
29.01.12
Бар в Фоли-Бержер Мане Э. Франция 1882
Великобритания, Лондон, Галерея института Куртолда
29.01.12
КЛОД Моне (1840 - 1926)
- французский живописец, основоположник импрессионизма
Клод Оскар Моне
родился
14 ноября 1840 г.
в Париже.
На морском побережье Нормандии Моне повстречал Эжена Будена, известного пейзажиста
29.01.12
К. Моне
- С 1860-х годов Моне начал исследовать изменения цвета в зависимости от освещенности.
- Работал преимущественно в области пейзажа. К концу 1860-х годов выработал, ставшую классической, манеру импрессионистов писать раздельными мазками чистого цвета для создания эффектов игры света. Работы художника обратили на себя внимание.
29.01.12
К. Моне
- Группа художников, работавших вместе с Моне, организовала свою выставку в помещении фотографа Нодара в Париже (1874).
- Большинством публики новое направление принято не было, но о художниках заговорили. С этой выставки и повело свое начало новое направление в изобразительном искусстве.
29.01.12
- Ведущее значение в творчестве Моне приобрел пейзаж, не содержащий ни рассказа, ни нравоучения, а отражающий только личное ощущение от изменчивой природы.
- Это так называемое импрессионистское видение мира, при котором неважно, что изображено, а важно как .
Первой значительной работой
стал для К. Моне "Завтрак на траве".
29.01.12
К. Моне «Кувшинки» (утро)
29.01.12
К. Моне «Кувшинки» (вечер)
29.01.12
- В 1870-1880-е годы важнейшее место во французском искусстве занял импрессионизм (от фр. Impression – впечатление) - направление, название которого возникло благодаря пейзажу Клода Оскара Моне «Впечатление. Восход солнца».
В 1872 г. Моне пишет знаменитый пейзаж
«Впечатление. Восходящее солнце».
Именно эта картина и дала название целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 г.
29.01.12
Впечатление. Восход солнца Моне К. Франция 1873
Франция, Париж, Музей Мармоттан
«Камилла,
или портрет дамы в зелёном платье» 1866 г.
«Тополя»
1891 г.
«Лягушатник» 1869 г.
«Парусная лодка в Аржантёе»
1873-1874
«Дама в саду» 1866 г.
«Цветущий сад
в Сент-Адрессе»
1866 г.
"Плакучие ивы"
"Ирисы в Живерни"
Пьер Огюст Ренуар
"Читающий Моне"
...картины Моне вызывают незабываемое впечатление, его новый стиль - это новое в художественном мастерстве, чтобы понять это по-настоящему, надо окунуться в этот мир самому...
29.01.12
Стог сена в Живерни Моне К. Франция ок. 1886
Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
29.01.12
Осенью 1890 года в письме к критику Жеффруа Клод Моне писал: "… я усердно, много и с упорством работаю над серией различных эффектов (стога), но в это время солнце садится так быстро, что я не могу поспеть за ним…" Эти строки из письма замечательного художника показывают нам, что за кажущейся легкостью живописного письма, свежестью впечатлений стоял долгий, упорный труд.
29.01.12
Руанский собор
вечером
Моне К.
Франция
1894
Россия, Москва,
ГМИИ им. А.С. Пушкина
29.01.12
Восхищенный Огюст Роден, увидев семь картин серии на выставке в галерее Жоржа Пти в июне 1898 года, писал Клоду Моне: "Ваша победоносная выставка придает силы всем преследуемым, как я сейчас, художникам. Какие эффекты, никогда до Вас не употреблявшиеся, и этот собор в тумане!" Серия "Соборов" Клода Моне - одна из вершин импрессионизма. Удивительная, трепещущая гармония красок, виртуозная передача света, смелое композиционное решение - все это позволило художникам и искусствоведам следующих поколений называть блистательную серию художника "Руанские соборы" одним из высших достижений мировой живописи.
29.01.12
Руанский собор
в полдень
Моне К.
29.01.12
Скалы в Бель-Иль (Пирамиды Пор-Котон, Бурное море)
Моне К. Франция 1886
29.01.12
Осенью 1886 года Клод Оскар Моне, признанный глава группы художников-импрессионистов приезжает на побережье в Бель-Иль-Сюр-Мер. Вот что пишет Моне Дюран-Рюэлю, собирателю живописи и торговцу картинами, спасшему от голодной смерти многих художников: "Я устроился в маленьком поселке в Бель-Иль. Я много работаю. Местность красивая, хотя и очень дикая, а море с фантастическими скалами - необычайно прекрасно".
