Урок химии в 9 классе по теме
« Метан–простейший представитель алканов. Состав молекулы, строение, физические свойства, распространение в природе»
Урок № 1 по методике критического мышления
Цель урока. Ознакомить учащихся с составом молекулы метана. Формировать знания учащихся о молекулярной, электронной и структурной формулах метана. Ознакомить учащихся с понятием «гибридизация электронных орбиталей». Углубить знания о распространении органических соединений в природе на примере метана. Показать связь строения и свойств молекулы метана. Развивать умение учащихся составлять электронные и структурные формулы химических веществ. Развивать критическое мышление учащихся. Формировать культуру поведения, общения.
Основные понятия. Sp3- гибридизация, сигма- связь, тетраэдричекое строение, болотный газ.
Оборудование. Модели молекул органических веществ.
Ход урока.
І. Разминка и обоснование цели обучения.
«Секрет успеха… в умении понимать точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с ёе, и со своей точки зрения». Г. Форд
Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
( Обсуждение фразы. Учащиеся высказывают собственные мнения).
Я надеюсь, что вы не будете зря тратить время на уроке и получите удовлетворение от собственного труда.
ІІ. Мотивация познавательной деятельности.
( Используется «ассоциативная методика»: учащиеся активно вспоминают все, что они знают по теме, устанавливают уровень собственных знаний, получают новые стратегии критического мышления: «свободный выбор», «метод пометок»).
Объявление темы урока. Задание учащимся: глядя на тему урока записать все, что вы вспомните о метане.
Сверяют свои записи с карточкой №1 ( Карточка содержит сведения из предыдущих тем).
Сверяют данные с карточкой №2 ( Карточка предусматривает вероятные ответы учащихся, которые базируются на дополнительных знаниях).
Карточка №1 | Карточка №2 |
Материал, изученный из предыдущих тем | Информация, полученная из других источников |
Химическая формула – СН4 М = 16 г/моль Валентность С- IV Горючий Химическая связь- ковалентная полярная Кристаллическая решетка- молекулярная | Образуется при разложении останков растений и животных без доступа воздуха Болотный газ, причина взрывов в шахтах Используется в качестве топлива, горючего в автомобилях, сырья для производства органических веществ Экологически чистое топливо При длительном вдыхании вызывает отравление, иногда смерть |
Объявление задач урока.
ІІІ. Степень осознания
( Стратегии критического мышления: «гронування», «усиленная лекция».
Устанавливаются связи между отдельными понятиями, жизненным опытом и только что полученными знаниями).
Учащиеся изображают схему строения атома Карбона в основном и возбужденном состоянии. Отвечают на вопрос: С какими особенностями строения атома Карбона связано разнообразие органических веществ?
Учитель обобщает ответы учащихся:
- атомы Карбона способны соединяться друг с другом в цепи разного строения- открытые( неразветвленные, разветвленные), замкнутые;
- образовывать не только простые( одинарные), но и кратные( двойные и тройные) связи.
Начинается «Гронування» с центрального слова МЕТАН, записанного в центре доски.
tпл.=- 182,50С
без цвета
практически не растворим в воде
tкип.=- 161,60С
газ
легче воздуха
без запаха
М Е Т А Н
горючий
молекулярная формула СН4
Sp3 – гибридизация атомов Карбона
тетраэдриче-ское строение
структурная
формула
Н
Н-С-Н
Н
валентный угол- 10905’
между атомами
С-С, С-Н сигма- связи
Молекулярная, электронная и структурная формулы метана
Метан- простейший представитель алканов, имеет молекулярную формулу СН4 . Н
Структурная формула - Н - С - Н
Н
В процессе образования молекулы метана в атоме Карбона происходит sp3 –гибридизация электронных облаков.
Гибридизация –это явление смешивания разных по форме и энергии электронных орбиталей с образованием одинаковых по форме и энергии гибридных орбиталей.
При образовании молекулы метана 2s- орбиталь и три 2р- орбитали атома Карбона превращаются в 4 одинаковых орбитали, имеющие вид объёмных несимметричных восьмерок ( схема на стр. 111 учебника).
Изменившиеся орбитали размещаются в трехмерном пространстве на одинаковом удалении друг от друга под углами 1090 5’( демонстрация шаростержневой модели молекулы метана).
В молекуле метана между атомами Карбона и Гидрогена образуются четыре одинаковые по силе и длине ковалентные связи слабополярные сигма- связи.
Сигма- связь- это ковалентная связь, образованная в результате перекрыва-ния орбиталей вдоль линии связи; связь крепкая, имеет значительную энергию.
Физические свойства метана. Распространенность в природе.
Чтение текста учебника на стр.110, 112 с использованием «метода пометок»
Карандашом сделать пометки на полях:
V – то, что было известно учащимся ранее;
+ – новая, неожиданная информация;
– – информация, противоречащая взглядам учащихся;
? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).
Обсуждение результатов работы.
IV. Рефлексия ( Обсуждение для осознания сделанного на уроке. Ученик- собственник идей. Стратегия дискуссионного мышления «дискуссионная сетка»).
С какими новыми терминами и понятиями вы ознакомились впервые?
Ответ: sp3- гибридизация, сигма- связь, тетраэдричекое строение.
Что такое sp3- гибридизация?
Ответ: вид гибридизации атомов Карбона, при которой 2s- орбиталь и три 2р- орбитали атома Карбона превращаются в 4 одинаковых орбитали, имеющие вид объёмных несимметричных восьмерок.
Назовите виды химической связи в молекуле метана.
Ответ: ковалентные связи слабополярные сигма- связи.
Как образуется сигма- связь?
Ответ: Сигма- связь- это ковалентная связь, образованная в результате перекрывания орбиталей вдоль линии связи.
Какими свойствами обладает сигма- связь?
Ответ: связь крепкая, имеет значительную энергию.
Какую пространственную форму имеет молекула метана?
Ответ: молекула метана имеет тетраэдрическое строение.
Какие физические свойства проявляет молекула метана?
Ответ: метан- газ, без цвета, без запаха, без вкуса, легче воздуха, практически не растворим в воде, t пл.= -182,50С, t кип.=- 161,60С, горючий.
Где в природе встречается метан?
Ответ: он является главной составляющей многих горючих газов, как природных( 90-98 % природного газа), так и тех, которые выделяются во время сухой перегонки древесины, торфа, каменного угля, а также в процессе крекинга нефти. Метан поднимается со дна болот и каменноугольных пластов, где он образуется в процессе медленного разложения растительных остатков без доступа воздуха.
Почему во время работы в шахтных выработках необходимо применять специальное оборудование для контроля за уровнем метана?
Ответ: метан взрывоопасный, не имеет запаха, вкуса, цвета.
Чем опасны выбросы метана в шахтах?
Ответ: метан- горючий газ.
Записать уравнение горения метана. Укажите тип реакции по разным признакам.
Решить задачу:
Какой объём углекислого газа (н.у.) образуется после взрыва смеси из 5 л метана и 11 л кислорода? Ответ поясните.
V. Выводы по уроку:
- метан СН4 – простейший представитель алканов;
- молекула метана имеет тетраэдрическое строение;
- метан – бесцветный газ, не имеет запаха, нерастворим в воде;
- метан используют в качестве топлива и горючего, а также как сырьё для химической промышленности.
Формируются задачи на следующий урок
VI. Итоги урока
Учащимся, которые активно работали на уроке, выставляются оценки.
VIII. Домашнее задание
Проработать параграф 17, стр. 109 – 113, ответить на вопросы 153- 159 (устно).