СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная культура первой половины XIX века.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Театр и музыка первой половины XIX века".

Просмотр содержимого документа
«Художественная культура первой половины XIX века.»

7. ТЕАТР И МУЗЫКА

7. ТЕАТР И МУЗЫКА

Пьесы и их авторы Репертуар театра пушкинского времени стал гораздо богаче, чем в XVIII в.  На русской сцене по-прежнему ставились пьесы знаменитых зарубежных драматургов: Шекспира, Бо марше. Вместе с тем появились многие замечательные отечественные авторы : А.С. Пушкин,  М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь

Пьесы и их авторы

  • Репертуар театра пушкинского времени стал гораздо богаче, чем в XVIII в. 
  • На русской сцене по-прежнему ставились пьесы знаменитых зарубежных драматургов: Шекспира, Бо марше.
  • Вместе с тем появились многие замечательные отечественные авторы : А.С. Пушкин,  М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь
В 1825 г. Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» , посвященную событиям русской истории начала XVII в.  цензура запретила ее постановку (впервые пьеса появилась на сцене лишь в 1870 г .). В период Болдинской осени Пушкин создал «Маленькие трагедии»  – четыре драмы, одна из которых («Моцарт и Сальери») была сыграна при жизни автора. А.С. Пушкин. А.С. Пушкин. «Борис Годунов». 1831 г.
  • В 1825 г. Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» , посвященную событиям русской истории начала XVII в.
  • цензура запретила ее постановку (впервые пьеса появилась на сцене лишь в 1870 г .).
  • В период Болдинской осени Пушкин создал «Маленькие трагедии» – четыре драмы, одна из которых («Моцарт и Сальери») была сыграна при жизни автора.

А.С. Пушкин.

А.С. Пушкин. «Борис Годунов». 1831 г.

Огромным успехом у русской публики пользовался жанр комедии . «Горе от ума»  Грибоедова поставили в Большом театре Петербурга через два года после смерти автора.   А.С. Грибоедов. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». 1833 г.
  • Огромным успехом у русской публики пользовался жанр комедии .
  • «Горе от ума» Грибоедова поставили в Большом театре Петербурга через два года после смерти автора.

  А.С. Грибоедов.

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». 1833 г.

Большой театр в Петербурге. С картины Г. Лори и М. Габриэля. 1800 г.

Большой театр в Петербурге. С картины Г. Лори и М. Габриэля. 1800 г.

Одной из вершин русской комедии XIX в. считается «Ревизор» . В 1836 г. пьесу сыграли на сцене императорского Александринского театра. На премьеру собралась светская публика, с неодобрением встретившая комедию. Во время представления в зале раздавались возгласы: «Невозможно, клевета, фарс». Николай I после спектакля сказал: «Здесь  досталось всем, а больше всех мне», однако пьесу не запретил, более того велел министрам ехать смотреть «Ревизора».
  • Одной из вершин русской комедии XIX в. считается «Ревизор» .
  • В 1836 г. пьесу сыграли на сцене императорского Александринского театра.
  • На премьеру собралась светская публика, с неодобрением встретившая комедию.
  • Во время представления в зале раздавались возгласы: «Невозможно, клевета, фарс».
  • Николай I после спектакля сказал: «Здесь  досталось всем, а больше всех мне», однако пьесу не запретил, более того велел министрам ехать смотреть «Ревизора».

Н.В. Гоголь. Н.В. Гоголь. «Ревизор». 1836 г. Афиша премьеры комедии «Ревизор» в Александринском театре. 1836 г.

Н.В. Гоголь.

Н.В. Гоголь. «Ревизор». 1836 г.

Афиша премьеры комедии «Ревизор» в Александринском театре. 1836 г.

В том же году Лермонтов закончил драму «Маскарад» , которая по цензурным соображениям при жизни автора не увидела сцену.   М.Ю. Лермонтов.
  • В том же году Лермонтов закончил драму «Маскарад» , которая по цензурным соображениям при жизни автора не увидела сцену.

  М.Ю. Лермонтов.

Любимые театральные жанры В театре первой половины XIX в. ставили мелодрамы, водевили, балеты, оперы.

