Цель:
-проследить эволюцию развития профессионального танца;
-познакомить с особенностями хореографии как вида сценического искусства;
-рассмотреть виды хореографического творчества( бытовой и сценический танец);
-расширить знания о балетном искусстве, его исполнителях;
-дать понятия о балетных формах: вариации,па-де-де,па-де -труа,па-де-катр;
-воспитание эстетического вкуса, интереса к танцевальному искусству разных народов.
Тип: комбинированный.
Жанр урока: урок-панорама
Оборудование: компьютер,музыкальный центр,проектор, телевизор:
Ход урока
I. Орг.момент
II. Мотивация учеб.дея-ти.
Учитель. (звучит музыка « СИРТАКИ»)
Весной и летом на склонах Геликона, на высоком Парнасе, Аполлон со своими музами водит хороводы. Вся природа слушает этот божественный хор.
Входят музы
Мельпомена-маска трагедии
Талия-маска комедии
Терпсихора- музыкальный инструмент
-О. ЧАСЫ. О НРАВЫ!
-ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ И МЫ МЕНЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С НИМИ!
-ИСКУССТВО ВЕЧНОЕ, А ЖИЗНЬ КОРОТКАЯ.
Отрывок из « Евг.Онегина» на фоне « ПОЛОНЕЗА»
И вот мазурка раздалась
Бывало
когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало
Паркет трещал под каблуком..
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Прыжки, каблуки,усы...
1
УЧИТЕЛЬ
В греческих мифах живут 9 муз-покровительниц науки и искусства. СЕГОДНЯ К НАШЕМУ УРОКУ ПРИСОЕДИНИЛАСЬ МУЗА ТАНЦЕВ ТЕРПСИХОРА.
МНОГИЕ ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ОБРАЩАЛИСЬ К МУЗАМ, ИЗОБРАЖАЯ ИХ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
ОТРЫВОК ЕВГ. ОНЕГИНА.
Но там, где Мельпомены бурной
протяжный раздается вой,
Где машет мантей мишурной
Она пред хладною толпой,
Где Талия тихонько дремлет
И плескам дружеским не внемлет
Где Терпсихоре лишь одной
Дивиться зритель молодой...
III.
УЧИТЕЛЬ
ТЕМА НАШЕГО УРОКА
« ХОРЕОГРАФИЯ-ВИД СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»
Эпиграф:
Танец-это тайный язык души.
Наш урок пройдет в жанре урока -панорамы, где мы проведем обзор хореографического искусства по следующим вопросам:
слайд
ЗВУЧИТ МИФ О РОЖДЕНИИ МУЗ
УЧЕНИЦА
9 МУЗ ВОДЯТ СВОИ ХОРОВОДЫ, А НОЧЬЮ СПУСКАЮТСЯ К ЛЮДЯМ И ОДАРИВАЮТ ЛЮДЕЙ СПОСОБНОСТЯМИ К ТВОРЧЕСТВУ,УСТАНАВЛИВАЮТ МОРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ЗЕВСА.
Учитель:
ЧТО ОСТАЛОСЬ И СОХРАНИЛОСЬ ОТ ЭТИХ МИСТИЧЕСКИХ КУЛЬТОВ,ОБЪЕДИНЕННЫХ ТАНЦАМИ? ВЫЯСНИМ ЭТО НА НАШЕМ УРОКЕ.
2
Учитель
ЧТО ЗА МУЗЫКА ЗВУЧАЛА?( СИРТАКИ)
На слайде вы видите танец « Сиртаки»- это своеобразный древнегреческий хоровод. В античной Греции танцу обучали всех для того, чтобы человек мог достичь гармонии между физической силой мышц и красотой пластичности движений.
АНАЛИЗИРУЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО В ЭТО ВРЕМЯ ФОРМИРОВАЛСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ.
слайд
СКУЛЬПТУРЫ,РОСПИСЬ,БАРЕЛЬЕФЫ ОСТАВИЛИ НАМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОРЕОГРАФИИ ДР.ГРЕЦИИ. ИМЕННО ЗДЕСЬ ВОЗНИКЛИ СЛОВА,КОТОРЫЕ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ В ХОРЕОГРАФИИ СЕГОДНЯ. ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ НА СЛОВЕ
«ХОРЕОГРАФИЯ».
СЛОВАР.РАБОТА.
ХОРЕОГРАФИЯ, ТАНЕЦ.РИТМ
Учитель
УЧ-СЯ
ХОРЕОГРАФИЯ- ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ ТАНЦА И ТАНЦ.ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, А ТАКЖЕ ЗАПИСЬ ТАНЦ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ СИСТЕМЫЫ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ. ХОРЕЯ-С ДР.ГРЕЧ-ТАНЦЫ,ГРАФО-ПИШУ. ХОРЕОГРАФИЯ ИПИСЫВАЕТ ТАНЦЫ И ИХ ИСПОЛНЕНИЕ.
УЧ-ЛЬ
СЛОВО ТАНЕЦ ТАКЖЕ СВЯЗАНО С ХОРЕОГРАФИЕЙ.
ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ?
УЧ-СЯ
ТАНЕЦ-ИСКУССТВО РИТМ ДВИЖЕНИЙ.
УЧ-ЛЬ
ЧТО ТАКОЕ РИТМ?
УЧ-СЯ
РИТМ-ОСНОВА ТАНЦ.ДВИЖЕНИЙ.
УЧ-СЯ
КТО ТакоЙ ХОРЕОГРАФ?
УЧ-СЯ
Хореограф-МАСТЕР ХОРЕОГРАФИИ, БАЛЕТМЕЙСТЕР.
