СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Художественная культура».

1. Особенности развития художественной культуры России. Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.

            Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.

            В развитии художественного творчества в XVIII веке можно выделить эпоху барокко 40-50-е годы и эпоху классицизма вторая половина века.

Просмотр содержимого документа
«Художественная культура»

Тема урока: «Художественная культура».

1. Особенности развития художественной культуры России. Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.

Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.

В развитии художественного творчества в XVIII веке можно выделить эпоху барокко 40-50-е годы и эпоху классицизма вторая половина века.

2. Литература. Сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.

Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский.

У истоков новой русской драматургии стоял автор первых русских трагедий и комедий, Александр Петрович Сумароков. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а так же около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты из русской истории («Дмитрий Самозванец»).

Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем Французской революции привело, к тому, что писатели посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Победы русского оружия и другие знаменательные события, а также вступление на престол новых монархов сделали популярным особый вид стихов — торжественные оды. Наиболее известными были оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

Начало сентиментализма (внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи), связано с именем Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). В своей повести «Бедная Лиза» он сумел доказать простую истину что «и крестьяне любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.

Значительным явлением литературы и общественной мысли стала книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, появившаяся в 1790г. на прилавках книжного магазина в Петербурге. О книге сразу пошла молва. Экземпляр ее попал и в руки Екатерины II, после чего автор был заключен в Петропавловскую крепость, почти весь тираж книги уничтожили. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой в Сибирь.

В «Путешествии...» был брошен открытый, гневный вызов самодержице и всему российскому дворянству. «Звери алчные! Пиявицы ненасытные! Что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — воздух». Радищев провозглашал право народа на восстание против существующего строя, что было созвучно идеям Французской революции. Екатерина сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева».

Стали выходить и журналы первых русских просветителей. В некоторых из них содержалась острая критика крепостничества, отсталых порядков в стране. О многом говорилось намеками, иносказательно. Просветителем и первым независимым издателем России стал Николай Новиков со своим журналом «Трутень». В нем он выступал против помещиков-крепостников, которые пользовались плодами труда других, а сами не работали. Со временем в «Трутне» появились нападки и на саму Екатерину II, говорилось о ее неограниченном самолюбии, эгоизме. Этого государыня стерпеть уже не могла. «Трутень» был закрыт. Новикoв открыл другой журнал, «Живописец», где продолжал свои обличения. Власти закрыли и этот журнал.

3. Архитектура. Как уже отмечалось выше, культура России XVIII столетия была представлена 2 стилями - барокко и класси­цизмом, которые наиболее ярко проявились в архитектуре. Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли. Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом в 16 лет юноша приехал в Россию. Архитектурные ансамбли Растрелли выполнены в стиле барокко – пышность фасадов, фасады украшены памятными колонными, колонны расставлены по всему фасаду. Растрелли автор крупнейших архитектурных ансамблей:

  • Зимний дворец в Петербурге;

  • Екатерининский дворец в Царском селе;

  • Большой дворец в Петербурге.

Во второй половине века преобладает классицизм, основанный на образцах классической античной архитектуры. Ей присущи простота и строгость форм, выделение главного сооружения в ансамбле, симметричное расположение зданий, строгое внешнее оформление.

Архитектура эпохи классицизма особенно хорошо представлена в Москве. Неоценим вклад в архитектуру этого периода гениального русского зодчего В. И. Баженова. В Москве на холме против Кремля вырос по его проекту дворец, вид которого никого не оставит равнодушным. Это Пашков дом, называвшийся так по имени заказчика, заводчика Пашкова. Изящное и возвышенное, здание поражает легкостью, воздушностью форм, неповторимым сочетанием колонн с ротондой на крыше и боковыми галереями. Художники очень любили рисовать это чудо архитектуры. Свой талант посвятил Москве М. Ф. Казаков. В Кремле он возвел монументальное здание Сената. Строгий и величественный ансамбль Московского университета украсил древнюю столицу.

4. Живопись и скульптура. Во второй половине XVIII века наблюдался дальнейший расцвет изобразительного искусства. Интерес к личности человека, его индивидуальным чертам и внутреннему миру отражается в художественном творчестве. Поэтому ведущим жанром был портрет, другие жанры: историческая живопись, театральные декорации, пейзажи, натюрморты, сцены из народной жизни.

Известные портретисты: Иван Петрович Аргунов создал галерею парадных изображений графов Шереметевых. Рисовал и на бытовые темы «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье», «Девушка в кокошнике». Его сын Николый Иванович Аргунов прославился образами крепостных актрис графов Шереметевых. Портрет П.И. Ковалевой – Жемчуговой.

Портреты Федора Степановича Рокотова отличались особой душевной тонкостью и многогранностью личности, отличались высоким мастерством: парадные портреты Екатерины II, его сына Павла.

Дмитрий Григорьечич Левицкий (1735-1822) был учеником Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Портреты Дидро, Новикова.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) впервые дает на портретах, кроме изображения образа, также пейзажный фон. Наиболее известные мастера исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир и Рогнеда») и Григорий Иваноич Угрюмов («Взятие Казани»).

Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740 – 1805). Умел создавать из мрамора тончайшие черты образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицына, статуя «Екатерины- законодательницы», бюст Ломоносова. Под конец жизни мастер ослеп и умер в бедности.

Впервые на улицах стали появляться памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, установленный в центре Петербурга в честь Петра I.

Практически все правители России XVIII века внесли большой вклад в собирание произведений Художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в саамы сложные периоды военного лихолетья. На этой основе возникла крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа.

5. Театр. Становление русского профессионального театра связано с именем Ф. Г. Волкова, которого называют отцом русского театра. Волков был из семьи костромских купцов. Природа наделила этого талантливого человека всеми артистическими качествами: редкостной сценической внешностью, обаянием незаурядной личности, прекрасным выразительным голосом, музыкальными способностями. К тому же он показал себя блестящим организатором театрального дела. В 1750 г. Волков создал в Ярославле общедоступный театр, получивший добрую славу далеко за пределами города. Об этом узнала Екатерина II. Волкова с труппой затребовали в Петербург, где в 1756 году был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», в котором Волков при Содействии Сумарокова Алексея Петровича стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 года – директором. Это был первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Театр Волкова имел блистательный успех, публика восторженно принимала все представления артистов. Смерть настигла Волкова в расцвете сил.

Одной из ярких особенностей стало появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были крепостные театры графов Шереметьевых в Кускове и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры. Московских крепостных актрис Ковалеву-Жемчугову, Шлыкову – Гранатову приезжали слушать специально из Петербурга.

Д.з. Повторить все темы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!