Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки.
Музыкальное путешествие как форма внеклассного события
(из опыта работы)
Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. «Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа». Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.
Цель работы художественно-эстетического воспитания учащихся заключается в формировании ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Внеклассная работа по музыке - это одна из форм работы учителя музыки, которая является средством развития эстетического вкуса учащихся. Она позволяет расширить и закрепить знания, полученные на уроке. Внеклассная работа является составной часть учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся. Разнообразие форм организации внеклассной работы обусловлено творческой инициативой учителя музыки, организатора внеклассной работы школы, отношением администрации.
Как и всякая работа по художественно–эстетическому воспитанию, внеклассная работа, должна согласовываться с программой по музыке для общеобразовательной школы. Основная задача учителя музыки заключается в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.
Любая форма приобщения к музыке не должна носить узкопредметный или специально дидактический характер, как то: воспитание вокально–хоровых навыков или навыков игры на музыкальных инструментах - любые навыки и умения должны выступать подспорьем воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей духовной культуры.
Эта задача решается в ходе музыкального путешествия в мир творчества композитора. Предлагаю вам опыт нашего методического объединения учителей музыки.
Наше методическое объединение, руководителем которого я являюсь, уже два года проводит такие события. Два года назад нас объединила музыкальная гостиная, на которой, в исполнении учащихся и педагогов, прозвучали вокальные и инструментальные произведения П.И.Чайковского, а 29 сентября 2016 года была проведена игра-путешествие «Мир творчества С. С. Прокофьева».
Цель нашего праздника: приобщение учащихся к произведениям великого русского советского композитора С.С.Прокофьева.
Задачи:
способствовать развитию у детей интереса к музыке и творчеству С. С. Прокофьева;
через опыт общения с произведениями различных жанров, формировать представление о стилистических особенностях музыки композитора;
совершенствовать художественные умения и навыки в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
содействовать привитию навыков работы в группе, умению грамотно выражать свои мысли, быть вежливыми и корректными по отношению друг к другу.
Участниками игры стали учащиеся 5-х классов всех школ города, команды по 6 человек. Игра проходила в форме путешествия по станциям:
«Симфоническая сказка «Петя и волк», «Музыкальный портрет», «Танцы, танцы, танцы», «Кантата «Александр Невский», «Музыкальный пейзаж»,
«Детская музыка».
При входе в зал каждый из участников получил билет одного из 6 цветов,
Таким образом, мы разделили всех участников на 6 команд: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ.
Ведущими на станциях стали учителя музыки школ города, которые образовали 7-ю команду - СИ.
Учащиеся старших классов Лицея стали кураторами.
Порядок прохождения командами станций определялся в соответствии с маршрутным листом, который получила каждая команда.
Станция «Симфоническая сказка «Петя и волк».
Ребята отгадывали по тембру, инструмент или инструменты звучат, и кому из героев симфонической сказки принадлежит тема. В помощь им были предложены карточки с изображением музыкальных инструментов.
На станции Музыкальный портрет ребят ждала встреча со сказочной героиней. Её имя было зашифровано в загадочном послании, открыв которое ребята нашли пуанты, танцевальную пачку и метлу. Без труда каждый догадался, что речь идёт о главной героине балете Прокофьева «Золушка».
В нашей сказке много волшебства и даже фея, не одна, а целых четыре. Фея лета, фея зимы, фея весны и фея осени. Ребята, послушав музыку определили, какая из фей у нас в гостях. Учащиеся характеризуют образ этой феи, полный света, добра, передающий настроение расцветающей весенней природы.
В заключении ребята написали Золушке послание о музыкальном портрете.
На станции Музыкальный пейзаж ребята окунулись в мир родной природ, а затем, с помощью красок, создали цветовую палитру утра вслушиваясь в прекрасную музыку С.С.Прокофьева.
На станции «Детская музыка» ребята встретитесь с детской музыкой Прокофьева,
ведь у самого композитора было двое сыновей – Святослав и Олег. Дети были очень весёлые и жизнерадостные. Иногда Прокофьев сравнивал их с кузнечиками. Ребята послушали «Шествие кузнечиков», после этого передали впечатление от музыки через игру на музыкальных инструментах.
Кантата «Александр Невский».
Кантата - жанр не часто встречающийся, но Прокофьев выбрал именно его, посвятив её великому подвигу полководца Александра Невского. Ребята определили, какая из 7 частей кантаты может являться характеристикой русского народа. Послушав хор «Вставайте, люди русские», сказали, что в ней призыв к защите родной земли. Присоединим свои голоса к хору из кантаты, спев главную мелодию хора, изобразив набат игрой на треугольниках.
Все ребята любят танцевать, об этом они рассказали на станции «Танцы, танцы, танцы», где они отправились на бал.
И нам с вами с помощью танца попытались ощутить волшебную атмосферу бала! Музыку для танца ребята выбирали самостоятельно! Это был вальс. Я помогла ребятам разучить несколько движений фигурного вальса, после чего ребята станцевали его.
Команды успешно прошли все этапы путешествия. После прохождения всех станций, команды вновь собрались в зале для подведения итогов игры-путешествия и награждения.
Учителя музыки подготовили музыкальный подарок – песня Александра Ермолова на слова Светланы Пярнянен «Гимн музыке», к исполнению которого с удовольствием присоединились дети.
На этом путешествие в мир музыки Прокофьева не закончилось, вновь и вновь ребята будут встречаться на уроках музыки с такой разной яркой, необычной музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева.