СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Храмовый синтез искусств"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Храмовый синтез искусств" из раздела "Воздействующая сила искусства". Задача урока - через погружение в храмовую культуру постижение художественно-образной системы различных видов искусства.

Просмотр содержимого документа
«"Храмовый синтез искусств"»


М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»









Урок по Искусству – 9 класс








Тема урока: «Храмовый синтез искусств»

Раздел: «Воздействующая сила искусства»











учителя музыки высшей категории

МБОУ «Школа №2» г. Балашиха

Носач Светланы Анатольевны
























Учебно-методическое обеспечение: УМК «Искусство. 8-9 класс» Сергеева Г.П., Кашенкова И.Э., Критская Е.Д., М.: «Просвещение». 2010.



«Мне не дороги ваши дары,

А мне дороги ваши души.»


Голубиная книга.


Цель: Познание ценностных отношений человека к миру. Познакомить с местом

соприкосновения с иным миром.

Задачи: Постижение мировоззрения народа, отраженного в храмовом синтезе

искусств. Через погружение в храмовую культуру постижение, прочувствование

художественно-образной системы различных видов искусства. Осознание красоты храма как достижения христианской культуры и роли прекрасного в нравственном совершенствовании личности.

-Расширение культурно - художественного кругозора учащихся через знакомство с особенностями храмового искусства.

Ход урока:

Звучит литургия Рахманинова «Благослови, душа, Господа.»

Вопросы: 1.Какие чувства вызывает у вас услышанная музыка ?

2.Какими словами и эпитетами вы могли бы выразить их?

3.Знакомо ли вам слово Благолепие? (сочетание добра и красоты)

Слово учителя: Среди вечных тем искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и всеобъемлюще ее значение в жизни различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусства, добрые дела. Вера в людях не умирала никогда;

это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них. И точно так же, как велика созидательная сила веры для человека, для становления его личности, также велика она и для искусства с его вечным стремлением к гармонии и красоте.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: Буддизма-vi век до.н.э., Христианства – 1век н.э. и Ислама- vii век н.э. Религия – это особое мироощущение, соответствуюшее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное. Однако стержнем, основой любой религии является вера в Бога, бессмертие души. А храм – дом Бога, где человек может общаться с Богом. Храм – место соприкосновения мира видимого и невидимого.

Ставится проблемный вопрос: Как зримо передать образ небесной сущности?

На экране проецируются виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.

Учитель: В определенной вере и эпохе люди по разному представляли этот дом Божий. Эти представления выражались в архитектуре.

Храм, как корабль огромный, несется в пучине веков...

Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Когда всматриваешься в строгие очертания храмов, любуешься гармонией форм и красок, в душе возникает величественная, уносящая от земной суеты музыка.

- Скажите пожалуйста, какую музыку из тех произведений, что мы проходили на уроках музыки вы смогли бы подобрать к каждому из этих храмов? Почему? (учащиеся объясняют, сравнивая музыку и архитектуру)


Вопросы учащимся: В каком году Русь приняла крещение? Что стало причиной выбора киевским князем Владимиром Красное Солнышко православия государственной религией Руси? Какой вид храма заимствовала Древняя Русь от Византии?

(дети рассказывают информацию, полученную на других уроках)


Учитель: Входя в Храм мы чувствуем, что это особое место на земле, пронизанное духовным светом. Нас не покидает ощущение прикосновения к чему- то сокровенному. Один из героев романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» говорит: «Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное, сокровенное ощущение земной нашей связи с миром иным, с миром горним и высшим, и корни наших мыслей и чувств не здесь, но в мирах иных».

О чем идет речь? (душа) Что значит горний мир? (небесный)


Звучит знаменный распев .

Погружение в атмосферу храма можно создать, спроецировав иллюстрацию купола Св. Софии в Константинополе.


Учитель: Византийский центрально-купольный храм воспринимается христианами как другое небо, горний мир, зримо воплощая идею установления божественного

порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Это отражается в космической символике храма. Две основные оси пространственного движения и нарастания сокральности в храме идут снизу вверх к куполу и от запада на восток к алтарю, создавая новую ось – ось духовного пространства от мира земного к миру горнему.

-А кто из вас был в храме?

- Что вам понравилось в храме?

-А какие виды искусства вы видели в храме?

-Что значит храм для Руси?

