СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Хранители воды"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках экологической недели в 2021-2022 учебном году на территории МБОУ "Курасовская основная общеобразовательная школа " было проведено мероприятие "Хранители воды" для обучающихся 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«"Хранители воды"»



Экоурок

Тема: «Хранители воды»

Эпиграф

«Воде дана волшебная власть

стать соком жизни на Земле»

Участники: 5-9 класс

Место проведение: Актовый зал

Цель:

Совершенствовать знания обучающихся о важности охраны и сохранения ресурсов пресной воды и водных ресурсов в целом.

Задачи:

  • формировать экологическое сознание и чувство уважения к воде;

  • развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру

  • воспитать у обучающихся стремление к овладению и распространению экологических знаний и личное участие в практических делах по защите окружающей среды, водных ресурсов. Привлечь внимание к Всемирному дню охраны водных ресурсов обучающихся школы .


Ход урока

(звучит музыка журчащего ручейка)

Учитель1:

Добрый день, ребята!

Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по-над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землей, а Водой.

Океаны и реки, озера и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

Учитель2:

Сегодняшний день является уникальной возможностью напомнить  человечеству о важности воды для окружающей среды, для поддержания жизни на нашей планете и о том, что она всё чаще требует защиты.

Учитель3:

Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?

Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день?

Бережно ли мы используем ценный природный ресурс?

На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе нашегоэкоурока «Хранители воды».

(просмотр видеофрагмента)


 Учитель1:

Водная стихия – прекрасная, неповторимая, манящая стихия. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (демонстрация)

  Учитель2:

Вода нужна всем. Вода – это жизнь. Почему же появилась проблема «водного голода»? Разве маловоднее стали реки, моря, меньше выпадает осадков? Нет! Причин несколько: это возросшая потребность человечества в воде - в древности человек потреблял 12- 18 л. воды в день, сейчас – 400-600л. Потребляем то мы чистую воду, а возвращаем природе  загрязнённые стоки. И чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше.


Учитель1:

Над водой нависла угроза — загрязнение. Заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера и моря. Если не принять срочных мер, водоемы умрут, умрет целый мир существ, обитающих в них и подле них. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Представьте себе, что кто- то отъедает каждый день треть вашего завтрака.


Учитель1:

Растения на 30- 90% состоят из воды, например: в помидорах- 90 %,  картофеле- 80 % , яблоках – 85 %,  капусте – 95 %, животные - на 75% состоят из воды. Взрослый человек на 70 % состоит из воды , ребёнок- на 80 %, в крови – 70 % - 80 %, в костях –22 %, если человек потеряет 7% воды, наступает обморок, а если 11%- остановится сердце

Чтобы принять душ, помыть посуду, постирать одежду городской житель использует 300 литров воды в сутки

Представьте, что из вашего крана капает вода. Из-за  неисправного крана в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.

Около 70% земного шара занимает вода, но 97 % вод — солёные, 3 % - пресные. Из них 2/3 — во льдах Антарктиды и остается 1 % чистой питьевой воды.

Ученик:

Очень хочется верить, что люди еще повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.


Ученик:

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озёрная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная.

Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Солнечная, чудесная, 
Привозная и местная,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная…
Ну, в общем, очень разная она.


Ученик:

Вода!

Тебе мы посвящаем

Стихи, и песни, и дела!

Тебя сегодня прославляем,

Чтоб ты у нас всегда была.

Чтоб реки были полноводны

И мирно бы текли всегда,

Была б прозрачна в них Вода!

Чтобы дождем нас поливала

Ты с чистых, голубых небес

И злился бы на нас поменьше

Могучий и всесильный Зевс.

Тебе, Вода, поем мы славу!

Живи на счастье и забаву!

И радуй нас собой всегда,

Да пусть же славится Вода!


Учитель1:

Физ.минутка. (под музыку «Веселые ребята» Выходит в костюме Водовоз обыгрывает первый куплет песни и проводит физминутку)

Игра на внимание: если слово содержит воду – хлопните в ладоши, если предмет имеет косвенное отношение к воде – руки вверх, если предмет не имеет никакой связи с водой – руки в стороны.

(Лужа, лодка, стул, книга, корабль, облако, плот, парусник, карандаш, река, тетрадь, окно, яхта, болото, водопад, рыба, камень, озеро, акула, пруд, гора, пиявка, окунь, соловей). Молодцы!



Учитель2: А можно ли что-нибудь сделать, чтобы сберечь пресную воду, воду без которой нам «И не туды и не сюды» ? (ответы ребят).