29.01.12
Моне К. Франция
29.01.12
Клод Моне «Вокзал Сан-Лазар» 1877
29.01.12
Эдгар Дега
29.01.12
Маленький молодой человек в широкополой шляпе, молчаливый, с насмешливо-грустными глазами казался странным. Однако его зрительная память, дар наблюдения, зоркость взгляда, трудолюбие были несравненны. Он не писал с натуры - его правилом было "наблюдать, не рисуя, и рисовать, не наблюдая". Сюжетами для его работ стала окружающая действительность. Замечательный французский писатель Эдмон Гонкур так отозвался о творчестве Эдгара Дега: "Я до сих пор не встречал человека, который умел бы лучше изображать современную жизнь, самую душу этой жизни".
29.01.12
Голубые
танцовщицы
Дега Э.
Франция
конец 1880-х
Россия, Москва,
ГМИИ им.
А.С.Пушкина
Оперный проезд в Париже (эффект снега, утро) Писсарро К. Франция 1898Россия, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
29.01.12
К. Писсарро «Бульвар Монмантр облачным утром»
29.01.12
29.01.12
Ренуар О.
29.01.12
В саду
Ренуар О.
Франция
1875
Россия, Москва,
ГМИИ им. А.С.Пушкина
29.01.12
Общество в Берневале Ренуар О. Франция 1898
29.01.12
Портрет актрисы
Жанны Самари
Ренуар О.
Франция
1877
Россия, Москва,
ГМИИ им. А.С. Пушкина
29.01.12
Портрет Жанны Самари, актрисы театра "Комеди Франсез", стал для Ренуара своеобразным манифестом импрессионистического портрета. Мазки, как бы произвольно положенные мастером на холст, создают форму. Тени на полотне отливают синевой, глаза актрисы таинственно блестят, завораживая своей глубиной и не даром: в этих глазах легко можно утонуть.
29.01.12
«Девушка с веером»
Ренуар О.
29.01.12
О. Ренуар
29.01.12
О. Ренуар «Жанна Самари»
постимпрессионизм
29.01.12
- Художественная культура конца XIX в. отличается чрезвычайной неоднородностью, особо проявившейся во Франции, где зарождение и быстрая смена стилей происходили почти непрерывно. Причем стили, течения, направления не только следовали один за другим, но и существовали, порой сложно взаимодействуя, как, например, импрессионизм, символизм, постимпрессионизм.
29.01.12
Постимпрессионизм -
- Собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца XIX - начала XX в., декларировавших своё неприятие эстетики импрессионизма и хронологически следующих за ним направлений.
29.01.12
постимпрессионизм
- Ван Гог Винсент
- Поль Сезанн
- Поль Гоген
29.01.12
Ван Гог Винсент
- Голландский художник и график. При жизни была продана лишь одна его картина. Нищета, алкоголизм и приступы душевной болезни привели его к самоубийству. Хотя творческая жизнь художника продолжалась всего 10 лет, она была необычайно плодотворной: художником было написано около 800 картин.
29.01.12
Ван Гог «Автопортрет»
29.01.12
Ван Гог В.
29.01.12
Ван Гог В.
Автопортрет
29.01.12
Портрет
доктора Гаше
Ван Гог В.
Франция
1890
Франция, Париж,
Музей д'Орсэ
29.01.12
Картина представляет портрет врача-гомеопата Поля Фердинанда Гаше - специалиста по душевным болезням, издавшего несколько книг по этому предмету. По просьбе Тео Ван Гога, он лечил художника, и между ними установились дружеские отношения. Доктор явился горячим поклонником творчества Винсента Ван Гога и заказывал ему картины, в том числе портрет. В целом же, несмотря на то, что близкие знакомые художника были уверены в гениальности его произведений, они не продавались. Уже в конце XX века эта картина была продана за 49 миллионов фунтов стерлингов.
