СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химия вокруг нас

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные цели курса:

  • Подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
  • Создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
  • Сформировать предметные знания,умения и навыки (расчетные и экспериментальные);
  • Показать яркие,занимательные,эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
  • Интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Просмотр содержимого документа
«Химия вокруг нас»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области

Краснообская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов


Рассмотрено


ПРИНЯТО

на заседании кафедры ЕНО

протокол № 1

от «28» августа 2022 г.


Зам.директора по УВР

________ (Кобзева Н.Н.)



«02» сентября 2022 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Химия вокруг нас»

7 класс


Уровень обучения: основное общее образование








Составитель – Карасёва Е.В.

учитель химии

высшей квалификационной категории
















2022г.

Содержание




  1. Пояснительная записка ………………………...........................................3

  2. Результаты изучения ......................... …………………………..................6

  3. Содержание предмета …………………….....…....................................... .7

  4. Тематическое планирование с указанием количества часов ……...........11

  5. Учебно-методическое обеспечение ...........................................................21
































Пояснительная записка


Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для педагогов составляют две.

Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов.

Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.

Как следствие указанных негативных тенденций, создается реальная угроза снижения некогда высокого уровня химического образования в стране, сложности с обеспеченностью учителей естественнонаучных дисциплин учебной нагрузкой.

В данном курсе реализована идея раннего систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составной части школьного курса химии, сформированного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7й.

Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:

- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;

- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

При составлении рабочей программы к учебному курсу химии для учащихся 7 класса использовано пособие О.С. Габриелян «Химия. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина».

На изучение данного курса из школьного компонента выделен 1 час в неделю ( 35 час в год) с целью повышения интереса обучения к познанию законов природы, подготовке их к последующему изучению курса химии.

В работе используется учебное пособие О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин «Химия. Вводный курс.7класс» (М.:Дрофа,2022).

Основные цели курса:

  • Подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;

  • Создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;

  • Сформировать предметные знания,умения и навыки (расчетные и экспериментальные);

  • Показать яркие,занимательные,эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;

  • Интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Пропедевтический курс химии для 7 класса включает первоначальные сведения о химических явлениях и веществах, раскрывает идеи целостности окружающего мира, зависимости свойств веществ от их состава, значение химических знаний для формирования экологической культуры человека. Курс строится с учетом возрастных психологических особенностей детей на основе простейших экспериментов и наблюдений.

Курс химии для 7 класса состоит из четырех логически сведенных тем:

1 тема: Химия в центре естествознания(11 ч)

2 тема: Математика в химии(11 ч)

3 тема: Явления,происходящие с веществами(11 ч)

4 тема: Рассказы по химии(2 ч)

Для каждой темы в программе перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, практические работы, лабораторные опыты)

Практическая реализация пропедевтического курса химии в 7 классе позволит сэкономить программное время, психологически подготовить учащихся к изучению систематического курса химии, а самое главное – сформулировать у них устойчивый познавательный интерес к предмету химия.


Результаты изучения данного курса:


1)развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.


Требования к усвоению учебного материала


Учащиеся должны знать:

- место химии среди естественнонаучных дисциплин

- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент

- признаки химических реакций и условия их протекания

- вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.

Учащиеся должны уметь:

- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента

- проводить простейшие исследования свойств веществ

- использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий

- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания

- обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.


Содержание учебной дисциплины


В рабочей программе общее количество часов - 34 часа.

По теме «Математика в химии» добавлено 2 час, для закрепления навыков решения задач по темам:

1.«Вычисление молекулярной массы веществ по химическим формулам».

2. Расчеты с использованием понятий «массовая доля элемента в сложном веществе», «объемная доля газа в смеси», «массовая доля вещества в растворе», «массовая доля примесей».

По теме «Рассказы по химии» уменьшено количество на 1 час, т.к. биографии великих ученых-химиков будут рассматриваться в течении учебного года, в виде сообщений учащихся.

Тема 1.Химия в центре естествознания (11 час).

Химия - часть естествознания.

Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ и их применение на основе их свойств.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира.Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.

Моделирование.

Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. модели в физике. Географические модели. Химические модели: предметные, знаковые или символьные.

Химические знаки и формулы.

Химический элемент. Химические знаки. их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. простые и сложные вещества. индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.

Химия и физика.

Понятия «атом», «молекула», «ион». строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Агрегатные состояния веществ.

Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.

Химия и география.

Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы.

Химия и биология.

Химический состав живой клетки: неорганические и органические вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии.

Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. аналитический сигнал. определяемое вещество и реактив на него.

Тема 2.Математика в химии (11 час).

Относительная атомная и молекулярная массы.

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы элементов по ПСХЭ Д.И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества.

Массовая доля элемента в сложном веществе.

Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

Чистые вещества и смеси.

Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные, твердые смеси.

Объемная доля газа в смеси.

Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.

Массовая доля вещества в растворе.

Массовая доля вещества в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

Массовая доля примесей.

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Тема 3.Явления, происходящие с веществами (10с).

Разделение смесей.

Способы разделения смесей и очистка веществ. Фильтрование. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.

Дистилляция или перегонка.

Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.

Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.

Признаки химических реакций.

Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.


Тема 4.Рассказы по химии (2 час).

Ученическая конференция.

«Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых.

Количество учебных часов по темам соответствует авторской программе.













Календарно-тематическое планирование к пропедевтическому курсу химии 7 класса

Номера уроков

Тема урока


Основное содержание урока

эксперимент

Домашнее задание

Сроки


п/п

в теме

план

факт

Тема 1. Химия в центре естествознания (11 час)

1

1

Химия как часть естествознания. Предмет химии.

Естествознание-комплекс наук о природе:физики,химии,биологии и географии.Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества.

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Свойства веществ, как основа их применения.

Д. Коллекция разных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства-применение».


§1.

Составить план §1.

Упр.1,4,7(у),5,6(п)

07.09


2

2

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира.Условия проведения наблюдения.Гипотеза как предположение,объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления.

Эксперимент.Лаборатория.

Эксперименты лабораторный и домашний.Способы фиксирования результатов эксперимента.

Строение пламени свечи,сухого горючего,спиртовки.

Д.Учебное оборудование,

используемое на уроках физики,биологии,географии и химии.

ДЭ.Научное наблюдение и его описание.Изучение строения пламени.

§2.Подготовка к ПР №1(с.14).

Нарисовать знаки,обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов.

Упр.1-4(у)

14.09


3

3

Практическая работа №1.Знакомство с лабораторным оборудованием.Правила техники безопасности.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.Лабораторное оборудование:устройство,назначение,приемы обращения.


Подготовка к ПР №2(с.22).

Упр 5-7(у)


21.09


4

4

Практическая работа №2.Наблюдение за горящей свечой.Устройство и работа спиртовки.

Наблюдение.Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами.


Подготовка докладов по темам : «Из истории изобретения электрофорной машины», «История появления глобуса».

28.09


5

5

Моделирование.

Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов.Модели в физике.Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии.Модели в биологии.Биологические муляжи.Модели в химии: материальные(модели атомов,молекул,кристаллов,аппаратов и установок) и знаковые(химические знаки,химические формулы и химические уравнения).

Д.Электрофорная машина в действии.

Географические модели (глобус,карта).Биологические модели (муляжи).Физические и химические модели атомов,молекул веществ и их кристаллических решеток.

§3.Выучить символы с названиями 10 химических элементов(H,C,N,O,Na,Mg,Al,Si,P,S)

Упр.1,3(у),2,4(п).


5.10


6

6

Химические знаки и формулы.

Химический элемент.Химические знаки.Их обозначение,произношение и информация,которую они несут.Химические формулы.Индексы и коэффициенты.Простые и сложные вещества.

Д.Шаростержневые модели воды,углекислого и сернистого газов,метана.

ДО.Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина.

§4. ДО.Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. Выучить символы с названиями химических элементов(Fe,Au,K,Ca,Cu,Hg,Pb,Ag,Cl,Cr,Zn).

Упр.2,3(п)

12.10


7

7

Химия и физика.

Понятия «атом», «молекула», «ион».Основные положения атомно-молекулярного учения.Кристаллическое состояние вещества.Кристаллические решетки твердых веществ.Диффузия.Броуновское движение.

Д.Образцы твердых веществ кристаллического строения.Модели кристаллических решеток.

ДЭ.Распространение запаха одеколона,духов или дезодоранта (процесс диффузии).

ДО.Диффузия сахара в воде.Диффузия перманганата калия в желатине.

§5. ДО.Диффузия сахара в воде.Диффузия перманганата калия в желатине.

Упр.1-5(у)

19.10


8

8

Агрегатное состояние веществ.

