Экоурок
Тема: «Хранители воды»
Эпиграф
«Воде дана волшебная власть
стать соком жизни на Земле»
Участники: 5-9 класс
Место проведение: Актовый зал
Цель:
Совершенствовать знания обучающихся о важности охраны и сохранения ресурсов пресной воды и водных ресурсов в целом.
Задачи:
формировать экологическое сознание и чувство уважения к воде;
развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру
воспитать у обучающихся стремление к овладению и распространению экологических знаний и личное участие в практических делах по защите окружающей среды, водных ресурсов. Привлечь внимание к Всемирному дню охраны водных ресурсов обучающихся школы .
Ход урока
(звучит музыка журчащего ручейка)
Учитель1:
Добрый день, ребята!
Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по-над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землей, а Водой.
Океаны и реки, озера и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
Учитель2:
Сегодняшний день является уникальной возможностью напомнить человечеству о важности воды для окружающей среды, для поддержания жизни на нашей планете и о том, что она всё чаще требует защиты.
Учитель3:
Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?
Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день?
Бережно ли мы используем ценный природный ресурс?
На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе нашегоэкоурока «Хранители воды».
(просмотр видеофрагмента)
Учитель1:
Водная стихия – прекрасная, неповторимая, манящая стихия. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (демонстрация)
Учитель2:
Вода нужна всем. Вода – это жизнь. Почему же появилась проблема «водного голода»? Разве маловоднее стали реки, моря, меньше выпадает осадков? Нет! Причин несколько: это возросшая потребность человечества в воде - в древности человек потреблял 12- 18 л. воды в день, сейчас – 400-600л. Потребляем то мы чистую воду, а возвращаем природе загрязнённые стоки. И чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше.
Учитель1:
Над водой нависла угроза — загрязнение. Заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера и моря. Если не принять срочных мер, водоемы умрут, умрет целый мир существ, обитающих в них и подле них. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Представьте себе, что кто- то отъедает каждый день треть вашего завтрака.
Учитель1:
Растения на 30- 90% состоят из воды, например: в помидорах- 90 %, картофеле- 80 % , яблоках – 85 %, капусте – 95 %, животные - на 75% состоят из воды. Взрослый человек на 70 % состоит из воды , ребёнок- на 80 %, в крови – 70 % - 80 %, в костях –22 %, если человек потеряет 7% воды, наступает обморок, а если 11%- остановится сердце
Чтобы принять душ, помыть посуду, постирать одежду городской житель использует 300 литров воды в сутки
Представьте, что из вашего крана капает вода. Из-за неисправного крана в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.
Около 70% земного шара занимает вода, но 97 % вод — солёные, 3 % - пресные. Из них 2/3 — во льдах Антарктиды и остается 1 % чистой питьевой воды.
Ученик:
Очень хочется верить, что люди еще повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.
Ученик:
Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озёрная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная.
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная…
Ну, в общем, очень разная она.
Ученик:
Вода!
Тебе мы посвящаем
Стихи, и песни, и дела!
Тебя сегодня прославляем,
Чтоб ты у нас всегда была.
Чтоб реки были полноводны
И мирно бы текли всегда,
Была б прозрачна в них Вода!
Чтобы дождем нас поливала
Ты с чистых, голубых небес
И злился бы на нас поменьше
Могучий и всесильный Зевс.
Тебе, Вода, поем мы славу!
Живи на счастье и забаву!
И радуй нас собой всегда,
Да пусть же славится Вода!
Учитель1:
Физ.минутка. (под музыку «Веселые ребята» Выходит в костюме Водовоз обыгрывает первый куплет песни и проводит физминутку)
Игра на внимание: если слово содержит воду – хлопните в ладоши, если предмет имеет косвенное отношение к воде – руки вверх, если предмет не имеет никакой связи с водой – руки в стороны.
(Лужа, лодка, стул, книга, корабль, облако, плот, парусник, карандаш, река, тетрадь, окно, яхта, болото, водопад, рыба, камень, озеро, акула, пруд, гора, пиявка, окунь, соловей). Молодцы!
Учитель2: А можно ли что-нибудь сделать, чтобы сберечь пресную воду, воду без которой нам «И не туды и не сюды» ? (ответы ребят).
Правильно ребята, молодцы!
