СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Холокост - память поколений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Холокост - память поколений»»

Тема: «Холокост - память поколений»

Цель:

- познакомить обучающихся с  трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов; познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек, Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны.

-повышение  информационной грамотности учащихся; научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;

– продолжить  работу по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию  осознанной гражданской позиции;

 -развивать умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию; развивать навыки монологической речи,  коммуникативные навыки, укрепляющих социальные связи; - Учить учащихся делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы; способствовать формированию потребностей знать и помнить исторические события.

- Воспитывать уважительное неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.

Оборудование: ПК, презентация, видеофильм, исторические документы


Ход мероприятия:


В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. Война! Тяжелейшее испытание для любого народа. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для нашего народа, но и для многих народов других стран: Франции, Бельгии, Чехословакии, Австрии, Польши. Вторая мировая война оставила неизгладимый след не только в истории нашего народа, но и всего человечества. Сама историческая память о Второй мировой войне, о преступлениях нацистов с каждым новым поколением «отодвигается в глубь», заслоняется более близкими и, казалось бы, важными событиями – экономикой, политикой, отодвигая на второй план нравственные проблемы истории. Миллионы людей погибли в той войне. Но не только на фронте погибали люди.

Сегодня мы коснемся с вами одной из самых страшных трагедий ХХ столетия – попытке уничтожения нацистами еврейского народа, славянского народа.

27 января весь мир отмечает Международный День Памяти жертв Холокоста.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно этим словом называют то трагическое время, которое несправедливо унесло жизни огромного количества народа. Холокост по-гречески означает «огненная жертва». Холокост - от англ. holocaust, др.-греч. λοκαύστος — «всесожжение» В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг.,  а также представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам. Со словом Холокост связаны такие слова, как  геноцид – это убийство, направленное против национальной или этнической группы. «Геноцид не обязательно предполагает немедленное уничтожение народа или этнической группы, хотя может проявляться и в массовых убийствах. Чаще всего геноцид выступает как ряд спланированных акций, следующих одна за другой или происходящих одновременно; их цель – уничтожение тех черт народа, которые определяют его своеобразие. Ликвидируются условия полного экономического существования; представителей народа лишают свободы, здоровья, уничтожают их человеческое достоинство» (Лемке Р.)

Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. «Простой факт антипатии к евреям или повышенной чувствительности к их недостаткам… не есть антисемитизм. Антисемитизм есть страх, презрение и ненависть по отношению к еврейскому народу и желание подвергнуть его дискриминации». Холокост – это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей…

Именно в этот день  в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима)  уничтожили более 2 млн.чел. 27января - это день светлой памяти всех узников концлагерей, обреченных на уничтожение нацизмом.

Придя к власти в Германии 30 января 1933г. Гитлер объявил «превосходство немецкой расы». Фашисты считали, что только они достойны жить, быть хозяевами на этой земле. Все остальные народы были объявлены «недочеловеками, неполноценными», подлежащими уничтожению или превращению в рабов. Уничтожению подлежали славяне (к которым относятся и русские. украинцы, белоруссы), евреи, цыгане и много, много других народов.

На оккупированной германской армией территории Советского Союза еврейское население подлежало особой регистрации. Евреев обязали носить особые знаки на одежде, нашитые шестиконечные звёзды или повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы …На всех территориях , находившихся в военной зоне, в том числе на территории Советской России, евреи уничтожались вскоре после оккупации.
Сначала они пришли за евреями. Я молчал - я не был

евреем.

Затем они пришли за коммунистами. Я молчал - я не был

коммунистом.

Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я

молчал - я не был профсоюзным работником.

Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто

мог бы мне помочь.

Пастор Мартин Нимеллер




Исключение не делалось даже для маленьких детей. Дети тоже должны были носить на груди шестиконечные звёзды. Все евреи, которые носили шестиконечные звёзды должны были быть уничтожены и эти дети тоже.

В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы.

Учитель: Во время Второй мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане России. Выжили чуть больше миллиона.

 Самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».



Бухенвальд  — один из крупнейших  концентрационных лагерей на территории Германии. Бухенвальд имел 138 концлагерей - филиалов. Заключенных эксплуатировали и владельцы крупных промышленных фирм, чьи предприятия были расположены в районе Бухенвальда. В концлагерях Бухенвальда создаются оружейные фабрики, где в подземных цехах изготовлялись самолеты - снаряды "Фау". Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли...



Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, на окраине польского города Люблина. Заключенных использовали в рабском труде на фабрике по производству обмундировани оружия.  В качестве отравляющего газа сначала применялся моноксид углерода (угарный газ), а с апреля 1942-го Циклон Б. Майданек - один из двух лагерей смерти Третьего рейха, где использовался этот газ (второй - Освенцим).

Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Концлагерь стал первым «опытным полигоном», где отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических воздействий на заключенных. Многие узники Дахау принудительно трудились в качестве бесплатной рабочей силы на окрестных промышленных предприятиях. Во время войны Дахау приобрел зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключёнными. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них 70 тысяч погибло.



