СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока МХК по теме "Художесвенная культура Франции"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 10 классов. Тема: "Художественная культура Франции"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока МХК по теме "Художесвенная культура Франции"»

СОШ ГАПОУ МО ГК











Конспект

урока по изобразительному искусству

На тему:

«Художественная культура Франции.»

В 10 классе

СОШ ГАПОУ МО ГК















г. Серпухов























ТЕМА: «Художественная культура Франции.»

Цель: Познакомить учащихся с художественной культурой Франции 16 века эпохи Возрождения.

Образовательные: познакомить с произведениями искусства, повторить стили и эпохи.

Развивающие: художественное мышление, пространственное представление, умение анализировать произведения искусства, зрительную память.

Воспитательные: эстетическое отношение к произведениям искусства

Тип занятия: конференция.

Оборудование:

- для педагога: фотослайды, наглядные пособия

- для учащихся: учебник, тетрадь.

Литература:

Энциклопедия для детей Аванта+ Т. 7. Искусство. Ч. 1. – Э68 2-е изд., испр./Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998. – 688 с.: ил.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B2%D1%80

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B6%D0%BE%D0%BD,_%D0%96%D0%B0%D0%BD

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA_%D0%A8%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D1%80























План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Вводная беседа, сообщение темы урока.

3. Беседа.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.





















































Ход занятия

Этапы

Содержание работы

Примечания.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Приветствие


Вводная беседа.

Давайте посмотрим на это творение архитектуры. (Нотр-Дам де Пари -Собор Парижской Богоматери)

В какой стране он находится?

Как называется этот собор?

1.В каком стиле исполнен этот собор?

2.Какие стиле в искусстве существуют?

На смену готическому стилю во Франции приходит стиль Ренессанса.



1.Готический

2.Античный

Романский

Готический

Возрождение

Барокко

Рококо

Классицизм

Романтизм

Модернизм

Беседа.

В отличии от Италии, где обращение к античности положило начало эпохе Возрождения, во Франции старое и новое на первых порах переплеталось на столько тесно, что историки до сих пор затрудняются определить, когда же окончилось Средневековье и началось Возрождение.

После окончания Столетней войны с Англией в 1453г., Франция вернула себе положение одного из сильнейших государств Европы.

Позже в 1494г начались полувековые походы в Италию. Французская монархия решила завоевать богатую Италию, свою главную соперницу в европейской торговле. Однако, по возвращению из походов, французы неожиданно для себя увидели совершенно иную Францию.

Как вы думаете какую Францию они увидели?

Сеньоры находили свои замки тесными и мрачными, привычные вещи -старомодными и лишенными красоты, книги- скучными, развлечения -унылыми и однообразными. Прекрасная Италия роскошными дворцами и садами, величественными соборами и просторными городскими площадями, пышные красочные празднества поражали воображение французов.

Италия стала эталоном всего.

В первое время соединение двух культур- французской и итальянских – носило достаточно случайный, а подчас и противоречивый характер. Орнаменты и росписи в итальянском стиле украшали порталы и оконные рамы мощных средневековых замков. Фонтаны и беседки, созданные приезжими мастерами-итальянцами, скульптуры, вывезенные в качестве трофеев из Италии, преобразили сады, которые стали островками нового искусства.

Можно ли назвать сады произведением искусства?


Смешение французских и итальянских черт во французском искусстве начала 16в. привело к созданию оригинального стиля, названного историками первым Ренессансом.

Первым художником французского Возрождения считается Жан Фуке (1420-1481). Фуке родился в городе Туре в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции.

Вероятно, в начале 1440-х гг. учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения (1445—1447). После этого вернулся в Туре, женился и открыл свою мастерскую.

Работал при дворах Карла VII (до 1461 г.) и Людовика XI. В 1474 г. получил титул «королевского живописца». Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Меценатами и заказчиками Фуке были семьи королев, казначеи и канцлеры.

Ярче всего искусство Фуке проявилось в портретном жанре. Созданные художником портрета Карла VII и его министров реалистичны и правдивы, в них нет ни лести, ни идеализации. Хотя манера исполнения этих работ во многом напоминает картины нидерландских живописцев, портреты Фуке более монументальны и значительны.

Возможности живописи, которые художник открыл для себя в Италии, он использовал во время написания портрета короля Франции Карла VII.

На какой картине присутствует подобный прием открытых штор?

Кто написал это произведение?

