СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хореография-вид сценического искусства.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

-проследить эволюцию развития профессионального танца;

-познакомить с особенностями хореографии как вида сценического искусства;

-рассмотреть виды хореографического творчества( бытовой и сценический танец);

-расширить знания о балетном искусстве, его исполнителях;

-дать понятия о балетных формах: вариации,па-де-де,па-де -труа,па-де-катр;

-воспитание эстетического вкуса, интереса к танцевальному искусству разных народов.

 

Тип: комбинированный.

Жанр урока: урок-панорама

Оборудование: компьютер,музыкальный центр,проектор, телевизор:

 Ход урока

I.  Орг.момент

II.   Мотивация учеб.дея-ти.

 

Учитель. (звучит музыка « СИРТАКИ»)

     Весной и летом на склонах Геликона, на высоком Парнасе, Аполлон со своими музами водит хороводы. Вся природа слушает этот божественный хор.

 

Входят музы

Мельпомена-маска трагедии

Талия-маска комедии

Терпсихора- музыкальный инструмент

 

-О. ЧАСЫ. О НРАВЫ!

 

-ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ И МЫ МЕНЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С НИМИ!

 

-ИСКУССТВО ВЕЧНОЕ, А ЖИЗНЬ КОРОТКАЯ.

 

                         Отрывок из « Евг.Онегина»  на фоне « ПОЛОНЕЗА» 

 

И вот мазурка раздалась

Бывало

когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало

Паркет трещал под каблуком..

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Прыжки, каблуки,усы...

1

 

   УЧИТЕЛЬ

       В греческих мифах живут 9 муз-покровительниц науки и искусства. СЕГОДНЯ К НАШЕМУ УРОКУ ПРИСОЕДИНИЛАСЬ МУЗА ТАНЦЕВ ТЕРПСИХОРА.

    МНОГИЕ ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ОБРАЩАЛИСЬ К МУЗАМ, ИЗОБРАЖАЯ ИХ В  СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

 

ОТРЫВОК    ЕВГ. ОНЕГИНА.

Но там, где Мельпомены бурной

протяжный раздается вой,

Где  машет мантей мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет

Где Терпсихоре лишь одной

Дивиться зритель молодой...

 

III.

УЧИТЕЛЬ

 

        ТЕМА НАШЕГО УРОКА

    « ХОРЕОГРАФИЯ-ВИД СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»

 Эпиграф:

                 Танец-это тайный язык души.

 

    Наш урок пройдет в жанре урока -панорамы, где мы проведем обзор хореографического искусства   по следующим вопросам:

 

                                                  слайд

ЗВУЧИТ МИФ О РОЖДЕНИИ МУЗ

 

УЧЕНИЦА

 

    9 МУЗ ВОДЯТ СВОИ ХОРОВОДЫ, А НОЧЬЮ СПУСКАЮТСЯ  К ЛЮДЯМ И ОДАРИВАЮТ ЛЮДЕЙ СПОСОБНОСТЯМИ К ТВОРЧЕСТВУ,УСТАНАВЛИВАЮТ МОРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ЗЕВСА.

 

   Учитель:

 

                  ЧТО ОСТАЛОСЬ И СОХРАНИЛОСЬ ОТ ЭТИХ МИСТИЧЕСКИХ КУЛЬТОВ,ОБЪЕДИНЕННЫХ ТАНЦАМИ? ВЫЯСНИМ ЭТО НА НАШЕМ УРОКЕ.

 

2

 

     Учитель

 

  ЧТО ЗА МУЗЫКА ЗВУЧАЛА?( СИРТАКИ)

     На слайде вы видите танец « Сиртаки»- это  своеобразный древнегреческий хоровод. В античной Греции танцу обучали всех для того, чтобы человек мог достичь гармонии между физической силой мышц и красотой  пластичности движений.

АНАЛИЗИРУЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО В ЭТО ВРЕМЯ ФОРМИРОВАЛСЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ.

