СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хозяйство Центральной России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Региональная география. 3 урокм в разделе Регионы России

Просмотр содержимого документа
«Хозяйство Центральной России»



Дата проведения_________________

Тема урокам №22: «Хозяйство Центрального района»

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: создать «образ» высокоразвитого промышленного района страны

Задачи:

Образовательные:

Изучение хозяйства районов Центральной России.

2. Развивающие: развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие способности анализировать различные источники информации. активизировать познавательный интерес учащихся к предмету

3. Воспитательная-  формирование умений и навыков самостоятельного учебного труда;

- воспитание осознанного отношения к учебному труду умения анализировать, объективно оценивать свою работу; развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, воспитание любви к Родине.

Планируемые результаты:

Личностные: Осознание ценностей географического знания для использования в повседневной жизни.

Предметные: Познакомиться с основными чертами хозяйства районов.

Метапредметные: Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный анализ информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с статистическими данными для исследования.

Универсальные учебные действия

Личностные - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные - самостоятельно формулировать цели урока; высказывать свое предположение на основе учебного материала; работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Познавательные: формирование и развитие географических знаний познавательных интересов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу.

Коммуникативные: умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты, слушать и понимать речь других

Технологии: здоровьесбережения, инфомационно – коммуникационные, продуктивного чтения.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 Оборудование:  компьютер, атласы, учебник, печатная тетрадь, мультимедиа-презентация



Ход урока

Организационный этап..

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. настрой на работу Рефлексия настроения и эмоционального состояния

2.Проверка знаний и умений по теме «Население Центральной России »


Фронтальная беседа по вопросам

Охарактеризуйте численность населения Центральной России. Как оно изменилось в XX в.? Как изменилось городское и сельское население?


Охарактеризуйте национальный состав населения Центральной России.

Назовите национальное образование на территории этого региона

Какова плотность населения в Центральной России?

В какой части сконцентрирована большая часть проживающих людей?

Назовите особенности сельского расселения.

Охарактеризуйте трудовые ресурсы региона.

2. Актуализация знаний

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…
Здесь каждый камень гранью чувств 
Хранит лучистый отпечаток 
Твоих шагов, родная Русь! 

А.С. Пушкин

Давайте вспомним»

- Какой экономический район России мы проходим

-В чем особенность рельефа данного района?

-В чём особенность климата Центральной России?

А вот какие субъекты РФ входят в Центральный район, мы сейчас вспомним по тетради

3. Целеполагание Какую поставим цель?

Цель: изучить особенности хозяйства Центральной России.

Как мы можем это сделать?

- Вводить в тему урока и создать условия для осознанного восприятия нового материала

-На территории около миллиона квадратных километров проживают 44 миллиона человек

Какой вопрос в связи с этим у вас возникает?

4. Усвоение новых знаний

Население -- 40 млн. чел. (2021) (27,4 % от РФ)

Плотность 62,03 чел./км²

 Количество субъектов 18,

Количество городов 310.

-Как вы уже знаете, в Центральной России проживает 40 млн. человек на площади 653 тыс.кв.км

-Какой географический показатель мы можем узнать из этих данных

-Плотность населения, предлагаю найти данный показатель в тетрадях 62 чел. на 1 кв.км.

-Плотность населения характеризует уровень заселённости территории. По плотности населения Центральная Россия занимает одно из первых мест в России, но этот показатель неравномерен .

План урока:

1. Факторы развития хозяйства Центральной России;

2. Специализация Центральной России;

а) непроизводственная сфера;

б) машиностроение: наукоемкое, транспортное, энергетическое;

в) химическая промышленность;

г) текстильная промышленность;

3. Металлургия Центральной России;

4. ТЭК Центральной России;

5. АПК Центральной России;

6. Транспортный комплекс Центральной России.

Первые вопросы учащиеся изучают вместе с учителем, а 4, 5, 6 -

работают по карточкам в группах.

- Современное хозяйство Центральной России складывалось под

влиянием нескольких факторов (условий).

1) Районы Центральной России - это научно-исследовательские,

учебные базы России. Здесь сотни высших учебных заведений, десятки

НИИ особенно в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах

Подмосковья - технополисах;

2) Наличие квалифицированных кадров - условие для развития

трудоемких производств;

3) Выгодное ЭПГ (столичное);

4) Наличие благоприятных транспортных связей;

5) На территории Центральной России имеется крупное

месторождение железной руды КМА, которое является фактором

формирования здесь металлургической базы;

6) Экономика Центральной России развивается на привозном сырье и

энергии;

7) Наличие оборонной промышленности.

В настоящее время важнейшими факторами являются:

1) Увеличение роли финансово-кредитной сферы (банки), быстрое

формирование предприятий малого и среднего бизнеса при переходе к

рыночной экономике;

2) Структурная перестройка в экономике, при которой сохраняются

традиционные производства и развиваются новейшие производства на

базе предприятий ВПК.