Правильно ребята, молодцы!

Значит, чтобы сберечь воду надо научиться правильно и экономно ее использовать и расходовать.

Давайте прочитаем и запомним простые правила, о сохранении воды. (слайд)

• Закрывайте кран во время чистки зубов.

• Вовремя устраняйте протечки.

• Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.

• Не используйте токсичные удобрения в саду.

• Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.

• Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования вод


Учитель1:

Ребята, а сейчас подведем итог викторины и наградим самых лучших знатоков нашей заочной викторины, которая предлагалась вам для ее прохождения на школьном стенде. (Награждение лучших участников)

Викторина «Реки, озера, моря и океаны» (прилагается)

  • Сколько на нашей планете океанов? (4)

  • Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

  • Белое, Красное, Черное, Жёлтое – что это? (Название морей)

  • Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мертвое море)

  • У какого водоёма бывают рукава? (Река)

  • Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)

  • В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

  • Какие стихийные явления, связанные с водой, вам известны? (наводнение, цунами, засуха)

  • Какие реки протекают в нашем родном городе?



Театрализованная экологическая сценка «Вода — главное чудо на Земле»

Царь - Кошевко Андрей

Сын 1: Платонов Артур

Сын 2: Мыльников Иван

Сын 3: Станкевич Сергей


-Проигрыш мелодии «В гостях у сказки».

Автор: Жил-был царь.

-Проигрыш «Выход царя» ударными и входит царь. Немного походил и сел на трон.

Царь: Ох, какая скукота, надоело всё.

О! Позову я сыновей, да прикажу–ка им, чего-нибудь эдакое, пусть мыслишками своими подумают, пораскинут.

Слуги, пришлите-ка сыновей ко мне!

-Проигрыш мелодии «Бравые ребятушки»

(Входят 3 сына, проходят по кругу, встают рядом с троном и кланяться царю).

Сыновья: Звали, батюшка?

Царь: Сыны мои, собирайтесь, снаряжайтесь, да в дорогу отправляйтесь.

Даю вам год! По земле - Матушке походите, да в людях побудьте и принесите мне чудо- чудное. Ступайте!

- Проигрыш мелодии (Сыновья берут мешки, проходят круг и уходят).

Автор: И пошли царские сыновья по белу свету.

Пришло время воротиться им в отцовское гнездо.

-Проигрыш мелодии «Родительский дом»

(Царь сидит на троне, сыновья проходят с дарами круг и останавливаются у трона).

Сыновья: Батюшка наш, вот с поклоном к тебе мы вернулись с дальней дороги.

Царь: Коль вернулись, то порадуйте отца своего.

Автор: И молвил первый сын.

Сын первый: Батюшка, принес я тебе золото и серебро.

Погляди, как оно блестит всё.

Разве может с этим блеском что-то сравниться? Вот оно, Чудо!

Царь: Да какое это Чудо? Полна моя казна таким златом и серебром.

Да только не радует оно меня.

Автор: И молвил второй сын.

Второй сын: Батюшка, а я тебе принес драгоценные камни, погляди, как они переливаются на солнышке, не то, что злато и серебро. Разве это не Чудо?

Царь: И в моей казне стоят полны сундуки драгоценных камней.

И они меня не радуют.

(Третий сын принес обыкновенную воду и стали над ним братья смеяться.)

Царь: Ну а ты зачем простой воды мне принёс?

Автор: И молвил третий сын, и показало волшебное царское зеркало странствия третьего сына.

Проигрыш мелодии «Путник»

Третий сын: Вода – самое большое чудо на Земле.

Пока бродил я по белу свету, вот что со мной приключилось(волшебное зеркало показывает изображения путника, Засухи и пожара).

Встретил по дороге я путника, он мучился от жажды.

За глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности.

Напоил я его чистой водой.

А в другой раз видел я засуху. Гибли леса и поля.

И только дождь их спас.

И пожар я видел. Страшно было. Ничего и никого не щадил пожар.

Лишь вода спасла. Понял я, что вода дороже всякого богатства.

-Проигрыш мелодии «Волга»

Царь: Немало пожил на свете я, но хороший урок ты мне дал, сын мой!

Автор: И объявил воду царь самым большим чудом на земле.

Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.

И по сей день Вода – самое большое чудо на Земле.


Учитель1:

Вот и подошел к концу наш экоурок «Хранители воды» и хочется что бы он не прошел для вас не прошел бесследно. Помните, что благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Если исчезнет вода - исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной. Берегите воду! Всем огромное спасибо за участие в экоуроке «Хранители воды!»


