Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области
Краснообская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Рассмотрено | | ПРИНЯТО |
на заседании кафедры ЕНО протокол № 1 от «28» августа 2022 г. | | Зам.директора по УВР ________ (Кобзева Н.Н.) |
| | «02» сентября 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия вокруг нас»
7 класс
Уровень обучения: основное общее образование
Составитель – Карасёва Е.В.
учитель химии
высшей квалификационной категории
2022г.
Содержание
Пояснительная записка ………………………...........................................3
Результаты изучения ......................... …………………………..................6
Содержание предмета …………………….....…....................................... .7
Тематическое планирование с указанием количества часов ……...........11
Учебно-методическое обеспечение ...........................................................21
Пояснительная записка
Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для педагогов составляют две.
Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов.
Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.
Как следствие указанных негативных тенденций, создается реальная угроза снижения некогда высокого уровня химического образования в стране, сложности с обеспеченностью учителей естественнонаучных дисциплин учебной нагрузкой.
В данном курсе реализована идея раннего систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составной части школьного курса химии, сформированного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7й.
Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:
- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;
- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
При составлении рабочей программы к учебному курсу химии для учащихся 7 класса использовано пособие О.С. Габриелян «Химия. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина».
На изучение данного курса из школьного компонента выделен 1 час в неделю ( 35 час в год) с целью повышения интереса обучения к познанию законов природы, подготовке их к последующему изучению курса химии.
В работе используется учебное пособие О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин «Химия. Вводный курс.7класс» (М.:Дрофа,2022).
Основные цели курса:
Подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
Создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
Сформировать предметные знания,умения и навыки (расчетные и экспериментальные);
Показать яркие,занимательные,эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
Интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
Пропедевтический курс химии для 7 класса включает первоначальные сведения о химических явлениях и веществах, раскрывает идеи целостности окружающего мира, зависимости свойств веществ от их состава, значение химических знаний для формирования экологической культуры человека. Курс строится с учетом возрастных психологических особенностей детей на основе простейших экспериментов и наблюдений.
Курс химии для 7 класса состоит из четырех логически сведенных тем:
1 тема: Химия в центре естествознания(11 ч)
2 тема: Математика в химии(11 ч)
3 тема: Явления,происходящие с веществами(11 ч)
4 тема: Рассказы по химии(2 ч)
Для каждой темы в программе перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, практические работы, лабораторные опыты)
Практическая реализация пропедевтического курса химии в 7 классе позволит сэкономить программное время, психологически подготовить учащихся к изучению систематического курса химии, а самое главное – сформулировать у них устойчивый познавательный интерес к предмету химия.
Результаты изучения данного курса:
1)развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Требования к усвоению учебного материала
Учащиеся должны знать:
- место химии среди естественнонаучных дисциплин
- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент
- признаки химических реакций и условия их протекания
- вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента
- проводить простейшие исследования свойств веществ
- использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий
- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания
- обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.
Содержание учебной дисциплины
В рабочей программе общее количество часов - 34 часа.
По теме «Математика в химии» добавлено 2 час, для закрепления навыков решения задач по темам:
1.«Вычисление молекулярной массы веществ по химическим формулам».
2. Расчеты с использованием понятий «массовая доля элемента в сложном веществе», «объемная доля газа в смеси», «массовая доля вещества в растворе», «массовая доля примесей».
По теме «Рассказы по химии» уменьшено количество на 1 час, т.к. биографии великих ученых-химиков будут рассматриваться в течении учебного года, в виде сообщений учащихся.
Тема 1.Химия в центре естествознания (11 час).
Химия - часть естествознания.
Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ и их применение на основе их свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.
Наблюдение как основной метод познания окружающего мира.Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.
Моделирование.
Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. модели в физике. Географические модели. Химические модели: предметные, знаковые или символьные.
Химические знаки и формулы.
Химический элемент. Химические знаки. их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. простые и сложные вещества. индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.
Химия и физика.
Понятия «атом», «молекула», «ион». строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ.
Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.
Химия и география.
Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы.
Химия и биология.
Химический состав живой клетки: неорганические и органические вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии.
Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. аналитический сигнал. определяемое вещество и реактив на него.
Тема 2.Математика в химии (11 час).
Относительная атомная и молекулярная массы.
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы элементов по ПСХЭ Д.И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества.
Массовая доля элемента в сложном веществе.
Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.
Чистые вещества и смеси.
Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные, твердые смеси.
Объемная доля газа в смеси.
Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе.
Массовая доля вещества в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.
Массовая доля примесей.
Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
Тема 3.Явления, происходящие с веществами (10с).
Разделение смесей.
Способы разделения смесей и очистка веществ. Фильтрование. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.
Дистилляция или перегонка.
Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.
Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.
Признаки химических реакций.
Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.
Тема 4.Рассказы по химии (2 час).
Ученическая конференция.
«Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых.
Количество учебных часов по темам соответствует авторской программе.
Календарно-тематическое планирование к пропедевтическому курсу химии 7 класса
Номера уроков | Тема урока | Основное содержание урока | эксперимент | Домашнее задание | Сроки |
п/п | в теме | план | факт |
Тема 1. Химия в центре естествознания (11 час) |
1 | 1 | Химия как часть естествознания. Предмет химии. | Естествознание-комплекс наук о природе:физики,химии,биологии и географии.Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества. Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Свойства веществ, как основа их применения. | Д. Коллекция разных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства-применение». | §1. Составить план §1. Упр.1,4,7(у),5,6(п) | 07.09 | |
2 | 2 | Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. | Наблюдение как основной метод познания окружающего мира.Условия проведения наблюдения.Гипотеза как предположение,объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент.Лаборатория. Эксперименты лабораторный и домашний.Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи,сухого горючего,спиртовки. | Д.Учебное оборудование, используемое на уроках физики,биологии,географии и химии. ДЭ.Научное наблюдение и его описание.Изучение строения пламени. | §2.Подготовка к ПР №1(с.14). Нарисовать знаки,обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов. Упр.1-4(у) | 14.09 | |
3 | 3 | Практическая работа №1.Знакомство с лабораторным оборудованием.Правила техники безопасности. | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.Лабораторное оборудование:устройство,назначение,приемы обращения. | | Подготовка к ПР №2(с.22). Упр 5-7(у) | 21.09 | |
4 | 4 | Практическая работа №2.Наблюдение за горящей свечой.Устройство и работа спиртовки. | Наблюдение.Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами. | | Подготовка докладов по темам : «Из истории изобретения электрофорной машины», «История появления глобуса». | 28.09 | |
5 | 5 | Моделирование. | Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов.Модели в физике.Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии.Модели в биологии.Биологические муляжи.Модели в химии: материальные(модели атомов,молекул,кристаллов,аппаратов и установок) и знаковые(химические знаки,химические формулы и химические уравнения). | Д.Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус,карта).Биологические модели (муляжи).Физические и химические модели атомов,молекул веществ и их кристаллических решеток. | §3.Выучить символы с названиями 10 химических элементов(H,C,N,O,Na,Mg,Al,Si,P,S) Упр.1,3(у),2,4(п). | 5.10 | |
6 | 6 | Химические знаки и формулы. | Химический элемент.Химические знаки.Их обозначение,произношение и информация,которую они несут.Химические формулы.Индексы и коэффициенты.Простые и сложные вещества. | Д.Шаростержневые модели воды,углекислого и сернистого газов,метана. ДО.Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. | §4. ДО.Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. Выучить символы с названиями химических элементов(Fe,Au,K,Ca,Cu,Hg,Pb,Ag,Cl,Cr,Zn). Упр.2,3(п) | 12.10 | |
7 | 7 | Химия и физика. | Понятия «атом», «молекула», «ион».Основные положения атомно-молекулярного учения.Кристаллическое состояние вещества.Кристаллические решетки твердых веществ.Диффузия.Броуновское движение. | Д.Образцы твердых веществ кристаллического строения.Модели кристаллических решеток. ДЭ.Распространение запаха одеколона,духов или дезодоранта (процесс диффузии). ДО.Диффузия сахара в воде.Диффузия перманганата калия в желатине. | §5. ДО.Диффузия сахара в воде.Диффузия перманганата калия в желатине. Упр.1-5(у) | 19.10 | |
8 | 8 | Агрегатное состояние веществ. | Понятие об агрегатном состоянии вещества.Газообразные,жидкие и твердые вещества.Кристаллические и аморфные твердые вещества.Физические и химические явления. | Д.Вода в трех агрегатных состояниях.Твердые вещества. ДЭ. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. ДО.Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой. | §6.Подготовка кратких сообщений о минералах. ДО.Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой.(задание 8 стр.41). Упр.1-7(у) | 26.10 | |