В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау) комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, располагался рядом с железной дорогой. Лагерь в Освенциме был самым большим концентрационным лагерем для поляков и узников других национальностей, которых гитлеровский фашизм обрекал на постепенное уничтожение голодом, тяжёлой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней. С 1942 года лагерь стал крупнейшим центром истребления европейских евреев. Большинство евреев погибло в газовых камерах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Наряду с казнями и газовыми камерами, эффективным средством уничтожения узников была изнурительная работа. За время существования Освенцима в нем погибли, по разным оценкам, от 1.5 до 2.2 миллионов человек.

В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключённых искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях.

Аушвиц-Биркенау был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста.

Саласпилс – концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший   печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 7 тысяч детей. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.


  • Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх  груды тел.

  • В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.

  • Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами.  По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.

  • Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.

  • Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.

  • Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие детские трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.


30 июня 1941 г. немцы вступили в г. Львов и на другой день устроили резню под лозунгом «бей евреев и поляков». Перебив сотни людей немцы устроили «выставку» убитых в здании пассажа. У стен домов были сложены изуродованные трупы, главным образом женщин. Впереди всех был положен труп женщины, к которой штыком был пригвожден её ребенок. Всего было уничтожено 6 тыс. чел.

Наряду со взрослыми безжалостно истребляли даже детей. Они убивали их вместе с родителями, группами, поодиночке. Они убивали их в детских домах, в больницах, заживо хоронили в могилах, бросали в огонь, брали у них кровь для немецких солдат, бросали их в тюрьмы, гестаповские камеры пыток и концлагеря, где дети умирали от голода, пыток, эпидемий. В г. Каменец-Подольском заживо погребли в огромной могиле около 500 детей.

В 1942 г. из 1800 детей детского дома №1 г. Харькова умерло 1175 чел.

В г. Мелитополе в октябре 1942 г. расстреляли 3 тыс. детей.

В с. Цибулив (Винницкая обл.) немцы отобрали на поле у работающих женщин 105 малышей и зверски убили их на глазах у матерей, не позволив похоронить.

В г. Риге до войны было 800 тыс. евреев. К моменту освобождения осталось 140 чел.

6 февраля 1942 г. на Камышитовом заводе г. Белгорода фашисты расстреляли и сожгли более 2 тыс. мирных жителей.

Трагедия Бабьего Яра.

В Литве, в Белоруссии и на Украине были осуществлены десятки массовых убийств. 29-30 сентября 1941 г. в Бабьем Яру, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев.

- В Киеве через неделю после захвата фашистами появилось объявление:

«Все жиды г. Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 г. в 8 часов утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбища). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, бельё, и проч.

Кто их жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян.

Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».

Уклониться от явки и скрыться удалось немногим. Остальные, включая детей и немощных стариков (мужчин призывного возраста среди них практически не было), подчинились, полагая, что немцы собираются выселить их в гетто. Вместо этого огромную толпу, насчитывающую почти 34 тыс. чел., построили в колоны по 100 человек, и повели к глубокому оврагу на окраине Киева – Бабьему Яру.

Прибывших евреев встречали пособники фашистов и направляли их к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее бельё. В определенном месте евреи должны были складывать свои драгоценности.

Всё это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, его подгоняли пинками и ударами.

Раздетых евреев направляли в овраг приблизительно 150 метров длиной, 30 метров шириной, 15 метров глубиной. В этот овраг вело три узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, немцы хватали их и укладывали в ширину тремя аккуратными рядами, каждый шириной 60 метров. У каждого прохода в овраге находилось по 2 автоматчика (один из них действовал в одном конце оврага, другой – в другом) и находился один «укладчик», который укладывал жертву на трупы, что проходившему мимо автоматчику оставалось только сделать выстрел в затылок.

Все происходило очень быстро. Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин, детей. Детей оставляли с матерями и расстреливали вместе с ними.

Евреи, спускавшиеся в овраг, были настолько испуганы, этой страшной картиной, что могли только испустить крик ужаса. Случалось даже, что они сами укладывались в свой ряд и ждали выстрела.

С места, где происходило раздевание, овраг не был виден, так как он находился на расстоянии примерно 150 метров от первой груды одежды. В то время, как одни люди раздевались, а большинство ждало своей очереди, стоял большой шум. Кроме того, дул сильный ветер и выстрелов в овраге не было слышно. Поэтому евреи не знали, что в действительности происходило, они думали, что их просто переселяют.

В общей сложности за время оккупации в Бабьем Яру было уничтожено более 100 тыс. человек, преимущественно евреев.


Гетто и сопротивление народа.

Во многих местах истребление евреев состоялись не сразу. К 1942 г. стало очевидно, что война не закончится быстро, и гитлеровскому командованию потребуется труд заключенных, специалистов. Евреи были выселены из своих квартир и домов и переселены в гетто.

