Вялова Анна Александровна
Учитель химии
МБОУ Некрасовская СОШ
Класс 8
Тема: Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций. Тип урока: урок открытия нового знания. Цели: Образовательная: продолжить формирование знаний обучающихся о химических явлениях, познакомить с химическими реакциями и условиями их протекания.
Развивающая: развить умения анализировать полученную информацию, находить существенные признаки химических реакций. Воспитательная: продолжить формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.
Задачи:
1. продолжить формирование понятий темы «Соединения химических элементов», формировать умение проводить эксперимент, формировать умение наблюдать явления и делать выводы на основе наблюдений, (предметный результат); 2. Продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат); 3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать дружеские отношения в классе, умение работать в парах, сформировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).
Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный.
Оборудование и реактивы для учителя: компьютер, проектор мультимедийный;
Литература для учителя: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М,: Дрофа, 2012.
Литература для учащихся: О.С.Габриелян Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2010.
Технологическая карта
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | Организационный этап | Приветствует детей, создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | Личностные УУД: смыслообразование |
2. | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | даёт двум желающим задания на карточках по теме «Физические явления. Разделение смесей» (приложение 1)организует работу в группах остальных обучающихся ( приложение2) | Работают индивидуально и в группах. | Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме |
3. | Стадия вызова 1) собственно вызов Этап выявления места и причины затруднения | Подводит учащихся к определению темы и цели урока, путем задавания вопросов: - 1. Какие физические явления, происходящие в разных сферах Земли, вы изучали на уроках географии? 2.Какие еще явления существуют в природе? З.Чем отличаются друг от друга эти явления? 4. Как ещё называются химические явления Создаёт проблемную ситуацию: - Мы так мало знаем о химических явления или реакциях. Как вы думаете - это поправимо? Мы можем восполнить пробелы в знаниях об этих явлениях на сегодняшнем уроке. - Что же такое химические явления или химические реакции? | Отвечают на вопросы: - Выделяют проблему: мы так недопустимо мало знаем о химических явлениях - называют тему урока: химические реакции -цели урока: выяснить условия протекания химических реакций -записывают тему урока в тетрадь. - Отвечают на вопрос и делают записи в тетради: Химические явления – явления, в результате которых из одних веществ образуются другие. | Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы |
4. | Стадия осмысления содержания | Организует лабораторную работу в парах, напоминает о технике безопасности: - Давайте сделаем несколько опытов и посмотрим какими внешними признаками сопровождаются химические реакции (слайд 4) - Наблюдает за деятельностью обучающихся. - организует работу учащихся с параграфом 27 с целью изучения классификации химических реакций и условий их протекания - Корректирует записи обучающихся (слайд 5,6) | Делают лабораторную работу, исследуют признаки химических реакций и заполняют таблицу опыт | Признак Химической реакции | объяснение | | | | | | | | | | | | | | | | - Изучают материал параграфа, делают записи в тетради о классификации и условиях протекания химических реакций - проверяют записи в своей тетради и вносят коррективы | Познавательные УУД. Умение работать с реактивами, делать наблюдения и выводы, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; Коммуникативные УУД. Умение работать в паре, умение выражать свои мысли, осуществлять контроль и коррекцию своих действий; |
5. | Стадия рефлексии 1)самостоятельная работа | - Предлагает выполнить задание (слайд 7) и поменяться работами после завершения для взаимопроверки. | - выполняю задание самостоятельно в тетрадях. Применяют знания на практике. Перечисляют критерии оценивания. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание | Регулятивные УУД. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой) |
| Стадия рефлексии 2)собственно рефлексия | - Побуждает оценить свою деятельность на уроке, предлагает заполнить таблицу (приложение 3) -Записывает домашнее задание на доске: §27 №1,5,6, поясняет на что обратить внимание - просит обучающихся поделится впечатлениями об уроке: 1)что узнали нового интересного на уроке? 2) что произвело большее впечатление? | - Проводят рефлексию, заполняют таблицу - Записывают в дневник | Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Приложение 1
1 карточка
1.Используя данные из первой колонки установите соответствие между методом разделения смеси и поваренной соли и свойствами веществ.
Метод разделения смеси Свойства веществ
А) выпаривание 1) разная растворимость серы и соли
Б) добавление воды 2) различие плотности серы и раствора
В) отстаивание 3) соотношение размеров пор фильтра и частиц
Г) фильтрование 4) разница в температурах кипения веществ
2. Выпишите физические явления из приведенного списка: испарение воды, горение свечи, деформация куска пластилина, пригорание пищи, растворение соли в воде.
карточка
1.Используя данные из первой колонки установите соответствие между методом разделения смеси нефти и воды и свойствами веществ.
Метод разделения смеси Свойства веществ
А) перегонка 1) нефть не растворима в воде
Б) разделение жидкости с помощью 2) различие в плотности нефти и раствора
делительной воронки
В) отстаивание 3) различие в температурах кипения веществ
2.Выпишите физические явления из приведенного списка: образование статического электричества, горение природного газа, гниение органических веществ, дистилляция воды, возникновение радуги.
Приложение 2
1 группа. В сахар попали мелкие кусочки стекла. Как очистить сахар от опасных примесей?
Растворение в воде
Возгонка
Отстаивание
Выпаривание
Фильтрование
Дистилляция
2 группа. Предложите последовательность операций для разделения следующей смеси веществ: соль, песок, железная стружка.
Растворение в воде
Возгонка
Отстаивание
Выпаривание
Фильтрование
Дистилляция
Магнит
Воспользоваться ложечкой
3 группа. С помощью последовательности каких операций можно разделить смесь следующих веществ: подсолнечное масло, вода, соль.
Растворение в воде
Возгонка
Отстаивание
Выпаривание
Фильтрование
Дистилляция
Магнит
Воспользоваться ложечкой
Приложение 3. Можно в печатном виде или на слайде.
Знания/умения | Да (+) | Нет (-) |
1)я знаю | | |
а) химические явления | | |
б) классификацию химических реакций | | |
в) условия течения химических реакций | | |
2)я умею: | | |
а)выбирать из перечня физические и химические явления | | |
б)определять признаки химических реакций | | |