СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические свойства растворов кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока (сабақтың тақырыбы):  Химические свойства растворов кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации

Задачи (сабақтың міндеттері)

 изучить химические свойства кислот, рассмотреть  их с точки зрения теории электролитической диссоциации;       

развивающая – продолжить развитие умения составлять ионные уравнении

воспитывать аккуратность, культуру работы в группах и парах

Просмотр содержимого документа
«Химические свойства растворов кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации»

Краткосрочный план

Қысқамерзімді жоспар

ФИО учителя, стаж, категория (мұғалімнің аты-жөні, еңбек өтілі, санаты)

Класс (сынып): 9

Дата проведения (өткізілген күні):

Тема урока (сабақтың тақырыбы): Химические свойства растворов кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации

Задачи (сабақтың міндеттері)

изучить химические свойства кислот, рассмотреть их с точки зрения теории электролитической диссоциации;

развивающая – продолжить развитие умения составлять ионные уравнении

воспитывать аккуратность, культуру работы в группах и парах

Тип урока (сабақтың типі): изучения новых знаний

Вид урока (сабақтың түрі): урок совершенствования знаний, умений и навыков

Ресурсы (ресурстар): ИКТ, презентация

Этап

Кезең

Цель

Мақсат

Деятельность учителя

Мұғалімнің әрекеті

Деятельность учащихся

Оқушылардың әрекеті

Идеи семи модулей

Жеті модульдің идеялары

Результат

Нәтижесі

Время

Уақыт

Побуждение.


Постановка совместных целей и задач на урок. Создание благоприятного климата в классе.



Опрос домашнего задания.

На прошедших ранее уроках вы познакомились с основными положениями теории электролитической диссоциации, выяснили, что такое электролит и научились писать ионные уравнения реакций. В химических реакциях могут принимать участие различные классы соединений, в том числе и кислоты. Мы уже знаем, что такое кислоты, как они ведут себя в растворах. Как вы думаете, что еще мы должны узнать о кислотах?

У известного писателя Герберта Уэллса есть замечательный научно-фантастический роман о том, что один изобретатель создал удивительную машину, которая могла переносить человека в любую эпоху прошлого или будущего. Представим себе на минутку, что мы владеем подобной машиной. Перенесемся с ее помощью на несколько веков назад.

В те далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это "вино" выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. "Вино" не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости.

И сегодня нам предстоит выяснить: это чудо или же знание химии?

Для ответа на этот вопрос выполните задание, следуя инструкции.


Учащимся задаются частные вопросы

Какие кислоты вам известны? Запишите формулы известных вам кислот на доске (2-3 ученика записывают формулы кислот на доске, дают им названия, остальные работают в тетради)

Что мы называем кислотой?

На какие группы делятся электролиты по степени диссоциации?

Какие вещества относят к электролитам? К неэлектролитам?

Что такое степень диссоциации?

Ваше домашнее заданием было следующим, пользуясь различными источниками информации приготовить ответ на следующие вопросы: Распространенность кислот в природе?

Какие кислоты используются в качестве пищевых добавок?

Где в повседневной жизни мы применяем знания о свойствах кислот?

Как, используя лишь индикатор определить растворы следующих веществ: серная кислота, вода, гидроксид натрия?

Как надо провести реакцию, чтобы увидеть ее признаки?

Отвечают д/з

Мы должны познакомиться с химическими свойствами кислот, выяснить, с какими веществами они вступают в реакции.


Диалоговое обучение, критическое мышление, ОДО и ОО, ОТиО, обучении в соответствии с возрастными особенностями

Постановка целей и задач

Могут правильно читать и писать уравнения ЭД

5-7 мин

Презентация

Решить упражнения

Кислоты являются электролитами, поэтому с точки зрения какой теории мы должны рассматривать свойства этого класса соединений?

Какова же цель нашего урока?

Для лучшего понимания материала давайте вспомним, на какие классы делятся все неорганические вещества?

Какие из перечисленных сложных веществ являются электролитами?

Вспомните, пожалуйста, что такое электролит?

На какие ионы диссоциируют кислоты, основания, соли?

Напомните, пожалуйста, при каких условиях реакции ионного обмена протекают до конца?

Мы должны рассмотреть свойства кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Изучить химические свойства кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Все вещества делятся на простые и сложные. Простые вещества делятся на металлы и неметаллы, а сложные вещества – на оксиды, кислоты, основания и соли.

Электролитами являются кислоты, основания, соли.

Электролит – это вещество, которое в водном растворе диссоциирует на ионы.

Кислоты диссоциируют на катионы водорода и кислотного остатка, основания – на катионы металла и анионы кислотного остатка, соли – на катионы металла и анионы кислотного остатка.

Реакции ионного обмена протекают до конца в том случае, если выделяется газ, осадок или образуется малодиссоциирующее вещество, например вода.


Умеют работать в парах

5-7 мин


Применение





Написать схемы ЭД


Вы помните, что в растворе кислоты диссоциируют на ионы. Запишите уравнения диссоциации серной и соляной кислот (2 ученика работают у доски, остальные – в тетрадях).

В пробирке №1 находятся гранулы цинка, а в пробирке №2 – медные стружки. Добавьте в одну пробирку раствор серной, а в другую пробирку – раствор соляной кислоты. Сравните результаты. Что вы наблюдаете?


В обеих пробирках с цинком выделяется газ, а в пробирках с медью реакция не происходит.

Диалоговое обучение, ИКТ

Могут правильно расставлять коэффициенты перед ионами;

- работать в парах;



7 мин









Применение






Научить правильно писать уравнения ЭД









Запишем уравнения реакций в молекулярном и в ионном виде.