В каждом захваченном нацистами городе или местечке военные власти издавали приказы, обязывающие евреев регистрироваться и носить желтые нашивки – с тем, чтобы они отличались от остального населения. В крупных городах нацисты изолировали евреев в обнесенных колючей проволокой кварталах – гетто, которые охранялись вооруженными патрулями. Крупнейшими гетто на территории СССР было Минское, Витебское, Рижское и Вильнюсское.

Евреев предупреждали о переселении в гетто за день, а иногда и за несколько часов. С собой разрешалось брать только ручную кладь. Перед переселением в гетто у евреев конфисковывались все ценности.

Для управления гетто и исполнения приказов были созданы еврейские советы – юденраты. Они отвечали за регистрацию всех евреев, точную опись всей еврейской собственности, выделяли жителей на принудительные работы. Самой страшной обязанностью был отбор очередной группы жителей на расстрел. Во многих гетто члены совета стремились спасти тех, кто больше шансов остаться в живых, а стариков отправляли на смерть.

Жизнь в гетто – это голод, страх, невыносимые условия существования. Эсэсовцы регулярно проводили акции, во время которых в первую очередь уничтожали всех нетрудоспособных – детей, стариков, беременных женщин.

Обитатели гетто голодали сильнее, чем остальные жители оккупированной территории, поскольку доставка в еврейские кварталы любого продовольствия жестко карались. Время от времени устраивались обыски, в ходе которых порой отнималось последнее.

Ежедневно голод и болезни уносили многие жизни. Нацисты поставили цель – сломить дух обитателей гетто. Перед смертью евреи должны были осознать, что они люди низшего сорта. Многие обитатели гетто до последнего момента надеялись спастись, не верили в страшную правду.

Для каждого заключенного в гетто и лагерях было трудно решиться участвовать в акции протеста или проявлять даже пассивное сопротивление, т.к. это жестоко каралось. Существовала система заложничества, коллективной ответственности. Единственным наказанием был расстрел.


Вопрос. Существовали ли у евреев какие-либо пути к спасению в условиях «окончательного решения еврейского вопроса»?

Какие существовали формы сопротивления у евреев?


Духовное сопротивление выражалось в стремлении выжить, сохранить своих детей, свою культуру. Для этого тайно устраивались концерты и лекции в гетто, вручную копировали книги, проводили вечера воспоминаний, собирались на тайные богослужения. За колючей проволокой не забывали о воспитании детей. Многие узники гетто и лагерей смерти вели дневники, пытались сохранить для будущих поколений свидетельства о страшных жертвах.

Вооруженное сопротивление. Во многих гетто были созданы подпольные группы, члены которых пытались раздобыть или собственными силами изготовить оружие и прорваться к партизанам. В Вильнюсском и др. гетто практически безоружные люди подняли восстание, предпочитая погибнуть в бою. В 1942-1943 г. в Прибалтике, Белоруссии, Украине сражались приблизительно 25 тыс. евреев-партизан.


Вопрос. Почему обитателям гетто было трудно найти поддержку за стенами или проволочным ограждением, отделявшими их от внешнего мира?

Что чаще всего определяло поведение не евреев, живших близ гетто – страх перед нацистами, равнодушие, явный или скрытый антисемитизм?

Можно ли считать равнодушие у судьбе обреченных на смерть соучастием в преступлениях?


Соучастие может быть сознательным или вынужденным, активным или пассивным и оно было не исключением. Но за неблаговидные поступки и преступления отдельных людей не могут отвечать народы. Где виновны все, не виновен никто.

Сложность была и в том, что на оккупированных территориях СССР не существовало организованной помощи евреям со стороны антифашистского подполья. Не было одного официального обращения к подпольным организациям или местному населению с призывами оказать помощь евреям – советским гражданам, ставшими жертвами тотального уничтожения. Подобное происходило и в других государствах Европы.

Хатынь

Название небольшой белорусской деревушки Хатынь, располагавшейся в 60 километрах к северу от Минска, вошло в историю Великой Отечественной войны как жуткий символ зверств нацистских карателей, зверски уничтожавших мирное население оккупированных территорий Советского Союза. В 1943 году, в отместку за нескольких убитых партизанами полицаев, гитлеровцы обратили свой гнев на жителей ближайшей к месту нападения деревни. Для устрашения местного населения десятки ни в чем не повинных мирных жителей Хатыни безжалостно сожгли заживо. Всех до единого – от грудных младенцев до стариков. Этот населенный пункт навсегда исчез с географической карты 



В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концентрационные лагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступлениями против человечества.

- Как вы думаете, нужно ли молодежи сегодня знать о Холокосте? Какие уроки следует с вашей точки зрения извлечь из истории Холокоста?

Изучение таких явлений как Холокост, поможет лучше понять опасность ориентации общественного сознания на предрассудки и стереотипы, распространенные в любом обществе.

История Холокоста предостерегает об опасности молчаливого согласия, апатии перед лицом любого вида угнетения и унижения человеческой личности.

Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.



просмотр фильма "Помни имя свое"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!