                  слайд

 

 СКУЛЬПТУРЫ,РОСПИСЬ,БАРЕЛЬЕФЫ ОСТАВИЛИ НАМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОРЕОГРАФИИ ДР.ГРЕЦИИ. ИМЕННО ЗДЕСЬ ВОЗНИКЛИ СЛОВА,КОТОРЫЕ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ  В ХОРЕОГРАФИИ СЕГОДНЯ. ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ НА СЛОВЕ

«ХОРЕОГРАФИЯ».

 

СЛОВАР.РАБОТА.

 

ХОРЕОГРАФИЯ, ТАНЕЦ.РИТМ

 

 Учитель

  • Что такое хореография?

УЧ-СЯ

     ХОРЕОГРАФИЯ- ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ ТАНЦА И ТАНЦ.ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,  А ТАКЖЕ ЗАПИСЬ ТАНЦ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ СИСТЕМЫЫ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ. ХОРЕЯ-С ДР.ГРЕЧ-ТАНЦЫ,ГРАФО-ПИШУ. ХОРЕОГРАФИЯ ИПИСЫВАЕТ ТАНЦЫ И ИХ ИСПОЛНЕНИЕ.

УЧ-ЛЬ

СЛОВО ТАНЕЦ ТАКЖЕ СВЯЗАНО С ХОРЕОГРАФИЕЙ.

ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ?

 УЧ-СЯ

ТАНЕЦ-ИСКУССТВО РИТМ ДВИЖЕНИЙ.

УЧ-ЛЬ

ЧТО ТАКОЕ РИТМ?

УЧ-СЯ

 РИТМ-ОСНОВА ТАНЦ.ДВИЖЕНИЙ.

УЧ-СЯ

КТО ТакоЙ ХОРЕОГРАФ?                  

УЧ-СЯ

Хореограф-МАСТЕР ХОРЕОГРАФИИ, БАЛЕТМЕЙСТЕР.

3

 

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ УЧ-СЯ

     Учитель

 

 На слайде вы видите  символы двух видов искусств.

ДВА РИСУНКА-ЛИРА И ПУАНТЫ

 

   -КАКИЕ ВИДЫ ИСКУССТВ ОБЪЕДИНЕННЫ В ТАНЦЕ?(МУЗ И ХОРЕОГРАФИЯ)

 

   -МОЖЕТ  ХОРЕОГРАФИЯ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ МУЗЫКИ?(НЕТ)

 слова-подтверждение

 

Так считал и фран.хореограф и танцор 19 века

      Заложенная в нас природою любовь к музыке тянет  за собою любовь к танцу.  Эти два искусства-братья, неотделимы друг от друга.

Ж.Ж Новер.

 

   Учитель

  -Давайте проследим  дальнейшее развитие танца.

  Уч-ся

история развития танца

 С конца 16 века Терпсихора поселилась во дворцах знати.Ни один бал или праздник не обходился без дивертисментов и интермедий, которые исполняли артисты балета.

 

Слов работа.

 

   Дивертисмент-развлек.сценка,с элементами танца,песен;

 

   Интермедия-небольшая комич.сценка,исполняется между действиями.

 

Уч-ся

  В России и Украине традиции классического танца развивались в крепостном театре помещиков

В Украине это В.Тарновский,Галаган,Ширай.

В России-театр графа Шереметьева,у которого пела крепостная актриса Праскофья Жемчугова.

 

 Учитель:

 Сложно представить себе современное общество без танцевального искусства.                                                4

 

  Предлагаю вам рассмотреть схему

  Рассмотрение таблицы

 Слайх

  Танцевальное  искусство

нар   класс   бальн  соврем

 

Учитель:

-Давайте вспомним значения этих слов, мы знакомились с ними  на уроках музыки.

 

  Классический -образцовый,система строгих правил

  Народный-принад народу, стране,отвечает духу народа, его национальных осо

бенностей

  Бальный-для исполнения на танцевальных вечерах, балах,хотя большинство имеют народные  корни.

  Современный -касается одной эпохи..

 

уч-ль

 Вы уже знаете что такое балет, предлагаю вставить пропущенные слова и составить определение.