3
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧ-СЯ
Учитель
На слайде вы видите символы двух видов искусств.
ДВА РИСУНКА-ЛИРА И ПУАНТЫ
-КАКИЕ ВИДЫ ИСКУССТВ ОБЪЕДИНЕННЫ В ТАНЦЕ?(МУЗ И ХОРЕОГРАФИЯ)
-МОЖЕТ ХОРЕОГРАФИЯ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ МУЗЫКИ?(НЕТ)
слова-подтверждение
Так считал и фран.хореограф и танцор 19 века
Заложенная в нас природою любовь к музыке тянет за собою любовь к танцу. Эти два искусства-братья, неотделимы друг от друга.
Ж.Ж Новер.
Учитель
-Давайте проследим дальнейшее развитие танца.
Уч-ся
история развития танца
С конца 16 века Терпсихора поселилась во дворцах знати.Ни один бал или праздник не обходился без дивертисментов и интермедий, которые исполняли артисты балета.
Слов работа.
Дивертисмент-развлек.сценка,с элементами танца,песен;
Интермедия-небольшая комич.сценка,исполняется между действиями.
Уч-ся
В России и Украине традиции классического танца развивались в крепостном театре помещиков
В Украине это В.Тарновский,Галаган,Ширай.
В России-театр графа Шереметьева,у которого пела крепостная актриса Праскофья Жемчугова.
Учитель:
Сложно представить себе современное общество без танцевального искусства. 4
Предлагаю вам рассмотреть схему
Рассмотрение таблицы
Слайх
Танцевальное искусство
нар класс бальн соврем
Учитель:
-Давайте вспомним значения этих слов, мы знакомились с ними на уроках музыки.
Классический -образцовый,система строгих правил
Народный-принад народу, стране,отвечает духу народа, его национальных осо
бенностей
Бальный-для исполнения на танцевальных вечерах, балах,хотя большинство имеют народные корни.
Современный -касается одной эпохи..
уч-ль
Вы уже знаете что такое балет, предлагаю вставить пропущенные слова и составить определение.
уч-ся
Балет- музыкально-театральный вид искусства,мысли и чувства которого раскрываются при помощи музыки, танца и мимики.
Уч-ль
давайте вспомним основные номера балета « Собери буквы»
риавциаи
депаед
апруатед
апарткед
Учитель
-Основой балета является классический танец,который может быть связан с другими видами танцев. Какие виды мы с вами уже обозначили??
слайд
5
-А сейчас более подробно о каждом виде расскажут представители групп.
Работа с учебником
(стр 113)последний абзац, найти автора и название первого украинского балета.
Работа в группах
Народный танец
1 группа
Нар.танец отвечает духу, характеру той нац, которая его создала. Украинские танцы не перепутать с латиноамериканскими. Это выражается в пластике движений,манере исполнения. Некотор.танцы стали визит карточкой народа-лезгинка, тарантелла,хота,чардаш, полька,гопак, хайтарма..
Просмотр народного танца.
2 группа
Бальный танец произошел от народных и исполняется в парах. В 19 веке- это вальс,мазурка,полька.
Существуют и современные бальные танцы. Это европейские и латиноамериканские.
Просмотр бального танца
3 группа
С эстрадными танцами встречаемся часто..Это танцевальные композиции развлекательного характера, сопровождающие песни эстрадных исполнителей. За последние годы хореографическое искусство расширило сферу своей деятельности: хореографы работают и с фигуристами, гимнастами.
4 группа
Балет-высшая форма хореографии. В основе его танец и пантомима.
Возник балет в Италии 500 лет назад. В 16-17 веках балет был роскошным видом искусства.в 17-18 веке во франции стал самостоятельным видом искусства.
В 1826 году впервые балерина танцевала в пуантах. В театре Ла Скала в Милане, Италии.
Просмотр танца
Уч-ль
-Русское балетное искусство имеет глубокие корни и традиции. Вот фамилии нескольких балерин 20-21 века.
6
Слайды
Украинское балетное искусство развивается в Киевском,Донецком,Харьковском,Львовском,Одесском театрах оперы балета. В Крыму в Симферопольском Украинском музыкальном театре идут постановки балетных спектаклей.
Вывод:
Искусство танца чарует и благодаря ему появляются новые творения искусства.
Э.Дега .Картины художника
просмотр слайдов
слова рус поэта Некрасова
.. и перед балетом
Я преклоняюсь ниц,
Готовый быть поэтом
Прекрасных танцовщиц
Как не любить балета
Здесь мирный гражданин
Позабывает лета...
Позабывает чин...
Учитель
Классическая школа танца нашла себя и на востоке..азия, индия.африка..
уч-ся
Индийский танец-драма на сюжеты легенд,эпических произв, тем их жизни.
Первый создателем и исполнителем танцев был бог Шива, который танцуя создал весь мир.
Для этого использовались элементы «мудра» пальцы и «хоста»-позиции рук и тела.Древние скульптуры зафиксировали движения танцев.
уч-ся
Пекин национальная школа « Цзинцюй»-специфический китайский жанр
музыкальной драмы,объединяет драматический диалог,пение,пластику,акробатику, у-шу...
Просмотр китайского танца
7
Учитель
-Как вы считаете есть отличие в композиционном построении танцев, балета стран Запада и Востока? Что общее?
Вывод:
Танец- это тайный язык души. (народа, артистов, музыки и т.д)
Ответ
Несмотря на отличия,они не противостоят друг другу, а дополняют о обогащают общечеловеческую культуру.
Прочитать высказывания великих людей о танце.( слайды)
- Закрепление знаний. Тестирование
Оценивание.
Домашнее задание
создать фотоальбом « Корифеи балетного искусства»
8