Значит, чтобы сберечь воду надо научиться правильно и экономно ее использовать и расходовать.
Давайте прочитаем и запомним простые правила, о сохранении воды. (слайд)
• Закрывайте кран во время чистки зубов.
• Вовремя устраняйте протечки.
• Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.
• Не используйте токсичные удобрения в саду.
• Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.
• Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования вод
Учитель1:
Ребята, а сейчас подведем итог викторины и наградим самых лучших знатоков нашей заочной викторины, которая предлагалась вам для ее прохождения на школьном стенде. (Награждение лучших участников)
Викторина «Реки, озера, моря и океаны» (прилагается)
Сколько на нашей планете океанов? (4)
Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
Белое, Красное, Черное, Жёлтое – что это? (Название морей)
Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мертвое море)
У какого водоёма бывают рукава? (Река)
Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
Какие стихийные явления, связанные с водой, вам известны? (наводнение, цунами, засуха)
Какие реки протекают в нашем родном городе?
Театрализованная экологическая сценка «Вода — главное чудо на Земле»
Царь - Кошевко Андрей
Сын 1: Платонов Артур
Сын 2: Мыльников Иван
Сын 3: Станкевич Сергей
-Проигрыш мелодии «В гостях у сказки».
Автор: Жил-был царь.
-Проигрыш «Выход царя» ударными и входит царь. Немного походил и сел на трон.
Царь: Ох, какая скукота, надоело всё.
О! Позову я сыновей, да прикажу–ка им, чего-нибудь эдакое, пусть мыслишками своими подумают, пораскинут.
Слуги, пришлите-ка сыновей ко мне!
-Проигрыш мелодии «Бравые ребятушки»
(Входят 3 сына, проходят по кругу, встают рядом с троном и кланяться царю).
Сыновья: Звали, батюшка?
Царь: Сыны мои, собирайтесь, снаряжайтесь, да в дорогу отправляйтесь.
Даю вам год! По земле - Матушке походите, да в людях побудьте и принесите мне чудо- чудное. Ступайте!
- Проигрыш мелодии (Сыновья берут мешки, проходят круг и уходят).
Автор: И пошли царские сыновья по белу свету.
Пришло время воротиться им в отцовское гнездо.
-Проигрыш мелодии «Родительский дом»
(Царь сидит на троне, сыновья проходят с дарами круг и останавливаются у трона).
Сыновья: Батюшка наш, вот с поклоном к тебе мы вернулись с дальней дороги.
Царь: Коль вернулись, то порадуйте отца своего.
Автор: И молвил первый сын.
Сын первый: Батюшка, принес я тебе золото и серебро.
Погляди, как оно блестит всё.
Разве может с этим блеском что-то сравниться? Вот оно, Чудо!
Царь: Да какое это Чудо? Полна моя казна таким златом и серебром.
Да только не радует оно меня.
Автор: И молвил второй сын.
Второй сын: Батюшка, а я тебе принес драгоценные камни, погляди, как они переливаются на солнышке, не то, что злато и серебро. Разве это не Чудо?
Царь: И в моей казне стоят полны сундуки драгоценных камней.
И они меня не радуют.
(Третий сын принес обыкновенную воду и стали над ним братья смеяться.)
Царь: Ну а ты зачем простой воды мне принёс?
Автор: И молвил третий сын, и показало волшебное царское зеркало странствия третьего сына.
Проигрыш мелодии «Путник»
Третий сын: Вода – самое большое чудо на Земле.
Пока бродил я по белу свету, вот что со мной приключилось: (волшебное зеркало показывает изображения путника, Засухи и пожара).
Встретил по дороге я путника, он мучился от жажды.
За глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности.
Напоил я его чистой водой.
А в другой раз видел я засуху. Гибли леса и поля.
И только дождь их спас.
И пожар я видел. Страшно было. Ничего и никого не щадил пожар.
Лишь вода спасла. Понял я, что вода дороже всякого богатства.
-Проигрыш мелодии «Волга»
Царь: Немало пожил на свете я, но хороший урок ты мне дал, сын мой!
Автор: И объявил воду царь самым большим чудом на земле.
Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.
И по сей день Вода – самое большое чудо на Земле.