9 | 9 | Химия и география. | Геологическое строение планеты Земля:ядро,мантия,литосфера.Элементный состав геологических составных частей планеты.Минералы и горные породы.магматические и осадочные (органические и неорганические,в том числе и горючие)породы. | Д.Коллекция минералов(лазурит,корунд,халькопирит,флюорит,галит).Коллекция горных пород(гранит,различные формы кальцита-мел,мрамор,известняк).Коллекция горючих ископаемых (нефть,каменный уголь,сланцы,торф). Л. №1.Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. | §7.Найти в сказках П.П.Бажова «Малахитовая Шкатулка» и «Каменный цветок»описание минералов. Упр.1-7(у) | 2.11 | |
10 | 10 | Химия и биология. | Химический состав живой клетки : неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки,жиры,углеводы,витамины) вещества.простые и сложные вещества,их роль в жизнедеятельности организмов.Биологическая роль воды в живой клетке.Фотосинтез.Роль хлорофилла в фотосинтезе.Биологическое значение жиров,белков,эфирных масел,углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. | ДЭ.Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.Качественная реакция на белок. Л №2.Определение содержания воды в растении. Л№3.Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. Л№4.Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Л№5.Обнаружение крахмала в пшеничной муке. ДО.Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках). Д.Таблица «Животная и растительная клетка». | §8. ДО.Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках). Упр.1-9(у) | 16.11 | |
11 | 11 | Качественные реакции в химии | Понятие о качественных реакциях как о реакциях,воспринимаемых органолептически с помощью зрения,слуха,обоняния.Аналитический эффект.Определяемое вещество и реактив на него.Возможность изменения их роли на противоположную. | ДЭ.Качественная реакция на кислород.качественная реакция на углекислый газ. Л №6.Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Л№7.Обнаружение известковой воды среди различных веществ. ДО. «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | §9.ДО. «Обнаружение крахмала в продуктах питания». Упр.1(п),2-6(у) | 23.11 | |
Тема 2.Математика в химии (11 час). |
12-13 | 1-2 | Относительная атомная и молекулярная массы. | Относительная атомная масса элемента.Молекулярная масса.Опреденление относительной атомной массы химических элементов по таблице Д.И.Менделеева.Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс,составляющих вещество химических элементов. | | §10,упр.1,2(у),3,4,5(п) | 30.11 7.12 | |
14 | 3 | Массовая доля элемента в сложном веществе. | Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов . | | §11,упр1(у),2-4(п) | 14.12 | |
15 | 4 | Решение задач. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов . | Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов . | | §11,упр.5,6(п) | 21.12 | |
16 | 5 | Чистые вещества и смеси. | Понятие о чистом веществе и о смеси.Смеси газообразные (воздух,природный газ),жидкие(нефть) и твердые (горные породы,кулинарные смеси и СМС).Смеси гомогенные и гетерогенные. | Д.Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.Смесь речного и сахарного песка.Коллекция нефти и нетепродуктов.Коллекция бытовых смесей(СМС,напитки,шампуни и т.д.) | §12.Изучение состава кулинарных смесей по этикеткам. Упр.1,3-7(у). | 28.12 | |
17 | 6 | Объемная доля газа в смеси. | Состав воздуха и природного газа.Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот. | Д.Диаграмма состава атмосферного воздуха.Диаграмма состава природного газа. | §13.Составление диаграмм вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Упр.1(у),2,3(п) | 18.01 | |
18 | 7 | Массовая доля вещества в растворе. | Понятие о массовой доле вещества в растворе.Растворитель и растворенное вещество.Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий. | | §14.Подготовка к ПР №39(стр.77) Упр2-4(п) стр.76 | 25.01 | |
19 | 8 | Практическая работа №3.Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. | | | Расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля». Упр.4,5(п)стр.73, упр.5-9 стр.76-77 | 1.02 | |
20 | 9 | Массовая доля примесей. | Понятие о чистом веществе и примеси.Массовая доля примеси в образце исходного вещества.Основное вещество.Расчет массы основного вещества по массе вещества,содержащего определенную массовую долю примесей,и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий | Д.Коллекция «Минералы и горные породы». ДО.Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов,содержащих определенную долю примесей,по их этикеткам. | §15.Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов по этикеткам. Упр.1(у),3,4(п) | 8.02 | |