Любимые театральные жанры

  • В театре первой половины XIX в. ставили мелодрамы, водевили, балеты, оперы.
Мелодр а ма , потеснившая классицистическую трагедию, привлекала зрителя показом «неистовых страстей». В мелодрамах совершались коварные убийства и низменные предательства, плелись хитроумные интриги. Зритель погружался в атмосферу «любви до гроба», безмерного горя, полного отчаяния.   Кстати, мелодраму любила не только публика, но и актеры. Она позволяла им в полной мере продемонстрировать свой талант и мастерство.
  • Мелодр а ма , потеснившая классицистическую трагедию, привлекала зрителя показом «неистовых страстей».
  • В мелодрамах совершались коварные убийства и низменные предательства, плелись хитроумные интриги.
  • Зритель погружался в атмосферу «любви до гроба», безмерного горя, полного отчаяния. 
  • Кстати, мелодраму любила не только публика, но и актеры.
  • Она позволяла им в полной мере продемонстрировать свой талант и мастерство.

С мелодрамой соперничал в популярности водев и ль . Историки театра подсчитали, что половину новых пьес, поставленных на русской сцене  в 1835 г., составляли водевили. Это был совершенно иной сценический жанр – легкий и шутливый, с увлекательной фабулой, путаницей ситуаций, с неожиданными превращениями персонажей. В водевилях звучали куплеты, исполнялись танцевальные номера. Нередко актеры затевали игру со зрителями (реплики, обращенные в зал)  Вот характерные названия некоторых водевилей того времени: «Женихи наизнанку»,  «В тихом омуте черти водятся», «Жена – делу всему вина». Часто темы водевилей откликались на злобу  дня, затрагивая всем известные лица и события.
  • С мелодрамой соперничал в популярности водев и ль . Историки театра подсчитали, что половину новых пьес, поставленных на русской сцене  в 1835 г., составляли водевили.
  • Это был совершенно иной сценический жанр – легкий и шутливый, с увлекательной фабулой, путаницей ситуаций, с неожиданными превращениями персонажей.
  • В водевилях звучали куплеты, исполнялись танцевальные номера.
  • Нередко актеры затевали игру со зрителями (реплики, обращенные в зал)
  • Вот характерные названия некоторых водевилей того времени: «Женихи наизнанку»,  «В тихом омуте черти водятся», «Жена – делу всему вина».
  • Часто темы водевилей откликались на злобу  дня, затрагивая всем известные лица и события.
Помимо спектаклей в театрах нередко устраивали бенеф и сы . Так назывались представления, которые труппа давала в честь одного из своих лучших актеров. Бенефисы чем-то напоминали празднование именин.  Появление на сцене виновника тожества (бенефици а нта) сопровождалось громом аплодисментов. Ему подносили подарки, цветы. Затем проходило представление, сборы от которого шли в пользу героя бенефиса.
  • Помимо спектаклей в театрах нередко устраивали бенеф и сы .
  • Так назывались представления, которые труппа давала в честь одного из своих лучших актеров.
  • Бенефисы чем-то напоминали празднование именин. 
  • Появление на сцене виновника тожества (бенефици а нта) сопровождалось громом аплодисментов.
  • Ему подносили подарки, цветы.
  • Затем проходило представление, сборы от которого шли в пользу героя бенефиса.
Актеры и их роли. Самой блистательной драматической актрисой пушкинского времени была Екатерина Семеновна Семенова . Она обладала прекрасными сценическими данными: величавая фигура, напоминающая античные статуи, звучный голос, выразительные жесты. В игре Семеновой звучали отголоски искусства классицизма  XVIII в. Она с одинаковым успехом играла как в античных трагедиях, так и в пьесах новейших европейских драматургов Расина, Вольтера, Шиллера.

Актеры и их роли.

  • Самой блистательной драматической актрисой пушкинского времени была Екатерина Семеновна Семенова .
  • Она обладала прекрасными сценическими данными: величавая фигура, напоминающая античные статуи, звучный голос, выразительные жесты.
  • В игре Семеновой звучали отголоски искусства классицизма  XVIII в.
  • Она с одинаковым успехом играла как в античных трагедиях, так и в пьесах новейших европейских драматургов Расина, Вольтера, Шиллера.
Е.С. Семенова. Е.С. Семенова в роли Клеопатры.

Е.С. Семенова.

Е.С. Семенова в роли Клеопатры.

Это интересно.  Семенова родилась в семье крепостного крестьянина. Но, став знаменитой актрисой, вышла замуж за известного вельможу князя И.А. Гагарина. Видимо, по этой причине ей пришлось оставить сцену в расцвете творческих сил. 

Это интересно.

  • Семенова родилась в семье крепостного крестьянина. Но, став знаменитой актрисой, вышла замуж за известного вельможу князя И.А. Гагарина. Видимо, по этой причине ей пришлось оставить сцену в расцвете творческих сил. 
Павел Степанович Моч а лов  Его зачислили в труппу императорского театра в возрасте 16 лет.  обладавший выразительной внешностью и проникновенным голосом, играл главным образом романтических героев , не знавших ни счастья, ни покоя. Своей игрой Павел Степанович не раз заставлял зрителей плакать     П.С. Мочалов.