Учитель1:
Вот и подошел к концу наш экоурок «Хранители воды» и хочется что бы он не прошел для вас не прошел бесследно. Помните, что благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Если исчезнет вода - исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной. Берегите воду! Всем огромное спасибо за участие в экоуроке «Хранители воды!»
А сейчас в заключении нашего экоурока мы предлагаем вам принять участие в флешмобе (выход ребят на центральную аллею школы, в руках стаканчики с водой, составление слова «ВОДА»)
Цели: Определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека, выявить причины загрязнения воды и сформулировать способы ее защиты. Развить наблюдательность, кругозор, внимание, умения работать с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции, умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом, умения решать экономические задачи. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде, умение работать в группе.
Оборудование: учебник, презентации, карточки, ножницы, ватман, краски
1.Организационный момент.
Тренинг « Дыхание счастья»
При вдохе мысленно вдохните аромат полевых цветов, радость, удачу, тепло, а при выдохе выдохните печаль, злость, гнев, обиды.
2. Актуализация знаний учащихся – «Мозговой штурм»
Кто знает ответ на вопрос, поднимает красную карточку.
-Как называется начало реки? исток
-Какое озеро самое большое? Каспийское
-Какое озеро самое глубокое? Байкал
-Назовите 3 состояния воды? Жидкое, твердое, газообразное
-Какие свойства имеет вода? (не имеет цвета, запаха, текуч, прозрачен)
-Пресные водоемы, созданные человеком – это… пруд, колодец
3.Постановка проблемной ситуации.
Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
1)Чтобы определить о каком веществе идёт речь, предлагаю отгадать несколько загадок:
Без крыльев летят, без ног - бегут, без паруса - плывут. (Облака)
Что видно, когда ничего не видно? (Туман)
Под землёй живёт, на небо смотрит. (Родник)
Приходил, стучал по крыше, уходил - никто не слышал. (Дождь)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)
Скатерть бела весь мир одела. (Снег)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает... (Иней)
Что общего имеют отгадки?
2)– Сегодня мы поговорим об охране воды
- Какую цель поставим перед собой?
3) Работа по высказыванию Антуана де Сент Экзюпери
- Почему Антуан де Сент Экзюпери сказал о воде: «Ты – сама жизнь »?
- Кому же нужна вода?
- Какая вода нужна всему живому?
- Как происходит загрязнение водоёмов?
К сожалению, люди часто оставляют после себя на берегу мусор, не задумываясь о том, что он попадёт в воду и станет причиной загрязнения водоёма. Что же делать?
Во все времена люди чтили и берегли воду. Вот несколько народных пословиц о воде.
Вода – мать полей, а без матери не проживёшь.
( Китайская пословица)
Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.
(Английская пословица)
Капля за каплей образует озеро, а перестанет капать –
образуется пустыня.( Узбекская пословица)
4.Объяснение нового материала.
Просмотр презентаций
-Знакомство с Капой
-Много ли воды на Земле?
-Что будет, если вода вдруг исчезнет из нашей жизни? Почему мы не можем жить без воды?
-Можем ли мы жить без воды?
-Загадки и вопросы от Капы
-Мир страдает от недостатка воды
-Много ли воды в России?
-Водная жемчужина мира
-Уникальный животный мир Байкала
-Природная гордость России
-Как мы пачкаем и теряем воду?
-От чего страдает
5.Физминутка( под музыку волны моря).
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
А теперь поплывем дружно.
Делать так руками нужно
Вместе раз это брасс
Одной другой - это кроль.
Все как один плывем как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
6.Работа в группах
Каждой группе предлагается нарисовать плакат на тему «Берегите воду!»
Выступление каждой группы.
7. Итог урока
– Я хочу закончить наш урок словами В. А. Андреева:
Давайте люди беречь все на земле: и воздух, и воду, и траву на земле!
Береги воду! Не засоряй! Не выбрасывай мусор в водоем!
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги-
Мы ведь на планете не одни!
Какую воду использует человек? Каковы запасы пресной воды на планете?
Какая деятельность человека приводит к загрязнению воды?
Как каждый из нас загрязняет воду?
Почему воду нужно беречь?
Почему воду нужно беречь?
Что делает человек для охраны и очистки воды?
Что может сделать каждый из нас?
Какие ученые следят за состоянием водоемов?
Ваши собственные предложения по охране воды.