- Ведущими отраслями (отраслями специализации) Центральной

России являются:

Наукоемкое машиностроение, для которого характерна тесная связь с

научными, конструкторскими и проектными институтами и формирование

крупных научно-производственных объединений. Доля наукоемких

производств в точном машиностроении Центральной России составляет

50% от производства России.

Работа с картой:

- Найдите на карте центры производства:

1) турбин, генераторов - Санкт-Петербург;

2) автомобилей - Москва (ЗИЛ);

3) самолеты - Москва, Воронеж, Нижний Новгород;

4) морские суда - Санкт-Петербург; речные суда - Нижний Новгород;

5) локомотивы, вагоны - Коломна, Тверь, Калининград;

6) военные суда - Санкт-Петербург;

7) фотоаппараты - Санкт-Петербург;

5. Изучение нового материала Учащиеся кратко записывают факторы в тетрадь.

Определяем факторы развития данного региона.

Учащиеся кратко записывают факторы в тетрадь

1) Районы Центральной России - это научно-исследовательские, учебные базы России. Здесь сотни высших учебных заведений, десятки НИИ особенно в Москве, а также в городах Подмосковья - технополисах;

2) Наличие квалифицированных кадров - условие для развития наукоёмких производств. Доля наукоемких производств в точном машиностроении Центральной России составляет 50% от производства России.

3) Выгодное ЭПГ (столичное);

4) Наличие благоприятных транспортных связей;

5) На территории Центральной России имеется крупное месторождение железной руды КМА, которое является фактором формирования здесь металлургической базы;

6) Экономика Центральной России развивается на привозном сырье и энергии;

7) Наличие оборонной промышленности.

В настоящее время важнейшими факторами являются:

1) Увеличение роли финансово-кредитной сферы (банки), быстрое формирование предприятий малого и среднего бизнеса при переходе к рыночной экономике;

2) Структурная перестройка в экономике, при которой сохраняются традиционные производства и развиваются новейшие производства на базе предприятий ВПК. - Ведущими отраслями (отраслями специализации) Центральной России являются: Наукоемкое машиностроение, для которого характерна тесная связь с научными, конструкторскими и проектными институтами и формирование крупных научно-производственных объединений.

Работа с картой:

- Найдите на карте центры производства:

1) турбин, генераторов - Санкт-Петербург;

2) автомобилей - Москва (ЗИЛ);

3) самолеты - Москва, Воронеж, Нижний Новгород;

4) морские суда - Санкт-Петербург; речные суда - Нижний Новгород;

5) локомотивы, вагоны - Коломна, Тверь, Калининград;

6) военные суда - Санкт-Петербург;

7) фотоаппараты - Санкт-Петербург;

Работа с картой:

- На карте атласа «Центральная Россия» или карте рис. 69, уч. Д.

найдите центры легкой промышленности. (Иваново, Кострома, Киров,

Тверь, Ярославль, Москва и др.)

Работа с картой:

- На карте атласа «Центральная Россия» или карте рис. 69, уч.

найдите центры легкой промышленности. (Иваново, Кострома, Киров,

Тверь, Ярославль, Москва и др.)

- Найдите центры производства химических волокон.

Химическая промышленность также является отраслью специализации

Центральной России.

Задание:

- На карте найдите центры производства:

1) шин и каучука - Ярославль, Киров, Ефремов;

2) волокон - Тверь, Клин, Курск;

3) удобрений - Щекино, Новомосковск.

- На территории Центрально-Черноземного района на базе

крупнейшего в мире месторождения железной руды КМА

сформировалась черная металлургия - Центральная металлургическая

база.

Работа с картой:

- На карте «Металлургия» найдите металлургические центры.

(Липецк, Старый Оскол и Тула.)

Вопрос к классу:

- В чем особенность металлургического завода в г. Старый Оскол?

(Здесь применена новая технология внедоменного процесса плавки

металла.)

Задание:

- Назовите главный транспортный узел Центральной России.

Москва, от которой отходят 11 железных дорог

Работа с картой:

- Найдите на карте:

1. Каналы. (Канал им. Москвы; Волго-Балтийский канал.).

- «Проплывите» водным путем из Москвы в Санкт-Петербург.

2.Назовите реки, каналы, озера, по которым вам придется проплыть.

- Назовите московские аэропорты. (Внуково, Шереметьево,

Домодедово, Быково.)

6. Первичное закрепление

Задания ОГЭ - устно

А).Какой из перечисленных городов являются центрами сельскохозяйственного машиностроения?

1) Тверь

2) Рязань

3) Петрозаводск

5) Якутск

Б). Какой их перечисленных городов являются центрами автомобилестроения?