Павел Степанович Моч а лов

  • Его зачислили в труппу императорского театра в возрасте 16 лет.
  • обладавший выразительной внешностью и проникновенным голосом, играл главным образом романтических героев , не знавших ни счастья, ни покоя.
  • Своей игрой Павел Степанович не раз заставлял зрителей плакать 

   П.С. Мочалов.

   П.С. Мочалов среди своих почитателей. С картины Н.В. Неврева. 1888 г.

   П.С. Мочалов среди своих почитателей. С картины Н.В. Неврева. 1888 г.

Лучшей ролью Мочалова считался шекспировский Гамлет. Умер Мочалов трагически, жестоко простудившись зимой. Гроб с его телом поклонники артиста пронесли через всю Москву и опустили в могилу на Ваганьковском кладбище. В одном из некрологов говорилось: «Мы схоронили Мочалова, и теперь… не услышим на нашей сцене ни болезненного, душу раздирающего стона Гамлета,  ни бешеного вопля Мавра, ни детского плача Лира». Долгое время московский Малый театр , где выступал актер, называли «домом Мочалова».
  • Лучшей ролью Мочалова считался шекспировский Гамлет.
  • Умер Мочалов трагически, жестоко простудившись зимой. Гроб с его телом поклонники артиста пронесли через всю Москву и опустили в могилу на Ваганьковском кладбище.
  • В одном из некрологов говорилось: «Мы схоронили Мочалова, и теперь… не услышим на нашей сцене ни болезненного, душу раздирающего стона Гамлета,  ни бешеного вопля Мавра, ни детского плача Лира».
  • Долгое время московский Малый театр , где выступал актер, называли «домом Мочалова».
Приход реализма в театр. В первой половине XIX в.   в русском театральном искусстве произошли большие перемены. На смену классицизму пришел реализм . Он стремился к воссозданию на сцене подобия подлинной жизни. Поменялись декорации, костюмы, реквизит. Вырос интерес к бытовым деталям.  Персонаж перестал быть лицом героическим, он превратился в человека  из толпы . Поведение героя на сцене во многом обусловливалось жизненными обстоятельствами. Все это потребовало от актеров новой манеры игры, основанной на наблюдении самой жизни.

Приход реализма в театр.

  • В первой половине XIX в.   в русском театральном искусстве произошли большие перемены.
  • На смену классицизму пришел реализм .
  • Он стремился к воссозданию на сцене подобия подлинной жизни.
  • Поменялись декорации, костюмы, реквизит. Вырос интерес к бытовым деталям. 
  • Персонаж перестал быть лицом героическим, он превратился в человека  из толпы . Поведение героя на сцене во многом обусловливалось жизненными обстоятельствами. Все это потребовало от актеров новой манеры игры, основанной на наблюдении самой жизни.
Михаил Семенович Щепкин  Почти 60 лет он провел на русской сцене: начинал как крепостной артист в провинции (Щепкина выкупили из крепостной неволи поклонники его таланта),  а закончил ведущим актером императорского Малого театра в Москве. Среди ценителей его огромного таланта были Пушкин, Гоголь, Белинский.  Пушкин, слушая рассказы Щепкина о своей жизни, предложил ему написать воспоминания и даже подарил чистую тетрадь, где свой рукой вывел их первые строки.

Михаил Семенович Щепкин

  • Почти 60 лет он провел на русской сцене: начинал как крепостной артист в провинции (Щепкина выкупили из крепостной неволи поклонники его таланта),  а закончил ведущим актером императорского Малого театра в Москве.
  • Среди ценителей его огромного таланта были Пушкин, Гоголь, Белинский. 
  • Пушкин, слушая рассказы Щепкина о своей жизни, предложил ему написать воспоминания и даже подарил чистую тетрадь, где свой рукой вывел их первые строки.
М.С. Щепкин. «Записки». Современное издание   М.С. Щепкин.

М.С. Щепкин. «Записки». Современное издание

  М.С. Щепкин.