А сейчас в заключении нашего экоурока мы предлагаем вам принять участие в флешмобе (выход ребят на центральную аллею школы, в руках стаканчики с водой, составление слова «ВОДА»)

Цели: Определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека, выявить причины загрязнения воды и сформулировать способы ее защиты. Развить  наблюдательность, кругозор, внимание, умения работать с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление  по предложенной инструкции, умения общаться, договариваться,  взаимодействовать друг с другом, умения решать экономические задачи. Продолжать воспитывать бережное  отношение  к природе, окружающей среде, умение работать в группе.

Оборудование: учебник, презентации, карточки, ножницыватман, краски

1.Организационный момент.

Тренинг « Дыхание счастья»

При вдохе мысленно вдохните  аромат полевых цветов, радость, удачу, тепло, а при  выдохе выдохните печаль, злость, гнев, обиды.

 

2. Актуализация знаний учащихся – «Мозговой штурм»

Кто знает ответ на вопрос, поднимает  красную карточку.

-Как называется начало реки? исток

-Какое  озеро  самое большое? Каспийское

-Какое озеро самое глубокое? Байкал

-Назовите 3 состояния воды? Жидкое, твердое, газообразное

-Какие свойства имеет вода? (не имеет цвета, запаха, текуч, прозрачен)

-Пресные водоемы, созданные человеком – это…  пруд, колодец

 

3.Постановка проблемной ситуации.

 Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент  Экзюпери так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

1)Чтобы определить о каком веществе идёт речь, предлагаю отгадать несколько загадок:

Без крыльев летят, без ног - бегут, без паруса - плывут. (Облака)

Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

Под землёй живёт, на небо смотрит. (Родник)

Приходил, стучал по крыше, уходил - никто не слышал. (Дождь)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)

Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает... (Иней)

 

Что общего имеют отгадки?


2)– Сегодня мы поговорим об охране воды

- Какую цель поставим перед собой?

 

3) Работа по высказыванию Антуана де Сент  Экзюпери

- Почему  Антуан де Сент  Экзюпери сказал о воде: «Ты – сама жизнь »?

- Кому же нужна вода?

Какая вода нужна всему живому?

Как происходит загрязнение водоёмов?

 

       К сожалению, люди часто оставляют после себя на берегу мусор, не задумываясь о том, что он попадёт в воду и станет причиной загрязнения водоёма. Что же делать?

Во все времена люди чтили и берегли воду. Вот несколько народных пословиц о воде.

 

Вода – мать полей, а без матери не проживёшь.

( Китайская пословица)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

(Английская пословица)

Капля за каплей образует озеро, а перестанет капать –

образуется пустыня.( Узбекская пословица)

 

4.Объяснение нового материала.

Просмотр презентаций  

-Знакомство с Капой

-Много ли воды на Земле?

-Что будет, если вода вдруг исчезнет из нашей жизни? Почему мы не можем жить без воды?

-Можем ли мы жить без воды?

-Загадки и вопросы от Капы

-Мир страдает от недостатка воды

-Много ли воды в России?

-Водная жемчужина мира

-Уникальный животный мир Байкала

-Природная гордость России

-Как мы пачкаем и теряем воду?

-От чего страдает


5.Физминутка( под музыку волны моря).

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

А теперь поплывем дружно.

Делать так руками нужно

Вместе раз это брасс

Одной другой - это кроль.

Все как один плывем как дельфин

Вышли на берег крутой

 И отправились домой.


6.Работа в группах

Каждой группе предлагается нарисовать плакат на тему «Берегите воду!» 

 Выступление каждой группы.



 7. Итог урока

– Я хочу закончить наш урок словами В. А. Андреева:

Давайте  люди беречь все на земле: и воздух, и воду, и траву на земле!

Береги воду!   Не засоряй! Не выбрасывай мусор в водоем!

Человек, запомни навсегда!

                   Символ жизни на Земле – вода!

                   Экономь её и береги-

                   Мы ведь на планете не одни!

 

Какую воду использует человек? Каковы запасы пресной воды на планете?

Какая деятельность человека приводит к загрязнению воды?

Как каждый из нас загрязняет воду?

Почему воду нужно беречь?

Почему воду нужно беречь?

Что делает человек для охраны и очистки воды?

Что может сделать каждый из нас?

Какие ученые следят за состоянием водоемов?

Ваши собственные предложения по охране воды.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!