2) Курск

3) Екатеринбург

4) Новокузнецк

В) Какая отрасль хозяйства района является ведущей?

1)легкая промышленность 2) цветная металлургия 3) машиностроение 4) пищевая промышленность

7.Информация о домашнем задании. Осмысленно прочитать параграф § 23, знать факторы развития и уметь ориентироваться по экономической карте.

8..Рефлексия (подведение итогов занятия Выставление оценок за урок.

Подводим итоги урока .

- Какова была тема урока? - Какую цель вы ставили перед собой?

-Что научились делать? - Что мы узнали сегодня на уроке

 


- Найдите центры производства химических волокон.

Химическая промышленность также является отраслью специализации

Центральной России.

Задание:

- На карте найдите центры производства:

1) шин и каучука - Ярославль, Киров, Ефремов;

2) волокон - Тверь, Клин, Курск;

3) удобрений - Щекино, Новомосковск.

- На территории Центрально-Черноземного района на базе

крупнейшего в мире месторождения железной руды КМА

сформировалась черная металлургия - Центральная металлургическая

база.

Работа с картой:

- На карте «Металлургия» найдите металлургические центры.

(Липецк, Старый Оскол и Тула.)

Вопрос к классу:

- В чем особенность металлургического завода в г. Старый Оскол?

(Здесь применена новая технология внедоменного процесса плавки

металла.)

Далее класс делится на группы, и каждая группа получает карточку с

темой для обсуждения.

Карточка № 1

Топливно-энергетический комплекс не является специализацией

Центральной России, но его роль велика, так как здесь скопление

промышленных предприятий, транспорта, населения, т. е. потребителей

тепла и энергии.

Задание:

- Определите, какое местное топливо используется в Центральной

России? (Бурый уголь Подмосковного бассейна в Тульской области и

торф. Но это топливо низкого качества, дорогое и добыча его

снижается.)


- Какое топливо использует Центральная Россия? (Нефть и газ

поступают с востока по нефте- и газопроводам.)

- Назовите нефтеперерабатывающие заводы Центральной России?

(Москва, Ярославль, Рязань, Ксигово, Кириши.)

- Какие электростанции обеспечивают энергией хозяйство

Центральной России?

(Ответ дается по карте «Электроэнергетика»: Тепловые -

Костромская, Рязанская, (ТЭС), Конаковская; ТЭЦ в крупных городах;

ГЭС - Волховская, Свирские, Рыбинская; АЭС - Обнинская,

Нововоронежская, Ленинградская, Курская, Смоленская, Тверская.)

Карточка № 2

АПК Центральной России. Давайте вспомним, из каких трех звеньев

состоит АПК и какова его роль.

Рассмотрим 3 района, которые включает в себя АПК Центральной

России:

1 район - Центрально-черноземный район (ЦЧР). Здесь АПК является

ведущим комплексом, т. к. район имеет черноземы - самые плодородные

земли. На них выращивают 10% зерна и картофеля России, 20%

подсолнечника, 50% сахарной свеклы, 8-9% мяса, молока, яиц.

Пищевая промышленность перерабатывает сельскохозяйственное сырье

- сахарная, маслобойная, мукомольная, мясная.

2 район - междуречье Оки и Волги. Здесь скопление городов и

поэтому преобладает пригородное хозяйство и пищевая

промышленность.

3 район - север и запад Центральной России. Специализация этого

района - льноводство, молочное животноводство.

Задание:

- Почему сахарные заводы размещены повсеместно в ЦЧР? (Сахарные

заводы размещаются у сырья, т. к. сахарная свекла скоропортящееся

сырье и для получения 1 т сахара требуется 7 тонн сахарной свеклы.)

- Что производят на пригородных хозяйствах? (Ранние овощи -

картофель, огурцы, лук, капусту, разводят молочный скот, птицу,

свиней.)

- Какова специализация сельского хозяйства в окрестностях Санкт-

Петербурга?

Работа с картой:

- На карте атласа «Центральная Россия» или карте рис. 69, уч. Д.

найдите центры легкой промышленности. (Иваново, Кострома, Киров,

Тверь, Ярославль, Москва и др.)


- Найдите центры производства химических волокон.

Химическая промышленность также является отраслью специализации

Центральной России.

Задание:

- На карте найдите центры производства:

1) шин и каучука - Ярославль, Киров, Ефремов;

2) волокон - Тверь, Клин, Курск;

3) удобрений - Щекино, Новомосковск.

- На территории Центрально-Черноземного района на базе

крупнейшего в мире месторождения железной руды КМА

сформировалась черная металлургия - Центральная металлургическая

база.

Работа с картой:

- На карте «Металлургия» найдите металлургические центры.

(Липецк, Старый Оскол и Тула.)

