СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ХОРЕОГРАФИЯ, КАК ВИД ИСКУССТВА (в общеобразовательной коррекционной школе - интернате)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХОРЕОГРАФИЯ, КАК ВИД ИСКУССТВА

(в общеобразовательной школе)

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющим своё постоянное место в сетке школьного расписания, танец не смотря на усилия известных педагогов, хореографов, психологов, искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов образования школьника.

Искусство в школе

Важную роль в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения играет искусство.  Знакомство учащихся общеобразовательной школы с искусством  происходит на уроках музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры.  На этих уроках школьники не только знакомятся с историей,  выдающимися деятелями и шедеврами искусства, но и учатся  видеть и чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, судить о нем, давать ему правильную оценку.

В программах по музыке,  изобразительному искусству и МХК кроме теоретического материала предусмотрены практические задания, которые способствую развитию художественного воображения и творческой активности учащихся.

Однако, один из самых востребованных в детской среде видов искусства – танец, в школьных программах освещается поверхностно и не даётся чёткого представления о хореографии, как об искусстве. У учащихся складывается искажённое понятие об искусстве танца, а именно, что балет,  это искусство, а танец  в школьной самодеятельности это, развлечение или яркая картинка в концертной программе. К сожалению, такого, ошибочного мнения придерживаются не только дети, но их родители и даже многие учителя.  Попробуем разобраться, почему это происходит.

В школьных концертах мы, действительно,  часто видим танцевальные номера, которые не имеют никакого отношения к искусству танца.  Причина тому элементарное невежество в области хореографии постановщиков этих танцев. Не в каждой  школе есть профессиональный хореограф,  постановкой танцев  в классах обычно занимаются учителя, классные руководители или сами ученики.

Что должны знать самодеятельные хореографы, чтобы их танец стал искусством. Начнём с того, что не всякий танец является произведением хореографического искусства. В категорию искусства  попадает только сценический танец, то есть танец для зрителя. В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с бытовым танцем, клубным, танцевальным фитнесом и смотрим по телевидению различные спортивные танцы, которые не принадлежат к искусству. В школьном концерте мы имеем дело со сценическим танцем,  то есть с искусством,  а на школьном вечере или дискотеке с бытовыми, клубными  танцами, которые не попадают в категорию искусства.

Что отличает сценический танец от других видов танца, которые  не являются искусством. Для этого нам надо вспомнить, что такое искусство.

Понятие «искусство» имеет много определений, в зависимости от того,  кто даёт эту формулировку (философ, психолог, художник, писатель и  др.). Не буду их перечислять, а возьму на себя смелость сформулировать единое, краткое определение.

Искусство, это отображение жизни (окружающая действительность, мироощущение и мировоззрение человека) в художественном творчестве. Художественное творчество, это деятельность по созданию художественных образов, оно индивидуально и зависит от фантазии, чувственного восприятия, творческих способностей  художника. Но, каким бы индивидуальным не было художественное творчество,  оно неизбежно должно подчиняется единым требованиям, критериям  искусства. Главный критерий  искусства   - художественный образ. Энциклопедия определяет художественный образ — как форму отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. В художественном образе заложен замысел художника  и содержание произведения.  Образ может быть наглядными («Лебедь», «Берёзка»), чувственными («Грусть», «Вдохновение») или сюжетными («Свадебка», «Футбол»).

Художественный образ в хореографическом искусстве.

Сочинение или создание  танца есть ни что иное, как создание музыкально хореографического образа. Всё то, что мы делаем (подбираем музыку, придумываем содержание, сочиняем движения, изготавливаем костюмы и т.д.), весь этот процесс и называется создание музыкально- хореографического образа.

Итак, с чего начать.  Начать надо с определения содержания (смысла) танца. Подготовка танцевального номера в школе, как правило, приурочена к какому-то празднику или школьному мероприятию.  Например, к новогодней ёлке напрашивается танец снежинок,  Снегурочки или других персонажей  предусмотренных сценарием;  ко Дню защитников отечества –  матросский танец «Яблочко»,  ко Дню  матери, 8 Марта – вальс цветов и т.д. Если мероприятие не имеет тематической направленности или танец планируется показать на различных мероприятиях, то можно использовать любой образ, навеянный фантазией хореографа.

Один из самых важных этапов в создании художественного образа в хореографии, это выбор музыки. Музыкальное произведение, как любое произведение искусства, имеет содержание, и очень важно, что бы содержание музыки соответствовало содержанию танца. Это не значит, что танец должен, слепо копировать музыкальное содержание (особенно это касается песен со словами). Например, не обязательно вальс цветов танцевать под «Вальс цветов» П.И. Чайковского, но непростительно танцевать его под «Вальс снежинок» и наоборот.

Когда у хореографа окончательно созрел образ будущего танца, нужно правильно выбрать исполнителей, особенно если танец сольный. Характер танца должен соответствовать характеру исполнителя. Нельзя весёлого, шустрого, постоянно улыбающегося  ребёнка заставить танцевать серьёзный или грустный танец.  Дети не профессиональные артисты и управлять собой не могут, во время выступления темперамент  может проявиться и разрушить задуманный хореографом художественный образ.

