Художественно- эстетическая деятельность мл. школьников.
Внеурочная деятельность в начальной школе должна способствовать формированию:
- - целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
- - эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- - навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- - значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
- - уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать , принимать решения и др.
- реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего - конструирование), домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.
Эстетическое и художественное воспитание
- Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности, процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.
- Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.
- Эстетическое воспитание и развитие осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее серцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание , образование и развитие учащихся
Эстетическое и художественное воспитание
- Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать. переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.
- Художественное образование – процесс освоения детьми совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.
- Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.
Эстетическое и художественное воспитание
- Только целенаправленное вовлечение детей в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.
- Обладает двумя основными функциями :
1. Формирование эстетическо-ценностной ориентации личности.
2. Развитие ее эстетическо-творческого потенциала.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием.
«Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» Б. Неменский
В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.
Это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала.
Объектом отражения эстетического сознания является природная и социальная действительность.
Субъектом отражения выступает общество в целом, через конкретных индивидов, социальные группы, классы.
Эстетическое восприятие (продукт – образ и смысл, развитие способности различения формы, цвета, оценки композиции,
оттенки звука)
Эстетическое чувство (переживание, наслаждение, катарсис)
Эстетическая потребность
Эстетические взгляды
Эстетический идеал - центральное звено эстет. сознания
(представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека).
Эстетический вкус (способность оценивать предметы, явления, произведения искусства с позиций идеала)
Эстетическое суждение – доказательная, аргументированная, обоснованная оценка эстетических явлений общественной жизни, природы, искусства (важно знание предмета).
- Термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через страдание и сострадание
- Это очищение, этическое и эстетическое, оздоровляющее душу и тело, психику, внутренний мир личности посредством искусства через эстетические переживания.
Как составная часть духовной культуры предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого в искусстве и в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека.
Критерии эстетической воспитанности:
наличие широких интересов к различным видам искусства, потребности в общении с ними,
наличие способностей восприятия, эмоционального переживания (эстетических чувств), воображения, мышления и художественно-эстетической образованности,
проявление во всем комплексе поведения и отношений человека (его поступки, трудовая деятельности, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид) ,
наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса,
развитая способность к воспроизведению, любованию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.