Вопрос к классу:

- В чем особенность металлургического завода в г. Старый Оскол?

(Здесь применена новая технология внедоменного процесса плавки

металла.)

Далее класс делится на группы, и каждая группа получает карточку с

темой для обсуждения.

Карточка № 1

Топливно-энергетический комплекс не является специализацией

Центральной России, но его роль велика, так как здесь скопление

промышленных предприятий, транспорта, населения, т. е. потребителей

тепла и энергии.

Задание:

- Определите, какое местное топливо используется в Центральной

России? (Бурый уголь Подмосковного бассейна в Тульской области и

торф. Но это топливо низкого качества, дорогое и добыча его

снижается.)


- Какое топливо использует Центральная Россия? (Нефть и газ

поступают с востока по нефте- и газопроводам.)

- Назовите нефтеперерабатывающие заводы Центральной России?

(Москва, Ярославль, Рязань, Ксигово, Кириши.)

- Какие электростанции обеспечивают энергией хозяйство

Центральной России?

(Ответ дается по карте «Электроэнергетика»: Тепловые -

Костромская, Рязанская, (ТЭС), Конаковская; ТЭЦ в крупных городах;

ГЭС - Волховская, Свирские, Рыбинская; АЭС - Обнинская,

Нововоронежская, Ленинградская, Курская, Смоленская, Тверская.)

Карточка № 2

АПК Центральной России. Давайте вспомним, из каких трех звеньев

состоит АПК и какова его роль.

Рассмотрим 3 района, которые включает в себя АПК Центральной

России:

1 район - Центрально-черноземный район (ЦЧР). Здесь АПК является

ведущим комплексом, т. к. район имеет черноземы - самые плодородные

земли. На них выращивают 10% зерна и картофеля России, 20%

подсолнечника, 50% сахарной свеклы, 8-9% мяса, молока, яиц.

Пищевая промышленность перерабатывает сельскохозяйственное сырье

- сахарная, маслобойная, мукомольная, мясная.

2 район - междуречье Оки и Волги. Здесь скопление городов и

поэтому преобладает пригородное хозяйство и пищевая

промышленность.

3 район - север и запад Центральной России. Специализация этого

района - льноводство, молочное животноводство.

Задание:

- Почему сахарные заводы размещены повсеместно в ЦЧР? (Сахарные

заводы размещаются у сырья, т. к. сахарная свекла скоропортящееся

сырье и для получения 1 т сахара требуется 7 тонн сахарной свеклы.)

- Что производят на пригородных хозяйствах? (Ранние овощи -

картофель, огурцы, лук, капусту, разводят молочный скот, птицу,

свиней.)

- Какова специализация сельского хозяйства в окрестностях Санкт-

Петербурга?


Карточка № 3

Транспортный комплекс Центральной России (по тексту учебника Д.,

с. 233 и картам атласа). Основой транспортного комплекса является

железнодорожный транспорт. Автомобильная сеть Центральной России

повторяет конфигурацию железных дорог. Большое значение имеет

также и водный транспорт. Крупнейший узел авиалиний в России -

Москва.

Задание:

- Назовите два главных транспортных узла Центральной России.

(Москва, от которой отходят 11 железных дорог и Санкт-Петербург.)

Работа с картой:

- Найдите на карте:

1. Крупный морской порт. (Санкт-Петербург);

2. Каналы. (Канал им. Москвы; Волго-Балтийский канал.).

- «Проплывите» водным путем из Москвы в Санкт-Петербург.

Назовите реки, каналы, озера, по которым вам придется проплыть.

- Назовите московские аэропорты. (Внуково, Шереметьево,

Домодедово, Быково.)

Домашнее задание

По уч. А.: § 43, ответить на вопросы 1, 2, 3 (п


Карточка № 3

Транспортный комплекс Центральной России (по тексту учебника Д.,

с. 233 и картам атласа). Основой транспортного комплекса является

железнодорожный транспорт. Автомобильная сеть Центральной России

повторяет конфигурацию железных дорог. Большое значение имеет

также и водный транспорт. Крупнейший узел авиалиний в России -

Москва.

Задание:

- Назовите два главных транспортных узла Центральной России.

(Москва, от которой отходят 11 железных дорог и Санкт-Петербург.)

Работа с картой:

- Найдите на карте:

1. Крупный морской порт. (Санкт-Петербург);

2. Каналы. (Канал им. Москвы; Волго-Балтийский канал.).

- «Проплывите» водным путем из Москвы в Санкт-Петербург.

Назовите реки, каналы, озера, по которым вам придется проплыть.

- Назовите московские аэропорты. (Внуково, Шереметьево,

Домодедово, Быково.)

Домашнее задание

По уч. А.: § 43, ответить на вопросы 1, 2, 3 (п





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!