СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Христианская семья

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока ОРКСЭ (модль ОПК) по теме: "Христианская семья" 

Просмотр содержимого документа
«Христианская семья»



Учитель Пакина Татьяна Александровна

Место работы МБОУ «СОШ №1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Должность учитель русского языка и литературы

Общая информация

Модуль ОПК

УМКИзд . «Просвещение» Учебник А.В. Кураева « Основы православной культуры»

Тема урокаХристианская семья

Тип урока комбинированный

Цель и задачи сформировать представление о семье как о базовой ценности общества;

урока.познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи,
ввести их наименования в активный словарный запас учащихся;

познакомить с таинством венчания;

сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в

кругу семьи;

развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства,

связанные с темой урока;

обогащать словарный запас детей.

Участники: обучающиеся 4 класса

Подготовительная подготовить презентацию для сопровождения теоретического материала;

работа проект « Моя семья»

Ресурсы учебное пособие А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4–5 класс, компьютер, проектор.

Формы работы слушание, работа в тетради, рассматривание и обсуждение иллюстраций к уроку, работа

на уроке: с учебником.

Основные понятия: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность.


УУД ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА


  • Личностные Обладают знаниями о семье и необходимости бережного и ответственного отношения

друг к другу.

  • Предметные Имеют представление о понятии «Христианская семья»


  • Метапредметные Работают над проектом «Моя семья»

  • (регулятивные Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из

УУД, различных источников.

Познавательные Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи.

УУД,

Коммуникативные Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

УУД)

Формы контроля 1.Тестовые задания по вопросам предметного содержания урока.

и диагностики

достижения результатов 2. Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урока.

обучения

Литература * Учебник А.В. Кураева « Основы православной культуры»

основная и

дополнительная * С.И. Ожегов ,Д.Н.Ушаков «Толковый словарь»

* желтое, красное солнышко, пословицы.

Интернет – ресурсы * электронное пособие к модулю «Основы православной культуры»

* мультимедийная презентация






Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему «Христианская семья»





Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.



-Здравствуйте, ребята!

(форма общения - круг)

Психогимнастика (эмоциональный настрой)

-Поприветствуйте друг друга особым приветствием «Здравствуйте»

Желаю (большой палец)

Успеха (указательный)

Большого (Средний)

Во всем (безымянный)

И везде (Мизинец)

Здравствуйте(ладонь)

-Прикоснитесь ладошками, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.

 – А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. 

- В кругу проще вести открытый разговор «глаза в глаза».

-А сейчас посмотрите на выставку ваших работ и подумайте над таким вопросом:

– почему эти люди вам дороги?

- А за что они вас любят?

Как можно вас назвать всех вместе?

Приветствуют учителя,встают в круг















Отвечают дети





(Дети выбирают себе ладошку определенного цвета).

(Меня любят за то, что я помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, аккуратный и хорошо учусь.. )

Создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.


2 Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Спасибо за ваши ответы.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?


Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья» выдумаете, как называется семья, которая живет по Заповедям, Божьим законам? Христианская семья

Прошу сесть по группам, ориентируясь на цвет ладошки.

Прошу сформулировать тему и цель урока.

что в себя включает понятие «Семья», какие категории входят в понятие «христианская семья», что такое венчание, что обозначает обручальное кольцо.

Итак, тема нашего урока: «Христианская семья».




(семья)




(Мы будем говорить о семье)

Отвечают все желающие









Записывают тему урока сопроводительном листе.

Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного

интереса.





Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.


3.

Актуализация имеющихся знаний по теме.








-Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья?

А теперь внимание на доску. Прочтите.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ - родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Возьмите свои ладошки и на пальчиках напишите 5 главных качеств, необходимых в семье


Работа в группах (поиск информации)

А что же обозначает слово семья? Давайте обратимся к толковым словарям и найдем там нужную нам информацию.

- Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное они родные друг другу.

