СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хранение информации. Память человека и человечества. Носители информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Хранение информации. Память человека и человечества. Носители информации»

Урок №______ Класс: 5 Дата:_________________

Конспект урока по информатики

Тема: «Хранение информации. Память человека и человечества. Носители информации»


Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;

метапредметные – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;

личностные – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

2) углубить и систематизировать представления о носителях информации;

3) рассмотреть понятия файла и папки;

4) восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

информация;

действия с информацией;

хранение информации;

память: память человечества; память человека; оперативная (внутренняя) память; долговременная (внешняя) память;

носитель информации; файл; папка.

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация; ПК учащихся, учебник, рабочая тетрадь.


Ход урока.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих)

  2. Актуализация знаний:

  • Что такое информация?

  • Какие виды информации вы знаете?

  • С помощью чего мы получаем информацию?

  1. Изучение нового материала:

Объявление темы урока.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким информационным процессом, как хранение информации. Узнаем о многообразии носителей информации, а также поговорим о файлах и папках, в которых хранятся программы и данные на устройствах долговременной памяти.

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память – самый первый инструмент хранения информации.

Существует память отдельного человека и память человечества, содержащая все знания, накопленные людьми, которыми мы можем воспользоваться.

Хранение информации – процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.

Например, фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

Звуковую информацию люди изначально передавали с помощью устной речи, например, напевами. Позднее звуковую информацию стали передавать с помощью записи нот. А в 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность танцы, жесты, пантомиму и т.д.

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочник, энциклопедии и другие носители информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

Носителем информации можно назвать любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации. В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы.

Мы с вами уже знаем, что информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером, называется данными. Так вот данные, а также программы хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок и т.д. Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем. Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. Расширение от имени отделяется точкой.

На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов. Чтобы не возникало путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки. Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки).

Физкультминутка.

Дорогие ребята, а сейчас закройте глаза и представьте себе белый лист, на котором каждый из вас чёрным фломастером выводит своё имя. В конце ставим точку и внимательно на неё смотрим. Точка начинает превращаться в птицу и улетает. И мы с вами летим за этой птицей. Молодцы! Глазки отдохнули, ручки размяли, значит, можем продолжать наш урок.

  1. Проверка усвоения материала.

Ребята, давайте с вами подумаем, какие из этих объектов можно отнести к внешней памяти человека или компьютера. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

А сейчас я попрошу вас указать те предметы, которые НЕ являются информационными носителями информации. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

Обратите внимание на доску. Я попрошу выйти к доске ... Тебе необходимо составить пары, то есть для каждого примера информации из левого столбика надо подобрать соответствующий носитель информации из правого столбика.

Сегодня мы с вами научимся создавать файлы и сохранять их в личной папке. Прежде чем приступить к выполнению задания, напоминаю вам, что сначала мы внимательно читаем то, что написано и только потом выполняем. А сейчас займите свои рабочие места, закреплённые за каждым из вас.

  1. Итог урока. Выставление оценок .

Самое главное: Существует память отдельного человека и память человечества.

Память человека можно назвать оперативной памятью, а любые внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.

Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.

Файлы по определённым признакам группируют в папки.

Сегодня за урок получили оценки:...

  1. Домашнее задание Читать § 5 _____________________

Приложение 1.

Задание для практической работы.

  1. Откройте текстовый редактор Блокнот.

  2. Наберите текст: Блокнот – простой текстовый редактор.

  3. Выполните команду Файл – Сохранить как.

  4. В открывшемся окне выберите папку Рабочий стол – папку Ученик – папку 5а и откройте её двойным щелчком.

  5. В поле Имя файла введите имя документа Вариант 1 и щёлкните по кнопке Сохранить.

  6. В тексте начните новый абзац, нажав клавишу Enter, и наберите следующее предложение: Блокнот чаще всего используется для просмотра и редактирования текстовых файлов.

  7. Выполните команду Файл – Сохранить как и сохраните новый документ в личной папке под именем Вариант 2.

  8. Закройте документ.

  9. Откройте папку 5а в папке Ученик и проверьте наличие двух документов – Вариант 1 и Вариант 2.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!