 

уч-ся

Балет- музыкально-театральный вид  искусства,мысли и чувства которого раскрываются при помощи музыки, танца и мимики.

 

Уч-ль

давайте вспомним основные номера балета « Собери буквы»

 

риавциаи

 

депаед

 

апруатед

 

апарткед

 

 Учитель

 

   -Основой балета является  классический танец,который может  быть связан с другими  видами танцев. Какие виды мы с вами уже обозначили??

                                                              слайд

 

5

  сейчас  более подробно о каждом виде расскажут представители групп.

 

   Работа с учебником

(стр 113)последний абзац, найти автора и название первого украинского балета.

 

Работа в группах

Народный  танец

 

1 группа

 

  Нар.танец отвечает духу, характеру той нац, которая его создала. Украинские  танцы не перепутать  с латиноамериканскими. Это выражается  в пластике движений,манере исполнения. Некотор.танцы стали визит карточкой народа-лезгинка, тарантелла,хота,чардаш, полька,гопак, хайтарма..

  Просмотр  народного  танца.

 

2 группа

 

   Бальный  танец  произошел от народных и исполняется в парах. В 19 веке- это вальс,мазурка,полька.

 Существуют  и современные бальные танцы. Это европейские и латиноамериканские.

      Просмотр бального  танца

 

 

3 группа

 

  С  эстрадными  танцами встречаемся часто..Это танцевальные  композиции развлекательного  характера, сопровождающие  песни эстрадных исполнителей. За последние  годы хореографическое  искусство расширило сферу своей деятельности: хореографы работают и с фигуристами, гимнастами.

 

4 группа

Балет-высшая форма хореографии. В основе его танец и пантомима.

Возник балет в Италии 500 лет назад. В 16-17 веках балет был роскошным видом искусства.в 17-18 веке во франции стал самостоятельным видом искусства.

В 1826 году впервые балерина танцевала в пуантах. В театре Ла Скала в Милане, Италии.

             Просмотр танца

Уч-ль

   -Русское балетное искусство имеет глубокие корни и традиции. Вот фамилии нескольких балерин 20-21 века.

 

6

   Слайды

 

 

   Украинское  балетное  искусство  развивается в Киевском,Донецком,Харьковском,Львовском,Одесском театрах оперы   балета. В  Крыму в Симферопольском Украинском музыкальном театре идут постановки  балетных спектаклей.

 

 

Вывод:

 Искусство танца чарует и благодаря ему появляются новые творения искусства.

 Э.Дега .Картины художника

                                      просмотр слайдов

 

слова рус поэта Некрасова

 

.. и перед балетом

Я преклоняюсь ниц,

Готовый быть поэтом

Прекрасных танцовщиц

 

 

Как не любить балета

Здесь мирный гражданин

Позабывает лета...

Позабывает чин...

 

 

Учитель

 

Классическая  школа танца нашла себя и на востоке..азия, индия.африка..

 

  уч-ся

Индийский  танец-драма на сюжеты легенд,эпических произв, тем их жизни.

Первый создателем и  исполнителем танцев был бог Шива, который танцуя создал весь мир.

Для этого использовались элементы  «мудра»  пальцы и  «хоста»-позиции рук и тела.Древние  скульптуры зафиксировали  движения  танцев.

 

уч-ся

Пекин национальная школа  « Цзинцюй»-специфический  китайский жанр

 музыкальной  драмы,объединяет драматический диалог,пение,пластику,акробатику, у-шу...

                                              Просмотр   китайского танца

7

Учитель

 

    -Как вы считаете есть отличие  в композиционном  построении танцев, балета стран  Запада и Востока? Что общее?

 

                                          Вывод:

 

                             Танец- это тайный язык души. (народа, артистов, музыки и т.д)

 

  Ответ

Несмотря на отличия,они не противостоят друг другу, а дополняют о обогащают общечеловеческую культуру.

 

Прочитать высказывания великих людей о танце.( слайды)

 

 

  1. Закрепление знаний. Тестирование

 Оценивание.

 

 

 

Домашнее задание

создать фотоальбом « Корифеи балетного искусства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!