В отличие от Мочалова, который постоянно импровизировал на сцене, доверяясь своему вдохновению и интуиции, Щепкин тщательно работал над ролью, глубоко вникал в характер своего героя. Михаил Семенович не получил серьезного театрального образования , но он обладал удивительной способностью сценического перевоплощения, т.е. умел «влезть в шкуру представляемого лица», что было очень важно для реалистического театра. Маленький, толстый, некрасивый от природы , Щепкин на сцене преображался и представал то грибоедовским Фамусовым, то гоголевским городничим.
  • В отличие от Мочалова, который постоянно импровизировал на сцене, доверяясь своему вдохновению и интуиции, Щепкин тщательно работал над ролью, глубоко вникал в характер своего героя.
  • Михаил Семенович не получил серьезного театрального образования , но он обладал удивительной способностью сценического перевоплощения, т.е. умел «влезть в шкуру представляемого лица», что было очень важно для реалистического театра.
  • Маленький, толстый, некрасивый от природы , Щепкин на сцене преображался и представал то грибоедовским Фамусовым, то гоголевским городничим.
М.С. Щепкин. М.С. Щепкин в роли Фамусова из спектакля Малого театра «Горе от ума». Фотография. Середина XIX в.

М.С. Щепкин.

М.С. Щепкин в роли Фамусова из спектакля Малого театра «Горе от ума». Фотография. Середина XIX в.

Рождение русской оперы Первая половина XIX в. ознаменовались рождение русской классической оперы . Ее создателем считается Михаил Иванович Глинка . Он родился в дворянской семье и первые музыкальные впечатления получил от игры крепостного оркестра своего дяди. Нередко маленький Миша  брал  в руки скрипку или флейту и подыгрывал крепостным музыкантам во время танцев.

Рождение русской оперы

  • Первая половина XIX в. ознаменовались рождение русской классической оперы .
  • Ее создателем считается Михаил Иванович Глинка .
  • Он родился в дворянской семье и первые музыкальные впечатления получил от игры крепостного оркестра своего дяди.
  • Нередко маленький Миша  брал  в руки скрипку или флейту и подыгрывал крепостным музыкантам во время танцев.
М.И. Глинка.

М.И. Глинка.

В ту пору консерваторий –   музыкальных учебных заведений, где готовят композиторов, в России не было . Поэтому Глинка во многом был самоучкой .  В юности он брал уроки пения и игры на фортепиано у иностранных учителей , работавших в России, а в 26 лет совершил большое путешествие по Европе , где познакомился с лучшими достижениями немецкого и итальянского оперного искусства .
  • В ту пору консерваторий –   музыкальных учебных заведений, где готовят композиторов, в России не было .
  • Поэтому Глинка во многом был самоучкой .
  • В юности он брал уроки пения и игры на фортепиано у иностранных учителей , работавших в России, а в 26 лет совершил большое путешествие по Европе , где познакомился с лучшими достижениями немецкого и итальянского оперного искусства .
После возвращения на родину Глинка задумал написать собственную оперу.  Сюжет ему предложил поэт В.А. Жуковский. Это – рассказ о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина , который  в 1613 г., спасая царя Михаила Романова, завел отряд поляков в непроходимые леса, за что поплатился жизнью  
  • После возвращения на родину Глинка задумал написать собственную оперу.
  • Сюжет ему предложил поэт В.А. Жуковский.
  • Это – рассказ о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина , который  в 1613 г., спасая царя Михаила Романова, завел отряд поляков в непроходимые леса, за что поплатился жизнью  
В.А. Жуковский. Иван Сусанин. С картины М.В. Фаюстова. 2003 г.

В.А. Жуковский.

Иван Сусанин. С картины М.В. Фаюстова. 2003 г.

В 1836 г.  Глинка закончил оперу «Иван Сусанин» , которая по указанию Николая I была переименована в «Жизнь за царя». В том же году ее поставили в Петербурге в Большом театре  Впервые русская публика услышала музыкальное произведение, написанное по всем классическим канонам оперного искусства: со вступлением ( уверт ю рой ), сольными партиями ( а риями ) , хором, торжественным финалом .
  • В 1836 г. Глинка закончил оперу «Иван Сусанин» , которая по указанию Николая I была переименована в «Жизнь за царя».
  • В том же году ее поставили в Петербурге в Большом театре
  • Впервые русская публика услышала музыкальное произведение, написанное по всем классическим канонам оперного искусства: со вступлением ( уверт ю рой ), сольными партиями ( а риями ) , хором, торжественным финалом .
Зрительный зал петербургского Большого театра. С картины С.Ф. Галактионова по оригиналу П.П. Свиньина. 1820-е г... Плакат «Опера Глинки «Жизнь за царя». 1892 г.

Зрительный зал петербургского Большого театра. С картины С.Ф. Галактионова по оригиналу П.П. Свиньина. 1820-е г...

Плакат «Опера Глинки «Жизнь за царя». 1892 г.