Понятие об агрегатном состоянии вещества.Газообразные,жидкие и твердые вещества.Кристаллические и аморфные твердые вещества.Физические и химические явления.

Д.Вода в трех агрегатных состояниях.Твердые вещества.

ДЭ. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

ДО.Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой.

§6.Подготовка кратких сообщений о минералах. ДО.Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой.(задание 8 стр.41).

Упр.1-7(у)

26.10


9

9

Химия и география.

Геологическое строение планеты Земля:ядро,мантия,литосфера.Элементный состав геологических составных частей планеты.Минералы и горные породы.магматические и осадочные (органические и неорганические,в том числе и горючие)породы.

Д.Коллекция минералов(лазурит,корунд,халькопирит,флюорит,галит).Коллекция горных пород(гранит,различные формы кальцита-мел,мрамор,известняк).Коллекция горючих ископаемых (нефть,каменный уголь,сланцы,торф).

Л. №1.Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

§7.Найти в сказках П.П.Бажова «Малахитовая Шкатулка» и «Каменный цветок»описание минералов.

Упр.1-7(у)

2.11


10

10

Химия и биология.

Химический состав живой клетки : неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки,жиры,углеводы,витамины) вещества.простые и сложные вещества,их роль в жизнедеятельности организмов.Биологическая роль воды в живой клетке.Фотосинтез.Роль хлорофилла в фотосинтезе.Биологическое значение жиров,белков,эфирных масел,углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

ДЭ.Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.Качественная реакция на белок.

Л №2.Определение содержания воды в растении.

Л№3.Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке.

Л№4.Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

Л№5.Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

ДО.Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).

Д.Таблица «Животная и растительная клетка».


§8. ДО.Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).

Упр.1-9(у)

16.11


11

11

Качественные реакции в химии

Понятие о качественных реакциях как о реакциях,воспринимаемых органолептически с помощью зрения,слуха,обоняния.Аналитический эффект.Определяемое вещество и реактив на него.Возможность изменения их роли на противоположную.

ДЭ.Качественная реакция на кислород.качественная реакция на углекислый газ.

Л №6.Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

Л№7.Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

ДО. «Обнаружение крахмала в продуктах питания».


§9.ДО. «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

Упр.1(п),2-6(у)

23.11


Тема 2.Математика в химии (11 час).

12-13

1-2

Относительная атомная и молекулярная массы.

Относительная атомная масса элемента.Молекулярная масса.Опреденление относительной атомной массы химических элементов по таблице Д.И.Менделеева.Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс,составляющих вещество химических элементов.


§10,упр.1,2(у),3,4,5(п)

30.11

7.12


14

3

Массовая доля элемента в сложном веществе.

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов .


§11,упр1(у),2-4(п)

14.12


15

4

Решение задач. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов .

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов .


§11,упр.5,6(п)

21.12


16

5

Чистые вещества и смеси.

Понятие о чистом веществе и о смеси.Смеси газообразные (воздух,природный газ),жидкие(нефть) и твердые (горные породы,кулинарные смеси и СМС).Смеси гомогенные и гетерогенные.

Д.Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.Смесь речного и сахарного песка.Коллекция нефти и нетепродуктов.Коллекция бытовых смесей(СМС,напитки,шампуни и т.д.)

§12.Изучение состава кулинарных смесей по этикеткам.

Упр.1,3-7(у).

28.12


17

6

Объемная доля газа в смеси.

Состав воздуха и природного газа.Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.

Д.Диаграмма состава атмосферного воздуха.Диаграмма состава природного газа.

§13.Составление диаграмм вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Упр.1(у),2,3(п)

18.01


18

7

Массовая доля вещества в растворе.

Понятие о массовой доле вещества в растворе.Растворитель и растворенное вещество.Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.


§14.Подготовка к ПР №39(стр.77)

Упр2-4(п) стр.76

25.01


19

8

Практическая работа №3.Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.



Расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля».

Упр.4,5(п)стр.73,

упр.5-9 стр.76-77

1.02


20

9

Массовая доля примесей.

Понятие о чистом веществе и примеси.Массовая доля примеси в образце исходного вещества.Основное вещество.Расчет массы основного вещества по массе вещества,содержащего определенную массовую долю примесей,и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий

Д.Коллекция «Минералы и горные породы».

ДО.Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов,содержащих определенную долю примесей,по их этикеткам.

§15.Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов по этикеткам.

Упр.1(у),3,4(п)

8.02


21

10

Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии».