Давайте рассмотрим портрет Карла VII

В обрамлении раздвинутых светло-зеленых штор из церковной ложи на зрителя смотрит немолодой, не очень симпатичный человек в темно-красном камзоле. Четкие крупные формы, суровая простота и величавость роднят с итальянским искусством раннего Возрождения. Однако документальная правдивость в передаче черт лица, беспощадная точность в воплощении характера, внимание к частному, конкретному, индивидуальному свойственны скорее художникам Северной Европы- Франции, Нидерландов, Германии.

Те же особенности живописи- портретная точность в сочетании с величавым спокойствием лиц и скульптурной массивностью фигур- характерны и для другого произведения Жана Фуке «Меленского диптиха».

В его левой части на фоне итальянской архитектуры предстают заказчики Этьен Шевалье и его покровитель Святой Стефан. В правой части диптиха изображена Дева Мария с Младенцем. Мадонна имеет явное портретное сходство со знаменитой Аньес Сорель- возлюбленной короля Карла VII.


Большая часть сохранившихся крупных живописных произведений Фуке- портреты. Однако, как и все французские художники 15 века, он был миниатюристом. В миниатюрах он избегал показывать насилие и кровь, а изображал торжественные встречи, церемонии. Тем самым как бы подчеркивал идею величия королевской власти, столь актуальную для Франции второй половины 15 века.

Подлинным шедевром Фуке стали созданные им в 70-е гг. миниатюры к «Иудейским древностям» древнееврейского историка Иосифа Флавия.

В панорамных видах, открывающихся как будто с высоты птичьего полета, предстает мир величественный и прекрасный, исполненный гармонии и совершенства. Здесь мастер передает принципы перспективы. Грандиозные здания, огромные массы людей и великолепные пейзаж воспринимаются в неразрывном единстве. Живописцу удалось передать виденье мира и представление о творческих возможностях художника, свойственные новой эпохе. Именно это позволяет считать Жана Фуке первым мастером французского Возрождения.


В архитектуре яркий, необычайный и по-своему обаятельный характер лучше всего выразили замки в долине Луаре, органично соединившие в себе традиционные французский и новые итальянские черты.

В каждой стране есть местность, как бы вобравшая в себя качества национального характера и самого духа страны, - ее «сердце». Во Франции это долина Луары – «самой французской реки», по выражению писателя Гюстава Флобера. Замки, построенные здесь в конце 15- начале 16 века, принесли долине Луары славу колыбели французского Возрождение.

В Амбуазе, крупном в то время городе на Луаре, находилась резиденция короля Карла 8. Именно сюда он привез из первого итальянского похода мастеров, намереваясь возвести на месте старого средневекового замка огромный дворец с парками и садами, подобные уведенным им в Неаполе. Работы были начаты и шли полным ходом, когда король умер. Строительство прекратилось. Замок так и остался хаотическим нагромождением старых и новых конструкций.

В 1515 г. на французский престол вступил молодой Франциск 1. При Франциске I по всей Франции развернулось обширное строительство, которое осуществляли как приглашенные из Италии, так и местные архитекторы. Оживилась строительная деятельность в Париже. В городе Блуа Франциск 1 начал перестраивать замок Шенонсо он хотел, чтобы этот замок затмил своим великолепием Ватиканский дворец.

Как вы думаете почему?

Замок строился по проекту Филибера Делорма. Наружный фасад здания, выходивший на откос берега реки, превратили в несколько ярусов открытых галерей с арками, обрамленными полуколоннами, пилястрами и рельефами- создавалось некое подобие лоджий Ватикана, повторявших в свою очередь архитектуру древнеримского амфитеатра Колизея.

Замок был сооружен на искусственном островке посередине реки Шер. Это небольшое здание с четырьмя башенками по углам увенчано лесом высоких кровель, шпилей, каменных труб; особую живописность ему придают люкарны- оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе. Возникает образ грациозный прихотливый, можно сказать, женственный. Не случайно этот замой носит название «Дамский». Он всегда принадлежал женщинам. Сначала фаворитке короля Генриха 2 Диане де Пуатье, а затем его законной супруге Екатерине Медичи.

Замок Шамбор (1519-1559) самый грандиозный замок в долине Луары. Строгий фасад здания венчает крыша, которая поражает невероятным богатством и разнообразием архитектурных украшений: высокими кровлями, каменными трубами, многоцветными окнами-люкарнами и множеством легких беседок. В глубине одного из четырех просторных вестибюлей находится гигантская парадная лестница созданная по проекту Леонардо да Винчи - две закручивающиеся спирали, заключенные в восьмигранник столбов.

Великолепный Шамбор стал вершиной и одновременно последним образцом оригинального стиля, воплощенного в замках Луары. Шамбор остался почти не тронутым временем памятником начала блестящего расцвета французского Возрождения.