21 | 10 | Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии». | | | Подготовка к контрольной работе №1 по теме «Математика в химии». | 15.02 | |
22 | 11 | Контрольная работа №1 по теме «Математика в химии». | | | | 22.02 | |
Тема 3.Явления, происходящие с веществами (10 час). |
23 | 1 | Разделение смесей.Способы разделения смесей. | Способы разделения смесей и очистка веществ.Некоторые простейшие способы разделения смесей:просеивание,отстаивание,декантация и др. | ДЭ.Разделени смеси порошка серы и песка.Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. ДО.Разделение смеси сухого молока и песка. ПР №4.Выращивание кристаллов соли (ДЭ.) | §16(стр.83-85) ДО.Разделение смеси сухого молока и песка. ПР №4.Выращивание кристаллов соли (ДЭ.) Упр.1-4(у) | 1.03 | |
24 | 2 | Фильтрование. | Фильтрование в лаборатории,быту и на производстве.Понятие о фильтрате. | ДЭ.Разделение смеси воды и речного песка. Д.Фильтр Шотта.Воронка Бюхнера.Установка для фильтрования под вакуумом.Респираторные маски и марлевые повязки. ДО. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее декантация. | §16(стр.86-87)Изготовление марлевой повязки.Предложить ход эксперимента «Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее декантация».Подготовка докладов «История возникновения противогаза», «Н.Д. Зелинский». Упр.5,6,7(у) | 1.03 | |
25 | 3 | Адсорбция. | Понятие об адсорбции и адсорбентах.Активированный уголь как важнейший адсорбент,его использование в быту,на производстве и в военном деле.Устройство противогаза. | Д.Противогаз и его устройство. ДО.Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. | §16(стр.87-89) ДО. «Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.» «Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ». Упр.8-10(у) | 15.03 | |
26 | 4 | Дистилляция. | Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси.Дистиллированная вода и области ее применения.кристаллизация или выпаривание.Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.Перегонка нефти.Нефтепродукты.фракционная перегонка жидкого воздуха. | ДЭ.Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Д.Коллекция «Нефть и нефтепродукты».Катализатор. Практическая работа №5. «Очистка поваренной соли». | §17,упр.1-7(у),8(п) | 05.04 | |
27 | 5 | Обсуждение результатов ПР№4.выращивание кристаллов соли (ДО). | | | Подготовка к ПР №5.Очистка поваренной соли (стр.96) | 12.04 | |
29 | 7 | Химические реакции.Условия протекания и прекращения химических реакций. | Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие.Условия течения и прекращения химических реакций. | Д.Устройство кислотного огнетушителя. ДЭ. «Вулкан на столе».Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор диоксид марганца). | §18,Упр.1-9(у) | 19.04 | |
30 | 8 | Признаки химических реакций. | Признаки химических реакций.образование осадка,выделение газа,появление запаха,изменение цвета,выделение или поглощение тепла. | ДЭ.Возгонка иода.Выделение газа из раствора. | §19.ДО «Приготовление лимонада». Упр.1-7(у) | 26.04 | |
31 | 9 | Обсуждение результатов ПР №6 «Изучение процесса коррозии железа»(ДО).Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления происходящие с веществами».Подготовка к контрольной работе №2 | | | Подготовить доклады на тему «Выдающиеся русские химики» | 12.05 | |
32 | 10 | Контрольная работа №2 по теме: « Явления с веществами» | | | | 17.05 | |
| Тема 4.Рассказы по химии (2 час). |
33 | 1 | Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». | Жизнедеятельность М.В.Ломоносова,Д.И.Менделеева,А.М. Бутлерова. | | | 24.05 | |
34 | 2 | Итоговое занятие «Ее величество Химия» | | | | 31.05 | |
Практических работ-6, лабораторных работ-7, контрольных работ-2
Условные обозначения:
ПР-практ. работа, Л-лабораторный опыт, ДО-домашний опыт, Д-демонстрации и демонстрационный материал, ДЭ-домашний эксперимент
Список лабораторных работ
№1.Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
№2.Определение содержание воды в растении.
№3.Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.
№4.Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецк. ореха.
№5.Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
№6.Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
№7.Обнаружение известковой воды среди различных веществ.
Список практических работ
№1.Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
№2.Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
№3.Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
№4.Выращивание кристаллов соли (ДЭ).
№5.Очистка поваренной соли.
№6.Изучение процесса коррозии железа(ДЭ).
Учебно-методическое обеспечение
Учебное пособие «Химия. Вводный курс. 7класс»( О.С.Габриелян).
Методики выполнения практических работ.
9