Желательно до начала постановки танца определиться с костюмом. Проблема танцевальных костюмов в школе стоит очень остро и часто приходится использовать имеющиеся костюмы или придумывать простые, не требующие больших затрат времени и средств. Костюм  может  повлиять на подбор движений к танцу. Так в длинной  тяжёлой юбке не желательно выполнять большие прыжки и махи ногой, а в мягкой обуви (балетки, чешки) – притопы и каблучные. Костюм должен соответствовать художественному замыслу и помогать в раскрытии образа. Например, костюм соловья  не должен быть ярким, а костюм бабочки может быть любым, как само многообразие бабочек.

Что касается самой постановки танца (хореографии), то здесь всё зависит от знаний и умений постановщика. Но, желательно, не делать «салат» из танцевальных направлений. В хореографии, как в любом другом виде искусства существуют разные стили и направления. Нам важно знать три основных, это: классический танец, народно-сценический и современный. Каждому танцевальному направлению соответствует своя музыка, костюм и характер танцевальных движений. В классическом и народно-сценическом танце определяющим является  музыка. Классической музыке соответствует классический костюм (пачка, хитон, трико), обувь (пуанты, балетки) и хореография (движения и композиция танца). Народной музыке  должен соответствовать костюм того народа, музыку  которого мы выбрали, танцевальная обувь (туфли, ботинки, сапожки) и  соответствующая хореография

С современным танцем всё не так просто. На то он и современный, что ещё находится в стадии формирования. Но в нём уже прослеживаются два стиля, это модерн - джаз и contemporary (контемпо).

А если вы не специалист и не разбираетесь в этих направлениях, то и не стоит за них браться.  В нашем распоряжении есть  ритмический танец.

Рисунок танца как одно из выразительных средств хореографии

 Ритмический танец, это самый простой вид танца, с него начинаются первые шаги в хореографии. В нем отсутствуют движения, требующие длительного разучивания и танцевального мастерства. Танец состоит из элементарных движений выполняемых под музыку: бег, прыжки, подскоки, наклоны, приседания и т.д. Эти и другие простые танцевальные движения часто разучиваются на уроке физкультуры и не представляют большого труда для школьников.  В качестве музыкального сопровождения к ритмическому танцу подойдёт любая популярная детская или молодёжная песенно-танцевальная музыка.  Этот танец, оправдано,  чаще всего встречается в школьных  концертах. Но именно этот танец в детской художественной самодеятельности балансирует на грани искусства и не искусства.

Какие опасности подстерегают не профессионального хореографа при постановке ритмического танца.  Я их назову опасными соседями.

Фитнес – это танцевально-спортивные направления (аэробика, ритмическая гимнастика, танец живота, боди балет и другие).

Дискотека – в эту группу я включила бытовой, клубный  и уличный танец.

Подтанцовка - танцевальная поддержка для вокального номера.

Всех этих опасных соседей, кроме отсутствия художественного образа, объединяет то, что танец исполняется на одном месте или с небольшим перемещением, то есть, отсутствует рисунок. Даже, если клубный  или уличный танец (тектоник,  брзйк данс, гоу-гоу  и др.) перенести на сцену, он не станет сценическим, так как, в нём большее значение уделяется технике исполнения движений, нежели применению танцевального рисунка  

Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя всевозможные танцевальные круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали. Без рисунка танца не может существовать ни один, даже самый элементарный, сценический  танец. Любой простейший рисунок может ярко обогатить и разнообразить танцевальную композицию. Рисунок танца организует движения танцующих, способствует более яркому выявлению на сцене других выразительных средств хореографии: танцевальной лексики, музыки, костюма танцора, декораций, светового оформления и др.

Рисунок танца, относительно количества исполнителей  рисунка, в определенный момент времени, может делиться на:

• Одноплановый рисунок - это когда все танцоры, в определенный момент времени, исполняют один и тот же рисунок.

• Многоплановый рисунок - это когда разные танцоры, в определенный момент времени, исполняют разные рисунки.

Рисунок делает танец живым и  помогает в раскрытии содержания танца, то есть художественного образа. Например, танец снежинок: в музыке слышится завывание ветра – «снежинки» бегают по кругу или быстро кружатся вокруг себя, музыка успокаивается – в построении «снежинок» просматриваются ровные линии, музыка затихает – «снежинки» опускаются на землю (приседают или опускаются на колено). Отсутствие рисунка в танце, это один из признаков отсутствия художественного образа и этот танец не имеет отношения к искусству.

В постановке сценического танца всё должно быть направленно на раскрытие художественного образа: музыка, костюм, характер исполнения, композиция  (хореография), рисунок и название танца. И тогда, не зависимо от профессионализма постановщика и исполнителей,  танец  станет произведением искусства и  будет интересен зрителям и самим танцорам.  Зная содержание танца, ребята творчески подходят к его постановке, внося свои предложения и  поправки.  

Заключение.

Начиная с детьми занятия хореографией, педагог должен, прежде всего, заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию художественного образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии, как вида искусств.

В результате активного эмоционального знакомства школьников с хореографическим искусством у них формируется художественный вкус, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.

 

Литература

  1. Захаров Р. Сочинение танца. – Л.: Искусство, 1983.
  2. Захаров Р. Слово о танце. -  М.: «Молодая гвардия», 1976.
  3. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Прутова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., ВЛАДОС, 2004.
  5. Барышникова т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.
  6. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей 3-7 лет. – М.: Гуманитар. изд. центр
  7. ВЛАДОС, 2008.
  8. Пасютинская В., Волшебный мир танца. – М., Просвещение, 1985.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!