Следующий этап развития французского искусства во многом связан с инициативой и личным покровительством Франциска I. В 30-х гг. XVI в. король-меценат решил расстаться с долиной Луары и перенести место пребывания двора в Париж — историческую столицу Франции. Задумав вернуть этому городу прежнюю славу политического, культурного и художественного центра страны, Франциск I с головой ушѐл в проект перестройки главного королевского дворца — Лувра. Тогда же вокруг Парижа возникло целое созвездие малых резиденций короля и его приближѐнных. Каждая из них должна была служить образцом нового вкуса, нового стиля жизни и нового искусства, призванных поднять престиж Франции в глазах всей Европы.

Для того чтобы осуществить эти замыслы, привлекались самые прославленные скульпторы, архитекторы и живописцы не только Франции, но и Италии: Микеланджело, Бенвенуто Челлини, Андреа дель Сарто.

ЖАН ГУЖОН

(около 1510 — после 1568)

Одним из самых талантливых мастеров французского Ренессанса является Жан Гуфон. Жизненный путь Жана до сих пор окутан тайной. Достоверно не известно, где и когда он родился, какое образование получил. Вероятно, он бывал в Италии, занимался там раскопками, изучал древние памятники.

Гужон — прежде всего скульптор, так же он участвовал в возведении архитектурных сооружений и часто рекомендовался заказчикам как зодчий.

В противоположность итальянским художникам, которых вдохновляла идея возрождения величия Древнего Рима, Гужон сумел почувствовать и воплотить в своих произведениях истинный дух искусства Древней Греции.

Самое совершенное из его созданий это «Фонтан невинных» (1547—1549 гг.) в Париже, построенный на месте старого кладбища, посвящѐнного невинным младенцам, убитым в Вифлееме по приказу царя Ирода. Гужон работал над ним совместно с архитектором Пьером Леско

. Фонтан украшали рельефы с изображениями нимф, наяд, тритонов и других мифических существ. Нимфы и наяды Гужона — словно живое воплощение водной стихии, принимающей в них человеческий облик. Кажется, что нe прихотливый замысел мастера заставляет струиться складки их лѐгких одеяний, а естественное течение водных потоков, то дробящихся, то сливающихся воедино. Интуиция художника как будто прозревает сквозь века великие образы греческой пластики.

Жан Гужон и Пьер Леско создали и другое выдающееся произведение французского Возрождения — западное крыло Лувра. Перестройка этого королевского дворца в Париже началась ещѐ в 1527 г., когда по приказу короля Франциска I снесли большую башню старого средневекового замка. Однако возводить новый дворец начали только в 1546 г. Работы возглавили Леско и Гужон. Леско, был автором архитектурного плана, в частности фасада, выходящего во внутренний двор: трѐхэтажного, с тремя одинаковыми ризалитами (частями здания, выступающими за основную линию фасада) в центре и по сторонам. Гужон занимался скульптурным оформлением здания. В украшении поверхности фасада использованы тончайшая игра светотени и сочетание разнообразных пластических форм — плоских выступов-ризалитов, глубоких ниш со статуями, рельефов и ажурных карнизов, особенно богато отделанных в верхнем ярусе. Точностью рисунка и совершенством форм луврский фасад обязан прекрасной классической подготовке, которую получил Жан Гужон.

В 60-х гг. Гужон, будучи протестантом, бежал из Парижа, спасаясь от преследований. Потом след теряется. Был ли он убит в одной из стычек, или нашѐл убежище в каком-нибудь тихом уголке, навсегда оставив занятия искусством, или покинул Францию. Как бы ни окончил свои дни Жан Гужон, творчество этого талантливого мастера остаѐтся ярким и исключительно цельным воплощением художественных исканий французского Возрождения.














































































«Сикстинская Мадонна» Рафаэль Санти


Диптих-изначально — употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединённые друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Впоследствии словом диптих стали называть списки имен, поминаемых во время литургии в древней церкви.
































«Иудейские древности» сборник из 20 книг, вольный светский пересказ еврейской истории, изложенной в книгах Ветхого Завета.





























































Пилястры-вертикальные выступы на поверхности стены, обычно имеющие базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

















































































Наяды- в греческой мифологии

дочери Зевса, были нимфами рек, ручьёв и озёр.

Итог урока.

1.Жан Фуке «Портрет Карла 7»

2. Замок Шамбор

3. Жан Фуке «Меленский диптих»

4. Пьер Леско и Жан Гужон «Фонтан невинных»

5. Парадная лестница замка Шанбор

6.Замок Шенонсо

7.Пьер Леско и Жан Гужон Лувр



Домашнее задание.






Скачать

© 2017 2439 150

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!