Чтецы

Что такое семья? 
Вы спросите меня. 
Я отвечу вам с удовольствием, 
Что семья - это дом, 
Садик мой за окном, 
И семья - это малая Родина! 
Под пургой и дождём 
Нас согреют теплом 
И помогут в любых ситуациях 
Мамы милой глаза, 
И улыбка отца, 
И ватрушки, и булочки бабушки! 
В мир идём из семьи, 
Там и корни твои, 
Твоя долгая жизнь начинается. 
И основа основ -Наш родительский дом, 
И семьёй в мире жизнь продолжается.

Спасибо, ребята

Семья – это папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка...












Учащиеся работают со словарями Ожегова С.И., Ушакова Д.Н., В.Даля










Стихотворение «Что такое семья?»

Читает подготовленный ученик.





Активизация личного опыта ученика, использование его в обучении.


Формирование умений анализировать, выделять существенные признаки.



Уметь слушать и слышать понимание речи других.




4.Применение знаний и умений










Работа в парах















5 Знакомство с новым понятием















Поисковое чтение в группах















Видеофрагмент



Игра «Собери пословицы»




















6

Обобщение и систематизация знаний.















6.

Информационная работа в парах

























7.

Контроль и усвоение знаний
























Подарок маме
























































8.

Рефлексия.

Подведение итогов











9 Домашнее задание (по выбору)

- А сейчас откройте страницу 86 учебного пособия. Прочитайте шепотом первое предложение.

- С чем сравнивает семью автор учебного пособия?

Что такое ковчег?

- Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

На чем основана семья? Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте учебника . 86 2 абзац

Работаем в парах. Можно потихоньку совещаться.(Текст учебника) от «Семья - это маленький ковчег… до «…Но если он болеет - и мне плохо»)

- Прошу озвучить результаты работы


Из текста мы узнали, что семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей.


Физкультминутка «Моя семья»


Демонстрацияпрезентации « Венчание»

Существует пословица : Браки совершаются на небесах

Что это значит?

Как называется обряд создания семьи в церкви?

Венчание

Учитель:

- издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь


- Материалы нашего учебного пособия расскажут нам много нового (стр. 86). Просмотрите данное текстовое поле и выберете нужную информацию

Поисковое чтение в группах

Что такое венчание?

Венец и кольцо, что они означают?

Отношения в семье, тактичность


Зачитайте подчеркнутую информацию.

Что из прочитанного материала оказалось для вас новым?

Что показалось удивительным?

Знаете ли вы пример настоящей христианской семьи?


Праздник в честь Петра и Февронии

8 июля «День любви, семьи и верности»

У них можно поучиться настоящей любви, любви до конца своей жизни

А где еще можно научиться любить?

Найдите ответ в тексте с.87

Научиться любить можно в родительском доме, т.е. в семье

Вековая народная мудрость сохранилась в пословицах


Закрепление (пословицы)


Семья без детей, что цветок без запаха

Родительская любовь крепче каменных стен.

Когда семья вместе, и сердце на месте.

Тот не умирает, кто детей не покидает.

Нет милее дружка, чем родимая матушка.

Кто родителей почитает, вовек не пропадает.


К какой же мысли привели нас русские пословицы? Что мы из них узнали?

-Правильно, ребята, дети являются очень важной частичкой христианской семьи.

Найдем подтверждение нашим мыслям в тексте

Рождение детей наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.

Работа с текстом (сказкой)

Я для вас подготовила еще одну пословицу:«Материнское сердце в детях»


Нам предстоит прочитать притчу, посмотрите на пословицу и попытайтесь догадаться о чем она?

Чтение с остановками

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными

березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу

разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза-мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола.

Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия.

Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям

«Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

О чем эта притча?

Прочитаете самостоятельно последний абзац сказки

Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка услышите, как бьется в нем материнское сердце.

Что вы узнали из последнего абзаца?

Какая мысль Вас поразила?

Сердце матери любит своих детей, оберегает и защищает.

Напишите слова любви и благодарности своим мамам

Как мы должны относиться к старшим в семье?

Еще одной отличительной особенностью христианской семьи является почитание старших, одна из заповедей так и гласит:

ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ.

- Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая и крепкая.


Вот так, воспитываясь на народной мудрости мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.


Ребята, подведем итог. Как Вы думаете, что делает семью дружной и крепкой.