(символ христианской веры, хранитель православной культуры)

-А что такое православная культура? (убранство храма, иконы, фрески, мощи святых и.т.д.)Проецируется храм Софии Киевской. Звучит «Великий колокольный звон» из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Что это за храм? Мы с ним знакомились на уроке музыки. ( Этот главный православный храм Древней Руси был построен в х1 веке по велению русского князя Ярослава Мудрого в честь 50-летия крещения Руси.)

- Как вы думаете, почему к этому изображению храма я подобрала звон колоколов?

-Что значат колокола для Руси? (повторение материала, пройденного на уроке музыки) Красота и величие этого храма и сегодня поражает всех входящих в него. До нашего дня сохранились удивительной красоты фрески, мозаики.


Высвечивается фреска «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого.»


Учитель: Перед вами портрет дочерей Ярослава Мудрого. Как неизвестный художник изобразил дочерей князя как святых или простых земных ?

- Какими средствами художник показывает нам земную реальность этих девушек? (цвет, простота поз, свечи в руках).

- Зачем они пришли в храм? (на молитву). А теперь давайте вспомним и еще раз послушаем музыкальную фреску этих девушек. Звучит 2-я часть симфонии в.Кикты «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».

-Что общего и что различного между художественным воплощением образов в фресковой живописи и в музыке? (ответы уч-ся)


Учитель: А теперь посмотрите на это изображение, (показываю изображение мозаики «Богоматерь Оранта»)

- Чей это образ?

-Верно – это мозаичное изображение Богородицы с молитвенно воздетыми вверх руками называют «Оранта», что по латыни означает «молящаяся». Не за один народ, а за весь род человеческий молится Богородица.

-Что необычного в этом лике? (изображение святых)

-Почему такое изобилие золотого цвета? Что обозначает этот цвет?

-К кому обращена молитва Богородицы? ( К изображенному в куполе могучему Спасу). Что привлекало русского человека в образе Богоматери Оранты?

Это изображение Богоматери получило на Руси имя «Нерушимая стена»

-Какая знакомая вам музыка созвучна изображению Богоматери? (Богородице, Дево радуйся» Рахманинова). Звучит эта музыка.


Вот уже 2 тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.

Высвечивается картина В.Васнецова «Богоматерь с младенцем» звучат стихи:

Одной картины я желал быть вечный зритель.

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный спаситель-

Она с величием, он с разумом в очах

( А.С.Пушкин. )

Тут же рядом появляется картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» Звучит музыка Шуберта «Аве Мария», звучат стихи Данте: Она идет, хвале внимая ,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя.

Картину Рафаэля от иконы В.Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они так похожи. Откуда явилась Мария? Куда идет? Куда устремила взгляд?

-Какие краски на холстах художников, какого цвета больше?

-Есть ли разница на картинах между небом и землей?

-Где происходит действие? Перед кем стоит Дева Мария?


Сравнивание и анализ картин, а также сравнивание двух музыкальных обращений к Богородице: музыку Шуберта и Рахманинова, выявление интонационно-

го сходства молитв через характер звучания.


Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Эта икона – величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

Демонстрируется репродукция иконы. Звучат стихи:

Не на троне – на Ее руке

Левой ручкой обнимая шею,-

Взор во взор, щекой припав к щеке.

Нет в мирах слепительнее чуда

Откровенья вечной красоты.

Подберите слова, которыми можно передать чувства, возникающие при просмотре картин, прослушивании музыки, прочтении стихов, посвященных Богоматери.

(достоинство, благородство, величие, простота, мир…)


Икона на Руси получила распространение потому, что ее форма отвечала складу русско-православного сознания. (звучит «Ангел вопияше» П.Чеснокова высвечивается икона «Ангел Златые Власы»)

-Каково выражение лица ангела? О чем говорит его взгляд? Он осуждает или сочувствует?

Высвечивается репродукция иконы «Спас в силах» А.Рублева.

Изображен восседающий на престоле Иисус с раскрытым текстом Евангелия.


Подберите слова, которыми можно охарактеризовать этот облик.

(величавый, благородный, возвышенный, отзывчивый.


-Как он смотрит на нас как строгий судья или как заботливый покровитель?

(входе дискуссии –вывод: величавый облик позволяет увидеть в нем национальный идеал, в котором выражены народные представления о справедливости и святости веры.) А вот Звегнигородский Спас – одно из самых выразительных и проникновенных произведений А.Рублева.

Проецируется изображение.

В чем передано выражение легкой нежной, душевной доброты?

Каким взглядом смотрит на вас Спас с этой иконы А.Рублева?

-Какими живописными средствами иконописец создает неразрывное единство духа и плоти?