Подготовка к контрольной работе №1 по теме «Математика в химии».

15.02


22

11

Контрольная работа №1 по теме «Математика в химии».




22.02


Тема 3.Явления, происходящие с веществами (10 час).

23

1

Разделение смесей.Способы разделения смесей.

Способы разделения смесей и очистка веществ.Некоторые простейшие способы разделения смесей:просеивание,отстаивание,декантация и др.

ДЭ.Разделени смеси порошка серы и песка.Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.

ДО.Разделение смеси сухого молока и песка.

ПР №4.Выращивание кристаллов соли (ДЭ.)

§16(стр.83-85)

ДО.Разделение смеси сухого молока и песка.

ПР №4.Выращивание кристаллов соли (ДЭ.)

Упр.1-4(у)

1.03


24

2

Фильтрование.

Фильтрование в лаборатории,быту и на производстве.Понятие о фильтрате.

ДЭ.Разделение смеси воды и речного песка.

Д.Фильтр Шотта.Воронка Бюхнера.Установка для фильтрования под вакуумом.Респираторные маски и марлевые повязки.

ДО. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее декантация.


§16(стр.86-87)Изготовление марлевой повязки.Предложить ход эксперимента «Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее декантация».Подготовка докладов «История возникновения противогаза», «Н.Д. Зелинский».

Упр.5,6,7(у)

1.03


25

3

Адсорбция.

Понятие об адсорбции и адсорбентах.Активированный уголь как важнейший адсорбент,его использование в быту,на производстве и в военном деле.Устройство противогаза.

Д.Противогаз и его устройство.

ДО.Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

§16(стр.87-89)

ДО. «Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.» «Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ».

Упр.8-10(у)

15.03


26

4

Дистилляция.

Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси.Дистиллированная вода и области ее применения.кристаллизация или выпаривание.Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.Перегонка нефти.Нефтепродукты.фракционная перегонка жидкого воздуха.

ДЭ.Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.

Д.Коллекция «Нефть и нефтепродукты».Катализатор.

Практическая работа №5. «Очистка поваренной соли».

§17,упр.1-7(у),8(п)


05.04


27

5

Обсуждение результатов ПР№4.выращивание кристаллов соли (ДО).



Подготовка к ПР №5.Очистка поваренной соли (стр.96)

12.04


29

7

Химические реакции.Условия протекания и прекращения химических реакций.

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие.Условия течения и прекращения химических реакций.

Д.Устройство кислотного огнетушителя.

ДЭ. «Вулкан на столе».Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор диоксид марганца).

§18,Упр.1-9(у)

19.04


30

8

Признаки химических реакций.

Признаки химических реакций.образование осадка,выделение газа,появление запаха,изменение цвета,выделение или поглощение тепла.

ДЭ.Возгонка иода.Выделение газа из раствора.

§19.ДО «Приготовление лимонада».

Упр.1-7(у)

26.04


31

9

Обсуждение результатов ПР №6 «Изучение процесса коррозии железа»(ДО).Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления происходящие с веществами».Подготовка к контрольной работе №2



Подготовить доклады на тему «Выдающиеся русские химики»

12.05


32

10

Контрольная работа №2 по теме: « Явления с веществами»




17.05



Тема 4.Рассказы по химии (2 час).

33

1

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики».

Жизнедеятельность М.В.Ломоносова,Д.И.Менделеева,А.М. Бутлерова.



24.05


34

2

Итоговое занятие «Ее величество Химия»




31.05


Практических работ-6, лабораторных работ-7, контрольных работ-2

Условные обозначения:

ПР-практ. работа, Л-лабораторный опыт, ДО-домашний опыт, Д-демонстрации и демонстрационный материал, ДЭ-домашний эксперимент

Список лабораторных работ

№1.Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

№2.Определение содержание воды в растении.

№3.Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

№4.Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецк. ореха.

№5.Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

№6.Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

№7.Обнаружение известковой воды среди различных веществ.





Список практических работ

№1.Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

№2.Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

№3.Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

№4.Выращивание кристаллов соли (ДЭ).

№5.Очистка поваренной соли.

№6.Изучение процесса коррозии железа(ДЭ).




Учебно-методическое обеспечение

  • Учебное пособие «Химия. Вводный курс. 7класс»( О.С.Габриелян).

  • Методики выполнения практических работ.

  • Инструкционные карты по выполнению практических работ.

  • Оборудование и реактивы.

  • Модели, муляжи.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!