29.01.12
29.01.12
Море в Сен-Мари Ван Гог В. Франция 1888
Россия, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
29.01.12
Ван Гог «Арльские дамы»
29.01.12
Ван Гог «Хижины»
29.01.12
Ван Гог «Тополиная аллея осенью»
29.01.12
Ван Гог «Корабли у Сант – Мари»
29.01.12
Ван Гог «Дорога в Овере после дождя»
29.01.12
Поль Сезанн (1839 - 1906)
- выдающийся французский художник - постимпрессионист
29.01.12
Сезанн П.
29.01.12
Берег Марны Сезанн П. Франция 1888
Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
29.01.12
Поль Сезанн
- Первый этап творчества художника - романтический - приходится на 1860-е. Картины этого периода написаны очень темными красками под сильным влиянием творчества Г. Курбе. Для произведений этого периода характерна драматическая напряженность.
- Следующий период творчества Сезанна связан с К. Писарро. Знакомство с ним совершенно изменило палитру художника. Писарро приобщил Сезанна к пленэрной живописи и применению красочных гармоний.
- Третий этап - постимпрессионистический. В противоположность импрессионизму с его переменчивыми в зависимости от освещения образами стремился создать свой стиль, который подчеркивал бы структуру естественных форм - пейзажа, натюрморта, человека. По сути, творчество Сезанна представляло собой следующий этап в развитии живописи.
- Произведения Сезанна стали источником изысканий кубистов.
29.01.12
П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой»
29.01.12
П. Сезанн «Персики и груши»
29.01.12
П. Сезанн «Гора в Сент - Виктуар»
29.01.12
П. Сезанн
Арлекин»
29.01.12
П. Сезанн «Картежники»
29.01.12
Поль Гоген (1848 - 1903)
- выдающийся французский художник. Представитель постимпрессионизма
29.01.12
Поль Гоген
- Путешествие в тропики положило начало значительным изменениям в живописи Гогена. Но как бы ни был плодотворен этот период, художник дошел до предела нищеты (он не мог работать из-за отсутствия холста и красок). В 1893 художник возвратился в Париж. Была устроена его персональная выставка, но официальный Париж не принял Гогена. Будущее казалось художнику беспросветным, и в 1895 он вновь уехал на Таити, где были написаны самые знаменитые его картины: «Золото их тел», «Подсолнечники», «Попугаи», «Мать и дочь», «Девушка с веером» и др. В Атуане была написана книга Гогена "До и после". Здесь он умер отшельником, в то время как его искусство завоевало признание.
29.01.12
Гоген П.
29.01.12
Таитянские пасторали Гоген П. Франция 1893
Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
29.01.12
Таитянские пасторали
Гоген П. Франция 1893
29.01.12
Таитянские пасторали Гоген П. Франция 1893
Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Пейзаж с павлинами Гоген П. Франция
29.01.12
29.01.12
"Пейзаж с павлинами" написан художником в 1892 году, через год после приезда на Таити. Буйство переливов изумрудно-зеленых, желтых, лиловых, красно-оранжевых красок, причудливые, "движущиеся" цветовые пятна крон деревьев гор, тропиков уравновешиваются величавыми фигурами людей и павлинов. Это полотно, удивительно изысканное по колориту, завораживает красотой действа и виртуозным исполнительским мастерством. Гоген очарован этой девственной природой, повседневными занятиями простых таитян. Он пишет: "Цивилизация мало-помалу уходит от меня. Я начинаю мыслить просто, испытывать очень мало ненависти к моим ближним, лучше того - начинаю любить их… Я обладаю всеми радостями свободной жизни, животными и человеческими".
29.01.12
Откуда мы? Кто мы? Куда идем?
Гоген П. Франция 1897
Россия, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
29.01.12
Февральская лазурь
Грабарь И.Э.
Россия
1904
Россия, Москва,
Государственная
Третьяковская галерея
29.01.12
"Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".
29.01.12
Мартовский снег
Грабарь И.Э.
Россия
1904
Россия, Москва,
Государственная
Третьяковская галерея
29.01.12
Коровин К.А .
29.01.12
Пристань в Гурзуфе Коровин К.А. Россия 1914
Россия, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
29.01.12
Серов В.А.
29.01.12
Портрет О. К. Орловой
Серов В.А.
Россия
1911
Россия, Санкт-Петербург,
Государственный
Русский музей
29.01.12
Портрет актрисы
М.Н. Ермоловой
(1853-1928)
Серов В.А.
Россия
1905
Россия, Москва,
Государственная
Третьяковская галерея
29.01.12