Ответы…

Рублев изобразил Спасителя не как грозного, беспощадного Судью, а как любящего,

сострадающего, снисходительного Богочеловека. Эти иконы А.Рублева являются иконами диисусного чина иконостаса. Иконостас - это чисто русское создание. Он не только отделяет алтарь от остальной части храма, но выполняет более сложную функцию. Обращенный к молящимся, заполняющим Храм, иконостас представляет собою как бы раскрытую для чтения книгу, содержание которой начертано в изобразительных образах. Так вот идейный замысел композиции, в которую входили эти иконы, был связан с темой Страшного Суда и выражал мысль о заступничестве и молении святых «за род человеческий». И, конечно же вершина творчества А.Рублева «Троица» с которой мы тоже знакомились на уроках музыки. Демонстрируется картина А.Рублева «Троица».

Какова идея этой картины? (ответ - жертвенная любовь, как основа православной веры).


Любовь в ее высшем понимании, любовь христианская, чистая. О такой любви-святой, чистой, созидающей говорится в первом послании апостола Павла и ныне поражающем своей бессмертной истиной: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - тоя ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение , а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь: но любовь из них больше».


-Как вы понимаете слова «Любовь никогда не перестанет»? (идет обсуждение)

Как истинность этих слов подтверждается в хоре Г.Свиридова «Любовь святая»?

Приходим к выводу: эти слова для нас источник неугасающей, неистребимой веры. И музыка, воспевающая такую любовь, снова и снова одухотворяется ею. Любовью вечно живой, святой, стирающей все границы, властвующей над всеми временами: и давно прошедшими, и нынешними, и теми, что придут после нас.


-В основе синтеза искусств лежит богослужение, в процессе. Основа церковных служб – Слово Божие, воплощенное в высокой храмовой поэзии. Богослужения с глубокой древности включали тексты Ветхого и Нового Заветов, молитвы, созданные святыми учителями Восточной церкви – Иоанном Златоустом, Василием Великим, которые составили Литургию и Всенощное бдение. Слово, звучащее в храме, оказывало самое непосредственное влияние на живопись и музыку, оно являлось источником рождения храмового синтеза искусств, определяло образный строй икон, фресок, мозаик, песнопений. Взаимосвязь литературы и иконописи существенно обогатила их образный мир. В иконе изображалось, прежде всего то, что получило словесное воплощение – сюжеты и образы Ветхого Завета Библии, Евангелия, жития святых. Трудно представить храмовый синтез искусств без музыки. Богослужебные песнопения неразрывно связаны с текстами молитв. (фоном звучит «Да исправится молитва моя» Чеснакова). Давайте еще раз вернемся к урокам музыки и вспомним какие песнопения исполнялись в русских православных храмах?(знаменные распевы, песнопения, которые исполняет церковный хор – a capella.) А в соборах Европы? (орган)


Звучит православная молитва (по выбору учителя) Постепенно приглушив громкость звучания музыки, учитель выразительно читает стихотворение В.С.Соловьва.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий-

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь, что одно на целом свете –

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

Как вы думаете, какой смысл русский философ и поэт Владимир Соловьев вложил в эти поэтические строки? Как вы понимаете, что такое «незримые очами», «торжествующие созвучия», передаваемые от сердца к сердцу?

Ответы. Размышления детей.


Вопросы для закрепления:

1.Что вы понимаете под синтезом искусств?

2.Какие виды искусств взаимодействуют в Храме?

3.Как выражается с помощью архитектуры и живописи в храме идеи мироздания?

4.Как вы думаете, воздействует ли красота на душу человека?

5.Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?


Обобщение: Итак, синтез искусств в Храме соединяет эти искусства в единый гармонический космос, построенный по законам Софии – Премудрости Божией. Все разнообразие видов и жанров искусства служит здесь не только эстетическому наслаждению, но и нравственному и духовному преображению человека. Здесь красота и смысл взаимопроникновенны. В Храме невозможна бессмысленная красота, равно как и не возможен смысл без красоты. Храм – это не выставка произведений искусства. Храмовые росписи, иконы служат не только для украшения, сколько для того, чтобы научить людей, наставить их в вере, рассказать об Иисусе Христе, пророках, апостолах, святых. Эта книга предназначена для чтения. Читать эту книгу надо сверху. Я имею ввиду не архитектурное строительство, а строительство Храма своей души.


Домашнее задание: 1. В творческой тетради записать свои впечатления от посещения храма. 2.Написать эссе «Путь человека к совершенствованию»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!