Должны быть традиции, совместное время провождение. С.87


- Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.

- В чем особенность христианской семьи.

- Какую семью называют дружной?


Мы многое узнали из текста, работа была продуктивной

Работа с плакатом


Незаконченные предложения

Я узнал нового

Мне понравилось

Расскажу дома




- Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно.

-Вы многое узнали, были активными.


Найти и прочитать стихотворение о семье.


Подобрать пословицы, характеризующие ценность семьи.

Нарисовать эмблему счастливой семьи


- Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

- ВСЕМ СПАСИБО! УРОК ОКОНЧЕН.

Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.

Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.

Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.
(И. Афонская)














Дети открывают страницу 86 и читают первое предложение

Ответы детей



( Семья – наш дом, наша защита, наша опора.)



Ребята работают в паре Отвечают желающие.

-Семью создают два человека, полюбившие друг друга.










При ответе каждый свою руку кладет на плечо соседа.



Внимательно смотрят на экран и слушают учителя.













Дети работают с текстом группами и подчеркивают



Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное.



Обмен мнениями.






У каждой группы на столе лежат пословицы

Дети работают.

Собрать пословицу и объяснить



Ищут ответ в тексте с.87






















Ответы детей












(это 5 заповедь.)



Дети читают хором.





Ответы детей .

(это порядок, нам надо слушаться своих родных,)

( почаще бывать в церкви и общаться с богом).

(совместно проведенные праздники) (мои любимые. День рождения. Новый год. Пасха…)


Дети по очереди передают мягкое игрушечное сердечко.


Чтение детьми стихов.

Там, где дружная семья

От счастья кружится голова!

Лица светятся улыбкой.

Словно звездочки горят.

Там, где дружная семья

Спорятся отлично все дела!

Там, где дружная семья

Удач тропинка пролегла.







пишут на лучиках солнышка свои высказывания.

(понимание, забота, помощь, любовь, внимание…..)











На столах лежат красные


Сердечки, пишут слова











Дети записывают домашнее задание.




















Представители от каждой группы собирают плакат































Дать учащимся конкретное представление о христианской семье









Развитие творческих способностей.


Поиск и выделение необходимой информации.



Восприятие и

переработка информации,

формирование новых знаний о семье.






















Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень овладения учебным материалом.


Подводят итоги своей деятельности.






Создание условий для проявления познавательной активности учеников, выборочного чтения.









Выделить существенную

характеристику «христианской семьи»






Организовать самостоятельное

выполнение учебного материала.














Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень овладения учебным материалом.


Подводят итоги своей деятельности.











































Приложение 1. Контроль и усвоение знаний.

Рефлексия ( выбери правильный ответ)


Работа с тестовыми заданиями.

1. Церковное таинство бракосочетания:

* Венчание

*Крещение

* Миропомазание

2.Венцы в таинстве венчания символизируют:

* Вечность

* Богатство

* Долгая жизнь

* Единство любви и испытаний.

3. Вычеркни «лишнее» слово:

Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.





















Маршрутный лист

Ф. И. ___________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): _______________________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Задание

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

Настроиться на активную работу на уроке

 

 

 

1 шаг

Постановка цели

и задач урока

Определить тему урока, цель, задачи


 



2 шаг

Выполнение пробного задания — действия

Ладошки (написать 5 качеств)

Работа в парах (Поиск значения слова в словаре) Семья – это

 

 

 

3 шаг

Применение знаний и умений


________ -это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды.

 



4 шаг

Знакомство с новым понятием

Вступление в брак в православии называется ___________ .

Венец — это

Кольцо — это символ

Умение заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку называется ____________ .

 

 

 

5 шаг

Первичное закрепление (работа с пословицами)

Собрать пословицы

 

 

 

6 шаг

Продуктивное чтение

1. Определить тему текста

2. Внимательно прослушать текст

3. Прочитать текст повторно и ответить на вопрос

4. Подарок маме (написать на сердечке добрые слова)

 

 

 

7 шаг

Закрепление материала

Заповеди

ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ.

 

 

 

8 - 9 шаги

Рефлексия

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока


 

 

 

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!