Вслед за «Иваном Сусаниным» Глинка написал еще одну оперу –  «Руслан и Людмила»   по поэме Пушкина. М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». С картины И.Е. Репина. 1887 г. Обложка издания оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». 1885 г.
  • Вслед за «Иваном Сусаниным» Глинка написал еще одну оперу –  «Руслан и Людмила»   по поэме Пушкина.

М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». С картины И.Е. Репина. 1887 г.

Обложка издания оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». 1885 г.

ИТОГ В первой половине XIX в. русский театр переживал подъем. На драматической сцене блистали актеры Е.С. Семенова, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин. Композитор М.И. Глинка написал первую отечественную классическую оперу .

ИТОГ

  • В первой половине XIX в. русский театр переживал подъем.
  • На драматической сцене блистали актеры Е.С. Семенова, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин.
  • Композитор М.И. Глинка написал первую отечественную классическую оперу .
Русский романс В пушкинское время среди любителей музыки, а таких было немало, поскольку музыкальнее образование входило в систему дворянского воспитания, большую популярность получил романс .  Так называлось стихотворение, написанное поэтом и положенное на музыку композитором . Исполнялся романс певцом под аккомпанемент фортепиано или гитары

Русский романс

  • В пушкинское время среди любителей музыки, а таких было немало, поскольку музыкальнее образование входило в систему дворянского воспитания, большую популярность получил романс .
  • Так называлось стихотворение, написанное поэтом и положенное на музыку композитором .
  • Исполнялся романс певцом под аккомпанемент фортепиано или гитары
  Гитарист. С картины В.А. Тропинина. 1823 г.

  Гитарист. С картины В.А. Тропинина. 1823 г.

Наверное, ни один русский композитор XIX в. не оставил без внимания романс. Это – М.И. Глинка , А.С. Даргомыжский  ,  позже – Н.А. Римский-Корсаков , М.П. Мусоргский , П.И. Чайковский и другие.
  • Наверное, ни один русский композитор XIX в. не оставил без внимания романс.
  • Это – М.И. Глинка , А.С. Даргомыжский  ,  позже – Н.А. Римский-Корсаков , М.П. Мусоргский , П.И. Чайковский и другие.
   М.И. Глинка. Н.А. Римский-Корсаков. М.П. Мусоргский    А.С. Даргомыжский   П.И. Чайковский.

   М.И. Глинка.

Н.А. Римский-Корсаков.

М.П. Мусоргский

   А.С. Даргомыжский

  П.И. Чайковский.

обращались к лучшим произведениям поэзии А.С. Пушкина («Я помню чудное мгновение», «Я вас любил»), М.Ю. Лермонтова («Белеет парус одинокий», «Выхожу один я на дорогу») , Ф.И. Тютчева («Я встретил вас»), А.А. Фета («На заре ты ее не буди») . Глинка написал музыку к стихотворению Пушкина «Я помню чудное мгновение», посвященное Анне Керн
  • обращались к лучшим произведениям поэзии А.С. Пушкина («Я помню чудное мгновение», «Я вас любил»), М.Ю. Лермонтова («Белеет парус одинокий», «Выхожу один я на дорогу») , Ф.И. Тютчева («Я встретил вас»), А.А. Фета («На заре ты ее не буди») .
  • Глинка написал музыку к стихотворению Пушкина «Я помню чудное мгновение», посвященное Анне Керн
Одним из выдающихся создателей романсов был композитор А.А. Алябьев. Он написал 150 романсов, среди которых наибольшую известность получил «Соловей» на стихи А.А. Дельвига А.А. Алябьев.
  • Одним из выдающихся создателей романсов был композитор А.А. Алябьев.
  • Он написал 150 романсов, среди которых наибольшую известность получил «Соловей» на стихи А.А. Дельвига

А.А. Алябьев.

Жанр и тематика русского романса были весьма разнообразны: элегия  (грустное по настроению произведение ), романтическая баллада, «жестокий романс» ( о трагической любви ), цыганский.  Кстати, большое влияние на романс оказали русские народные и цыганские песни , столь популярные в дворянской среде того времени.
  • Жанр и тематика русского романса были весьма разнообразны: элегия (грустное по настроению произведение ), романтическая баллада, «жестокий романс» ( о трагической любви ), цыганский.
  • Кстати, большое влияние на романс оказали русские народные и цыганские песни , столь популярные в дворянской среде того времени.
ИТОГ Романс был ярким явлением русской музыкальной культуры XIX в., которому отдали дань многие композиторы .

ИТОГ

  • Романс был ярким явлением русской музыкальной культуры XIX в., которому отдали дань многие композиторы .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!