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2

Zn0 + 2H+ + SO42- = Zn2+ + SO42- + H2

Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H2


Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Zn0 + 2H+ + 2Cl- = Zn2+ +2Cl- + H2

Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H2

Почему реакции сопровождались одинаковым признаком?

По способности вытеснять водород из растворов кислот их расположили в ряд, который называется электрохимическим рядом напряжения металлов. Металлы, стоящие в этом ряду левее водорода вытесняют его из растворов кислот (кроме азотной и концентрированной серной), а те, которые стоят правее водорода – не вытесняют его из растворов солей.

(Один ученик пишет уравнение между серной кислотой и цинком на доске с комментариями, другой самостоятельно с соляной кислотой. Учащиеся записывают уравнение только своего варианта.)




Потому, что в реакцию вступают одни и те же ионы Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H2


ИКТ, критическое мышление

10 мин



Посмотрим, как действуют кислоты на щелочи. При работе со щелочью будьте аккуратны, не допускайте попадания этого вещества на кожу и на окружающие вас предметы, помните, что щелочь, как и кислота, вызывает ожоги.

Нальем в 2 пробирки по 1 мл гидроксида кальция, добавим по 2 капли раствора фенолфталеина, а затем раствор кислоты до обесцвечивания раствора. О чем говорит обесцвечивание раствора фенолфталеина?

Запишем ионные уравнения (2 ученика как и в случае реакции с цинком)

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

2Na+ + 2OH- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2H2O

2OH- + 2H+ = 2H2O или OH- + H+ = H2O


NaOH + HCl =NaCl + H2O

Na+ + OH- + H+ + Cl- = Na++ Cl- + H2O

OH- + H+ = H2O

Уравнения между кислотой и основанием идут одинаково. В результате такой реакции образуется вода. Такие реакции называются реакциями нейтрализации.

Давайте выясним, только ли со щелочами реагируют кислоты.

Опыт 4. Налейте в пробирку 0,5 мл сульфата меди (II) и добавьте к нему несколько капель гидроксида натрия.Что наблюдаете?

Полученное вами вещество – гидроксид меди (II). Добавьте к нему кислоту. Что происходит с осадком?

Запишем уравнения.

Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O

Cu(OH)2 +2H+ + SO42- = Cu2+ + SO42- + 2H2O

Cu(OH)2 +2H+ = Cu2+ + 2H2O


Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H+ +2Cl- = Cu2++ 2Cl- + 2H2O

Cu(OH)2 +2H+ = Cu2+ + 2H2O

Вы видите, что и в этом случае краткие ионные уравнения одинаковы.

Мы убедились в том, что кислоты обладают общими свойствами. Поэтому взаимодействие с солями мы рассмотрим на примере только соляной кислоты. Работаем парами.

В 3 пробирки нальем раствор соляной кислоты. В первую пробирку добавим раствор карбоната натрия. Что наблюдаете?

Учитель записывает на доске: Na2CO3 + HCl =

Во вторую пробирку добавляем раствор нитрата серебра. Каким признаком сопровождается эта реакция?

В третью пробирку добавьте раствор сульфата меди(II). Произошли ли какие-то изменения? Идет ли реакция?

Так в каких же случаях кислоты реагируют с солями?

Допишите уравнения произошедших реакций (2 ученика пишут на доске, остальные - в тетрадях):

Na2CO3 + 2 HCl = 2NaCl + H2O + CO2

2 Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2

CO32- + 2H+ = H2O + CO2


НСl + AgNO3 = AgCl ↓+ HNO3

H+ + Cl- + Ag+ + NO3- = AgCl ↓+ H+ + NO3-

Cl- + Ag+ = AgCl ↓

А теперь посмотрим как протекает реакция между кислотой и оксидом металла ( демонстрируется видеофрагмент «взаимодействие серной кислоты с оксидом меди(II)). Запишем уравнение.

Н2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O

2H+ + SO42- + CuO = Cu2+ + SO42- + H2O

2H++ CuO = Cu2+ + H2O


О том, что происходит реакция.

































Выпадает синий осадок.







Осадок растворяется, значит, происходит реакция.






























Выделился газ.




Выпадает белый творожистый осадок. Значит происходит реакция.

НСl + AgNO3 =


Изменений нет. Реакция не происходит.




Если выделяется осадок или газ.


КМ, ОДО и ОО

Могут решать тесты

10 мин

Рефлексия

Д/з

Научить самооценивать свою работу. Давать рефлексию уроку.


Итак, подведем итог нашей сегодняшней работы. Какими же общими химическими свойствами обладают кислоты?

Откройте учебник стр. запишите в тетрадь свойства кислот:

  1. Кислота + металл (до Н) = соль + водород

  2. Кислота + основание = соль + вода ( р-ция нейтрализации)

  3. Кислота + соль = новая соль = новая кислота ( если ↓ или ↑)

  4. Кислота + оксид металла = соль + вода.

А теперь попробуйте определить, с какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: Mg, MgO, Hg, Mg(OH)2, SO3 СаСО3. Запишите уравнения возможных реакций. ( Это задание выполняется в том случае, если позволяет время).

Выставление оценок за работу на уроке и их комментирование.


Кислоты взаимодействуют

- с металлами стоящими в ряду напряжения до водорода, образуя соль и водород;

-с основаниями, образуя соль и воду;

- с солями, в том случае, когда образуется осадок или газ, при этом образуется новая соль и новая кислота;

- с оксидами металла, образуя соль и воду.


Диалоговое обучение, критическое мышление

самооценивать свою работу на уроке.


3 мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!