Приветствие «Ладошка к ладошке». Хорошего вам настроения на уроке! Повторение. Вопросы: 1 Какие формы Периодической системы вам знакомы? В чем их отличие? 2.Назовите фамилии ученых, внесших вклад в составлении Периодической системы? 3. Какая форма Периодической системы вам нравится? Можете ли вы предложить оригинальную форму ПС? Стадии вызова. Химические загадки. Отгадавший ученик должен назвать химический элемент на трех языках. За правильный ответ получает фишку. 1) Известно, что горит отлично В нём сера, фосфор, углерод, железо, магний, энергично Сгорает даже водород. (Кислород) 2) Гость из космоса пришёл, И в воде приют нашёл. (Водород) 3) Он очень нужен всем растеньям, И в удобреньях многих есть. И спички без него не смогут, Как не хотели бы, гореть. (Фосфор) 4) Давно известно человеку, Она тягуча и красна, Ещё по бронзовому веку Известна в сплавах всем она. (Медь) 5) Из меня состоит всё живое: Я – графит, антрацит и алмаз, Я на улице, в школе и в поле, Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод) Тема урока? Цель обучения: 8.2.1.1 объяснять физический смысл атомного номера, группы, периода Объяснение схемы и структуры таблицы. Включить все необходимые спецификации (группу, большие и малые периоды, блоки, названия основных групп, номера групп). Объяснение того, что также существует и другая система нумерации. 1.Длиннопериодная таблица химических элементов 2.Короткопериодная таблица химических элементов 3.Как расположены элементы в периодической системе? (Обсуждение) 4.Металлы: 1 группа - Щелочные металлы 5. Металлы: 2 группа – Щелочно-земельные металлы 6. Металлы: 3-12 группа - Переходные металлы 7. Meталлы, Неметаллы и Meталлоиды 8. Структура периодической системы периодическая система Периоды: Группы малые и большие группы 9. 1.Все химические элементы имеют порядковый номер и расположены в порядке их возрастания 2.Горизонтальные ряды элементов, расположенные по возрастанию их атомных масс называются периодами Свойства 1.Естественные семейства элементов -группа элементов сходных по химическим и физическим свойствам. 2.Первая группа образована щелочными металлами: литий, натрий, калий, цезий, рубидий. Они мягкие, быстро окисляются кислородом воздуха. При взаимодействии с водой образуют щелочи. Это семейство щелочных металлов. 3. Вторая группа-семейство щелочноземельных металлов: кальций, стронций, барий. 4.Седьмая группа-семейство галогенов: фтор, хлор, бром, йод. Молекула состоит из двух атомов. Фтор и хлор- газы, бром-жидкость, йод- твердое вещество. 5.Восьмая группа-семейство инертных газов: гелий, неон, аргон, криптон, ксенон, радон. 6.Изменение свойств элементов в периоде. Во всех периодах с увеличением атомных масс (слева направо) наблюдается ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. В периоде слева направо увеличиваются: заряд ядра; электроны на внешнем энергетическом уровне; неметаллические свойства; Радиус атома и число энергетических уровней не изменяется 7.Изменение свойств элементов в группе, в главной подгруппе. В группах ,в главных подгруппах, сверху вниз с увеличением атомных масс наблюдается усиление металлических и ослабление неметаллических свойств. в ГРУППАХ увеличивается: заряд ядра; радиус атома; число энергетических уровней; металлические свойства Игра «Кто лишний?» Ученики зачеркивают из данного перечня или группы элементов один «лишний», т. е. элемент, который не подходит по основным признакам к другим. Выигрывает тот, кто первым правильно справится с заданием. В а р и а н т 1 Карточки с символами химических элементов: Назовите «лишний» элемент в каждой карточке, если главный признак – металл или неметалл. Ответ: а) гелий; б) натрий; в) хлор. В а р и а н т 2 Карточки с фрагментами периодической системы: Назовите «лишний» элемент в каждой карточке, если главный признак – принадлежность к данной подгруппе элементов. Ответ: а) кальций; б) углерод; в) йод. Вариант 3 Карточки с фрагментами периодической системы: Назовите «лишние» элементы в каждой карточке, если главный признак – принадлежность к данному периоду. Ответ: а) фосфор, гелий; б) калий, азот. Выполнение заданий формативного оценивания. Ссылаясь на полученные знания учащихся, а также раздаточные ПТ и мультимедийные материалы учащиеся выполняют задания уровней А и В. А. Задание 1: Определите номера групп и периодов для следующих элементов: 1 Be 2 Al 3 O 4 Cl 5 Na В. Задание 2: Прочитав характеристику элемента, напишите его название и символ. 1. Химичческий элемент, у которого в ядре атома имеется 7 протонов, число энергетических уровней 2. 2. Химический элемент, у которого в атоме имеется 11электронов, количество электронов на внешнем энергетическом уровне -1. 3.Химический элемент, у которого число нейтронов - 6, электронов- 5. Критерии оценивания: Учащиеся знают и могут описать структуру периодической системы химических элементов. Дескриптор: - учащийся определяет номер периода заданного химического элемента. - определяет номер группы заданного химического элемента. - записывает символы элементов и их названия, соответствующие предложенной характеристике элементов. Оценивание (ФО) : Учащиеся обмениваются тетрадями и проводят взаимооцениевание. За каждый правильный ответ выставляется по 1 баллу. |